дипломная исправленная. Подпись) 20 г. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметнопространственной среды группы
Скачать 50.71 Kb.
|
нМИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Филиал в г. Славянске-на-Кубани Допустить к защите Председатель ПЦК ________________А. С. Евтушенко (подпись) _______________________ 20__ г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ Работу выполнил ____________________________________ Д. А. Помеляйко (подпись) Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» Руководитель к.п.н., доцент _______________________________________ Г. П. Ходусова (подпись) Нормоконтролер преподаватель ______________________________________Т. Н. Курочкина (подпись) Краснодар 2021 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В свете последних изменений в сфере законодательства дошкольное образование призвано обеспечивать всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Среди названных направлений пристальное внимание педагогов и родителей в последнее время привлекает эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В воспитании ребенка дошкольного возраста эстетическое воспитание является одним из важнейших направлений, поскольку оно непосредственно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из направлений развития дошкольников является «Художественно-эстетическое развитие», частью которого в том числе является и эстетическое воспитание [22]. Эстетическое воспитание ребенка направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного, словесного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающем миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д.) [3]. Для эстетического воспитания детей используется большой спектр форм, методов, приемов и средств, но одним из важнейших условий эстетического воспитания детей в дошкольной образовательной организации является правильно организованная предметно-развивающая среда. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста, особенно для формирования эстетических представлений. Предметно-развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей, формирует представления об эстетике пространства. Огромное влияние среды, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, на его развитие и формирование, отмечали такие педагоги как П. П. Блонский [], Б. Т. Лихачев [], В. А. Сухомлинский [] и другие. На важность этой проблемы указывают современные исследователи и педагоги и педагоги В. Н. Микляева [18], С. Л. Новоселова [16]. Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации (ДОО). Современные темпы модернизации образования, внедрение ФГОС ДО, и наряду с этим, недостаток финансовых вливаний, зачастую приводят к недостаточному материально-техническому оснащению ДОО в части предметно-развивающей среды и ее обогащению. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды в ДОО и недостаточностью методических материалов для педагогов этого вида деятельности в этом и заключается актуальность исследования. Объект исследования: процесс формирования эстетических представлений детей дошкольного возраста. Предмет исследования : содержание предметно-пространственной среды группы в аспекте формирования эстетических представлений дошкольников. Цель исследования: выявить эффективность формирования эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования: 1 ознакомиться с понятием и сущностью определения «эстетические представления» дошкольников; 2 рассмотреть организацию предметно-пространственной среды группы в современных условиях детского сада; 3 проанализировать методические условия формирования эстетических представлений дошкольников по средством предметно-пространственной среды группы; 4. Гипотеза исследования. Процесс формирования эстетических представлений детей дошкольного возраста будет более эффективным, если в формировании предметно-пространственной среды группы, учитывать следующие факторы: 1) насыщенность среды; 2) индивидуальный подход и учет возрастных особенностей детей; 3) вариативность предметно-пространственной среды; 4) организация центров активности, направленных на формирование эстетических представлений. Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогических источников и нормативных документов ДОО, изучение и обобщение передового педагогического опыта; практические - Структура выпускной квалификационной работы: – ведение, где определена актуальность выбранной темы, цель, объект и предмет исследования, поставлены задачи в соответствие с выбранной темой; – теоретическая часть, в которой рассматривается понятия и сущность эстетических представлений детей дошкольного возраста; анализ предметно-пространственной среды группы; и методические условия формирования эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы; – практическая часть; –заключение, в котором сделаны основные выводы, в процессе исследования; – список использованных источников; – приложения; В работе использованы следующие понятия: Эстетические представления – часть внутреннего мира посредством высоких образов, которые дают природа, литература, музыка, философия, изобразительное искусство [4]. Предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика [6]. Развивающие игры – игры, в процессе которых происходит усовершенствование или развитие различных навыков [11, с. 126]. Эстетическое развитие – это процесс развития эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса, эстетической деятельности [12]. Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка [12]. 1 Теоретические основы формирование эстетических представлений дошкольников посредством предметно-пространственной среды группы 1.1 Понятие и сущность определения эстетических представлений дошкольников Дети и взрослые постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет нам наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Анализ психолого-педагогических исследований позволил нам выявить особую роль формирования эстетических представлений в эстетическом воспитании дошкольников. Представление – это наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие []. Сферами эстетических представлений является пространственная среда, природа и искусство. Их объединяет понятия образа. Образ – отражение внешнего мира в нашем сознании, полученное с помощью органов чувств. Только человек может создать обобщенный образ, не основывается непосредственно на образах внешнего мира, только у человека образ присутствует только в его сознании, может наделить материальными жизнью – описать словами, записать в нотах и т.д. [4]. Эстетические представления становятся частью внутреннего мира посредством высоких образов, которые дают природа, литература, музыка, философия, изобразительное искусство. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство – дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Таким образом, дошкольный возраст является наиболее значимым периодом в процессе формирования эстетических представлений личности. Эстетические представления детей старшего дошкольного возраста формируются как стихийно, под влиянием семьи, окружающей действительности, детского сада, так и в результате целенаправленной систематической работы педагогов. Эстетические представления определяются свойствами окружающих предметов, формируя специфическое отношение к красоте различных явлений, обусловливая в значительной степени свое место в обществе и выбор жизненного пути. В настоящий период проблема эстетического воспитания личности и развития эстетической культуры у дошкольника считается одной из ключевых задач. Эта проблема целиком рассмотрена в работах иностранных и российских педагогов и специалистов в области психологии. Среди которых можно отметить Д. Б. Кабалевского [], Б. Т. Лихачѐва [], А. С. Макаренко [], В. А. Сухомлинского [] и В. Н. Шацкую []. Есть большое количество определений «эстетического воспитания», но, проанализировав их, выделим главные положения, говорящие о сущности. – во-первых, это процесс целенаправленного влияния. – во-вторых, это формирование возможности понимать и видеть красоту в искусстве и жизни, расценивать ее. – в-третьих, задача эстетического развитие заключается в формировании эстетических вкусов и эталонов личности. – в-четвертых – становление возможности и самостоятельному творчеству и созданию великолепного. Известный педагог В. Н. Шацкая определяет следующую задачу эстетического воспитания: эстетическое становление работает формированию творчески интенсивной личности, возможности интенсивного эстетического отношения дошкольников и произведениям искусства, а так же привлекает посильную роль в разработке великолепного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Отметим, что в эстетическом воспитании ключевая роль отводится искусству []. Эстетическое развитие создает человека всеми эстетически важными предметами и явлениями, в том числе и искусством как самым массивным средством. Формирование эстетических качеств, которые определяют уровень художественного воспитания, развивает человека в основном не для искусства, а для его интенсивной эстетической жизнедеятельности. Известные педагоги Г. С. Лабновская [], Д. Б. Лихачев [], Н. И. Киященко [] и другие выделяют три основные задачи, которые имеют собственные варианты и у других учѐных, но при этом не теряют главной сущности. Первая задача заключается в образовании конкретного запаса элементарных эстетических познаний и эмоций, без которых не могут появляться склонность, влечение, интерес к эстетически значимым предметам и появлениям. Суть данной задачи, состоит, в накоплении различного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Воспитатель обязан выбрать по указанным характеристикам такие предметы и явления, которые станут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, анализируя первую задачу, можно сказать, что происходит формирование чувственно-эмоционального навыка и также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. Вторая задача эстетического развития состоит в формировании на базе приобретенных знаний и развития возможностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических свойств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и расценивать эстетически важные предметы и явления, наслаждаться ими. Данная задача говорит о том, что малыши интересуются, к примеру, живописью, только на общеобразовательном уровне. Они быстро смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них исследования, не вынуждает остановиться и насладиться совершенством произведения. С эстетическим любованием плотно связана общая способность к глубочайшему переживанию, появление гаммы возвышенных эмоций и глубокого духовного удовольствия, общения с прекрасным и чувства юмора. Третья задача эстетического развития связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой возможности. Основное заключается в воспитании и развитии этих свойств, потребностей и способностей личности, которые превращают индивидуума в интенсивного созидателя, творца эстетических ценностей, дают возможность ему не только радоваться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок обязан знать не только великолепное, уметь им наслаждаться и оценивать, а он еще должен и сам энергично принимать участие в разработке прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. Советский государственный деятель, писатель, педагог А. В. Луначарский [] подчѐркивал, что человек учится многосторонне воспринимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде и социальной жизни. Вся система эстетического становления нацелена на всеобщее развитие дошкольника, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и умственном. Это достигается методом решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических, психических свойств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психологическими категориями эстетического воспитания. Как подмечает профессор Л. Р. Трясина [], что подобное ознакомление с шедевром искусства ликвидирует единственный из основных компонентов эстетического взаимоотношения – любование. С эстетическим любованием близко сплочена единая способность к углубленному переживанию. Появление гаммы высоких эмоций также углубленного духовного удовольствия, в таком случае общения с превосходным, ощущение отвращения при встрече с отвратительным и эмоцию юмора. |