Главная страница
Навигация по странице:

  • Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

  • Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент)

  • Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

  • Интерпретация теста «Несуществующее животное» Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)Нажим карандаша

  • Размер рисунка и его расположение

  • Составные части животного Глаза

  • Дополнительные детали на голове

  • Дополнительные детали и части фигуры

  • Характер соединения ног с фигурой (корпусом)

  • Некоторые особенности описания

  • психология. Инструкция. Показатели и интерпретация Положение рисунка на листе


    Скачать 26.86 Kb.
    НазваниеПоказатели и интерпретация Положение рисунка на листе
    Анкорпсихология
    Дата02.06.2022
    Размер26.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИнструкция.docx
    ТипИнструкция
    #564431

    Инструкция

    Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием.
    Показатели и интерпретация
    Положение рисунка на листе

    В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

    Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

    Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

    Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

    Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

    Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

    Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

    На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

    Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

    Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

    Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

    На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
    Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент)

    Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

    а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

    б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

    Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
    Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

    Могут быть функциональными или украшающими:

    - крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
    Хвосты

    Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
    Контуры фигуры

    Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

    Общая энергия

    Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
    Оценка характера линии

       Здесь следует обратить внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
    Характер животного

    Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
    Разное

    Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

    Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

    Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

    Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
    Название

    Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

    Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).

    Интерпретация теста

    «Несуществующее животное»

    Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)

    Нажим карандаша

    Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.

    Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность.

    Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу) – конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.

    Особенности линий

    Штриховые линии – тревожность как черта личности.

    Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.

    Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.

    Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку, – импульсивность; органическое поражение мозга.

    Линии, не доведенные до конца, – астения, иногда импульсивность.

    Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.

    Размер рисунка и его расположение

    Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.

    Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.

    Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.

    Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка. Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга.

    Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.

    Рисунок помещен в углу – депрессия.
    Тип животного

    По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.

    1. Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.

    2. Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например, динозавр, мамонт и т.п.

    3. Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например, дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.

    4. Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.

    5. Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.

    6.Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.

    7. Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.

    Составные части животного

    Глаза

    Глаза отсутствуют – астения.

    Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.

    Глаза с зачерненной радужкой – страхи.

    Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.

    Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние. Форма глаз искажена – невротическое состояние.

    Уши

    Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.

    Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.

    Рот

    Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.

    Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.

    Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.

    Голова

    Голова, увеличенная в размере, – оценка эрудиции своей и окружающих.

    Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.

    Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.

    Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.

    Дополнительные детали на голове

    Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.

    Рога – защита, агрессия.

    Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.

    Фигура

    Множество составных частей и элементов – мощная энергия.

    Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения. Фигура, состоящая из острых углов, – агрессивность.

    Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.

    Дополнительные детали и части фигуры Чешуя, панцирь – потребность в защите. Шипы, иглы – защитная агрессия.

    Тело, покрытое густыми волосами, – значимость сексуальной сферы.

    Узор на шкуре – демонстративность.

    Раны, шрамы – невротическое состояние.

    Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении.

    Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность.

    Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию.

    Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание.

    Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы.


    Хвост

    Хвост, повернутый вправо, – отношение к своим действиям и поведению. Хвост, повернутый влево, – отношение к своим мыслям, решениям.

    Хвост, поднятый вверх, – положительная, уверенная окраска к этим отношениям.

    Хвост, опущенный вниз, – отрицательная окраска к отношениям.

    Хвост толстый – значимость сексуальной сферы. Хвост толстый, покрытый шерстью, – очень высокая значимость сексуальной сферы. Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность.

    Ноги

    Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях.

    Избыточное количество ног – потребность в опоре.

    Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.

    Характер соединения ног с фигурой (корпусом)

    Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.

    Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля.

    Описание образа жизни

    Соответствует рисунку – развито логическое мышление.

    Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления.

    С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию.

    Место жизни животного

    За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр) – демонстративность. Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.) – чувство одиночества.

    Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.) – потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии.

    Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.) – невротическое состояние.

    Питание

    Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность.

    Ест все подряд – импульсивность.

    Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.) – нарушения общения.

    Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.) – невротическое состояние.

    Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.) – невротическая агрессия.

    Питается людьми – негативизм, агрессивность.

    Занятия, игры

    Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.) – агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание.

    Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость.

    Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний.

    Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни.

    Не любит сидеть без дела – импульсивность.

    Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.

    Некоторые особенности описания

    Упоминание о размножении – значимость сексуальной сферы; о бесполых формах размножения (почкование и т.п.) – напряженность в сексуальной сфере.

    Указание на отсутствие друзей – ощущение своего одиночества; напротив, сообщение о наличии множества друзей – высокая ценность общения. Упоминание о врагах – боязнь агрессии; о защищенности от любых врагов или акцент на их отсутствии – боязнь агрессии, в некоторых случаях настороженное отношение к окружающим.

    Сообщение об обеспечении едой – ощущение бытового неблагополучия, в некоторых случаях значимость материальных ценностей.

    Анализ рисунков к тесту «Несуществующее животное»
    ВАЖНО!
    По рисункам несуществующего животного как детей, так и взрослых часто можно судить об их скрытой проблеме, о которой чаще всего умалчивается или о которой не подозревают, обращаясь за консультацией совсем по другому вопросу.


    написать администратору сайта