Главная страница

к олимпиаде по литературе. Подготовка обучающихся к олимпиаде по литературе. Из опыта работы


Скачать 45.08 Kb.
НазваниеПодготовка обучающихся к олимпиаде по литературе. Из опыта работы
Дата05.05.2022
Размер45.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлак олимпиаде по литературе.docx
ТипСеминар
#513927

Выступление на муниципальном семинаре учителей русского языка и литературы «Подготовка учащихся к Всероссийской школьной предметной олимпиаде школьников»

Тема «Подготовка обучающихся к олимпиаде по литературе. Из опыта работы»

Докладчик: Балакшина С.Я., учитель русского языка и

литературы МБОУ «Гимназия №1» г.Рузаевка

Республика Мордовия

Школьные уроки литературы, через знакомство с классическими и современными произведениями, помогают учащимся усвоить опыт, ценный для понимания окружающего мира и современной действительности. Изучение предмета литературы включает активную работу, направленную на систематизацию и анализ прочитанного.
Упорядочить и углубить знания, полученные на уроках литературы, помогает участие в специальных предметных олимпиадах.

Олимпиада по литературе — достаточно серьезное испытание знаний, пройти через которое с достоинством могут лишь те, кто в полном объеме усвоил школьную программу и научился анализировать, сопоставлять, обобщать, творчески подходить к решению нестандартных задач. Непростая работа учителя в данном вопросе состоит в том, чтобы помочь школьнику быть готовым теоретически, практически и психологически.

Итак, тема моего выступления «Из опыта подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по литературе». Методические подходы подготовки к олимпиадам могут быть разными. Учитель сам решает, как работать с учащимися. Но какие условия важно соблюдать? Опираясь на собственный опыт, хочу поделиться своими наработками и рассмотреть основные направления методических рекомендаций Всероссийской олимпиады школьников на 2019-2020 учебный год.

Теоретические знания

Участник олимпиады по литературе должен знать основные понятия теории литературы, которые изучаются постепенно, от класса к классу. При подготовке необходимо повторить эти понятия.

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы следующие умения и навыки (по материалам Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2019/2020 учебном году):

  • определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; знать особенности стихосложения;

  • определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

  • анализировать литературные произведения разных жанров;

  • определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

  • выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

Я бы добавила, что нужно знать периоды и направления, знать их представителей, ознакомиться с биографиями писателей и поэтов, чье творчество изучается в школе.

Практические навыки

Участник должен уметь применять все имеющиеся знания на практике при выполнении тестовых заданий, написании сочинений на литературную тему, анализе литературного произведения или его фрагмента.

Следовательно, при подготовке к олимпиаде необходимо предусмотреть практическую часть, когда ученик выполняет примерные задания олимпиады. Такие задания можно найти в интернете, также можно воспользоваться олимпиадными заданиями прошлых лет. На сайтах с олимпиадными заданиями выкладываются работы победителей прошлых лет, их стоит почитать и обсудить при подготовке к олимпиаде.

Олимпиадная работа включает в себя анализ текста и творческое задание.

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  И ЛИТЕРАТУРЕ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

            Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Думаю, в условиях формализации и стандартизации образования олимпиады остаются незаменимым фактором творческого, культурно-эстетического развития наших детей. При подготовке к олимпиадам я ставлю следующие задачи:

1) выявление детей и подростков, литературно одаренных;

2) развитие познавательного интереса школьников в области гуманитарных наук в связи с использованием материала, выходящего за пределы школьной программы;

3) повышение уровня подготовки учащихся в гуманитарной сфере;

4) помощь в профессиональном самоопределении учеников старших классов;

5) проблема подготовки будущих филологов, литературоведов, способных двигать вперед науку об искусстве слова.

6) сохранение интеллектуального потенциала общества.

7) подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;

8) сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;

9) научить пользоваться справочной литературой и словарями;

В течение многих лет я проводила кружковые занятия: «Стилистика речи», «Анализ поэтических и прозаических произведений», «Поэтический клуб», элективный курс «Основы деловой стилистики», которые  развивают способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности, совершенствованию навыков самоорганизации и саморазвития, формированию, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенции у каждого ученика.

Были разработаны индивидуальные маршруты для отдельных учащихся, которые принимали участие не только в олимпиадах по русскому языку и литературе, но и по праву, экономике, английскому языку, обществознанию и занимали призовые места. Хотя, как сказал английский историк и философ, «не успех, а усилие заслуживает награды».

               Олимпиада – не экзамен, поэтому в олимпиадные задания, кроме программного материала, нужно включать вопросы для расширения кругозора учащихся.

 

            Не менее интенсивно идет подготовка детей к олимпиаде по литературе. На мой взгляд, здесь важно выбрать того ученика, который с интересом относится к чтению книг не только по программе, но и сверх нее.

            Чаще всего мы начинаем с теории литературы. Отрабатываем роды и жанры, тему и идею произведения. Учащиеся знакомятся с планом анализа лирических и прозаических произведений. Тренируются как под руководством учителя, так и самостоятельно. Несколько занятий посвящаем работе над изобразительно-выразительными средствами языка.

              Восьмиклассников знакомлю с основными направлениями в литературе: реализмом, классицизмом, сентиментализмом, модернизмом, постмодернизмом, а в девятом - изучаем углубленно.

              Учащиеся, готовясь к олимпиаде, ведут тетради для записи всего изученного на занятиях, на уроках, ведут отдельные тетради, в которые выписывают эпиграфы, описания внешности главных героев, начало и конец произведения, у каждого ребенка – свой словарь: «Пишу и запоминаю».

             

            Цель занятий – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей; 
– подготовить к олимпиадам и конкурсам различного уровня (школьным, городским). 
           Задачи: 
1) повышать познавательный интерес школьников к предмету; 
2) развивать творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников; 
3) учить принимать нестандартные решения и прогнозировать результат; 
4) развивать коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности. 
            В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

- знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа);

-знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;

- уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;

- уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку и литературе.

               К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова и фразеологизмы, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и вижу я  свою роль.

  1. Больше читать В первую очередь подготовка к олимпиаде по литературе включает в себя ЧТЕНИЕ произведений. Участник этой олимпиады должен быть начитанным, ориентироваться в содержании произведений программы и внепрограммных. Здесь можно взять за основу список произведений, разработанный Русской школьной библиотечной ассоциацией (см. Приложение. Список взят с информационного портала школьных библиотек России). Теоретические знания Участник олимпиады по литературе должен знать основные понятия теории литературы, которые изучаются постепенно, от класса к классу. При подготовке необходимо повторить эти понятия, выявить пробелы в знаниях и устранить их, достичь ясного понимания и правильного использования терминов теории литературы. Участник должен знать: Роды литературы; Литературные жанры; Категории содержания: тематика и проблематика произведения, художественное время, пространство, событие; вечные темы в литературе и искусстве; персонаж и писатель; психологизм; портрет, пейзаж в произведении и т. д. Категории формы: сюжет, композиция, конфликт, фабула, внесюжетные элементы, художественная деталь и т. д. Принципы художественного изображения в литературе: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм. Средства художественной выразительности. Стихосложение: метр, ритм, рифма, строфа, стопа и т. д. При повторении или изучении данных понятий теории важно обеспечить связь теории с практикой, то есть все термины объясняются на основе известных учащимся литературных произведений. Практические навыки Участник должен уметь применять все имеющиеся знания на практике: при выполнении тестовых заданий, написании сочинений на литературную тему, анализе литературного произведения или его фрагмента. Следовательно, при подготовке к олимпиаде необходимо предусмотреть практическую часть, когда ученик выполняет примерные задания олимпиады. Такие задания можно найти в интернете, также можно воспользоваться олимпиадными заданиями прошлых лет. Учимся на образцах. На сайтах с олимпиадными заданиями выкладываются работы победителей прошлых лет, их стоит почитать и обсудить при подготовке к олимпиаде. Приложение (Список рекомендованной для прочтения литературы).

    Читайте больше: Подготовка к олимпиаде по литературе http://olgadyachenko.ru/podgotovka-k-olimpiade-po-literature.html




Как подготовиться к олимпиаде по литературе

Олимпиада по литературе – это всегда сложно. Творческие задания, задания на сопоставление, на выявление реминисценций, тестовые вопросы. К тому же, олимпиада требует от участника углубленных знаний, умения творчески мыслить, анализировать тексты, высказывать свою точку зрения. Подготовка к олимпиаде по литературе – длительный и непрерывный процесс. Сегодня я представлю вам общие рекомендации по организации этого процесса.


Общие рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе

Читая художественное произведение, ведите литературный дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал. Поверьте, это очень полезная и нужная работа.

Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения.

На олимпиаде по литературе знание учебника вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте кружки, дополнительные занятия, консультации по литературе.

Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

Пишите сочинения по литературе всегда сами, не списывая из различных источников, не скачивая их из интернета. Во-первых, "внешние" сочинения не всегда лучшего качества, во-вторых, там нет вас, ваших мыслей, чувств, размышлений по поводу прочитанного произведения.

Найдите олимпиадные задания по литературе за предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ.

Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в интернете. Да и на уроках литературы преподаватель, как правило, объясняет их значение.

Учитесь анализировать литературный текст в целом: его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора.

На самой олимпиаде по литературе внимательно прочтите задания, выполните сначала те, в которых уверены, затем выполняйте более трудные, задания творческого характера. Не отвлекайтесь, не стремитесь помочь другим. В большинстве заданий много «ступенек» и баллы начисляются за каждую отдельно, затем баллы суммируются. Например, определите тему (2 б.) и идею стихотворения (3 б.); охарактеризуйте лирического героя (4 б.). Таким образом, за задание можно набрать до 30 баллов.

Шаблон анализа лирического стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

  • Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:

  • Создается такое настроение ---------------------

  • Вызывает мысли о том, что --------------------------

  • В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как ---------------

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема –

  • Это стихотворение (о чем стихотворение?)

  • Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

  • Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)

Идея

  • Автор хотел донести до читателя мысль о том…

  • Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…

  • В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …

  • Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..

  • что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

Заглавие

  • Стихотворение названо так потому, что…

3. Сюжет: 

  • В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 

  • Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (...).

  • В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

  • Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….

  • Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

  • Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль

  • Мысль первой строфы такова….

  • Во второй строфе автор говорит о….

  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам

  • Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)

  • Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

  • В первой строфе возникают образы (существительные)…

  • Во второй строфе автор говорит…

  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам

  • образы событий (...каких именно...);

  • образы чувств (...).

  • Образ лирического героя, авторское "Я" (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

  • Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.

  • Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы ... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)

  • Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

  • Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

7. Рифма

8. Тропы.

9. Фигуры

10.

Рифма

План анализа эпического (прозаического) произведения

План анализа эпического (прозаического) произведения

1. Определить жанр произведения. При необходимости описать особенности жанра.
2. Дата написания или первой публикации произведения (исторический, библиографический, культурный контекст). Эпоха, жизненные обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.
3. Литературное направление и его идеологические и стилистические задачи. Их отражение в произведении.
4. Тема, идея через смысл названия произведения. (Проанализировать смысл названия).
5. Сюжет и композиция.
6. Роль повторяющейся детали: сюжетообразующей, характеризующей (портрета, пейзажа, интерьера и др.), внесюжетной детали.
7. Образ героя (героев): смысл имен, портрет, речевая характеристика, поступки и др.
8. Особенности повествования (автор, повествователь, герой-рассказчик). Соотношение автора и рассказчика (субъективизация и объективизация текста, композиционный прием "рассказ в рассказе"), средства словесного выражения образа рассказчика и др.
9. Роль "цитирования" в произведении (заимствованный сюжет, общекультурные символы, имена, реминисценции...) - традиция.
10. Особенности стиля (слога).
11. В качестве выводы: основная и / или авторская идея произведения.

NB: Полноту анализа, выбор и расположение пунктов диктует 1) само произведение, 2) уровень подготовки учащихся, 3) цели и задачи анализа и др.

Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

•      литературные направления эпохи;

•      место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

•      творческая история произведения;

•      оценка произведения в критике;

•      своеобразиевосприятия данного произведения современниками писателя;

•      оценка произведения в контексте современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).
Концептуальный уровень художественного произведения

(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (может быть утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).
Уровень организации произведения как художественного целого
Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет – то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой или сжатой, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка – начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка – решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

•     В прямой хронологической последовательности событий;

•     С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее;

•  В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Внесюжетными элементами считаются:

•      Вставные эпизоды;

•      Лирические (иначе - авторские) отступления.

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1.     Сюжет – главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2.     Сюжет – художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий
Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).
Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.
Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1.     Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

•   Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

•  Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. 

•   Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

•   Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

•   Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

•   Наличие или отсутствие прототипа.
2.     Основные приемы создания образа-персонажа:

•     Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

•    Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

•     Прямая авторская характеристика;

•  Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

•     Характеристика героя другими действующими лицами;

•   Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);
3.     Виды образов-персонажей:        

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).
4.     Система образов-персонажей.
Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным.

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).
5.     Позиция автора и способы ее выражения:

     Авторские оценки: прямые и косвенные.

 Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

 Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников.

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз). 

Анализ эпизода

 Общие рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе

Читая художественное произведение, ведите литературный дневник, в котором записывайте название произведения, героев, сюжетную линию, интересные высказывания и цитаты. Указывайте номера страниц, чтобы потом легко было найти нужный материал. Поверьте, это очень полезная и нужная работа.

Читайте критическую литературу, литературоведческие статьи. Но делайте это сразу после прочтения самого произведения. Полезно также познакомиться, хотя бы в кратком изложении, с биографией писателя. Это поможет вам глубже понять его произведения.

На олимпиаде по литературе знание учебника вряд ли вам поможет, поэтому изучайте энциклопедии, популярные статьи по предмету. Обязательно посещайте кружки, дополнительные занятия, консультации по литературе.

Не стесняйтесь задавать преподавателям вопросы, вступать в диалог с учителем и одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

Пишите сочинения по литературе всегда сами, не списывая из различных источников, не скачивая их из интернета. Во-первых, "внешние" сочинения не всегда лучшего качества, во-вторых, там нет вас, ваших мыслей, чувств, размышлений по поводу прочитанного произведения.

Найдите олимпиадные задания по литературе за предыдущие годы, выполните их. Помогут в этом и задания ЕГЭ.

Обязательно прочитайте и выучите основные литературоведческие понятия и термины. Их вы можете найти в ваших учебниках, специальных словарях, в интернете. Да и на уроках литературы преподаватель, как правило, объясняет их значение.

Учитесь анализировать литературный текст в целом: его тему, композицию, ключевые слова, мотивы, детали, все это помогает понять главное – идею автора.

На самой олимпиаде по литературе внимательно прочтите задания, выполните сначала те, в которых уверены, затем выполняйте более трудные, задания творческого характера. Не отвлекайтесь, не стремитесь помочь другим. В большинстве заданий много «ступенек» и баллы начисляются за каждую отдельно, затем баллы суммируются. Например, определите тему (2 б.) и идею стихотворения (3 б.); охарактеризуйте лирического героя (4 б.). Таким образом, за задание можно набрать до 30 баллов.

Литература для учителя

1. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова. М.: Просвещение, 1991.

2. Анализ идейно-художественного своеобразия литературного произведения, XX в. / Авт.-сост. А.И. Княжицкий и др. М.: Междунар. шк. дистант. обучения, 2003.

3. Анализ лирического произведения / Авт.-сост. А.И. Княжицкий и др. М.: Международная школа дистантного обучения, 2002.

4. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества. — М., 1987.

5. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. М., 2004.

6. Давыдова Т.Т. Целостный анализ поэтического произведения // Русская словесность. 2003. — № 4.

7. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе: 5–9 кл.: Методическое пособие. М., 2003.

8. Есин А.Б. Русская литература XIX в.: Задачи, тесты, полезные игры. М., 2000.

9. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2001.

10. Кузнецов И.В. Анализ эпического произведения: Учебно-метод. пособие. Новосибирск: Изд-во НИПКИПРО, 2003.

11. Литературный кружок «Этот интересный мир книги». 5-6 классы/ Дарминова И.А., 2009/http://www.pedsovet.ru

12. Лотман Ю. М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. — СПб., 1996.

13. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.

14. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976.

15. Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: В 2-х ч. М.: Просвещение, Владос, 1995.

16. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. — М., 1977.

17. Русская литература XIX—XX веков. В 2 т. Т. 1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М. В. Ломоносова / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. — М.: Аспект-Пресс, 2000.

18. Русские писатели. XIX век: Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. — М., 1996.

19. Смирнов А. А. Лирика Пушкина. — М., 1988.

20. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. М., 1998.

21. Стрижекурова Ж.И. Методика школьного изучения художественных произведений в аспекте жанра // Филологический журнал. 2000. Вып. 9. 

22. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва: «Просвещение», 1978.

23. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. М., 2002.

24. Черобай Е.Н. Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературы // Русская словесность. 2001. — № 4.

25. Щербина И.В. Актуальные модели вопросов и заданий для текстуального анализа произведения // Русская словесность. 2002. — № 5.

26. Шанский Ю.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990.

27. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 2004.

28. Элективный курс «Учусь работать с книгой и текстом» (8–9-й классы) /Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – Баласс, 2008.

 

Литература для ученика

 

1. Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении: Учебник для 8-го класса средней школы. М.: ЦГО, 1996.

2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996.

3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000.

4. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 2.

5. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся / Тураев С.В., Тимофеев Л.И., Вишневский К.Д. и др. М.: Просвещение, 1988.

6. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. 3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2004.

7. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1994.

8. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. М.: Детская литература, 1981.

9. Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев: Кн. для учащихся. — М., 1983.

10. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1999.

11. Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества: Книга для учащихся. М., 1988.

12. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М.: Просвещение,1974.

13. Справочник школьника: История мировой культуры / Сост. Капица Ф.С. , Колядич Т.М. М.: Филологическое общество «Слово», ТКО «АСТ», 1996.

14. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. Новиков В.И. М.: Педагогика, 1987.

15. Энциклопедия для детей: Русская литература: От былин и летописей до классики XIX века / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2000.

16. Я познаю мир: Уроки литературы: Энциклопедия / С.В. Волков. М., 2003.
 

Школьные уроки литературы, через знакомство с классическими и современными произведениями, помогают учащимся усвоить опыт, ценный для понимания окружающего мира и современной действительности. Изучение предмета литературы включает активную работу, направленную на систематизацию и анализ прочитанного.
Упорядочить и углубить знания, полученные на уроках литературы, помогает участие в специальных предметных викторинах и олимпиадах.

Олимпиада по литературе — достаточно серьезное испытание знаний, пройти через которое с достоинством могут лишь те, кто в полном объеме усвоил школьную программу и научился анализировать, сопоставлять и обобщать.

 

Книги

Гаспаров М. Л. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа. Программная статья-заметка, открывающая курс лекций Гаспарова по анализу художественного текста. В ней изложены принципы так называемого «имманентного» анализа, то есть не выходящего за пределы конкретного произведения. Эта статья вошла в сборник «Ясные» стихи и «темные» стихи», к которому тоже можно обращаться.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Монография Лотмана дает представление о другом методе анализа текста ‐ структурном, который позволяет рассматривать произведение в контексте, в системе вызываемых им ассоциаций. Особого внимания заслуживает практическая часть с разборами стихотворений поэтов разных эпох, от Батюшкова до Заболоцкого.

Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя. Классический образец анализа прозаического текста малой формы. Помимо концептуального подхода к гоголевской повести, статья дает представление о некоторых принципах нарратологии, то есть теории повествования.

Шкловский В. Б. Искусство как прием. Программная статья Шкловского, манифест формальной школы, по праву считается одним из выдающихся текстов русского литературоведения.

Хализев В. Е. Теория литературы. Признанный учебник в своем жанре, за неполные двадцать лет выдержавший уже шесть изданий. Несмотря на вузовский уровень, может быть интересен широкому кругу учащихся. Рассчитан на углубление и систематизацию знаний в области теории литературы.

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. В этой книге излагаются история и теория стиха, объясняются фундаментальные понятия, связанные со стиховой речью. Подробно разбираются строфика, метрика, рифма. Можно пользоваться как справочником.

Полезные интернет-ресурсы

Как изменится региональный этап всероса по литературе →

Проект Arzamas. Пожалуй, главный научно-популярный литературоведческий интернет-источник в настоящее время. Разнообразие материалов на нем, кажется, не имеет границ. Листайте таблицы, решайте тесты, читайте интересные факты о, казалось бы, хорошо знакомых произведениях и открывайте новое. Смотрите видеокурсы, в записи которых принимают участие известные современные литературоведы и талантливые преподаватели.

Школа юного филолога. Раздел «Библиотека» на этом сайте предлагает подробный список полезных для олимпиадника-филолога трудов, пособий, учебников и сборников, а также памятки по анализу прозаического и поэтического текста.

Гильдия cловесников. Здесь собрана большая подборка заданий филологических олимпиад (раздел «Олимпиады»), а в «Литературоведческом словарике» можно найти статьи в жанре «просто о сложном», понятно объясняющие литературоведческие и культурологические реалии. Также на сайте размещают анонсы событий, которые могут быть интересны молодым словесникам.

Сто лекций с Дмитрием Быковым. Проект, в котором известный писатель и литературовед Дмитрий Быков предлагает свои интерпретации знаковых произведений русской литературы XX века. Будьте внимательны ‐ это авторский взгляд, часто не совпадающий с традиционным восприятием писателей и поэтов. Но чему точно можно учиться у Быкова ‐ умению говорить о литературе небанально и живо.


написать администратору сайта