«Политический режим: понятие, содержание и типы». реферат. Политический режим понятие, содержание и типы
Скачать 57.61 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Гуманитарный факультет КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПОЛИТОЛОГИИ Реферат по политологии на тему «Политический режим: понятие, содержание и типы» Выполнил студент уч. гр. Э-82 Кундель С.А. Реферат защищен________2019 г. (дата) с оценкой _______________ Рецензент…………………… профессор _______ В. Улезько Барнаул 2019 Политический режим: понятие, содержание и типы План (содержание). 1.Политический режим. Определение и понятие. 2. Содержание политического режима 3. Философские взгляды на политические режимы. 3.1.По Аристотелю 3.2.По Ж. Бадену 3.3.По Томасу Мору 4.Типы политических режимов 4.1.Демократический. 4.2. Тоталитарный 4.3. Авторитарный. 5.Сущность понятия «политический плюрализм». 6. Политический режим в России. Вступление. Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Понятие политического режима появилось в западной политической науке еще в XIX веке, а в широкий научный оборот оно вошло после Второй мировой войны. Этимологически термин «режим» происходит от латинского "regimen" (порядок управления), производными от которого являются французское и английское слово "regime", обозначающее приблизительно, то же самое. На сегодняшний день в политологии существует немало трактовок и определений этого научного понятия. Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий ― делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах ― государственной и общественно-политической; а также характеру политической системы, включающей в себя государственные и негосударственные общественно-политические организации. Политический режим тесно связан с формой государства, его значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) приводит обычно к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Это вызвано тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. Политический режим. Определение и понятие. Политический режим— это система методов, способов и средств осуществления политической власти, отражающая состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам своей деятельности. Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве. Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий - делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) - испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим. Следовательно, для характеристики формы государства имеет большое значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни). Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки): 1. степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; 2. соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; 3. характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; 4. положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачность государственного аппарата; 5. место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; 6. тип политического поведения; 7. характер политического лидерства; 8. доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; 9. политическое и юридическое положения и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); 10. меру политического плюрализма, в том числе многопартийности. Содержание политического режима Содержание политического режима определяется взаимоотношениями между двумя политическими субстанциями - государственной властью и свободой граждан. Именно объем полномочий власти, способы и методы ее деятельности и степень свободы индивидов позволяют должным образом оценить характер политического режима, существующего в том или ином обществе. В зависимости от соотношений полномочий власти и свободы человека формируются определенные типы политических режимов, для названия которых в политической литературе используется множество различных терминов. Сущность политического режима с правовой точки зрения достаточно точно, на мой взгляд, определил B.C. Нерсесянц. Не проводя строгого различия между политическим и государственным режимом, он подчеркивает, что «государственный (политический) режим - это по сути своей всегда государственно-правовой режим, определенный правовой порядок функционирования государства, те или иные правовые формы, процедуры, приемы, способы и методы осуществления государственной власти»). Существенной особенностью политического режима является то, что уже в самой его политической определенности (демократия, тоталитаризм, авторитаризм) содержится известная оценочная составляющая, «единицей измерения» которой служит степень свободы (несвободы) личности, ее социальных возможностей. Каждый из политических режимов может иметь много оттенков в зависимости от исторических условий, особенностей возникновения, характера внешнеполитических связей и окружения, экономических, сырьевых, демографических ресурсов государства. Однако общие сущностные его черты проявляются в его функциональной направленности. Политический режим обеспечивает: 1 стабильность государственной власти; 2 управляемость процессами общественного развития, приемлемую для власти их динамику и направленность; 3 достижение целей политики, реализацию партикулярных или национальных интересов. Философские взгляды на политические режимы По Аристотелю: Значительное место характеристике политических режимов уделил в своем творчестве древнегреческий мыслитель Аристотель. Он разделял политические режимы на два типа - правильные и неправильные. Они отличаются между собой своей целенаправленностью: при правильном режиме власть используется для общего блага, а неправильном - ради интересов определенной правящей группы или личности. К первому типу политического режима Аристотель относит: монархию (правление одного); аристократию (правление немногих); республику (правление многих). В последнем случае некоторые авторы сохраняют греческий термин «politea» столько же мыслитель называет и неправильных форм правления: тиранию (использование власти в интересах одной личности); олигархию (власть используется в интересах немногих); демократию (господство бедного большинства над богатым меньшинством). В своей квалификации Аристотель особое внимание уделяет аристократии и республике. Говоря об аристократии, он отмечает, что такая форма правления присуща только такому государству, где управляют наилучшие, в полном объеме этого слова, граждане, а не те, которые имеют только некоторые соответствующие качества. Однако свое предпочтение Аристотель отдает республике, где обществом управляют самые лучшие граждане-философы. Именно они имеют все необходимые средства и время, как для размышления, так и для осуществления государственных дел. Что касается демократии, которая трактуется как власть бедных над богатыми, то это, по мнению Аристотеля, не самый лучший способ управления обществом. Бедные не могут сделать всех граждан богатыми. Анализируя эволюцию политических режимов, Аристотель выявляет причины их деградации и распада. Среди этих причин он выявляет общие и частные. Первая общая причина, которая приводит к ослаблению политических режимов, - это чрезмерность в централизации государственной власти, отклонение общества от своей внутренней сущности. Всякое жестко централизованное управление уничтожает самостоятельность и энергию управляемых. Среди других общих причин упадков режимов является географический фактор (слишком большая территория, диспропорция между отдельными частями государства) и социальный (слабость и раскол господствующего класса, острые социально-классовые противоречия). Что же касается частных причин, относящихся к тем или иным конкретным режимам, то здесь на первый план, как правило, выходит злоупотребление властью правящими кругами. Эволюция политических режимов имеет свою последовательность и определенные циклы. По Аристотелю, хронологически первым режимом была монархия. Как только в государстве появляется достаточное количество достойных и авторитетных людей, единовластие перестает соответствовать политической ситуации. На смену ему приходит аристократия - власть лучших. Однако нахождение у власти, особенно долгое, отрицательно сказывается и на лучших, между которыми происходит раскол. В результате начинает господствовать только небольшая группа людей, устанавливается олигархия (преимущественно плутократия - власть богатых). Стремление правящих кругов к еще большему богатству неизбежно приводит к сужению этого политического круга. Одновременно власть становится все более неограниченной. Тиран, чтобы продлить свое господство, прибегает к демагогическим обещаниям и обману народа. В результате народ восстает и свергает тирана. Так появляется демократия. Последним этапом в эволюции политических режимов является республика - наиболее умеренная форма государственного правления. По Ж.Бадену: В XVI столетии французский мыслитель Ж. Баден, опираясь на идеи Аристотеля о политических режимах, в своем многотомном произведении «Республика» развивает теории о государственном суверенитете и королевском абсолютизме. В центре этих теорий находится идея о неделимой, сильной и эффективной, стоящей над законом государственной власти. Правом на осуществление абсолютной ничем не ограниченной власти мыслитель наделил монарха. Именно Баден вошел в историю политической мысли как теоретик и пропагандист абсолютизма, хотя до него разработкой этой идеи занимались многие исследователи. Баден предложил свою квалификацию политических режимов, которые разделил на три типа: монархию (верховная власть принадлежит одному лицу); аристократию (у власти находится меньшая часть населения) и народное государство, или республику (весь народ принимает участие в осуществлении власти). Наряду с абсолютизмом, в научной литературе для характеристики политических режимов иногда используются и такие понятия, как просвещенный абсолютизм, деспотизм, тирания. Просвещенный абсолютизм связывается, прежде всего, с политической доктриной, направленной на гуманизацию и демократизацию государственной власти. Вместе с этим эта доктрина не затрагивает абсолютного характера власти. У истоков теории просвещенного абсолютизма, как известно, находились многие мыслители эпохи Просвещения (Ж.Ж. Руссо, И. Гердер, И. Шиллер, И. Гете и др.), которые считали первейшим благом донести свои благородные идеи о добре, справедливости и свободе до сознания монархов и народов, способствуя тем самым достижению социального прогресса. Политический деспотизм отличается от абсолютизма в основном самодурством и беззаконием. Разумеется, здесь можно возразить, отметив, что и абсолютизм «что хочет король - то хочет закон». Абсолютизм, тем не менее, предусматривает наличие у властителей определенного понимания и уважения существующих в обществе норм и основных законов. Что же касается деспотизма, то при этом режиме, кроме причуд и фантазий власть имущих, не осуществляет ни каких других норм. Сравнивая деспотизм и тиранию, можно обнаружить, что основное отличие между этими режимами заключается в том, каким способом политические деятели достигают власти. Деспот имитирует признаки законности своего прихода к власти, тиран же открыто противозаконно и насильственно свергает существующую власть и становится единоличным диктатором. В современных условиях политические режимы чаще всего классифицируют, как авторитарные, тоталитарные и демократические. По Томасу Мору: В 1516 г. была опубликована "Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и крас-норечивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона". Англичанин Томас Мор (1478—1535), правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. "Утопия" создана во время поездки во Фландрию в составе посольства. Сочинение написано в форме диалога: мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопия. При описании государственных учреждений Утопии Мор во многом следовал античным образцам (государство-город, смешанная республика и др.). Вместе с тем он высказал ряд суждений о коренном изменении задач и методов деятельности государства, основанного на общественной собственности. Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Именно поэтому должностные лица избираются из среды ученых (траниборы — члены городских сенатов); по той же причине создаются специальные учреждения для координации производства и потребления в масштабах страны (общеутопийский сенат). Томас Мор подчеркивает демократизм учреждений утопийцев: "Между собой они живут дружно, так как ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха. Их называют отцами, и они ведут себя достойно. Должный почет им утопийцы оказывают добровольно, и его не приходится требовать насильно". Когда возможно, государство сокращает и без того короткий (шестичасовой) рабочий день. В Утопии существует широкая веротерпимость. Там много сект и религий. Запрещено лишь возбуждать религиозный фанатизм, осуждать верования других (однако атеисты не могут занимать должности, а также публично защищать безбожие). Государство стремится обойтись без лишних запретов и регламентации. Имеются общественные столовые, но можно готовить пищу дома. "Хотя никому не запрещено обедать дома, но никто не делает этого охотно, потому что считается непристойным и глупым тратить труд на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем так близко, готова роскошная и обильная". Государство широко использует меры поощрения лиц, совершающих полезные для общества действия. В Утопии окружены всеобщим почетом граждане, добровольно исполняющие особо трудные или неприятные работы. Вместе с тем обязанность сифогрантов — наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом. Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. "У утопийцев законоведом является всякий. Ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование". "Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота — доступность понимания для всякого". Типы политических режимов Характер политического режима определяется деятельностью политических элит; целями развития общества; способами управления, используемыми различными органами власти; соблюдением/несоблюдением принципа разделения властей; степенью соблюдения политических прав и свобод граждан; зрелостью гражданского общества; численностью организаций и структур негосударственных организаций; степенью свободы деятельности оппозиционных партий и движений; возможностью контроля граждан над органами власти; числом постоянно действующих комитетов и комиссий в органах власти с участием организаций гражданского общества; степенью свободы средств массовой информации; историческими особенностями политического развития государства, степенью влияния традиций и обычаев на формирование властных отношений. Демократический режим Понятие «демократия» в современном политическом языке - одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos - народ, kratos - власть). Это понятие впервые встречается у Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму власти, особую разновидность организации государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на управление государством. В настоящее время демократию рассматривают: как форму устройства любой организации, как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятие решения большинством; как идеал общественного устройства, основанный на свободе, соблюдении прав человека, народном суверенитете; как тип политического режима, характеризующийся свободным и конкурентным выбором населения того или иного варианта социального развития, он организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. Демократический образ жизни, демократия в политике - это культурный продукт развития человечества, изобретенный для наиболее эффективного разрешения конфликтов, имеющих место в обществе, противопоставляющих людей и социальные группы друг другу. В современном мире демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культуры. В основе демократического устройства общества лежат следующие принципы: признание суверенитета народа, воли большинства в качестве источника государственной власти; выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями; провозглашение основных демократических прав и свобод, равенство всех граждан перед законом, обеспечение равного права граждан на участие в управлении государством; легальное существование плюрализма во всех сферах общества, наличие развитой многопартийности, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической аппозиции как в парламенте, так и вне его; реальное существование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную; доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия, принуждения, пресечения; абсолютный приоритет правовых медов власти. Для демократического режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, он и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия - это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти. Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания. Для установления демократического режима необходим целый ряд условий, способных обеспечить демократизацию общества. Это: наличие гражданского общества, государственное единство, определенный уровень экономического развития с сопутствующим ему благосостоянием граждан, наличие массового среднего класса, а также политической культуры активистского характера. Однако наличие всех этих условий не всегда обеспечивает осуществление перехода к демократии. Этот процесс состоит из трех стадий: либерализации (на ней происходит закрепление некоторых гражданских свобод при сохранении недемократического характера режима); демократизации (для нее характерно внедрение политических институтов, способных изменить прежний режим) и консолидации (закрепление демократического режима). Как особый тип политического режима выделяется еще и либерально-демократический режим. Это переходной тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных режимов и демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решения, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип «позволено все, что не ведет к смене власти». В современной политологии понятие демократии включает в себя не только нормативное определение системы политического направления и ее характеристики, но также мировоззренческие подходы к отношениям между людьми, философские, этические и другие основания существования человечества в условиях современности. Что же касается идеалов демократии, то они остались неизменными, за исключением одного - сейчас гораздо больше внимания уделяется отдельной личности, ее мнению и интересам, активности в сфере политики. Это обстоятельство побуждает многих политических мыслителей современного мира разграничивать демократию в идеальном смысле этого понятия и ее политическое, институциональное основание, свойственное современным государствам, которое принято называть полиархией. Это политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: гражданские права предоставлены сравнительно высокой доле взрослых, а сами эти права позволяют проявлять несогласие и путем голосования смещать высших должностных лиц в управлении. Характерными чертами полиархии являются: выборные должностные лица; свободные и честные выборы; всеобщее голосование, не ограниченное практически никакими цензами; право каждого гражданина претендовать на выборную должность; свобода слова и т.д. Демократию можно классифицировать также исходя из того, кто имеет приоритет - личность, социальная группа или народ. Выделяют следующие модели демократии: индивидуалистические; плюралистические; коллективистские. Идея автономии личности, ее первичности по отношению к народу является определяющей в индивидуалистических теориях и моделях. Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главной задачей для такой демократии является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы. Личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства. Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики является не личность, не народ, а заинтересованная группа, ибо в группе формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Назначение демократии, по их мнению, состоит в представлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы. Сторонники такой демократии считают, что государство должно поддерживать социально ущемленные группы и отдельные личности с целью повышения их жизненных шансов и укрепление социальной справедливости. В конечном итоге демократия выглядит как форма правления, обеспечивающая баланс между конфликтующими экономическими, религиозными, профессиональными, этническими, демографическими и другими группами; которая исключает монополию какой-либо одной группы на принятие решений и препятствует власти действовать в интересах какого-либо одного слоя. Коллективистские модели демократии имеют ряд таких общих черт, как отрицание автономии личности; первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целостному организму; абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и отдельной личностью. Эти модели демократии в современном мире приживаются плохо, ибо общество осознает, что власть народа, даже большинства, не может быть реализована без гарантий индивидуальной свободы, без принятия основополагающих прав личности . Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает - прямая или представительная. Прямая демократия - непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия в политических решений (референдумы, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни). Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа. А на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения). В мировой политической науке существуют еще и ценностные и рационально-утилитарные теории демократии. В ценностных теориях демократия рассматривается как воплощение определенной системы ценностей, таких как свобода, равенство, справедливость, участие и т.д. в рационально-утилитарных концепциях демократия рассматривается как наиболее разумная форма организации общества. Существуют различные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами демократического правления являются президентская республика и парламентская республика. Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии – это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент – диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США – конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной мере ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс «импичмента» , т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ). Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов. Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют «Вестминистерской моделью», имея ввиду Британский парламент, в котором политической партии достаточно 50% голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов. Второй тип – это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (ФРГ) и недолговременными ( Италия ). Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным (консенсусным). Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом, который предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы (народ германской языковой группы) составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс. Общественная оценка В настоящее время общество осознает, что современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем: «Демократия - очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего». Тоталитарный режим Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества». Тоталитарный режим характеризуется полным контролем государства над обществом и опирается на систематическое применение насилия. Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются. Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. наиболее важными являются следующие признаки. · крайняя степень централизации власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, или узкой группы лиц из правящей элиты; · формирование государственной власти бюрократическим закрытым способом и недоступность ее для контроля со стороны общества; · господство единственной массовой партии, провозгласившей себя руководящей и направляющей силой и фактически сросшейся с государством; · наличие монопольной официальной идеологии, которая всеми признается и выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивы поведения индивида и интегрирующего общество вокруг приоритетных целей; · активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью страха, насилия, принуждения; · монополия власти на информацию, полный контроль за средствами массовой информации; · мощный военно-промышленный комплекс, многочисленная армия как основная опора режима. Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные. Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Оценка режима Таким образом, тоталитаризм – это закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Авторитарный режим. Авторитарный(от лат. antoritas —власть) режим —это такой тип режима, основу которого составляет диктатура одного конкретного лица или группы. Авторитаризм —своего рода ≪компромисс≫ между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Сущностной особенностью данного режима выступает характер отношений власти и общества, государства и личности, построенные в большей степени на принуждении, чем на убеждении. Признаки: · отчуждение народа от реальных рычагов власти; · сосредоточение определенных властных полномочий в руках одного человека (монарха, политического лидера) либо группы (военной хунты, религиозного клана); · сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов, усиление роли исполнительно-распорядительных органов; · отказ от полного, тотального контроля за всеми сферами общественной жизни. Власть оставляет под полным контролем собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок и внешнюю политику. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне контроля. Действует принцип ≪разрешено все, кроме политики≫; · права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Основные гражданские права режим подавляет; · силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются в сугубо политических целях. Власть в авторитарном государстве относительно слабо связана с обществом, и, несмотря на стремление к расширению, не способно подчинить общество всеобщему контролю. Связь в данном случае, подразумевает давление, оказываемое на граждан, желание на личностном уровне, в сознании человека добиться создания психологического контроля государства, тогда все действия человека приобретают «идеологический смысл». Власть всегда отделена от общества, она представляет собой некую группу людей, терроризирующую общество в целом, подчиняя его своей воле. Военно-бюрократический режим возникает в виде военной диктатуры и осуществляется военной и бюрократической элитой. Для нее характерно отсутствие какой-либо интегрирующей идеологии, отстранение от участия во власти определенных групп общества. Причиной установления данного режима часто является низкий уровень экономического. Социального и иного развития. Корпоративный авторитаризм представляет собой систему представительства интересов, для которой характерно получение единичными, иерархично организованными субъектами монопольного представительства в обмен на контроль над избранием лидеров и выдвижением требований к власти. Такой режим характеризуется наличием одной, пусть и слабой партии, а также участием народа в управлении государством через семью, муниципалитеты. Авторитарные режимы являются самыми распространенными в истории. В современном мире авторитарные режимы также имеют место. Воздействие авторитаризма на ход социального развития далеко не однозначно и обнаруживает не мало достоинств, наиболее ощутимых в экспериментальных ситуациях. Авторитарная власть обладает способностью обеспечивать общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решение назревших проблем. Однако в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможности для участия в политике и становится наиболее уязвимой стороной авторитарного режима. Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможна скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью. Объективная оценка Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Сущность понятия «политический плюрализм». Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь я различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней. Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразии форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе. Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность сохранить меньшинству свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений. Компоненты политического плюрализма: — многообразие политических идей и организационных форм; — отрицание моноцентризма; — свобода объединения людей в партии и иные законные организации; — уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию; — наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность; — ограничение центральной власти, разделение властей; — возможность смены политических структур у власти и т.п. В ст. 13 и 14 Конституции Российской Федерации закреплены следующие характерные черты политического плюрализма: — идеологическое многообразие; — запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной; — светский характер государства (в связи с чем никакая религия не может выступать в качестве государственной или обязательной); — признание политического многообразия и многопартийности; — равенство всех общественных объединений перед законом. Политический режим в России. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена: либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества. Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов. 1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой связи принципиальным является тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого воспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий. Сложность реформирования тоталитарной организации труда в России заключается в том, что для его осуществления необходимо, кроме всего прочего, значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы. Для этого нужны обширные капиталовложения. В то же время реформирование России осуществляется с целью повышения эффективности экономики, которая сама нуждается в значительных дополнительных инвестициях. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без громадных иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система «мобилизации» наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, причем за значительно меньшую плату. Поскольку функцию мобилизации рабочей силы выполнял именно тоталитаризм, то становится очевидным, насколько сложно решить проблему адекватной замены тоталитарных механизмов принуждения к производительному, но малооплачиваемому труду. 2. С другой стороны, налицо черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве (хотя существует определенный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдается, особенно на местах); в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов – финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что, безусловно, подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями». В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве. Список используемой литературы: Аристотель «Политика» - http://iknigi.net/avtor-aristotel/110582-politika-aristotel/read/page-1.html Дегтева Д.И. Авторитарный и тоталитарный политические режимы //Вестник Московского государственного открытого университета. Москва. Серия: Экономика и право. 2012. № 3. С. 60-73. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М.: Норма, 2002. - 835 с. Хэйвуд Эндрю. Политология. Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 544 с. — (Серия "Зарубежный учебник"). Свободная электронная версия на кафедре ПиП. Борисенков А.А. Политический режим - способ политического влияния // Политика и общество. 2011. № 5. С. 20-28. |