Главная страница

Психология в рекламе. Психология рекламы. Покупатели из своего жизненного опыта знают, что цена товара возрастает по мере улучшения его качества и, следовательно, дешевое качественным быть не может.


Скачать 21.28 Kb.
НазваниеПокупатели из своего жизненного опыта знают, что цена товара возрастает по мере улучшения его качества и, следовательно, дешевое качественным быть не может.
АнкорПсихология в рекламе
Дата21.06.2021
Размер21.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПсихология рекламы.docx
ТипДокументы
#219839

Понятия «установка», «стереотип», «доминанта» и «архетип»
Покупатели из своего жизненного опыта знают, что цена товара возрастает по мере улучшения его качества и, следовательно, дешевое качественным быть не может. И эта уверенность "дорогое = хорошее" является тем состоянием, которое Д.Н.Узнадзе назвал установкой ...

Установка - состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Как известно, любая информация, воздействуя на человека, может создавать у него социально-психологическую установку (аттитюд, от франц. attitude — положение). Под установкой принято понимать внутреннюю психологическую готовность человека к каким-либо действиям. Однако формирование социально-психологической установки, в том числе покупательской, может происходить под воздействием извне. В этом случае установка сама по себе оказывается как бы эквивалентной потребности.

Действительно, психологи считают, что любое воздействие на человека можно рассматривать с точки зрения теории установки. Когда оно имеет социальную природу, то говорят о социально-психологической природе установки. Понимание механизма действия установок облегчается пониманием действия принципа так называемой доминанты.

Психофизиологам хорошо известно, что деятельность человека во многом определяется доминантой – устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга. Это есть то самое таинственное «что-то», что мешает или, напротив, заставляет человека предпринимать какие-либо действия в определенных ситуациях.

Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты академик Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942). 

Доминанта – объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Но, в отличие от животных человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.
В конкретной рекламной ситуации доминанта Клиента может либо способствовать, либо противодействовать восприятию рекламы. Нежелательную — с точки зрения Рекламиста — доминанту можно затормозить, выработав у Клиента новую. При прочих равных условиях для выработки новой доминанты эффективнее физиологические и эмоциональные воздействия на человека, чем привычные словесно информационные. Так, например, американские торговцы автомобилями знают: если Клиента удалось усадить за руль, дать ему ощутить удобства посадки, запах обивки, почувствовать послушность управления, — вероятность покупки им автомашины возрастает.

до 80 % французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти силы выключить телевизор до конца передачи. Отдел писем телестудии завален посланиями: "Из-за этой дряни вы заставили нас сидеть до полуночи!", "Сделайте хоть перерыв для ужина!", "Ваша отвратительная передача отняла столько времени, а у меня масса срочной работы". Казалось бы, передачу смотрят взрослые люди, и нет ничего проще, чем взять и нажать на выключатель. Но что-то им помешало сделать это.

А вот пример более положительный: "Если вы представите себе человека, — рассказывала жена известного изобретателя Томаса Эдисона, — живущего в состоянии непрерывного возбуждения, не видящего ничего, что не связано непосредственно с решаемой задачей, то вы будете иметь точное представление об Эдисоне во время работы"
В то же время ясно — воздействие на Клиента через эмоциональные и физиологические механизмы сколь желательны Рекламисту, столь часто и недостижимы по моральным и экономическим соображениям.

По истечении некоторого времени доминанта убывает, оставляя после себя стереотипы восприятия, мышления и, следовательно, поведения.

В зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении рекламируемого товара и вытесняют из сознания другие, противоположные первым;

Стереотип, в отличие от «потребности вообще», обладает выраженной конкретностью. Стереотипы бывают: положительными, отрицательными, нейтральными (их еще называют стереотипами «известности, но безразличия»).

Задача рекламиста – выявить возможные стереотипы потенциальных покупателей и с помощью рекламного воздействия откорректировать их: положительный стереотип – усилить, отрицательный – нейтрализовать или ослабить, нейтральный – сделать положительным.

Понятие стереотипа было введено в социальные науки в 1922 г. У. Липпманом. Он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта. Эти упрощения сильно влияют на восприятие и понимание явлений окружающей действительности

Понятие «стереотип» впервые было введено известным американским журналистом У. Липпманом в книге «Общественнбе мнение», где он определяет стереотип «как упрощённое, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека» .

У каждого человека имеются образы, с помощью которых он пытается упростить сложную и запутанную информацию, получаемую из окружающей среды. Стереотипы подсказывают, какую информацию важно воспринимать или, наоборот, игнорировать.

Среди методов психологического воздействия на человека многие авторы называют те, которые основаны на использовании стереотипов. В частности, американский профессор Р. Чалдини пишет: «Мы подвергаемся воздействию стереотипов с раннего детства, и они на протяжении всей жизни так неотступно преследуют нас, что мы редко постигаем их власть. Однако каждый такой принцип может быть обнаружен и использован как орудие автоматического влияния» (Чалдини Р.,1999. С. 25).

Автор рассматривает большое количество примеров, основанных на так называемых «положительных» и «отрицательных» стереотипах клиентов. Он говорит также о неких «вечных стереотипах», которые трактует по аналогии с понятием «архетипов» знаменитого психоаналитика К. Г. Юнга. В число таких «вечных стереотипов» входят: «жизнь и смерть», «господство и подчинение», «гений и посредственность», «молодость и старость», «богатство и бедность», «свобода и несвобода», «желание и возможности» и другие.

Без всякого сомнения, роль стереотипов в рекламе велика. Умение их использовать на практике является важным условием эффективной работы рекламиста и специалиста по PR. Однако для психологии рекламы как отрасли научного знания не менее важно определить значение стереотипа в системе психологических понятий, описывающих мышление и поведение человека, например, определить, как оно соотносится с потребностями и мотивами. В ином случае может возникнуть представление о том, что управляя стереотипами и воздействуя с их помощью на потребителя, рекламист может продать все что угодно, независимо от качества товара и объективной потребности в нем.

...Получив доступ к индивидуальному бессознательно- му человека, создатели рекламы стали интересоваться возможно- стью воздействия на более глубинные аспекты психики. Здесь им «пришли на помощь» результаты исследований коллективного бес- сознательного великого ученого Карла Густава Юнга, ученика З. Фрейда. Бессознательное, согласно теории К.-Г. Юнга, подразделя- ется на «личное, охватывающее все приобретения личного суще- ствования, забытое, вытесненное, воспринятое под порогом сознания, подуманное и прочувствованное» и «коллективное бессознатель- ное — содержания, возникающие не из личных приобретений, а из наследственной возможности психического функционирования во- обще, именно из наследственной структуры мозга. Таковы мифоло- гические сочетания, мотивы и образы, которые всегда и всюду могут возникнуть вновь помимо исторической традиции или миграции»59. По мнению ученого, мифологические образы никогда не были пред- метом сознания и, следовательно, возникают всецело из бессозна- тельной деятельности.

К.-Г. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессозна- тельное, представляющее собой отражение опыта предыдущих по- колений, состоит из мощных первичных образов, так называемых «архетипов». По его мнению, архетипы являются структурными единицами, своего рода строительными блоками коллективного бессознательного. Слово «архетип» происходит от двух греческих слов: агсhе — начало и tyроs — форма, образец. В позднеантич- ной философии оно использовалось для обозначения прообраза, идеи. В аналитической психологии К.-Г. Юнга «архетипы — это устойчивые формы коллективного бессознательного, врожденные идеи или воспоминания, которые располагают людей восприни- мать, переживать и реагировать на события определенным об- разом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а, скорее, именно предрасполагающие факторы, под вли- янием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

59 Юнг К.-Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. С. 505. 66

Архетипы — априорные формы, которые передаются по наслед- ству, а не посредством культурной традиции; вокруг этих форм ор- ганизуется внешний и внутренний опыт. В чистом виде архетип не входит в сознание, но он всегда соединяется с представлениями опы- та индивида»60.
Обращаясь к архетипам, создатель рекламы может рассчитывать на глубокое проникновение в психику человека подаваемой им ин- формации, делать образ рекламируемого товара, услуги бессозна- тельно привлекательными.

Рассмотрим значение некоторых архетипов и примеры их исполь- зования в рекламе. Архетип матери — женский образ, олицетво- ряющий безусловную любовь, нежность, содержит качества, которые создают чувство защиты, заботы, тепла. Мать постоянно находится в состоянии заботы о подопечных, у нее, как правило, очень много хлопот, ей надо обо всех позаботиться, всех накормить, обогреть и помочь. Ей свойственно самопожертвование во имя «семьи». Детское питание, товары для детей, моющие средства рекламирует заботли- вая и любящая мать, оберегающая своего ребенка от злых сил.

Архетип отца — мужское начало, сознательная воля, созидатель- ность, социальные нормы, правила поведения, этикет, власть, господство, сила традиции, установления рода, моральные предписания, личные обязательства, долг, запреты на буйство инстинктов, предотвращение опас- ности ниспровержения, порядок, строгость, узаконенность проявлений, основательность. Он может взять на себя ответственность, не даст в оби- ду, строг, может наказать, но всегда защитит. Отец кажется рассудитель- ным, сильным, всезнающим, большим и всемогущим, стабильным, непо- колебимым и надежным. Он может обращаться со своим окружением благожелательно, заботливо, покровительственно, с пониманием, прощая ошибки и прегрешения, а может, наоборот, относиться строго, требова- тельно, грозно, проявляя власть и наказывая непослушных.

Архетип отца часто используют в политической рекламе, где отец — это смелый, волевой, жесткий, уверенный, властный по- литик.

В рекламе сока «Моя семья», где отец — объект насмешек до- чери и жены, архетип отца разрушается.

Архетип дитя — образ беззащитного, маленького, вызывающего улыбку и желание защитить. Часто используется в рекламе детских товаров для женской целевой аудитории


написать администратору сайта