деловые коммуникации Зархумор. Полисинтез в современном искусстве. Постмодернизм
Скачать 22.54 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ____________Теория искусства ____________ Группа 21Р161 Студент Нурахмедова З МОСКВА 2022 Практическое занятие N 4 Тема: Полисинтез в современном искусстве. ПостмодернизмФайл Постмодернизм - достаточно молодое направление в живописи, его появление относят ко второй половине 20 века. Многие ученые и сегодня не считают его самостоятельным, относя его к модернизму и авангарду. Другие же видят в постмодернизме базу, на которой развивается современное искусство. Подобные разногласия являются причиной того, что на данный момент единого определения постмодернизма не существует, поэтому эта тема и сегодня открыта для изучения и нуждается, по меньшей мере, в обобщении того материала, который есть по ней на данный момент. Понятно, что постмодернизм не интересен своими выводами («консервативными» или «прогрессивными»). Его тексты не поддаются обобщению: наиболее удачные среди них относятся к области деконструкции, не дающей позитивной программы. Область постмодернистической философии - это некое утопическое пространство эксперимента: в этом её сила и её слабость, поскольку от утопии до идеологии, как известно - всего один шаг. Степень изученности темы. Среди русскоязычной литературы тяжело найти издание, которое содержало бы в себе подробное описание постмодернизма, его истоки, влияние на современную живопись и искусство в целом. Различные определения постмодернизма в различных трактовках встречаются в энциклопедиях современного искусства. На западе тема постмодернизма в искусстве получила широкое изучение. Это труды Джона Барта, Уэсли Харда, Кристофера Виткома, Крейга Оуенса, Жана-Франуса Лиотара, Зигмунта Баумана и других. Тем не менее, у каждого - свой взгляд на понимание постмодернизма, что серьезно осложняет изучение данной темы. Понятие постмодернизм выступает наследником целого ряда направлений в современном искусстве от романтизма до кубизма и сюрреализма. Постмодернизм (если он вообще существует как отдельная эпоха истории искусства) должен рассматриваться, в том числе и как продолжение модернизма (с его сложной диалектикой консервативного и неконсервативного начал), продолжение классической и неклассической философии. Только в этой перспективе, по моему убеждению, возможно подлинное понимание постмодернизма. Цель работы: выявление функций, эстетического своеобразия и роли постмодернизма в художественно-эстетических процессах современной культуры, анализ постмодернистской теории и практики. Задачи: Обобщить результаты и выводы научных трудов о постмодернизме как направлении в искусстве; Из собранного материала обозначить: Единое определение постмодернизма; Истоки направления; Темы и задачи; Выявить новые направления в современном изобразительном искусстве, родившиеся из постмодернизма; Описать современное состояние постмодернизма. Объектом работы являются труды и научные работы об изобразительном искусстве конца XX в. - нач. XXI в., которым приписывают черты постмодернизма. Предметом работы являются ключевые особенности постмодернизма, его задачи, направления, порождаемые им. постмодернизм культура изобразительный искусство Глава 1. Определение постмодернизма 1.1Основные положения и принципы постмодернизма в искусстве, его цели и задачи Постмодернизм - понятие, обозначающее структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века; он употребляется как для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер: Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании - это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену модернизму. Цитата по Умберто Эко: «Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности». Ж.-Ф. Лиотар считает, что постмодернизм - общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса - «постмодернистская чувствительность». По Г. Хоффману, Р. Кунову, постмодернизм - самостоятельное направление в искусстве, художественный стиль, означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма. По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф. Постмодернизм - эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас). Впоследствии постмодернизм стал осмысливаться как выражение «духа времени» как мировоззрение, концептуализированное в широком спектре философских, культурологических, литературо и искусствоведческих теорий и выражающее основные тенденции, идейные установки и ценностные ориентиры общества, достигшего определённого уровня развития. И. Ильин полагает, с чем вполне можно согласиться, что постмодернизм - одна из тенденций и возможностей эволюции социального и культурного мира. Интерес к философии постмодернизма в российском обществе возникает в 90-е годы, поэтому его можно назвать запоздалым. Это обусловлено тем, что издательство и перевод литературы, связываемой с этим направлением, появляется только в последние годы. Когда на Западе заговорили о конце постмодернизма, в русской философии постмодернистские дискурсы не успели стать не только основными, но даже популярными. Отношение к постмодернизму в современной российской философии противоречиво. Большинство философов признают постмодернизм в качестве своеобразного культурного направления и находят его основные принципы и положения характерными для современной эпохи. Другие мыслители высказывают полное неприятие постмодернизма, определяя его как вирус культуры, «декадентство», «историческую немощь», усматривая в постмодернизме очередной призыв к имморализму и разрушению любых этических систем. Отрицая законы и осуждая существующие общественные системы, постмодернизм угрожает всем политическим системам. Создаваемые постмодернизмом новые формы искусства, шокируя своим вещизмом, эпатируют общество. Постмодернизм часто воспринимается как антипод культуры гуманизма, как контркультура, отрицающая запреты и границы, культивирующая пошлость. Отношение к постмодернизму у многих философов и искусствоведов достаточно жесткое и негативное. Его оценивают как «распад сознания», «вырождение социологии», «научный миф», «химеру», «повседневный апокалипсис», «гипермодернистскую агрессию», «фантасциентем», «прогресс к смерти»; постмодернисты - «настоящие «подпольщики» в моральной сфере, наслаждающиеся свободой от обычной человеческой нравственности...» и т.д. «Постмодернизм - это философия, презирающая всякую философию; это безудержность интерпретаций в надежде исчерпать их до конца; это мистика без сверхъестественного; это религия в отсутствие Бога; это антибогословие, которое хочет довраться до правды; это опустошение шумом, чтобы освободить место для сакрального; это оглушенность тишиной, в ожидании, когда ангелы вострубят; это бегство от божества, чтобы вовремя оказаться в точке Встречи; это праздник Апокалипсиса, который всегда с тобой…». |