Главная страница

Политикоправовые учения эпохи раннебуржуазных революций


Скачать 25.36 Kb.
НазваниеПолитикоправовые учения эпохи раннебуржуазных революций
Дата02.12.2020
Размер25.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDokument_Microsoft_Office_Word_6_.docx
ТипДокументы
#156221

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ

РАННЕБУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Политико-правовое учение Гуго Гроция

- Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы

- Политико-правовое учение Томаса Гоббса

- Политико-правовое учение Джона Локка

В социально-политическом контексте конец XVI-XVII вв. в Европе - это эпоха формирования национальных государств, завершения религиозных войн и начала буржуазных революций (Нидерландская и Английская). Эти события положили начало Новому времени. В этот период произошла радикальная смена приоритетов в политико-правовой проблематике. Соотношение религии и права, церковной и светской власти передвинулось на дальнюю периферию исследований. На передний план внимания западноевропейских мыслителей выдвинулись собственно проблемы общества, государства и права.

Христианская религия, пережившая в ходе Реформации и Контрреформации сильнейший идейный кризис, окончательно превратилась в сугубо личное дело. Западноевропейская цивилизация, не отрицая христианства, выработала новые идейные ценности. В общественном сознании место религиозных догматов заняли идеи естественного права. Фактически именно тогда и сложилось подлинное правосознание, отличное от нравственного и религиозного сознания.

Теория естественного права Нового времени была основана на признании природного равенства людей, на уважении их индивидуальности, незыблемости частной собственности и договора как универсальной формы взаимодействия людей в частной и публичной сферах. Именно в эпоху раннебуржуазных революций получила классическое воплощение договорная теория происхождения и сущности государства. Не отрицая прямо Бога и религии, философы права начала Нового времени предложили два варианта замены религиозного культа: культ государства (Томас Гоббс называет его <земным богом>) и культ прав человека (характерным представителем этого направления в политико-правовой науке стал Джон Локк).

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ

ГУГО ГРОЦИЯ

В Нидерландах, где в конце XVI века произошла первая успешная буржуазная революция, протекала творческая деятельность ученого, заложившего основы современного понимания государства и права, в том числе международного права - Гуго Гроция (1583-1645).

Основной его труд - <О войне и мире. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права>. Этот фундаментальный трактат автор, по его словам, написал <в защиту Справедливости>. К написанию книги Гуго Гроция подтолкнула Тридцатилетняя война (1618-1648), которая стала первым крупным конфликтом Нового времени и впервые в истории Европы привела к огромным жертвам среди мирного населения и экономической разрухе.

Ученый задумался над вопросом о том, действует ли право во время войны, а это потребовало решения общего вопроса о том, что же такое право как явление. К числу научных новаций Гуго Гроция следует отнести разграничение им предмета политической и юридической науки. С его точки зрения, первая изучает пользу и целесообразность, а вторая - право и справедливость. Объектом своего исследования он избрал только то, что вытекает из самой природы права и не подвержено изменчивости, т.е. естественное право. Не отвергая религии, свой метод познания государственно-правовых явлений Гроций построил на эмпирическом наблюдении и рационализме, причем безоговорочный приоритет он отдавал последнему. <Поистине признаюсь, - писал он, - что, говоря о праве, я отвлекался мыслью от всякого отдельного факта, подобно математикам, которые рассматривают фигуры, отвлекаясь от тел>. Следует отметить также широкое использование Гроцием понятий и категорий римской юриспруденции.

Нередко он применяет частноправовые конструкции для объяснения и обоснования государственно-властных отношений. Происхождение государства и права. Возникновение государства и права Гуго Гроций объясняет общительной природой человека, а в основе стремления людей к общению лежит чувство самосохранения. История человечества своим истоком имела первобытное состояние, в котором существовала общность имущества. Каждый мог овладеть всем, чего бы ни пожелал, и потребить все, чем только был в силах воспользоваться. Со временем примитивные потребности людей изменились.

Люди обратились к различным искусствам и промыслам, у них появилась необходимость в ремесле. Земледелие и скотоводство побуждали людей заселять новые местности. Неизбежно произошел переход к частной собственности. Разница в способностях людей привела к соревнованию, а затем и к ссорам между ними. Равенство более не могло сохраняться. Гроций утверждал, что люди объединились в государство добровольно, убедившись на опыте в неспособности отдельных рассеянных семей противостоять насилию. Государство - совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Сущность государства. Так как государство призвано обеспечить общественное спокойствие, оно имеет верховное право распоряжения людьми и их достоянием, иначе говоря, обладает суверенитетом. К атрибутам суверенной власти Гуго Гроций относил издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров. Как видим, в этом плане он следует Жану Бодену.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ

БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ

Голландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) относится к числу тех мыслителей, чьё творчество до сих пор вызывает неподдельный интерес, а человеческое и научное мужество заслуживает всяческого уважения. Он родился и воспитывался в семье состоятельного еврейского купца, бежавшего в Нидерланды от преследований испанской инквизиции. Пытливый ум и огромные знания сформировали скептическое отношение Спинозы не только к иудаизму, но и ко всем иным формам религии. Отлученный от еврейской общины, он зарабатывал себе на жизнь шлифовкой линз, больше всего опасаясь впасть от кого-либо в зависимость и потерять самое драгоценное - свободу мировоззрения и научного творчества. При его жизни были опубликованы только две написанные им книги, одна из которых - <Богословско-политический трактат> - вскоре попала в разряд запрещенных властями книг. Это сочинение, наряду с незавершенным <Политическим трактатом> и содержит политико-правовую доктрину Спинозы.

Мировоззрение Спинозы обычно определяют как пантеистический материализм. С его точки зрения, Бог есть природа, он растворен в природе, которая никем не создана и является причиной самой себя. Он развивал рационалистический подход к проблемам государства и права, считая, что единственно научным методом исследования является дедуктивно-аксиоматический. Дедуктивный метод заключался в выведении неких частных следствий из общих правил. Аксиоматическая составляющая метода проявлялась в признании постижимыми без доказательства некоторых вещей. Например, исходная аксиома политики и права такова: естественное право - мощь самой природы, поэтому естественное право индивида равно его силе и мощи.

Спиноза утверждал, что философы видят людей не такими, каковы они на самом деле, а такими, какими хотят их видеть. Настоящая задача политической науки - вывести из природы человека то, что наилучшим образом согласуется с практикой. Природа как источник естественного права. Спиноза был сторонником естественно-правовой доктрины в своей оригинальной трактовке. Он выводил естественное право не из разума, как Гроций, а непосредственно из природы. <Под правом и установлением природы, - писал Спиноза, - я разумею не что иное, как правила природы каждого индивидуума>. Не только человек, но и любое другое существо обладает естественным правом, граница которого - сила природного индивидуума. Право природы (и любого ее субъекта) простирается так далеко, как далеко простирается ее мощь. Высший закон природы состоит, по мнению Спинозы, в том, что каждая вещь стремится к самосохранению, не считаясь ни с чем другим, а только с собой. В силу этого естественное право запрещает только то, чего никто нежелает или никто может совершить.Что же касается человека, то по природе он - эгоист,и все иныелюди для него - враги. Все, <что он считает для себя ... полезным, ему по верховному праву природы позволительно присваивать и захватывать каким бы тони было способом: силой ли, хитростью или просьбами, или вообще как ему будет сподручнее, а, следовательно, и считать врагом того, кто хочет препятствовать выполнению этого намерения>.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ

ТОМАСА ГОББСА

Английская революция сер. XVII в. выдвинула немало идеологов разного толка. Однако в первую очередь следует обратиться к сочинениям Томаса Гоббса (1588-1679). Главные его сочинения: <О гражданине>, <Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского>, <Бегемот, или Долгий парламент>, из которых наиболее известным является <Левиафан>.

Объемистое сочинение Гоббса весьма многопланово: в нем идет речь и о законах природы, и о философских проблемах познания, и о политико-правовых вопросах. Мировоззренческой основой политической философии Гоббса был механистический материализм. Вслед за Ньютоном он утверждал, что все явления в мире можно представить как комплекс движений - от простейших до наиболее сложных. Философская система, в силу этого, должна состоять из трех частей: физики (движение тел), физиологии и психологии человека (ее предмет - поведение, чувства и мысли человека), политической науки (предмет ее рассмотрения - искусственное тело, т.е. общество или государство). Методы всех частей философии одинаковы и восходят к общенаучным (дедуктивный, аналитический) и математическим.

Социальная философия Гоббса. Анализ общественно-политических явлений Гоббс начинает с исследования человека, потому что человек - единица, клеточка общества и государства. Гоббс решительно не согласен с тезисом Аристотеля об общественной природе человека. Гораздо ближе Гоббсу позиция Макиавелли, вслед которому он заявляет: <по природе своей мы ищем не друзей, а почета и выгод, которых можем от них получить; этого мы желаем прежде всего, а друзей уже потом>. Поведение человека, с точки зрения Гоббса, зависит от двух типов чувств: желания и отвращения, а за ними кроется инстинкт самосохранения. То, что способствует продолжению биологического существования, воспринимается человеком как добро, как нечто желанное, а зло - Левиафан и Бегемот - библейские чудовища, морское и сухопутное соответственно, перед силой и мощью которых человек - ничто (Книга Иова, 40, 41), то, что имеет противоположное влияние. Из этого коренного двигателя человеческой жизни вытекают стремление к безопасности, и как продолжение - стремление к власти, как наиболее надежному способу обеспечения безопасности.

Для своей теории Гоббс использует гипотетическую ситуацию, когда человек существует вне общественных связей, в естественном состоянии, наедине со своим эгоизмом. Он полагает, что в естественном состоянии люди

абсолютно равны - не в юридическом, а в физическом и умственном отношениях. Физически более слабые могут объединиться для победы над сильным или же перехитрить его. Что же касается ума, то своим умом абсолютно все довольны, а это и означает равенство. Из этого равенства возникает равенство притязаний, т.е. надежда на достижение целей. Так как два человека не могут одновременно обладать одной вещью (в отношении которой у них равенство притязаний), то они становятся врагами. В этом догражданском состоянии у всех есть естественное право на все, а значит, нет права ни на что, потому что все воюют против всех, стремясь обеспечить свое право.

Под естественным правом Гоббс понимает свободу человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей природы. Иначе говоря, естественное право человека - это произвол. В этой ситуации, когда человек человеку - волк, <нет места для трудолюбия, т.к. никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, ... нет общества, а что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна>.

Гоббс особо подчеркивает, что в естественном состоянии нет собственности, нет границ между моим и твоим, а значит, - нет справедливости и представления о несправедливости.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ДЖОНА ЛОККА

Своей вершины политико-правовая мысль XVII ст. достигла в творчестве английского философа Джона Локка (1632-1704). Его доктрина изложена в четырех <Посланиях о веротерпимости> (последнее осталось не- законченным) и двух <Трактатах о государственном правлении>.

Методологические основы его политико-правовой философии содержатся в <Опыте о человеческом разуме>, работу над которым Локк начал для того, что дать ответ на вопросы, что такое мораль, общество, государство, религия. Локк - эмпирик, в противоположность чистому рационалисту Спинозе. С его точки зрения единственным источником знания является опыт. Мировоззрение Локка можно охарактеризовать как деизм, а именно признание божественного первоисточника мира, не связанное с конкретной конфессией. В политико-правовой сфере Локк стоял на позициях естественного права.

Триада прав человека. Важнейшим вкладом Локка в юриспруденцию Нового времени стало формирование четкой концепции прав человека. Прежде всего, Локк исходит из представлений о естественном равенстве людей. Равенство в понимании Локка не предполагает уравнивания, более того оно стимулирует неравенство, и вот почему. Локк воспринимал равенство не более чем равенство возможностей и притязаний, а реализуются эти возможности каждым индивидом по-своему. Собственно говоря, равны в полном смысле этого слова только дети в ввиду отсутствия у них знаний. Далее неравные способности и неравное трудолюбие приводят к социальному неравенству. Таким образом, неравенство, как и равенство, тоже носит естественный характер. Во втором <Трактате о государственном правлении> Локк конструирует структуру равенства возможностей.

Каждому индивиду имманентно присущи права на жизнь, свободу и собственность, причем они взаимосвязаны настолько тесно, что не могут быть реализованы друг без друга. Эта триада в понимании Локка, образует базис позитивного законодательства и основанного на нем правопорядка. Локк утверждал: <...целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы... Ведь свобода состоит в том, чтобы не испытывать ограничения и насилия со стороны других, а это не может быть осуществлено там, где нет закона...>. Жизнь, точнее свободная и достойная жизнь, представляется Локку высшей ценностью. Отсюда проистекает запрет не только убийства, но и самоубийства, и рабства. Все эти действия юридически противоестественны, т.к. человек не может по соглашению передать кому-либо то, над чем сам не властен (жизнь имманентна человеку помимо его воли, поэтому и нельзя от нее отказаться, нельзя ее отнимать). Вообще самоценность жизни налагает запрет на отношение к другому человеку как к средству достижения своей цели.


написать администратору сайта