Поэтика драматургических произведений первой трети ХIХ века. Поэтика драматургических произведений первой трети хiх века. А. С. Пушкин
Скачать 20.68 Kb.
|
Поэтика драматургических произведений первой трети ХIХ века. А.С. Пушкин Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они в основном созданы в период полной зрелости пушкинского творчества – с 1825 по 1835 г. В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии»). Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес. В 1925 году (незадолго до декабрьского восстания) была написана трагедия «Борис Годунов». В этом произведении отразился решительный отход Пушкина от романтического направления. Если раньше поэт выражал в первую очередь свои личные чувства и переживания, свои надежды, мечтанья или наоборот, страдания и разочарования, то теперь перед Пушкиным встала новая задача – внимательного изучения объективной действительности, проникновения в её сущность и её поэтического воспроизведения. Личное отношение поэта к изображаемым явлениям, его оценка ясно выражается и здесь. Но, в отличие от романтизма, поэт стремится постигнуть и проследить логику самой жизни, чем и определяется в первую очередь отбор картин или ход событий в произведении. Этой независимой от поэта, но верно показанной им действительности он даёт свою оценку, тем или иным способом обнаруживая своё отношение к ней. Проблематика «Бориса Годунова», первой русской реалистической трагедии, была в высшей степени современной для поэта. Пушкин поднял самый злободневный вопрос, волновавший передовую дворянскую интеллигенцию – вопрос о самодержавии и крепостном праве, об участии самого народа в борьбе за свое освобождение. Декабристы в своих планах отводили народу пассивную роль, даже боялись его революционных выступлений. Свое отношение к этой проблеме Пушкин в «Борисе Годунове» обнаруживает в форме авторских деклараций, вкладываемых в уста того или иного действующего лица, как это было в классических и в романтических драмах. Он нашёл в истории ситуацию, где этот вопрос разрешался самой жизнью, и показал, как развиваются события и какие силы действуют при этом. Пушкин взял нужный ему материал в только что вышедших Х и XI томах «Истории Государства Российского» Карамзина. Там описывались события «смутного времени» (начало XVII в.) – широкое народное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего крепостное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Фёдора, сына Бориса Годунова (который умер незадолго до этого). Пушкину в высшей степени подходящей темой для политической трагедии с современной проблематикой показал время царствования Бориса Годунова, заключавшее в одном коротком историческом периоде и введение крепостного права, и народное возмездие за это, показалось. Вывод, который сделал Пушкин, изучив народные движения прошлого, был совершенно определенный: решающую роль в них играет сам народ, его настроение, его активность, его способность к борьбе за свои права. Свержение династии Годуновых и победа Самозванца решена была не интригами ненавидевших Бориса бояр, не участием польских отрядов, не успехами или неудачами полководцев, а «мнением народным», настроением народа, поднявшегося на своего угнетателя – царя Бориса. Эту главную идею трагедии Пушкин стремился провести, показывая подлинные, верно угаданные картины событий того времени. Свою задачу он видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания интересной драматической ситуации, а в точном и верном воспроизведении подлинной исторической ситуации, «облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей история». Речи действующих лиц на сцене должны были высказывать на мысли автора, не его мнения и оценки, а мысли и чувства изображаемых им людей того времени. Его делом было «воскресить минувший век во всей его истине». Для такого замысла реалистической драмы, где на первом месте стояла задача художественно-познавательная, естественно, не подходила форма классической трагедии. «Три единства» - места, времени и действия и прекрасно соответствовали главной задаче трагедии классицизма – показать стремительное развитие какого-нибудь острого конфликта (например, борьба чувств – родственных, любовных – с государственным, общественным долгом, конфликты между двумя противоречивыми чувствами и др.). Происхождение и постепенное развитие этих чувств и переживаний не интересовало ни автора, ни зрителей. Пушкину ставившему в «Борисе Годунове» совершенно иную задачу: показать длительный процесс развития чувств, настроений народа, от политической пассивности в начале до народного бунта на Красной площади. В трагедии развивается не судьба отдельных двух-трех героев Пушкина, а судьба, взаимоотношения, больших общественных и национальных групп – бояр, дворян, духовенства, народа, польских аристократов и т. п. Вот почему не могло быть и речи о соблюдении классических трех единств. Он построил свою драму в свободной формой шекспировского театра, с успехом использовавшейся уже Гёте и Шиллером. Этот отказ от форм театрального классицизма казались Пушкину в то время принципиально важной для всей русской драматургии XIX в., драматургии реалистической, в которой важно не только художественно демонстрировать яркие «взрывы», которыми разрешаются острые личные и общественные конфликты, но и раскрывать причины этих конфликтов и прослеживать их медленное развитие, Вот почему он считал, «что устарелые формы нашего театра требуют преобразования» («Письмо к издателю «Московского вестника»), и волновался по поводу возможного неуспеха «Бориса Годунова»: «Успех или неудача моей трагедии, - писал он, - будет иметь влияние на преобразование драматической пашей системы...» (вариант наброска предисловия к «Борису Годунову»). Отказавшись от многих условностей старого театра, Пушкин все же сохранил в «Борисе Годунове» стиховую форму, придающую драме высокую поэтичность и особую выразительность. Но он заменил торжественный, попарно рифмованный шестистопный ямб классической трагедии, прекрасно отвечающий декламационному характеру речей её персонажей, более коротким и гибким, «шекспировским» пятистопным ямбом, дающим возможность гораздо легче воспроизводить интонацию обычной разговорной речи. «Борис Годунов» представлялся Пушкину началом серии аналогичных, народно-исторических, драм, первой частью драматической трилогии о событиях «смутного времени». Героями второй части должны были быть Димитрий Самозванец и Марина, третьей – Василий Шуйский (ставший царём после убийства Самозванца). Но судьба «Бориса Годунова» заставила его отказаться от этого замысла. Пушкин писал свою трагедию для театра, но в эпоху политической реакции, последовавшей за подавлением восстания декабристов, об этом нечего было и думать. Даже напечатать «Бориса Годунова» (с цензурными пропусками и переделками) Пушкину удалось только через шесть лет после написания трагедии — в 1831 г. «Борисом Годуновым» Пушкин положил начало русской реалистической драматургии. Трагедия Пушкина не была понята и по достоинству оценена современниками. Это косвенно предопределила характер русской драматургии середины и конца XIX в. В пьесах на современные темы, несмотря на резкое отличие их и по проблематике и по форме от «Бориса Годунова», русские драматурги XIX в. – от Гоголя до Чехова – сохраняли основные черты, характеризующие пушкинский театр. Пушкинской драме присуща строгая реалистичность типов и ситуаций, отказ от внешних, поражающих зрителя сценических эффектов, от обязательной острой и напряженной сюжетной интриги, замена её глубокой и тонкой разработкой отдельных эпизодов, из которых складывается драма, а также большая и важная общественная и психологическая мысль, идея, положенная в основу произведения. Пушкин и после создания «Бориса Годунова» не изменял установленным им, принципам, а только развивал и углублял их. |