Главная страница

Методичка. Полный обучающий курс по Turbo Pascal. Полный обучающий курс Turbo Pascal


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеПолный обучающий курс Turbo Pascal
АнкорМетодичка. Полный обучающий курс по Turbo Pascal.doc
Дата27.12.2017
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка. Полный обучающий курс по Turbo Pascal.doc
ТипДокументы
#13154
КатегорияИнформатика. Вычислительная техника
страница8 из 15
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

Глава 3. Процедуры и функции

Стандартные библиотечные модули


В систему Турбо Паскаль версии 6.0. и старше включены 8 модулей: System, Crt, Dos, Graph, Graph3, Overlay, Printer, Turbo3 и специализированная библиотека Turbo Vision. Модуль System подключается по умолчанию, поэтому в любой программе становятся доступными все его встроенные процедуры и функции (см главу 1.3.). Остальные модули должны подключаться с помощью зарезервированного слова usesс добавлением имени модуля. Например: uses Crt.

Рассмотрим кратко назначение каждого модуля.

System - сердце Турбо Паскаля. Подпрограммы, содержащиеся в нем, обеспечивают работу всех остальных модулей системы.

Crt - содержит средства управления дисплеем и клавиатурой компьютера.

Dos - включает средства, позволяющие реализовывать различные функции Dos.

Graph3 - поддерживает использование стандартных графических подпрограмм.

Overlay - содержит средства организации специальных оверлейных программ.

Printer - обеспечивает быстрый доступ к принтеру.

Turbo3 - обеспечивает максимальную совместимость с версией Турбо Паскаль 3.0.

Graph - содержит пакет графических средств.

Turbo Vision - библиотека объектно-ориентированных программ для разработки пользовательских интерфейсов.

На примере модуля Crt познакомимся поближе с работой встроенных процедур и функций. Он устанавливает режим работы адаптера дисплея, организует вывод в буфер экрана, регулирует яркость свечения символов и т.д. С момента подключения пользователю доступны все содержащиеся в нем стандартные средства. Рассмотрим некоторые из них.

§        Установка текстового режима

TextMode(Mode:integer);

Значение Mode равно 1 (40 / 25) или 3(80 / 25).

§        Очистка экрана

ClrScr – полностью очищает экран;

ClrEol – стирает все символы в строке, начиная с текущей позиции до конца строки;

§        Управление курсором

GotoXY(x,y) – перемещает курсор в позицию, заданную координатами x, y.

§        Управление цветом

TextColor(Color:byte) - установка цвета выводимых символов;

TextBackGround(Color) – цвет фона.

Чтобы добавить при выводе эффект мерцания, при установке цвета указывается Blink (16).

Пример. Вывести в центре экрана цветными символами слово «Привет» с эффектом мерцания.

Program primer;

Uses crt;

Begin

TextMode(3);

Clrscr;

Gotoxy(36,12);

Textcolor(5+16);

Write(‘Привет’);

End.

Глава 3. Процедуры и функции

Процедуры


Для использования подпрограммы-процедуры необходимо сначала описать процедуру, а затем обращаться к ней (обращение к процедуре – отдельный оператор). Описание процедуры включает заголовок (имя) и тело процедуры. Заголовок состоит из зарезервированного слова procedure, имени процедуры и, заключенного в скобки, списка формальных параметров с указанием типа. Название «формальные» эти параметры получили в связи с тем, что в этом списке заданы только имена для обозначения исходных данных и результатов работы процедуры, а при вызове подпрограммы на их место будут поставлены конкретные значения. Тело процедуры – блок, по структуре аналогичный программе.

При создании программ, использующих процедуры, следует учитывать, что все объекты, которые описываются после заголовка в теле процедуры, называются локальными объектами и доступны только в пределах этой процедуры.

Все объекты, описанные в вызывающей программе, называются глобальными и являются доступными внутри процедур, вызываемых этой программой.

Общий вид описания процедуры:

Procedure <имя> (список формальных параметров, блок описания);

Const …; ù

… ý блок описания

Var ….; û

begin

<операторы>

end;

Пример 1. Вывести по четырем углам экрана свое имя цветными буквами, можно с эффектом мерцания.

Program names;

Uses crt;

Procedure name(x, y, c: byte, );

Begin

Gotoxy (x, y);

Textcolor(c); {textcolor (c+16);}

Write(‘Имя’);

end;

begin

Clrscr; {очистка экрана}

name (2,2, 14);

name (2, 22, 8);

name (75,2, 3);

name (75, 22, 5);

End.

Пример 2. Найти наибольшее из четырех чисел, используя подпрограмму нахождения наибольшего из двух чисел.

Program max;

Uses crt;

Var a, b, c, d, m, p, q:real;

Procedure Bd(x,y:real, var z: real);

Begin

If x>y then z:=x

else z:=y;

end;

begin

Clrscr; {очистка экрана}

Write(‘Введите числа’);

Readln(a,b,c,d);

Bd (a, b, p);

Bd (c, d, q);

Bd (p, q, m);

Writeln(‘наибольший элемент’, m:8:3);

End.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


написать администратору сайта