Главная страница

Методичка. Полный обучающий курс по Turbo Pascal. Полный обучающий курс Turbo Pascal


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеПолный обучающий курс Turbo Pascal
АнкорМетодичка. Полный обучающий курс по Turbo Pascal.doc
Дата27.12.2017
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка. Полный обучающий курс по Turbo Pascal.doc
ТипДокументы
#13154
КатегорияИнформатика. Вычислительная техника
страница3 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль

Вещественные типы данных


Вещественные (действительные) типы данных представляют собой значения, которые используются в арифметических выражениях и могут быть представлены двумя способами: с фиксированной и с плавающей точкой. 

Тип

Диапазон

Мантисса

Требуемая память (байт)

Real

Single

Double

Extended

Comp

2.9*10E-39 … 1.7*10E38

1.5*10Е-45 … 3.4*10Е38

5.0*10Е-324 … 1.7*10Е308

1.9*10Е-4951 … 1.1*10Е4932

-2Е+63+1 … 2Е+63-1

11 – 12

7 – 8

15 – 16

19 – 20

10 – 20

6

4

8

10

8

Примечание. Все вещественные типы, кроме Real, могут быть использованы в программе при наличии в ПК математического сопроцессора Intel 8087/80287.

Действительные числа с фиксированной точкой записываются по обычным правилам арифметики, только целая часть от дробной отделяется точкой. Если точка отсутствует, число считается целым. Перед числом может стоять знак «+» или «-». Если знака нет, то число считается положительным.

Числа в форме с плавающей точкой представляются в экспоненциальном виде: mE+p, где m – мантисса (целое или дробное число), Е означает 10 в степени, р – порядок (целое число).

Например, 5.18Е+2 = 5.18 * 102 = 518

10Е-03 = 10 * 10 –3 = 0.01  

Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль

Символьный тип


Литерный (символьный) тип char определяется множеством значений кодовой таблицы ПК. Каждому символу приписывается целое число в диапазоне от 0 до 255. Для кодировки используется код ASCII. Например код символа 'A' при русской раскладке клавиатуры будет равен 192

Для размещения в памяти переменной литерного типа нужен 1 байт.  

Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль

Логический тип


Логический (булевский) тип boolean определяется двумя значениями: true (истина) и false (ложь). Он применяется в логических выражениях и выражениях отношения.  Для размещения в памяти - 1 байт.

Глава 1. Основные понятия системы программирования Турбо Паскаль

Арифметические операции и стандартные функции


Арифметическим называется выражение, составленное из операндов – величин, над которыми производится операция, скобок и знаков операций. В результате вычисления выражения получается значение определенного типа. Порядок вычисления выражения определяется скобками и старшинством операций. Они делятся на арифметические, отношения, логические и другие. Операции могут быть унарными и бинарными.  

Арифметические операции

Операция

Действие

Тип операндов

Тип результата

Бинарные

+

Сложение

Целый, вещественный

Целый, вещественный

-

Вычитание

Целый, вещественный

Целый, вещественный

*

Умножение

Целый, вещественный

Целый, вещественный

/

Деление

Целый, вещественный

Вещественный

DIV

Целочисленное деление

Целый

Целый

MOD

Остаток от деления

Целый

Целый

Унарные

+

Сохранение знака

Целый, вещественный

Целый, вещественный

-

Отрицание знака

Целый, вещественный

Целый, вещественный

 

Операции отношения

Операции отношения выполняют сравнение двух операндов и определяют, истинно значение или ложно. Сравниваемые величины могут принадлежать к любому типу данных, и результат всегда имеет логический тип, принимая одно значение из двух: истина или ложь.

Операция

Название

Выражение

=

Равно

А=В

 

 

 

<>

Неравно

А<>B

>

Больше

A>B

<

Меньше

A

>=

Больше или равно

A>=B

<=

Меньше или равно

A<=B

 

Стандартные математические функции


Обращение

Тип аргумента

Тип результата

Функция

Abs(x)

Целый, вещественный

Целый, вещественный

Модуль аргумента

Arctan(x)

Целый, вещественный

Вещественный

Арктангенс

Cos(x)

Целый, вещественный

Вещественный

Косинус

Exp(x)

Целый, вещественный

Вещественный

ех - экпонента

Frac(x)

Целый, вещественный

Вещественный

Дробная часть х

Int(x)

Целый, вещественный

Вещественный

Целая часть х

Ln(x)

Целый, вещественный

Вещественный

Натуральный логарифм

Random

 

Вещественный

Псевдослучайное число [0,1]

Random(x)

Целый

Целый

Псевдослучайное число [0,х]

Round(x)

Вещественный

Целый

Округление до ближайшего целого

Sin(x)

Целый, вещественный

Вещественный

Синус

Sqr(x)

Целый, вещественный

Вещественный

Квадрат х

Sqrt(x)

Целый, вещественный

Вещественный

Корень квадратный из х

Trunc(x)

Вещественный

Целый

Ближайшее целое, не превышающее х по модулю

 

Логические операции

Логические выражения в результате вычисления принимают логические значения True и False. Операндами это выражения могут быть логические константы, переменные, отношения. Идентификатор логического типа в Паскале: boolean.

В Паскале имеется 4 логические операции: отрицание -NOT, логическое умножение -AND, логическое сложение - OR, исключающее «или» -XOR . Использованы обозначения: T – true, F – false.

A

B

Not A

A and B

A or B

A xor B

T

T

F

T

T

F

T

F

F

F

T

T

F

F

T

F

F

F

F

T

T

F

T

T

Приоритеты операций: not, and, or, xor. Операции отношения ( = , <> …) имеют более высокий приоритет, чем логические операции, поэтому их следует заключать в скобки при использовании по отношению к ним логических операций.

Пример. Составить программу, по которой будет выведено значение «истина», если точка с заданными координатами (x, y) лежит внутри некоторой области, и «ложь» – в противном случае. Область состоит из 2 частей: первая часть x £ 0; y ³ -x-3 и y2 + x2 £ 9, вторая часть - x ³ 0 и x2 + y2 £ 25.

Решение: Данная область состоит из 2 частей. 1: x<=0; x2+y2<=9; y>= - x-3.

2: x>=0; x2+y2<=25.

Точка с координатами (x,y) лежит в данной области, если она принадлежит 1 или 2 части.

Program point;

Var x, y:real; L:boolean;

Begin

Writeln(‘Введите х и y’);

Readln(x,y);

L:= (x<=0) and (sqr(x)+sqr(y)<=9) and (y>=-x-3) or

(x>=0) and (sqr(x)+sqr(y)<=25);

writeln(‘Точка лежит в области?’, L);

end.

Результатом выполнения программы будет:

Введите x и y

2 0 {с клавиатуры сами ввели через пробел 2 и 0}

Точка лежит в области?TRUE

 

Приоритет операций (в порядке убывания):

  • вычисление функции;

  • унарный минус, not;

  • умножение, деление, div, mod, and;

  • сложение, вычитание, or, xor;

  • операции отношения
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта