Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.политическая философия

  • Взаимоотношения нравственности с целями, средствами и методами в политике

  • 5.Сущность и особенности политической власти

  • 6. Структура политической власти Структура политической власти и ее основные функции

  • 8. Социальные функции политической власти.

  • 9. Легитимность власти Легитимност

  • Объектами

  • 10. Типология политической власти.

  • 11. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Республике Беларусь.

  • Президент Республики Беларусь

  • 12. Происхождение государства: основные теории.

  • Договорная теория происхождения государства

  • Органическая теория происхождения государства

  • 13. Внешние и внутренние функции государства.

  • 14. Понятие и признаки государства. Суверенитет.

  • Политика как предмет и объект политологии


    Скачать 152.93 Kb.
    НазваниеПолитика как предмет и объект политологии
    Дата15.05.2018
    Размер152.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDokument_Microsoft_Office_Word_6.docx
    ТипДокументы
    #43783
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Взаимосвязь политологии с другими науками.

    Политика как часть социальной реальности является объектом исследований для большинства гуманитарных наук. Здесь в первую очередь следует назвать:

    1.политическая философияона обращается к миру политических явлений с позиции собственного предмета, и её цель – обнаружить общие, универсальные закономерности политического бытия человека и на этой основе определить эпические критерии оценки реальной политики и смысл таких общих понятий как «власть», «государство», «свобода», «справедливость», «равенство», и т.д. Важное значение для политологии имеют те разделы философского знания, которые касаются человека, проблем ценностей, в частности, этики и эстетики. Вырабатываемые ими нормы и образцы поведения становятся существенным фактором, влияющим на политику.

    2.политическая история; её специфика в том, что она изучает политику с точки зрения фактов её прошлого: точнее – хронологическую последовательность событий, отражающих конкретно-исторический процесс возникновения и развития государств разных народов; История дает политологу обширный фактический материал о возникновении и развитии политических систем, обобщает политический опыт прошлого. Все это необходимо для анализа современных политических процессов и политического прогнозирования. В свою очередь, политическая наука разрабатывает теоретико-методологическую базу исторических исследований, придает им определенную мировоззренческую направленность.

    3.политическая география исследует зависимость политических процессов от особенностей географических пространств – их ландшафта, климата и природных ресурсов; Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Отсюда потребность в развитии таких научных направлений, как политическая география, геополитика, изучающих отношения между политикой и географией.

    4.социология – изучает мир политических явлений в качестве одной из социальных подсистем, отдельного вида социальных отношений, которые присущи обществу в целом и существенно влияют на его развитие; Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь. Политология в своих исследованиях опирается на получаемые социологией эмпирические данные о социальной структуре общества и ее динамике, активно использует методы и методики социологических исследований (опросы, анкетирование и т.п.).

    5.Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп. Экономические науки дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике. Не случайно большая область экономической науки получила название политической экономии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов.

    6.Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления. Политология по отношению к правовым наукам является более общей теорией. В то же время политологическое исследование будет неполным без учета правовых механизмов разработки и реализации политических решений, правовых аспектов деятельности политических институтов и организаций.

    7.психология (политическая) обращается к миру политических отношений с целью исследования особенностей человеческой психики (чувств, воли, душевного склада и т.п.) и её состояний (решительность, нерешительность, боязливость, храбрость, впечатлительность, мнительность, отчаяние и т.п.) в политическом поведении людей (например, политических лидеров, избирателей, толпы и т.п.). Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных типов политических лидеров. Стили политического руководства также имеют важное значение в политике. На стыке политологии и психологии получает развитие самостоятельная научная дисциплина – политическая психология.

    Таким образом, каждая из гуманитарных наук, так или иначе, изучает политику, но с точки зрения собственного предмета. Что касается политологии, то она исследует мир политики в его тотальности и многообразии, и, соответственно, представляет собой интегральную науку о политике, а её предметом являются закономерности возникновения, функционирования и развития политической власти, а также тех общественных отношений, которые складываются и существуют по её поводу.

    Политика и мораль.

    Политика и мораль — два относительно самостоятельных спосо6а регуляции поведения людей. Сердцевину политики какспособа общественных отношений составляет эффективное использование механизмов и ресурсов власти на благо государства, общества, личности. В центре внимания морали — обоснование гуманности целей, средств и методов политической деятельности, оценка практической политики общественным мнением и ее соизмерение нравственными нормами. Это обусловливает взаимодействие морали и политики.

    Мораль воздействует на политику посредством оценок поведения и результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним моральных требований. В свою очередь, политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к участию в управлении делами государства и общества. Нравственная политика обладает мощной преобразующей силой. И напротив, пренебрежение политиков моральными нормами подрывает социальную эффективность их деятельности, неизбежно оборачивается разрушительными для общества и личности последствиями.

    В истории политической мысли прослеживаются различные представления о взаимоотношениях политики и морали:

    • Морализаторские. Нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями. Решающий фактор прогрессивных преобразований в обществе — нравственное совершенствование его граждан. В политике недопустимы безнравственные цели, методы и средства.

    • Ценностно-негативные. Допускаются (оправдываются) нарушения нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности («Цель оправдывает средства», автор этого тезиса Н. Макиавелли).

    • Компромиссные. Признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Один из важнейших обоснователей компромиссного подхода — Вебер. Он считал, что не следует полностью разделять этику и политику, хотя необходимо внимательно учитывать особенности последней. Не может существовать единого нравственного кодекса, одинаково применимого к деловым и сексуальным, к служебным и семейным отношениям, к друзьям и конкурентам и т.п. Поэтому этика должна учитывать особенности политики, главной из которых является применение насилия. Эта особенность делает для политики невозможным следование, например, евангельской заповеди не противиться злу насилием. Политик в силу своих профессиональных занятий должен бороться со злом, в противном случае он несет ответственность за его победу.

    Для того чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами.

    Этика ответственности, напротив, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно предвидеть, готовность предотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего. Соотношение этики ответственности и этики убеждений в реальных действиях должен определять сам политик.

    Эти идеи Вебера о соотношении морали и политики получили достаточно широкое распространение. Несмотря на свою кажущуюся реалистичность они имеют ряд слабостей. Прежде всего Вебер фактически сводит политику к легитимному использованию насильственных средств, ограничивая тем самым возможности влияния нравственности на политику. Однако задачи политики, особенно в современных демократических государствах, намного сложнее, чем применение насилия. При решении целого ряда политических вопросов использование или угроза применения насилия могут лишь повредить делу. Без гражданской ответственности, готовности к компромиссам, солидарности и кооперации политических акторов невозможно современное правовое государство. Выход содержания политики за пределы сферы применения насилия позволяет более широко использовать в ней нравственные ценности.

    Политика всегда была, есть и будет сферой моральной ответственности ее субъектов. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей высокие общественные цели и гуманные средства их претворения в жизнь. Безнравственная политика не способна обеспечить демократические преобразования в обществе и его прогресс, утверждать идеалы и ценности, одухотворяющие и возвышающие человека.

    Взаимоотношения нравственности с целями, средствами и методами в политике:

    1. Нравственный характер политики определяется ее целью.

    2. Приоритетом нравственных средств над целью (Ганди).

    3. Принцип соизмеримости – избежание крайностей. Использование промежуточных целей.

    5.Сущность и особенности политической власти.

    Ядром политических отношений выступает власть. Политическая власть – это форма социальных отношений , характеризующиеся реальной способностью социальной исторической общности ,группы людей, индивида, проводить свою волю , выраженную в политике и правовых нормах.

    Формы политической власти:

    -государственная,

    -партийная,

    -власть общественно-политических организаций и движений.

    Власть всегда представляет собой взаимодействие участников и включает :

    А) субъект –человека или органы, отдающие распоряжения.

    Б)объект- лица к которым обращена команда и от которых требуется повиновение.

    В) ресурсы или средства- которые использует субъект для воздействия на объект.

    Г) механизм власти- обеспечивает стабильность , устойчивость властных отношений.

    Политическая власть имеет определённые черты: суверенитет, верховенство, волевой характер(наличие цели), моноцентричность и неделимость , всеобщность и безличность.

    Классификация ресурсов власти . Выделяют:

    -экономические ресурсы- материальные ценности,

    -социальные- доход и богатство ,престиж,

    -силовые- оружие , армия,

    -культурно-информационные – знания и информация.

    Особенности власти по сравнению с другими формами властвования: это нормативно закреплённая система социальных отношений, политико-властные отношения являются высшей формой человеческого общения.

    6. Структура политической власти

    Структура политической власти и ее основные функции

    Власть всегда представляет собой взаимодействие участников и включает:

    1)Субъекта – человека или органы, отдающих распоряжение.

    2)Объекта – лиц или лица, к которым обращена команда и от которых требуется нововведения.

    3)Ресурсы или средства, которые использует субъект для воздействия на объект

    4)Механизм власти, обеспечивающие стабильность, устойчивость властных отношений и включающий систему институтов и норм, регулирующих и упорядочивающих властные отношения

    Функции власти

    Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.

    Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях:

    - макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций;

    - среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов;

    - микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

    к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

    - поддержание общественного порядка и стабильности;

    - выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

    - достижение общественного согласия (консенсуса);

    - принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

    - управление делами общества.

    7. Ресурсы власти.

    Как уже указывалось, вторая сторона взаимоотношения субъекта и объекта власти – это осуществление субъектом своей властной воли в отношении объекта. Посредством чего достигается осуществление властной воли? Посредством использования ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.

    Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

    Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

    — утилитарные;

    — принудительные;

    — нормативные.

    Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

    Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

    Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

    В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

    Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

    Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

    Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

    Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

    Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти .

    8. Социальные функции политической власти.

    Функции политической власти как инструмента социального управления:

    - формирование политической системы общества; 
    - сохранение социальной целостности; 
    - руководство органами власти и государственным аппаратом методами и средствами их деятельности; 
    - управление делами общества и государства с помощью различных средств и методов; 
    - контроль и целенаправленное воздействие на различные структуры общества в интересах власти; 
    - укрепление и поддержка стабильности существующей системы власти (власть должна беречь сама себя) во имя своих интересов и целей развития всего общества; 
    - реализация потребностей и интересов, осуществляющих властные функции социальных групп; 
    - регулирование социальных отношений; 
    - поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга. 

    Вместе с тем особенностью современного этапа общественного развития является тот факт, ставший очевидным для многих развитых демократических стран, что добиться удовлетворения своих групповых интересов, пренебрегая интересами гражданского общества, невозможно. Это ведет к дестабилизации общества, а значит, влечет за собой угрозу потери власти, перемены в социальном порядке. Поэтому западная политология сегодня трактует власть как реальную способность выразить общий интерес через частный интерес социальной группы или класса. Такое понимание политической власти находит свой отклик и в нашей отечественной политической науке и дает возможность найти новые ресурсы власти. 

    Используя свои возможности, власть должна формировать политическую систему общества, создавать оптимальные политические отношения между государством и обществом, социальными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения и по возможности превращать их в бесконфликтные и организованные. 

    9. Легитимность власти

    Легитимность означает авторитет власти, ее признание гражданами. Легитимная власть может восприниматься гражданами как законная даже тогда, когда она нарушает закон. Легитимность означает доверие к власти, признание справедливости ее целей и средств. В силу этого легитимная власть минимально нуждается в применении силы для реализации своих решений, поскольку граждане подчиняются ей добровольно даже тогда, когда отдельные ее решения не соответствуют их интересам. Наличие в обществе легитимной власти возможно при условии достижения обществом определенной степени согласия о том, какой она должна быть.

    М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти, которую определял термином «господство»: традиционный, харизматический и рационально-легальный (бюрократический).

    • Традиционное господство основывается на привычке, обычаях, традициях, убеждении, что «так было всегда». Примером традиционного типа господства являются монархии.

    • Харизматическое господство опирается на веру подвластных в исключительные личностные качества властвующего субъекта. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в переломные моменты истории.

    • Рационально-легальное господство основывается на вере в законность установленного порядка, а также на уважении к закону и демократическим процедурам. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя в сохранении того политического порядка, при котором данный властвующий субъект был наделен имеющимися у него полномочиями.

    Легитимность власти никогда не бывает абсолютной. Тем не менее, власть можно считать легитимной, если ее признают господствующие политические силы, способные обеспечить национальное согласие по поводу существующего общественно-политического порядка.

    Объектами легитимности выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима.

    Источникамилегитимности являются: основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам.

    Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый для приведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, а также результата выборов, референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

    10. Типология политической власти.
    • Государственная (публичная, суверенная, на определенной территории) – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение.

    • Общественная (партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.

    • По функциям органов: законодательная, исполнительная, судебная.

    • По широте распространения: международные организации (мегауровень), центральные органы государства (макроуровень), региональные организации (мезоуровень), власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

    • По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления): демократическая, авторитарная, тоталитарная.

    • По типам социального господства (М. Вебер ): традиционная, легальная, харизматическая.

    Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Принцип легитимности (М. Вебер ) связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

    Основные источники (основания) законности, правомерности политической власти:

    – традиционная легитимность формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам.

    – рациональная (демократическая) легитимность возникает в результате признания людьми справедливости процедур, на основе которых формируется система власти.

    – харизматическая легитимность складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Люди некритически воспринимают стиль и методы правления, безоговорочная поддержка властителя нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

    11. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Республике Беларусь.





    Законодательная власть – это одна из ветвей гос. власти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.
    Исполнительная власть – это одна из ветвей гос. власти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона.
    Исполнительная власть подразделяется на 2 вида:
    1) центральная – на всю территорию
    2) местная
    Органы центральной исполнительной власти:
    1) Совмин
    2) Министерства, государственные комитеты, департаменты.
    3 уровня исполкомов:
    1) первичный (сельские, поселковые, районные в городе)
    2) базовый (городские и районные)
    3) областной (областные и г. Минска)

    Судебная власть – одна из ветвей гос. власти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей
    Судебную власть осуществляют:1) суды общей компетенции (верховный суд возглавляет, ему подчинены областные, городские, районные, районные в городе и военные суды). Суды общей компетенции рассматривают уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.
    2) Специальные суды
    - Хозяйственные суды – высший хозяйственный суд возглавляет систему хозяйственных судов, ему подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска. Их основная функция – рассмотрение хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и некоторые категории дел об административных правонарушениях (сфера предпринимательской деятельности)
    - Конституционный суд. Основная функция состоит в осуществлении контроля за конституционностью НПА. Правовое положение конституционного суда закреплено конституцией (раздел 4 глава 6 ст.116) и законом «о конституционном суде». 
    Местное самоуправление
    Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы. К компетенции местных Советов депутатов относится: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчётов об их исполнении;установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;назначение местных референдумов.
    Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

    - определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

    - назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

    - подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

    - имеет право отменять акты правительства;

    - является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь

    - назначает республиканский референдум;

    - может издавать декреты, имеющие силу закона.

     

    22. Социальное правовое государство и гражданское общество. Становление и развитие гражданского общества в РБ.

    Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и др.

    Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

    Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

    Гражданское общество формируется преимущественно снизу, постепенно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

    Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга.

     

    12. Происхождение государства: основные теории.
    Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

    Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский (1225 - 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879г. энцикликой (послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству) папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

    По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

    Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.

    Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

    К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др.

    Эти ученые обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.

    Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

    Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.

    Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы с первобытной семьей. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, "родственности" всех в единой стране.

    Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощают процесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные". К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

    Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

    Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

    С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

    С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

    Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

    Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

    Государство - "естественным" образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

    С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой - важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.

    Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

    По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

    Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

    Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом.

    Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди - не только социальные, но и биологические существа.

    Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

    К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

    Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

    Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.

    Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

    Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

    Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

    Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

    Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в "узде" подобных психических качеств личности и возникает государство.

    Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

    Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, есть важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, проблему харизмы, чтобы убедиться в этом (греч. charisma - божественный дар, божественная милость). Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.), - харизматическая личность.

    Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

    Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей.

    В соотношении понятий "власть-собственность" представители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

    Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

    Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

    Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

    Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

    Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию "менеджерско-бюрократического класса", порабощающего общество, к формированию "агроменеджерской" цивилизации.

    Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п. (А.Б. Венгеров).

    К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, "доводили" даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

    Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

    13. Внешние и внутренние функции государства.

    ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА- основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

    Внутренние функции государства:

    Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

    Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

    Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

    Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

    Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

    Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

    Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

    Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

    ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства на международной арене.

    Внешние функции государства:

    Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

    Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

    Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

    Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

    14. Понятие и признаки государства. Суверенитет.

    Государство – это организация суверенной власти в политически организованном обществе на определённой территории.

    Система признаков государства в современном представлении объединяет:

    - наличие публичной власти (этот признак означает, что власть организационно оформлена и неперсонифицирована, обладает аппаратом управления и принуждения, выступает единственным представителем всего общества);

    - территориальную организацию власти (т.е. государство имеет свою территорию, которая является пространственным пределом государственной власти);

    - территориальную организацию населения (жители определённого государства в своём большинстве являются его гражданами);

    - государственный суверенитет (свойство государственной власти осуществлять всю свою полноту с позиции верховенства внутри страны и независимости в международных отношениях);

    - легитимность власти (опора власти на народ);

    - налоги и займы как средство материального обеспечения деятельности государства;

    - наличие специального аппарата управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности;

    - организацию жизни на правовых началах;

    - наличие государственной символики;

    - государственный язык (языки) для общения на территории того или иного государства.

    Названные признаки составляют каркас, отличающий государство от всех других организационно оформленных общественно – политических структур.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта