Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Политико-правовое учение Гомера

  • 3. Политические учения Средневековья

  • Поэтому Аврелий выделяет два вида земных государств: · одно государство как организации насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля.

  • · другие государства берут начало от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе о подданных. Цель государства состоит в

  • · Идея справедливости Августина

  • 4.Политические учения эпохи Возрождения: Н. Макиавелли, Ж. Бодена

  • Высшим человеческим благом, идеалом описанной выше республики, являются принципы – соблюдение договора, демократия, равенство и свобода.

  • 6. Психологическая теория власти: Г. Лассуэл

  • 8..3. Теория информационного общества Е. Масуда

  • Другая известная теоретическая разработка Хантингтона — концепция «волн демократизации». 10. Типология лидерства М. Вебера

  • ОПП. Политическая и правовая мысль Древней Месопотамии


    Скачать 27.99 Kb.
    НазваниеПолитическая и правовая мысль Древней Месопотамии
    Дата24.06.2022
    Размер27.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОПП.docx
    ТипДокументы
    #613866

    1.Политическая и правовая мысль Древней Месопотамии
    Политико-правовые воззрения Древней Месопотамии отразили специфику развития государственности, заключавшуюся в (1) наличии городов-государств, (2) развитии экономических и товарно-денежных отношений, (3) социальном расслоении общества.
    Мифы, предания, поучения свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития политико-правовой мысли, отражающей представления о справедливом государственном и общественном устройстве, этические правила и нормы, законодательную практику.
    Первоначально в долинах рек Тигр и Евфрат (Междуречье) было несколько небольших государств, начало которых восходит к 4-му тыс. до н.э. Позднее происходит их политическое объединение под гегемонией одного из городов. Так, в 3-м тыс. до н.э. такими городами были сначала Аккад, позднее — Ур. В первые столетия 2-го тыс. до н.э. возвышается Вавилон, который надолго сохраняет значение политического и культурного центра южного Междуречья.
    Законы Хаммурапи
    Своего расцвета Вавилонское государство достигает в XVIII в. до н.э., в царствование Хаммурапи, когда государство объединяется под властью царей вавилонской династии.
    Политическая и правовая мысль Вавилона насквозь проникнута религиозными представлениями. Боги направляют судьбы людей и народов, они дают им блага и насылают на них бедствия, отражают врагов и даруют победы.
    Наиболее полные представления о божественном характере власти, сверхъестественном происхождении земных порядков содержатся в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Текст Законов был выбит на базальтовом столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований Шамаша, передающего Хаммурапи папирус со сводом законов. Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»». Поэтому Законы превозносят царя Хаммурапи как богоподобное существо: он — божественный царь, государь, «связь небес и земли», дарующий богатство и изобилие, мудрый, сильный, всемогущий. В восточных деспотиях власть государя абсолютна, что нашло обоснование во вводной и заключительной частях Законов Хаммурапи.
    В Законах Хаммурапи четко прослеживается социальная структура общества, экономическое состояние страны, уровень развития права. Принцип неотвратимости наказания имеет место: «Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить». Жестоко наказывалось лжесвидетельство: «Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего его должно убить». Обязательства из причинения вреда должны исполняться: «Если человек поленится укрепить плотину своего поля, и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил»[1].
    Царь восхваляется как носитель справедливости, защитник слабых, хранитель законности, источник всех земных богатств и благополучия своих подданных. Предназначение законов в том, «чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне... для водворения права в стране, для оказания справедливости притесненному мои драгоценные слова на моем памятнике я поставил». Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, «найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть (свободно)», скажет, что Хаммурапи был отцом для своего народа, что он «доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо».
    В Законах отражается стремление увековечить существующее государственное и общественное устройство. Государство выполняет функцию правового регулятора общественных отношений, выражающуюся в создании, применении права
    2. Политико-правовое учение Гомера
    Первые представления о природе государства и права были изложены в VIII в. до н.э. Гомером (полулегендарной личностью) в поэмах "Илиада" и "Одиссея" и носили мифологический характер. Описываются в них события XIII–XII вв. до н.э., связанные с Троянской войной. В этот период в Древней Греции еще не сложились государства-полисы, а существовала военная демократия, которая знаменует собой процесс перехода от родового общества к классовому. Следует заметить, что мифы как форма общественного сознания содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощение их в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, наподобие, человеческих.
    В центре гомеровского эпоса – люди или полубоги-герои. Люди обычно противопоставлены богам, они несчастны и жизнь их непродолжительна. Люди зависят от произвола богов. Обязанность людей состоит в том, чтобы приносить богам жертвы, умилостивляя их и взывая о помощи. Боги же находятся на периферии, они соучастники человеческой драмы, их интересы переплетены с интересами людей. Боги не являются творцами мироздания, они лишь сверхъестественные двойники естественных процессов и явлений. Боги телесны, они испытывают боль, но они отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием. Однако


    жизнь богов и людей подчинена безличной судьбе, которая обозначалась словами "мойра", "морос", "анаика". Судьба не поддается никакому умилостивлению, она могущественнее богов.
    Жизнь людей, по Гомеру, должна быть основана на принципах справедливости (дике) и законности (темпе или тюмос), которые являются проявлением их разумности. Так, Гомер различает в человеке тело и три вида духа. Началом жизни и источником движения тела является "псюхе" (душа), двойник, образ тела. Аффективно-волевая часть духа – "тюмос", составляющая набор предписаний и установлений, в которых конкретизируется всеобщая справедливость (дике). Наконец, третий вид духа – "ноос", ум. Если животным присущи два первых духа, то людям и богам – все три. В качестве гарантов справедливости и законности выступают 12 главных олимпийских богов во главе с Зевсом.
    3. Политические учения Средневековья
    Политическая мысль средневековья представлена прежде всего именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции. Блаженный (354-430 гг.) - виднейший представитель христианской политической мысли - внес особенно большой вклад в учение о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: "Град Божий" - церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, "Граду земному" - созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом "земного града" является для Августина "христианское государство", где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.
    История, по Августину, подчиняется божественному провидению и предопределена им. Бог так создал человека, что его стремление к объединению сначала выражается в создании семьи, а затем в образовании государства. Власть - не личная собственность, а средство обеспечения мира и справедливости в отношениях между правителями и подданными. В отличие от древних греков, он не придавал столь большого значения проблеме форм правления, считая, что главное при любой форме - верность религии и принципу справедливости.
    В основе возникновения государства особый взгляд на природу человека. Он говорит, что человек - существо греховное, и реальное государство существует как наказание за первородный грех, прикосновение Адама и Евы к дереву знаний.
    Поэтому Аврелий выделяет два вида земных государств:
    · одно государство как организации насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля.

    · другие государства берут начало от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе о подданных.

    Цель государства состоит в:
    · служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному;

    · насильственном приобщении к христианской церкви, вооруженным путем искоренению ересей. Источником заявляется свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. "Еретики хуже отравителей, они враги единства". "Прежде чем понимать, мы должны верить". Августин был одним из вдохновителей инквизиции, массовых судилищ и казней тех кто выступал против церкви;

    · в поддержании социального порядка. Оправдывая социальное неравенство Августин вовсе не был сторонником рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на земле есть явления происходящие не от Бога, а от греховной природы человека. Рабство не есть божие создание, оно - явление человеческое, рабство и бедность надо терпеть и не выступать против них.

    · Идея справедливости Августина

    · В ходе своих рассуждений Августин пытается найти критерий, отличающий государство от банды разбойников. И находит его, говоря, что государство, в котором не соблюдается справедливость, представляет собой большую банду разбойников. Эту мысль Августин подкрепляет анекдотом из жизни Александра Македонского: однажды к нему привели пирата для суда и наказания. "Почему ты грабишь корабли на море?",- спрашивает Александр. - "По той же причине, по которой ты разоряешь землю",- отвечает пират, - "Разница только в том, что я с моим маленьким суденышком - всего лишь разбойник, а ты со своим огромным флотом - император.

    · Форма государства

    · К форме государства Августин проявляет некоторое безразличие. Он повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы. Несправедливый царь - тиран, несправедливый народ - тоже тиран, несправедливая аристократия- власть эгоистической группировки. Что касается правильности форм, то есть таких, где соблюдается право, Августин не отдает предпочтение ни одной из них. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают Бога и человека, то есть соблюдают справедливость.

    · Обращаясь к народу, почему он должен выносить государство, Августин говорил: "Для христианина земная жизнь с ее социальной несправедливостью не должна иметь абсолютной ценности. Временные страдания служат упражнением в терпимости и оправданы жизнью человеческой души в вечности".

    · Отношения церкви к государству, духовной власти к светской- главная проблема, занимавшая Августина. Как бы высоко они не ценили значения "града божьего" и роли церкви в обществе, он не был сторонником передачи всей полноты власти католической церкви.

    · По его мнению, светская власть и церковная различны и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. По его мнению, духовная власть призвана облагородить власть светскую, направить ее усилия на богоугодные дела. Но никаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве как смещать королей, т.е., по существу, о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении- именно разделение двух властей.
    4.Политические учения эпохи Возрождения: Н. Макиавелли, Ж. Бодена
    В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественные, духовно-религиозные ценности, «спасение души» и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека.

    Никколо Макиавелли(1469-1527). В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Сменившая его эпоха Возрождения дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Никколо Макиавелли. Отвергнув философско-этическую и религиозную традиции предшествующих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что моральные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь моралью. Из его рассуждений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребованным в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства либо другими высшими целями. В политическом же лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на пренебрежении нормами морали, на интригах и на насилии.

    Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий качества льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет об утилитарном использовании религии. Для него религия - это средство влияния в руках государства. Он признает целесообразность и политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа государя для него стал Чезаре Борджа, который прославился своей жестокостью и предательствами.
    5.Жан-Жак Руссо является одним из наиболее оригинальных и ярких мыслителей всей истории политико-правового учения. Взгляды данного автора изложены им в таких знаменитых произведениях как: «Об общественном договоре или принципы политического права», а также в «О политической экономии» и «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Мыслитель исходил из идеи о естественном состоянии человеческого существа, в котором все были равными, имея одинаковые права. Данное естественное состояние он сам называл «золотым веком всего человечества», где господствовали равенство, общественная собственность и полная свобода. Но с появлением другого вида собственности (частной), а вместе с тем и социального неравенства, которые противоречили естественному равенству, началась борьба между богатыми и бедными. Итогом поиска выхода стало соглашение о формировании законов и государственной власти. При этом законам должны подчиняться все без исключения. Но утеряв часть своей свободы, бедные не обрели политической свободы. В своих политических построениях Руссо делает акцент на группе, классе, сословии, но не на индивиде, по этой причине отдельного гражданина в них всегда поглощает общество.

    Очень подробно философ развивает так называемую идею народного суверенитета, из которой он выводит принцип народного контроля на постоянной основе за государственными организациями при помощи демократического «трибунала». Согласно его принципу суверенитета, не являлись злом революции против тиранов, наоборот – они справедливы и закономерны. Русо выдвигает идею прямого народоуправления в республике, в которой правит демократия, где разделены исполнительная и законодательная государственная власть.

    Высшим человеческим благом, идеалом описанной выше республики, являются принципы – соблюдение договора, демократия, равенство и свобода.

    Также позже Руссо подчёркивает, что любое действие имеет две причины, производящие его: физическую причину и моральную. В этой системе первой причиной является сила, исполняющая акт, а вторая причина есть воля, которая устанавливает акт. В политическом организме тоже различают волю и силу.

    Кроме этого, Руссо принадлежала важная гипотеза о главной роли частной собственности в самом процессе формирования права, государства и общественного неравенства. Тут он выступал за борьбу против неправильного (неравного) распределения собственности.
    6. Психологическая теория власти: Г. Лассуэл

    Суть психологических аспектов власти заключается не в том, чтобы заставить человека делать что-то силой, а в том, чтобы убедить его, что он должен иметь именно такие взгляды и поступать в соответствии с ними. Здесь на первый план выходит свойство власти, которое названо хитростью, а помогает ей доверчивость народа.

    В основе психологической теории власти лежат идеи популярного в США бихевиоризма, направления в психологии, идущего от знаменитых опытов И.П. Павлова. Бихевиористы изучают возможности управления поведением человека, и не удивительно, что этим направлением заинтересовались политологи. Основатель психологической теории власти – американский представитель бихевиоризма Г. Лассуэл (1902–1978). В основе данной теории лежит убеждение, что важнейшим атрибутом власти является формирование общественного мнения путем политической рекламы, специальной подачи информации, ее нацеленного комментирования с обращением к различным референтным группам, выявляемым с помощью опросов и политических рейтингов. Тем самым методы социологии и политологии применяются с целью манипулирования сознанием населения,
    7. Шумпетера (1883–1950). По определению Шумпетера, «демократический метод – это институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивидуум приобретает власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей» (Антология мировой политической мысли. Т. II… с. 222). Концепцию Шумпетера можно назвать рыночной демократией аналогично рыночной экономике. Политика, по Шумпетеру, продолжение и отражение экономики. Шумпетср, экономист по профессии, уподобляет политику рыночному хозяйству. Как на рынке покупатель приобретает нужные товары, так он выбирает и наиболее устраивающего его политика, отдавая ему свой голос. Выбирается не представитель, а лучший из имеющихся в наличии. Соперничают в борьбе за голоса избирателей различные элиты. Политическая инициатива принадлежит активному меньшинству, объединенному в партии. Демократическая политика осуществляется благодаря выбору одной из соперничающих группировок.
    8..3. Теория информационного общества Е. Масуда
    В новом постиндустриальном обществе, по мнению некоторых исследователей, формируется целостная "инфосфера", которая оказывается решающей и определяющей не только в структуре самой техносферы, но и в структуре общества в целом. В связи с этим утверждается, что в информационном обществе появляется "четвертый" сектор экономики – информационный, который сразу же захватывает лидерство и начинает доминировать над остальными тремя: промышленностью, сельским хозяйством и "сервисным сектором", т.е. сферой услуг. Отсюда делается вывод о том, что в данном обществе происходит окончательное вытеснение таких традиционных факторов общественно-экономического развития, как труд и капитал и их замена информацией и знанием.
    9. Большую известность получила созданная Хантингтоном концепция «столкновения цивилизаций», описывающая динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. Хантингтон высказал мнение о неизбежности в недалёком будущем противостояния между исламским и западным мирами, которое будет напоминать советско-американское противоборство во времена Холодной войны.
    Другая известная теоретическая разработка Хантингтона — концепция «волн демократизации».
    10. Типология лидерства М. Вебера
    Эта общепризнанная теория и по ссй день сохраняет свою актуальность. Как уже отмечалось, немецкий социолог Вебер понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие "авторитет", т.е. "вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей". Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах. Мы уже не раз в предыдущих темах отмечали, что Вебер выделил три типа лидерства: традиционное, харизматическое и рациональнолегальное, которым соответствуют три идеальных типа легитимности политической власти. Уместно еще раз повторить, что:
    1) традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов;

    2) харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, т.е. не опирается, например, на закон или традицию, а существует благодаря исключительным личным качествам харизматического лидера, веры в него;

    3) рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативными правовыми актами[1].
    11.12

    13. Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в «Поучении...», где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения.

    Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни. Призыв не «мстить» рассматривается в «Поучении...» не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.

    Мономах разрабатывает поставленную еще Илларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопросов об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. С теми же, кто жаждет войны, достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.
    . При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной власти Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он «чтил чернеческий и поповский чин», но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые «малым добрым делом» стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят «одиночество, чернечество и голод» в поисках личного спасения.
    14. Филофей и его взгляды. Указывает он, что правление должно быть праведным, ведь династии князей восходят к византийским императорам, а сами русские цари ставленники бога. Таким образом, правитель должен заботиться о подданных, судить должен только «по правде» (традиционно – строгий, но справедливый), а царствование его – священный долг.
    15. В. Н. Татищев настаивал на установлении юридического и экономического статуса основных сословий в государстве, упорядоченное состояние которых придаст прочность государственному устройству.
    16. В своих пьесах и аналитических работах Фонвизин писал о необходимости в современной ему России гражданственности, нравственного совершенствования, гуманизации человеческих отношений. Он осуждал распространенные в России жестокое отношение к крепостным крестьянам и слугам, фаворитизм, придворные интриги, самоутверждение в знатности, погоню за богатством, коррупцию. Фонвизин обращал внимание на отсутствие в своей стране свободы и реальной земельной собственности, на произвол публичной власти. Это определяющие начала общественного устройства и государственности. Им он противопоставил принципы патриотизма, чести, совести, а также свободы и собственности в понятиях французских физиократов. Особое значение он придавал необходимости для России формирования третьего сословия для ее экономики и структурного единства ее разных социальных слоев, нравственности публичной власти и российского дворянства. Фонвизин принадлежал к тому определенному деятельностью и идеологией Петра Великого идейному направлению, которое утверждало Российскую государственность и русских как часть единого европейского пространства, но признавало особенности их исторического и культурного развития.
    17. Карамзин почитал Монтескьё, который признавал монархию, смягченную просвещением, лучшей формой современного государственного устройства народа. По мнению Карамзина, самодержавие являлось воплощением справедливости, т.к. ставило своей главной задачей заботу о благе народа.


    написать администратору сайта