Пушкин. Поэта и поэзии, тема дружбы
Скачать 70.96 Kb.
|
Онегин и ЛенскийОдин из главных принципов создания системы образов в романе Пушкина – принцип антитезы: в противопоставлении Онегина и Ленского выявляется более ярко не только их личностная индивидуальность, но и авторские идеи, связанные с этими образами. Отношение Пушкина к Ленскому сочувственное, но всё же ироничное: в личности и судьбе этого героя отразился кризис романтического мировосприятия самого Пушкина, его прощание с юношеским романтизмом. Чувствуется авторская улыбка в описании, например, романтического творчества Ленского: Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманную даль, И романтические розы… Он пел поблёклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет. Ленский - романтик не только по характеру своего творчества, но и по складу своей души, по типу мировосприятия. «Он верил мира совершенству», - сказано о Ленском, душа которого была «согрета» ожиданием чуда. Юный поэт распахнут миру и людям, для него мир населен людьми с сильными страстями, умеющими верно любить и готовыми ради друга или любимой пожертвовать жизнью. Онегин и Ленский – представители одного поколения, пусть и «от делать нечего», но всё же друзья, однако они поразительно несхожи: Вода и камень, Лёд и пламень Не столь различны меж собой. Если главные черты Онегина – скептицизм, разочарованность, холодный ум, то Ленский, напротив, восторжен и мечтателен. Различны отношения Онегина и Ленского к любви. Онегин уже разуверился в самой возможности счастья. Ни к чему не обязывающие светские увлечения, «наука страсти нежной» заменяли любовь в его жизни, но всё же в душа Онегина, в противовес скептическому уму, ждала чего-то иного, настоящего. Любовь для Ленского – абсолютно бескомпромиссное, высокое чувство. Однако в Ольге Ленский, как и многие романтики, любил свою мечту, создание воображения, не замечая, насколько его идеал несхож с реальностью. Первое же столкновение с реальной жизнью обернулось для романтического мира Ленского катастрофой: легкомыслие Ольги в глазах юного поэта обретает вселенские масштабы, оборачивается изменой, коварством, необдуманная шутка Онегина – крушением веры в дружбу, дуэль – борьбой с мировым злом в защиту любви. Романтическая любовь Ленского оказалась хрупкой, во многом выдуманной, книжной. При всём различии мировосприятия ни Онегин, ни Ленский не понимали всей сложности жизни. Ленский выстраивал жизнь и относился к ней как романтик, со свойственной романтическому мировосприятию бескомпромиссностью: мир мечты и мир реальности не нашли согласия в судьбе юного поэта. Ленский верил «мира совершенству», идеализировал жизнь, поэтому малейшая дисгармония разбила этот придуманный мир. Онегин же слишком упрощенно судил о жизни, путь Онегина – это путь постижения сложности жизни, ее многопроблемности, но и многокрасочности. Трагедия Онегина в том, что он слишком поздно понял, что любовь и дружба, взаимопонимание – это величайшие ценности, которыми нужно дорожить, понял настолько поздно, что уже никто не мог отвести от него одиночество – ни любимая, ни друг. «Татьяны милый идеал» в романе ПушкинаТатьяну Ларину Пушкин называл своим «милым идеалом», а Белинский - «колоссальным исключением». Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», ее непохожесть на всех видна даже во внешности: Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива… Пушкин не дает подробного описания внешности Татьяны, и это не случайно: в Татьяне интересен внутренний облик, склад ее души. Обилием отрицательных частиц – «не привлекла б», «ни красотой сестры своей», «ни свежестью» - Пушкин акцентирует внимание не столько на том, какой была Татьяна, сколько на том, какой не была – не была такой, как все, какой ей предписывалось быть. Исключительность Татьяны выявляется более ярко при сопоставлении с ее младшей сестрой Ольгой. Ольга «всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела». Несколько настораживает это «всегда»: в Ольге не чувствуется внутренней жизни, поэтому не случайно внешний портрет полностью исчерпывает её характеристику: Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, лёгкий стан – Всё в Ольге… но любой роман Возьмите и найдёте верно Её портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно. Не случайно Онегин, увидев сестёр в первый раз, в одно мгновение отличил Татьяну от Ольги: Позволь, я выбрал бы другу, Когда б я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет. Татьяну отличает напряженная внутренняя жизнь, умение глубоко и сильно чувствовать. «Задумчивость», «мечты», «воображение мятежное» - всё это указывает именно на жизнь души, полнокровную, бурную, многогранную. Татьяна черпает пищу для души во всём, что ее окружает: в природе, в рассказах няни, в русских песнях, обрядах, во французских романах. Это – ее мир, который для других странен, непонятен, и, пожалуй, лишь Онегин смог почувствовать глубину и самобытность этого мира. Нигде так, как в любви, не раскрывается человек. Именно Татьяна, в отличие от Онегина, изначально наделена умением искренне и глубоко любить. В Татьяне никогда не было ни малейшей фальши, неискренности – «Татьяна любит не шутя». Её любовь – это пожар, пламень, не случайно Пушкин использует такие выражения, как «жаркий сон», «тайный жар», «ланиты мгновенным пламенем покрыты», «пышет бурно», «в ней страстный жар». За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? За то ль, что любит без искусства, Послушная влеченью чувства, Что так доверчива она, Что от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным? Любовь Татьяны не подвластна расчету, даже хладнокровному размышлению. Ее письмо к Онегину – единственная возможность быть услышанной и понятой в этом пожаре любви. Испуг, смятение и вместе с этим страстное ожидание, томление от неизвестности и надежда, которая готова обернуться отчаянием, - насколько богата палитра чувств Татьяны перед встречей с Онегиным в саду! Как далеко это состояние от «науки страсти нежной», которую в совершенстве постиг Онегин. Даже неразделенная любовь воспринимается Татьяной как неизбежная часть жизни. После объяснения с Онегиным в саду и его разумной, но холодной «проповеди» Татьяна не замыкается в себе, в своем страдании, напротив, страдание и любовь обостряют все чувства Татьяны, именно поэтому еще до ссоры Онегина и Ленского Татьяна, почувствовав их разность, предугадала неизбежную трагедию, что отразилось в ее фантастическом сне. Почему именно Онегин стал ее избранником? «Пора пришла, она влюбилась», - читаем у Пушкина. Однако почему влюбилась именно в Онегина, а не в Ленского, например? Татьяна чувствует людей сердцем, она не умеет судить о людях «хладнокровно». Еще не зная Онегина, она почувствовала его исключительность, его «странность», а ведь и она сама для всех была странной. Более глубокое понимание Онегина приходит к Татьяне лишь после его отъезда, когда Татьяна читает книги с его пометками, разгадывая ход его мыслей. Увидев портрет лорда Байрона, «каменную куклу Наполеона» в кабинете Онегина, Татьяна предполагает: «Уж не пародия ли он?» Татьяна здесь недалека от истины, но истины уже прошлой. После дуэли с Ленским прежний мир Онегина, в котором он не без удовольствия играл роль разочарованного скептика, в котором и впрямь был недалек от пародии на «байронического героя», этот мир разрушается, меняются представления Онегина о жизни и о месте любви в человеческих отношениях. Татьяна понимает Онегина Петербурга и не знает изменившегося Онегина. Однако именно с этого момента «для бедной Тани все были жребии равны», и она дает согласие ехать в Москву на «ярмарку невест». В финале романа Татьяна, изменившись, казалось бы, внешне, всё же сохраняет свою прежнюю исключительность – это подчеркивается ее сопоставлением со светской красавицей Ниной Воронской, которую Пушкин называет «Клеопатрою Невы». Простота, соединенная с чувством собственного достоинства, искренность, благородство натуры – всё это выделяет Татьяну из блестящей светской толпы. Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей, Всё тихо, просто было в ней. Не внешний блеск, а внутреннее содержание отличает Татьяну от всех. Пушкин подчеркивает в ней «величавость», которая всегда считалась признаком национальной русской красоты. Величавость – внутреннее состояние, состояние души. Светская мишура, суетность не касаются Татьяны. Она ни в чём не изменила себе. Ее отказ Онегину – закономерный и единственно возможный для нее поступок, ведь еще в письме к нему Татьяна признавалась, что хочет быть «верною супругой и добродетельной матерью». Татьяна сохранила верность себе, то «самостоянье», которое Пушкин считал «залогом величия человека». Противопоставление Онегина и Татьяны – противоречивого, «мятежного» героя и гармоничной героини, воплощающей идею «русской души», - отражает авторское тяготение к гармонии и одухотворенности жизни. Образ автора в романеОдним из главных в романе становится образ автора. Образ автора и биографический автор – сам Пушкин – полностью никогда не совпадают, реальный Пушкин не абсолютно тождествен Пушкину романному. Пушкин в романе – такое же создание Пушкина реального, как и любой герой произведения: это личность, обладающая определенной биографией, системой ценностей и взглядов на мир. Автор в романе – это и герой, и одновременно создатель романа, время от времени посвящающий нас в сам процесс своего творчества. Автор открыто выражает свое отношение к героям: он любит Татьяну («Я так люблю Татьяну милую мою»), признается, что именно в этом образе воплотил свой идеал; сочувственно, иногда критически, иногда с иронией, но всегда заинтересованно автор говорит об Онегине, призывает читателей без предубеждения относиться к поступкам главного героя, не спешить с заключениями и приговорами. Неповторимость мира автора в романе «Евгений Онегин» ощущается прежде всего при сопоставлении с миром главного героя. В начале романа Пушкин и Онегин – люди одного типа мировосприятия, одного поколения и социального круга. Автор связан с героями узами дружбы: называет Онегина «добрым приятелем», хранит стихи Ленского, письма Онегина и Татьяны. Автор начала романа включен в мир Онегина, поэтому так часто появляется объединяющее местоимение «мы»: «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «игру страстей мы знали оба», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». У автора и Онегина общий круг знакомых – Каверин и Чаадаев например. Автор признается, говоря об Онегине: Мне нравились его черты: Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Однако уже в первой главе чувствуется различие между автором и Онегиным, и не только в том, что один – поэт, а другой «ямба от хорея отличить не мог». Пушкин жил гораздо труднее, чем Онегин, он уже познал горечь южной ссылки, о которой упоминает на страницах романа: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я, Но вреден север для меня. Однако поэт умел радоваться жизни, умел быть счастливым даже тогда, когда это, казалось бы, невозможно. Онегин в совершенстве постиг «науку страсти нежной» - для Пушкина любовь никогда не была «наукой», она всегда оставалась особой духовной энергией, обогащающей и преображающей жизнь. Для Онегина театр лишь скучная часть скучного дня – для автора это «волшебный край». Онегин не чувствует очарования деревенской природы – автор восклицает: Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. И тут же с мягкой улыбкой добавляет: Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной. Пушкинский оптимизм, привязанность к жизни наполняют строки романа светлой энергией очарования - в отличие от онегинского разочарования. Спасает от скуки только душевная заполненность, богатство внутреннего мира, умение чувствовать жизнь и радоваться ей – все это есть в мире автора. Однако есть в романе ситуация, которая более резко разводит Онегина и автора, - ситуация дуэли. Не просто дуэли (мы знаем, что и сам Пушкин несколько раз принимал участие в дуэлях), а дуэли двух друзей, которые из-за ничтожного повода вдруг стали врагами. Авторский голос четко отделён от мыслей самого Онегина: Евгений, всем сердцем юношу любя, Был должен оказать себя Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, Но мужем с честью и с умом. В понимании автора, человеческая жизнь – высшая ценность, а потому ничто: ни общественное мнение, ни представления о дворянской чести, ни боязнь осуждения – не должно быть поставлено над ней. Роман Пушкина уникален еще и тем, что дает возможность ощутить не только духовное преображение главного героя, но и эволюцию авторского взгляда на мир. Онегин расстается с хандрой – автор теряет романтические иллюзии, однако ни тот ни другой не утрачивают надежды. В судьбах главных героев романа выявилась вера Пушкина в человека, в его духовные возможности. В чем смысл открытого финала романа «Евгений Онегин»? (ЕГЭ по литературе) Роман "Евгений Онегин" занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Работа над ним заняла у писателя более 7 лет: роман был начат в 1823г., а закончен лишь в 1830. В нем много необычного для читателей-современников Пушкина. Необычен жанр: роман в стихах. Необычны герои, в которых читатели узнавали себя и своих знакомых. Необычно место действия романа - те же ресторан, театр, гостиные, где проводили свое время и они. Так был создан первый в русской литературе реалистический роман. Как известно, одной из важнейших композиционных особенностей романа “Евгения Онегина” является открытый финал. Последняя сцена романа, в которой влюбленный Онегин объясняется Татьяне в своих чувствах, и читатель ждет развязки в судьбе героев, заканчивается словами: И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда…. Многие друзья убеждали Пушкина закончить роман. Он знал, что читатели и критика ждут от него традиционного «конца»: Вы говорите ... Что должно своего героя Как бы то ни было женить, По крайней мере уморить... Пушкин поначалу собирался сделать это, даже написал черновики нескольких глав, но впоследствии сжег их. Такой традиционный подход для автора «Eвгения Oнегина» был теперь архаизмом, как и требование, чтобы: …при конце последней части Всегда наказан был порок, Добру достойный был венок. «Открытый финал» романа, по словам Ю. М. Лотмана, «эстетическое открытие такой силы, что последствия его сказались на всем русском романе XIX в.» Что же побудило Пушкина оставить роман “незавершенным”, кроме новаторских поисков? Благодаря “открытому” финалу, перед читателем открывается возможность самостоятельного размышления над дальнейшей судьбой героя. Недаром великий русский критик В.Г. Белинский утверждал: «Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки, существования без цели, существа неопределенные, никому не понятные, даже самим себе…» Так критик нашел ещё одно объяснение этому необычному композиционному приему: он приближает литературное произведение к жизни, делает его по-настоящему реалистическим. Более того, «открытый» финал завершает образ главного героя: Онегин так и остается в вечном поиске себя, в ожидании любви и счастья. Таким образом, именно «открытый» финал является главной особенностью произведения. Автор оставляет Онегина в трудную минуту, позволяя читателю самостоятельно «закончить» роман. |