Главная страница
Навигация по странице:

  • Концепция нелогического действия В.Парето

  • "Открытые" и "закрытые" общества (К.Поппер)

  • соц. Практическое задание социология. Понимающая социология М. Вебера


    Скачать 17.86 Kb.
    НазваниеПонимающая социология М. Вебера
    Дата04.04.2022
    Размер17.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание социология.docx
    ТипДокументы
    #441170




    1. Понимающая социология М.Вебера

    В основе понимающей социологии Макса Вебера находится поведение человека. Он предполагал, что индивид поступает так или иначе, исходя из собственного анализа ситуации и своих мировоззрений. То есть, основывается не на внешние факторы, а на свои внутренние. Вебер был уверен, что социология должна быть именно понимающей (понимать поведение каждого индивида) т.к. любое поведение человека осмысленно. По его мнению, главная суть понимающей социологии должна была сводиться к вопросам: Через какие осмысленные действия люди достигают своей цели? И как это сказывается на поведении других? В своем сборнике избранных работ он также использует словосочетание «социальное действие». Оно складывается из поведения человека и бывает 4 типов.

    Целерациональное — человек четко видит перед собой цель и пытается ее достигнуть. Например, такое часто встречается в сфере торговли и бизнеса. Ценностно-рациональное — человек основывается на свои духовные или нравственные ценности. В этом случае личная цель уходит на второй план. Традиционное — человек что-то делает, исходя из привычки. Например, такой шаблон поведения он видел в семье. Сейчас он поступает так же. Аффективное — человек выполняет какие-то действия под влиянием эмоций. Вебер считал, что из социального действия можно сделать выводы обо всем обществе. Например, он заметил, что в обществах, живущих по старым порядкам, используется аффективное и традиционное поведение. В современных — целерациональное.

    Идеальная тип по Веберу: Философ выделил такое понятие, как «идеальный тип». По сути, это был некий представитель каждого вида социального действия. То есть, у целерационального действия был свой идеальный тип: человек, в основе поведения которого лежит достижение цели. То же самое с остальными 3 социальными действиями

    Выводы:

    Исследователи понимающей социологии пытались понять цели и смыслы социального действия человека;

    По мнению Вебера, человек производит социальное действие не из-за внешних факторов, а на основе анализа ситуации. Последнее складывается из его мировоззрения;

    Социальное действие бывает 4 типов;

    И у каждого социального действия есть свой идеальный тип.


    1. Концепция нелогического действия В.Парето

    В. Парето сформулировал теорию «нелогического» действия. Согласно этой теории социальное действие состоит из внешне наблюдаемого действия, рационального его обоснования и психических установок индивида, лежащих в основе действия «Остатки» классифицируются на:

    1. «Инстинкт комбинаций», лежащий в основе социальных изменений;

    2. «Постоянство агрегатов», сохраняющее социальные связи;

    3. «стремление человека проявлять свои чувства в общественных дей-ствиях и поступках»;

    4. «Чувство социальности»;

    5. «Чувство собственности»;

    6. «Половой инстинкт».

    Их природа иррациональна. Индивид, осуществляя такого рода социальное действие, использует разум для маскировки «нелогических» действий (инстинктов и чувств). Таким образом, истинной движущей силой истории выступают чувства.

    «Логические» действия определяются разумом и совершаются в области экономики, науки, отчасти политики. В этих действиях средства адекватны целям, то есть цели связаны между собой объективной логикой, основанной на действительно существующих связях.

    Интегральной частью социологической теории В. Парето является теория идеологии, возникшая вследствие разочарования социолога в деятельности буржуазных политических партий, оказавшихся неспособными к эффективным действиям и маскирующим свои политические цели демагогическими уловками, которым придана теоретическая форма. Таким образом, В. Парето пытался объяснить природу, особенности и социальные функции идеологии в современном мире.

    Согласно Парето, идеологии меняются только по форме, заменяя одну систему аргументации другой, одни словесные формулировки другими, более гибкими и изощренными. Эти формулировки создаются гениями, выдающимися личностями – носителями разума (в отличие от масс, которые руководствуются эмоциями).

    На развитие теоретических взглядов В. Парето оказала влияние концепция Г. Моски о социальной гетерогенности, как существенном элементе социальной системы, предполагающей деление общества на два класса - господствующий и подчиненный. По мысли В. Парето, пирамидальное по своей структуре общество имеет на вершине своей элиту, которая направляет и организует жизнь общества, обладая расчетливостью и умением манипулировать человеческими эмоциями. Но в то же время элита должна уметь вовремя применять силу. В зависимости от используемого способа действий элита подразделяется на «львов», у которых преобладает инстинкт «постоянства агрегатов», и «лисиц», с преобладанием «инстинкта комбинаций». В области хозяйственной и финансовой деятельности «лисицам» и «львам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье».

    Элита подразделяется на «правящую», которая находится в состоянии постоянной медленной трансформации с целью пополнения своих радов «до-стойными», и «неуправляющую», действующую в научной и художественной сферах. Переход из элиты в неэлиту и обратно свободный, и осуществляется благодаря одаренности индивидов – так происходит циркуляция элит – процесс социального взаимодействия в гетерогенном обществе, что является законом существования человеческого общества.

    1. "Открытые" и "закрытые" общества (К.Поппер)

    Открытое можно определить как систему общественного устройства, главными элементами которого являются гражданское общество, рыночная экономика (свободный рынок) и правовое государство (иначе, власть закона), в совокупности и тесной взаимосвязанности обеспечивающие свободу во всем многообразии ее проявлений (прежде всего личную). Открытое общество принципиально основано на власти закона – здесь в мирное время государственным служащим позволено руководствоваться только закрепленными правом интересами и нормами. Оно требует критического мышления, ему чуждо догматическое сознание. В открытом обществе за индивидами закреплено право принимать личные решения; более того, они «вынуждены принимать личные решения» и конкурировать за социальные статусы. Подобное общество постоянно испытывает себя и учитывает совершенные ошибки (посредством критической делиберации, предполагающей совместную, т.е. многими гражданами, оценку решений и рациональное обоснование альтернатив) в своих последующих действиях.

    Закрытое общестов - общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы — их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жёстким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».


    написать администратору сайта