|
Занятие 1. (2ч) Античная философия Цель
Практическое занятие №1. (2ч)
Античная философия
Цель:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; Задание 1. Произвести сравнительный анализ школ Древнего Китая и Древней Индии. Заполнить таблицу.
| Древний Китай
| Древняя Индия
| Названия школ
| Конфуцианство, название, которое европейские ученые дали большому направлению общественной и религиозной мысли Китая, начавшему формироваться на рубеже 6 и 5 вв. до н. э. и связано с именем философа Конфуция.
Даосизм, китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ.
Легизм, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4-3вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.).
Моизм, «школа Мо» (мо цзя), древнекитайское философско-религиозное учение, сформировавшееся в 5-4 вв. до н.э. и получившее широкое распространение в 4-3 вв. до н.э. во многом благодаря своим популистским установкам, методологически фундированной аргументации и широкой практической деятельности его адептов, сплоченных в военно-религиозный «орден» и способных на такие радикальные акции, как массовое самоубийство и казнь собственного сына
| Миманса, одна из шести ортодоксальных систем индийской философии.
Йога, учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения».
Локаята, древнеиндийское философское учение; считается, что основано в сер. 1-го тыс. до н. э. полулегендарным мудрецом Брихаспати.
Буддизм, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий.
| Сходства
| 1) борьба двух тенденций - консервативной и прогрессивной;
2) мотив угрозы с севера - кочевые народы;
3) попытки сформулировать естественный закон;
4) равнозначность объектов: боги, природа, народ;
5) числовая символика;
6) цикличное движение времени;
7) поэзия и музыка - средства обретения духовной мудрости;
8) осуждение всех форм религиозного фанатизма;
9) возраст философии - более 2,5 тысяч лет.
| Различия
| 1) в древнем Китае не было выраженного кастового деления общества;
2) отсутствие в Китае богатой мифологической основы, подобной Индии;
3) обращенность китайской философии к практической жизни, настоящему; древнеиндийская философия направлена на раскрытие духовного мира человека;
4) иероглифический характер китайской письменности - «пластичность» идей;
5) культ предков в Китае развит сильнее, чем в Индии;
6) в Китае на основе стабильности философского мышления сформировалось представление о превосходстве по отношению к другим философским взглядам
| Задание 2. Заполните таблицы.
Античная философия: ее периодизация, представители
| Этап развития
| Основной представитель
| Направленность размышлений
| (6-5 вв. до н.э.) досократовский Натурфилософский или космологический
| Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Пифагор Парменид Зенон Эмпедокл Демокрит
| Интерес к проблемам космоса, поиск субстанционального начала всех вещей.
| (5 в. До н.э.) антропологический
| Сократ, Протагор
| Главный предмет исследования человек, определение его сущности
| (5-4вв. до н.э.) систематический
| Платон, Аристотель
| Открытие сверхчувственного и категориальной диалектики, формулируются основные философские проблемы.
| (3 в. До н.э. – 1 в. Н.э.) этический
| Эпикур, Пиррон,
| Философия как нравственное учение, разрабатывающая нормы и правила человеческой жизни
| (1-6 вв. н.э.) религиозный
| Плотин Сенека Марк Аврелий
| Главный объект философии - познание божественного.
|
Философия античности как обоснование особого образа жизни
| Философская школа
| Наиболее яркие представители
| Характерные идеи, принципы и нормы поведения
| Идеал личности
| Киники
| Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
| Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
- возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
- отсутствие постоянного места жительства, скитания;
- паразитический образ жизни, попрошайничество;
- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
- восхваление физической и духовной бедности; критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
- непризнание авторитетов;
- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
- радикализм, парадоксальность, скандальность.
| Философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе.
| Скептики
| создал древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 г. до н. э.).
| Невозможность достичь объективного знания о мире, а, следовательно, и невозможно рационально обосновать нормы человеческого поведения;
Воздержание от суждений как средство достижения атараксии (невозмутимости по отношению ко всему внешнему)
| Мудрый человек должен жить сообразно законам, обычаям или же благоразумию, сознавая, что такое поведение не обосновано как каком-либо твердом убеждении
| Эпикурейцы
| Эпикур (341—270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.)
| Человек должен стремиться к разумным удовольствиям, получать наслаждение от процесса познания;
Три условия для счастья человека: апония, атараксия, дружба.
| Человек ценящий удовольствия и радости жизни
| Стоики
| Зенон из Китиона
| Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию. Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей. Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам. Принятие аскетизма и отказ от материальных благ. Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность. Применение логического подхода к жизни. Следование голосу совести и разума. Воспитание терпимости и любви к окружающим. Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу. Осознание и понимание каждого мгновения жизни.
| Человек, мужественно переносящий и спытания
| Задание 3. Заполните таблицу.
Основные этапы средневековой философии
| Преобладающий метод философствования
| Представители
| Основные задачи
| Апологетика
| Тертуллиан, Ориген
| Основная задача - обоснование возможности построения целостного мировоззрения на основании текста Святого Писания
| Патристика
| Августин Аврелий, Иоанн Златоуст
| Основная задача - обновление христианской догматики, общественного порядка и роли церкви в обществе
| Схоластика
| Фома Аквинский
| Основная задача - истолкование и формальное обоснование религиозных догматов.
|
Задание 4.
Ознакомиться с текстами, ответить на поставленные вопросы.
1) А. Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств - царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе и небесной - любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний - в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение - распространение христианства и победа его во всемирном масштабе.
К какой области философского знания относятся эти рассуждения?
Ответ: Теоцентризм
Каким по своей сути является это учение об обществе?
Ответ: Счастье в познании человеком бога и в уяснении своей полнейшей зависимости от него. Ответ: Стремление к счастью 2) Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза. Каковы особенности схоластики как метода философствования?
Ответ: Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
3) Прокомментируйте высказывание, к которому часто прибегал Ф. Аквинский: «Философия есть служанка богословия».
Ответ: В средневековье философия играла роль служанки религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения.
Практическое занятие №2. (2ч.) Современная философия. Русская философия Цель:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; Задание. Заполнить таблицы.
Основные этапы развития русской философии
| Основные этапы русской философии
| Временные рамки
| Актуальные проблемы
| Древнерусская философская мысль
| X-XII в.в.
| Бытие Бога рассматривается в отношении к человеку; нравственные аспекты бытия человека, место России с мировой истории
| Русское просвещение
| XVIII в.
| Проблемы крепостничества, российского само держания
| Религиозная русская философия
| XIX в.
| Проблема Бога, веры, духовности и нравственности, смерти и смысла жизни, свободы
| Марксистско-ленинская философия
| XX в.
| Проблема построения коммунизма и нового человека
|
Основные представители русской философии
конца XIX - нач. XX вв.
| Представитель
| Философская концепция, идея
| Основные категории
| Произведения
| Л.Н. Толстой
| Христианская философия | Полемика христианской веры с господствующей современной философией
| Война и мир
| П.А. Флоренский
| Православное богословие | систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии.
| Столп и утверждение истины
| А.Ф. Лосев
| Интуитивный персонализм
| Противоположность материализму
| Философия имени
| Ф.М. Достоевский
| Экзистенциализм
| Уникальность бытия человека
| Преступление и наказание
| Ф.И. Тютчев
| Славянофильство и почвенничество
| Самобытность России
| лирика
| А.И. Герцен
| Утопический социализм | учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве
| Повесть «Кто виноват?»
| А.А. Блок
| Русский символизм
| Само течение символизма несёт в себе интуитивно-подсознательное наблюдение скрытых смыслов, которые недоступны обычному взору.
| лирика
| Н.В. Станкевич
| Западничество
| «Западники» хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения
| «Следы на пути твоем»
| Н.М. Коркунов
| Позитивизм
| получение объективного знания
| Указ и закон. Докторская диссертация
| В.И. Вернадский
| Космизм
| Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении
| Биосфера и ноосфера
| П.Д. Успенский
| Оккультизм
| Оккультизм — это «скрытое знание», в отличие от «открытого знания», обычно называемого «наукой»
| «В поисках чудесного»
| Б.Н. Чичерин | Эпистемология, логика и метафизика
| научный подход к исследованию процессов познания
| «Наука и религия»
|
Основные направления современной западной философии
| Направление
| Предназначение философии
| Основные идеи, фундаментальные понятия
| Представители
| Прагматизм
| философское направление, имеющее целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решить их конкретные жизненные задачи на практике
| Эффективность научной теории не сопрягается с ее истинностью. Истина всегда связана с верой. Наука – коллективная вера в истины своей эпохи. Истина должна быть полезна человеку. Любая идея проверяется практикой. Ценности науки должны улучшить социальную жизнь.
| Ч. Пирс, Д. Дьюи, У. Джеймс.
| Неопозитивизм
| процедура смены разных методов анализа языка, которая движется от логики к семантике, а от нее – к лингвистическому анализу.
| А. Адлер. В основе действий человека, его гиперактивности и психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, человек желает его компенсировать, занимаясь искусством, бизнесом, политикой. К. Юнг. Жизненная энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия, переводится не в индивидуальное, а во всеобщее бессознательное – архетипы. Архетипы – безличные образы, код вытесненной энергии, схожие у всех людей (сны, образы, мифы). Э. Фромм. Бессознательное – первичные позывы жизни и смерти, агрессивных комплексов, комплексов одиночества.
| З. Фрейда: А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм
| Экзистенциализм
| Для всех экзистенциальных учений характерно убеждение в том, что единственной действительностью является бытие человека. Это бытие – начало и конец любого знания. Человек сначала существует, думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире, свою сущность. Сущность человека следует искать невне его, а в нем самом, ибо он хочет быть таким, а не иным. Человеку кажется, что мир рационален, в нем есть законы. На самом деле мир абсурден, бессмыслен и такова вся человеческая жизнь. Бытие человека – это драма. Свой собственный выбор определяет суть бытия отдельной личности. Это не значит, что человек свободен от общества. Его существование возможно только в обществе. Но он одинок, находится в пустоте.
| Кьеркегор считал, что человек проходит три стадии: 1) эстетическая (бытие его определяется внешним миром); 2)этическая (человек делает сознательный по долгу); 3) религиозная (человек глубоко осознает свое призвание).
| С. Кьеркегор, К. Ясперс, Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов
| Неотомизм
| учение, построенное на философии
| Получило официальное признание католицизма. Главные идеи: гармония веры и разума, веры и знания, религии и науки.
| Ф. Аквинский
| Феноменология
| Главная характеристика сознания – его постоянная направленность на предметы, называемая интенциональностью. Жизненный мир – предпосылка культуры и цивилизации. Он наполнен смыслами сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но трагедия состоит в том, что мы этого не понимаем. Мы думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вторичные образования жизненного мира и из них черпаем понятия науки.
| Главные цели – построить науку о науке и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу познания, в том числе научного. Начинать изучение жизненного мира и науки нужно с исследования сознания, так как реальность доступна людям через него. Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии.
| Эдмунд Гуссерль
| Герменевтика
| искусство понимания, истолкование текстов, памятников прошлого
| Все знания человека о мире можно рассмотреть как текст, то есть жизнь человека, которую и стоит понять. Понимание – проникновение в механизм жизни, познание ее. Герменевтический треугольник – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем.
| Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль
| |
|
|