Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Игры для развития грамматического строя речи «Напишем кукле письмо»

  • «Кого я вижу, что я вижу»

  • 4. Игры для развития связной речи «Отгадай-ка»

  • «Чего на свете не бывает»

  • Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе.. Подготовительный этап игры для развития фонетикофонематической стороны речи


    Скачать 45.43 Kb.
    НазваниеПодготовительный этап игры для развития фонетикофонематической стороны речи
    Дата08.05.2023
    Размер45.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДидактические игры для речевого развития детей в старшей группе..docx
    ТипДокументы
    #1114342
    страница2 из 3
    1   2   3

    2. Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)

    «Собери пять»

    Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

    Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

    -18-

    «Кто как голос подаёт»

    Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

    Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.

    Ветер весеннюю песню донёс

    Песню пролаял охотничий пёс,

    Волк эту песню провыл на опушке,

    Дружно проквакали песню лягушки.

    Бык эту песню, как мог, промычал.

    Рысь промурлыкала,

    Сом промычал.

    Филин прогукал,

    Уж прошипел,

    А соловей эту песню пропел.

    Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

    «Эстафета»

    Цель: активизация глагольного словаря.

    Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

    Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

    -19-

    «Наоборот»

    Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

    Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

    Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

    Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе).Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

    «Кто больше знает»

    Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

    Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

    Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

    Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит: - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

    Дети отвечают:

    - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

    - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

    -20-

    «Скажи по-другому»

    Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

    «Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

    «Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

    «Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

    «Подбери слово»

    Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

    Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

    «Первоклассник»

    Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

    Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

    Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.

    Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности,

    -21-

    аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

    В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

    «Кузовок»

    Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

    Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

    Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

    Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

    - Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

    «Найди лишнюю картинку»

    Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

    Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»

    -22-

    «Назови три предмета»

    Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

    Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.

    Ход игры. Дети, говорит воспитатель, мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

    - Стол, стул, кровать.

    -«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

    В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды». Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят

    Родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.

    3. Игры для развития грамматического строя речи

    «Напишем кукле письмо»

    Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

    Ход игры. Для игры надо заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения.

    После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.

    -23-

    «Доскажи словечко»

    Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

    Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

    *** ***

    Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

    Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,

    Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –

    Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)

    *** ***

    Постой, не тебе ли Муравей, муравей

    На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)

    Я выслал две пары

    Отличных … (калош)

    *** ***

    Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?

    Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)

    -24-

    «Кого я вижу, что я вижу»

    Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

    Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

    «Прятки»

    Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

    Ход игры. В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

    «Объясните, почему…»

    Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

    Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

    Незаконченные предложения для игры:

    Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

    Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

    Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

    Стало очень холодно… (пошёл снег)

    -25-

    «Один и много»

    Цель: учить изменять слова по числам.

    Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».

    Слова для игры:

    Книга ручка лампа стол окно

    город стул ухо брат флаг

    ребенок человек стекло трактор озеро

    имя весна друг семя арбуз

    «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».

    Слова для игры:

    когти облака волны листья

    цветы пилы молодцы стебли

    «Добавь слова»

    Цель: научить составлять распространенные предложения.

    Ход игры. «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

    Предложения для игры:

    Девочка кормит собаку.

    Пилот управляет самолётом.

    Мальчик пьёт сок.

    -26-

    «Распутай слова»

    Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

    Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

    Предложения для игры:

    1. Дымок, идёт, трубы, из.

    2. Любит, медвежонок, мёд.

    3. Стоят, вазе, цветы, в.

    4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

    «Найди ошибку»

    Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

    Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

    1. Зимой в саду расцвели яблоки.

    2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

    3. В ответ я киваю ему рукой.

    4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

    5. Скоро удалось мне на машине.

    6. Мальчик стеклом разбил мяч.

    7. После грибов будут дожди.

    8. Весной луга затопили реку.

    9. Снег засыпало пышным лесом

    -27-

    «Правильно или нет?»

    Цель: учить находить грамматические ошибки.

    Ход игры. «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

    1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

    2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

    3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

    4. В полу лежит красивый ковер.

    «Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.

    4. Игры для развития связной речи

    «Отгадай-ка»

    Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

    Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

    После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать.Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

    План описания предмета

    Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло

    -28-

    «Нарисуй сказку»

    Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

    Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

    Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

    «Фотограф»

    Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

    Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

    «Чего на свете не бывает»

    Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

    Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

    -29-

    «Как ты узнал?»

    Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

    Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

    «А я бы…»

    Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

    Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
    1   2   3


    написать администратору сайта