Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Основные понятия системы

  • Глава 2. Операторы языка Паскаль

  • Глава 3. Процедуры и функции

  • Глава 4. Массивы

  • Общие сведения

  • Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль Алфавит языка Турбо Паскаль

  • 1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль

  • Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль Величины в Паскале

  • Методичка. Полный обучающий курс по Turbo Pascal. Полный обучающий курс Turbo Pascal


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеПолный обучающий курс Turbo Pascal
    АнкорМетодичка. Полный обучающий курс по Turbo Pascal.doc
    Дата27.12.2017
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодичка. Полный обучающий курс по Turbo Pascal.doc
    ТипДокументы
    #13154
    КатегорияИнформатика. Вычислительная техника
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Полный обучающий курс Turbo Pascal


    Вводная часть  

    Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль

    1.1.            Алфавит и словарь языка Паскаль

    1.1.1.     Величины в Паскале  

    1.1.2.     Структура программы  

    1.2.            Типы данных  

    1.2.1.     Целочисленные типы данных

    1.2.2.     Вещественные типы данных

    1.2.3.     Символьный тип

    1.2.4.     Логический тип

    1.3.            Арифметические операции и стандартные функции

    1.4.            Ввод и вывод данных

    1.4.1.     Ввод данных с клавиатуры

    1.4.2.     Вывод данных  

     

    Глава 2. Операторы языка Паскаль

    2.1.            Общие сведения  

    2.2.1.      Оператор присваивания  

    2.2.2.      Оператор вызова процедуры

    2.2.3.      Оператор безусловного перехода

    2.2.4.      Пустой оператор

    2.3.            Структурные операторы  

    2.3.1.      Составной оператор  

    2.3.2.      Условные операторы  

    2.3.3.      Операторы повтора (цикла) 

     

    Глава 3. Процедуры и функции

    3.1.              Стандартные библиотечные модули  

    3.2.              Процедуры  

    3.3.              Функции  

     

    Глава 4. Массивы

    4.1.              Одномерные массивы  

    4.2.              Двумерные массивы  

     

    Глава 5. Строковые величины

    5.1.              Символьные величины  

    5.2.              Строковые величины  

    Глава 6. Графика в системе Турбо Паскаль

    6.1.              Общие сведения  


    6.1.1.      Базовые процедуры и функции

    6.1.2.      Экран и окно в графическом режиме

    6.2.1.      Вывод простейших фигур

    6.2.2.      Построение многоугольников  

    6.2.3.      Построение дуг и окружностей  

    6.2.4.      Работа с текстом

    6.2.5.      Построение графиков функций  

    6.2.6.      Циклы в графике. Моделирование случайных процессов

    6.2.7.      Создание иллюзии движения

     

    Литература  



     

    Введение


    Процесс решения задачи на ПК – это совместная деятельность человека и машины. Его условно можно разделить на несколько этапов. Человеку отводятся шаги, связанные с творческой деятельностью (постановкой, алгоритмизацией, программированием задачи и анализом результатов), на долю компьютера – этапы обработки информации в соответствии с разработанным алгоритмом. При этом говорят, что компьютер выполняет программу (последовательность команд), реализующую данный алгоритм.

    Команды, предназначенные для ПК, должны быть представлены в виде, понятном машине. Для этого применяются языки программирования.

    Существуют такие языки, которые отражают структуру данного класса машин, и поэтому их называют машинно-ориентированными языками или языками низкого уровня. Чтобы реализовать заданный алгоритм с помощью языка низкого уровня необходимо записать программу, представляющую собой определенную последовательность нулей и единиц. Особенностью этих языков является жесткая ориентация на определенный тип аппаратуры. В стремлении приспособить эти языки к человеку, был разработан язык символического кодирования – язык ассемблера.

    Для облегчения труда программистов были созданы языки программирования, которые строились на основе определенного алфавита и строгих правил построения предложений. Отличительной особенностью этих языков является их ориентация не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операторов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Такие языки принято называть языками программирования высокого уровня. К ним относятся: Бейсик, Фортран, Паскаль, Алгол, Си и многие другие.

    Так как текст, записанной программы на языках высокого уровня не понятен ПК, требуется перевести его на машинный язык. Такой перевод на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется он специальными программами – трансляторами.

    Существует два основных вида трансляторов: интерпретаторы (трансляторы, производящие пооператорную обработку и выполнение программы) и компиляторы (трансляторы, преобразующие всю программу в модуль на машинном языке и только после записи в памяти ПК, выполняющие исходную программу).

    Язык программирования Паскаль получил свое название в честь выдающегося французского математика, физика, философа Блеза Паскаля (1623-1662), который изобрел механическую счетную машину для выполнения арифметических операций (паскалево колесо, как говорили современники). В 1965 году Международная федерация по обработке информации (IFIP) предложила нескольким специалистам в области информатики принять участие в создании нового языка программирования. Среди них был швейцарский ученый Н.Вирт. Вскоре он и его сотрудники из Федерального технического университета подготовили первую версию Паскаля, затем – первый вариант компилятора, а в 1971 году вышло описание языка. В середине 80-х гг. фирмой Borland International, Inc (США) для повышения качества и скорости разработки программ была создана система программирования Турбо Паскаль, расширившая область применения языка и развившая сам язык программирования.

    Разработка программ на Паскале включает в себя следующие действия: ввод и редактирование текста на языке программирования, трансляция и отладка программы. Для каждого этапа требуются специальные средства: редактор текстов, компилятор, включающий в себя компоновщик – для построения исполняемого компьютером программного модуля и отладчик – для отладки программы. Систему программирования Турбо Паскаль называют еще интегрированной средой программирования, так как она объединяет в себе все ранее разрозненные средства, используемые при разработке программ.

        Широкой популярности Паскаля способствовали следующие причины:

    •    Благодаря компактности, удачному первоначальному описанию язык оказался достаточно легким для изучения.

    • Он отражает фундаментальные концепции алгоритмов в легко воспринимаемой форме.

    • Паскаль позволяет четко реализовывать идеи структурного программирования и осуществлять переход к объектно-ориентированному программированию (язык Турбо Паскаль предоставляет программисту все средства ООП: высокую степень структурированности, модульность, абстрактность и возможность повторного использования, которые встроены непосредственно в язык). 

    • Язык программирования позволил перейти к системам автоматической проверки правильности программ.

        Основная цель данного учебного пособия – развитие логического мышления, умения анализировать, описывать планы действий, т.е. способности к анализу и синтезу.

        Задачи учебного пособия:

    • Развитие логического мышления.

    • Формирование представления о программировании как способе обработки информации.

    • Формирование навыков работы в среде программирования Турбо Паскаль.



    Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль

    Алфавит языка Турбо Паскаль

    Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

    • Как ввести информацию в память (ввод).  

    • Как хранить информацию в памяти (данные).  

    • Как указать правильные команды для обработки данных (операции).

    • Как передать данные из программы пользователю (вывод).

    Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

    • некоторые из них выполнялись только в случае, если соблюдается некоторое условие или ряд условий (условное выполнение);  

    • другие выполнялись повторно некоторое число раз (циклы);

    • третьи выделялись в отдельные части, которые могут быть неоднократно выполнены в разных местах программы (подпрограммы).

    Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования: ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы и на их основе строить программы.

    Это список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

    Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

    Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.

    После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

    В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.

    Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

    Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.

    1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль

    Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

    Алфавит Паскаля составляют:  

    • прописные и строчные буквы латинского алфавита: A, B, C…Y, Z, a, b, c,…y, z ;  

    • десятичные цифры: 0, 1, 2,…9;  

    • специальные символы: + - * / > < = ; # ‘ , . : {} [] ( )  

    • комбинации специальных символов , которые нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций: «:=», «..», «<>», «<=», «>=», «{}».  

    • Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

    Зарезервированные слова (см таб.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

    Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т.д. служат стандартные идентификаторы, например Sqr, Sqrt и т.д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:  

    • Идентификатор начинается только с буквы (исключение составляют специальные идентификаторы меток).  

    • Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания.  

    • Максимальная длина – 127 символов.  

    • При написании идентификаторов можно использовать прописные и строчные буквы.  

    • Между двумя идентификаторами должен стоять хотя бы один пробел.

    Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль

    Absolute

    Абсолютный

    Library

    Библиотека

    And

    Логическое И

    Mod

    Остаток от деления

    Array

    Массив

    Not

    Логическое НЕ

    Begin

    Начало блока

    Or

    Логическое ИЛИ

    Case

    Вариант

    Of

    Из

    Const

    Константа

    Object

    Объект

    Div

    Деление нацело

    Procedure

    Процедура

    Go to

    Переход на

    Program

    Программа

    Do

    Выполнять

    Repeat

    Повторять

    Downto

    Уменьшить до

    String

    Строка

    Else

    Иначе

    Then

    То

    End

    Конец блока

    To

    Увеличивая

    File

    Файл

    Type

    Тип

    For

    Для

    Until

    До

    Function

    Функция

    Uses

    Использовать

    If

    Если

    Var

    Переменная

    Interrupt

    Прерывание

    While

    Пока

    Interface

    Интерфейс

    With

    С

    Label

    Метка

    Xor

    Исключающее ИЛИ

    Таблица 1



      Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетание. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.

    Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль

    Величины в Паскале

    Решение задач на ПК - это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале данные делятся на константы и переменные. Они определяются идентификаторами (именами).

    Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе выполнения программы, в отличие от переменных, которые могут менять свои значения. Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать с константой. Переменная характеризуется именем, типом (см.1.2.) и значением.

    Кроме констант и переменных существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами (В данном пособии не рассматриваются. Рекомендуется дополнительная литература, например, [1]). 
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта