Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Эпоха поздней бронзы Юга России. Срубная, сабатиновская и белозерская культуры.

  • Срубная, сабатиновская и белозерская культуры

  • 15. Памятники раннего железного века новочеркасского типа.

  • шпаргалки по археологии. экзамен археология. Понятие археологии как науки. Археологическая периодизация и терминология


    Скачать 73.6 Kb.
    НазваниеПонятие археологии как науки. Археологическая периодизация и терминология
    Анкоршпаргалки по археологии
    Дата11.04.2022
    Размер73.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэкзамен археология.docx
    ТипЗакон
    #463854
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Синташская Характеристика


    Синташтинская культура была распространена между 54 и 52 градусами северной широты и 59 и 62 меридианами восточной долготы в зоне северной степи Южного Зауралья и Южного Урала.

    В настоящее время в Челябинской и Оренбургской областях найдено 22 укреплённых поселения культуры. Большинство поселенческих памятников Синташтинской культуры расположены у рек Уральского и Тобольского бассейнов.

    На Южном Урале открыты поселения Аркаим, Берсуат[1], Каменный Амбар, Куйсак, Синташта, Устье, Степное, Кизильское, Аландское, Синташта II и др.; могильники Синташтинский, Большекараганский, Кривое озеро, Буланово, Степное VII, Танаберген II, Бестамак и др. Площадь синташтинских укреплённых поселений как правило до 2 га, иногда достигает 3,4 га.

    Особенностями поселений являются системы фортификации, имеющая форму замкнутого комплекса монументальных защитных сооружений. Стены поселений сложены из глинобитных блоков, толщиной до 5,5 метров и высотой до 3,5 м. Планировка круглая, овальная и прямоугольная, с площадью или улицей в центре.

    В жилищах найдены очаги, камины, погреба, колодцы, металлургические печи.

    Керамическая посуда представляет собой сосуды острорёберной и баночной формы с волнистыми линиями, фигурами. Керамика синташтинской культуры не восходит к ямной культуре, а имеет параллели с позднекатакомбной и абашевской культурами[2].

    Захоронения осуществлялись в курганных могильниках, расположенных, зачастую, на противоположном к поселениям берегу рек. Хоронили в глубоких, до 3,5 метров могильных ямах-склепах скорчено на левом боку с ладонями у лица.

    В могилы клали оружие (наконечники стрел, гарпуны, топоры, наконечники копий), орудия труда (ножи, иглы, серпы, тёсла, долота, рыболовные крючки), украшения (бусы, браслеты, подвески), бытовые и ритуальные предметы и др. Целый ряд захоронений сопровождался жертвоприношениями лошади: голова, ноги в положении бега; встречаются остатки боевых колесниц[3]. Д. Энтони и Виноградов (1995) датировали колесницу классического типа в захоронении синташтинской культуры в районе Кривого озера (Челябинская область) 2026 годом до н. э. В 9 могильниках синташтинской и родственной ей петровской культур археологами обнаружено не менее 16 погребений с колесницами, самые ранние из которых датируются временем не позднее 2000 г. до н. э. Это первые в истории настоящие колесницы — лёгкие повозки с двумя спицевыми колёсами, запрягавшиеся конями, которыми управляли при помощи кольцевых удил, и предназначавшиеся для быстрой езды.

    Животные (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, собаки) приносились в жертву как часть погребальной обрядности[4].

    Погребальные ритуалы не зависели от положения человека в обществе, а отражали больше половозрастные градации.

    Основой системы их жизнеобеспечения являлось животноводство. Представители культуры занимались металлургией, керамическим, кожевенным производствам, ткачеством и др.

    Происхождение[



    В настоящий момент в археологии нет консенсуса в вопросе происхождения и формирования синташтинской культуры[5]. Высказываются разные мнения и исходные культуры: абашевская (Т. М. Потёмкина, В. С. Горбунов, О. В. Кузьмин, А. Д. Пряхин), катакомбная (Н. М. Малов, В. В. Филипченко, А. В. Епимахов, Е. Е. Ткачёв)[2], культура многоваликовой керамики, донецкая катакомбная, вольско-лбищенская, полтавкинская (Н. Б. Виноградов)[6], ямная[7], ближневосточные культуры[8]. Существует предположение, согласно которому основой для формирования синташтинской культуры послужили древнеямные и катакомбные племена, а также местное население[3]. Большинство археологов в настоящее время отрицает непосредственную связь ямной и синташтиской культур[9][10][11][2]. Общепризнанным является лишь индоиранский характер данной культуры[12][13][14].
    12. Эпоха поздней бронзы Юга России. Срубная, сабатиновская и белозерская культуры.

    Исследование эпохи поздней бронзы на территории Нижнего Дона началось еще в ХIХ в. По влиянием идей В.А.Городцова многочисленные впускные скорченные погребения в курганах, сопровождавшиеся горшками и банками, по аналогии с древностями, открытыми на территории Украине, были отнесены к срубной культуре. Было предложено хронологическое членение этих древностей (О.А.Кривцова-Гракова, Н.Н.Чередниченко). Выделение раннесрубных, покровских памятников в Поволжье позволило поставить вопрос о выделении аналогичных памятников в Нижнем Подонье. Связь покровских и срубных памятников является генетической (Э.С. Шарафутдинова). В первой половине 2-го тысячелетия до н.э. Нижнем Подонье на смену бабинской культуры с востока проникают племена покровской культуры. Трансформация покровской культуры под сильным восточным импульсом приводит к распространению памятников срубной культуры на территорию Нижнего Подонья. В Восточной Европе располагались памятники срубной культуры, а к востоку от них – андроновские (алакульские и федоровские). По данным абсолютной хронологии срубная культура датируется ХХ-ХV вв. до н.э. Контакты между срубной и андроновской культурами в рамках этой общности были многосторонними. Известны многочисленные андроновские инновации в срубной культуре не только в металле, но и в других категориях инвентаря. Меновая торговля не ограничивалась металлическим сырьем или изделиями из металла. По-видимому, был широкий спектр товаров, которые широко перемещались в рамках каждой культуры, но и между ними. В этой торговле особое место, вероятно, отводилось домашнему скоту. Не следует забывать и о западных веяниях. В районе Приазовья в срубной культуре прослеживаются следы влияния сабатиновской культуры. Племена срубной культуры в Нижнем Подонье оставили более 1000 погребений и около десятки поселений. В раннесрубное время поселения располагались на надпойменных террасах, ближе к долинам рек, курганные могильники – всегда в стороне от поселений. Обычно курганные группы находились на водоразделах рек и их притоков (Нижнедонские Частые курганы). Как правило, курганы этого времени имели индивидуальные насыпи или были впущены в более древние насыпи. В период расцвета срубной культуры поселения занимали пойменные террасы. Рядом с ними находились курганы. В это время получает распространение обычай сооружения могилы рядом с курганом, отмеченным небольшой насыпью. Выкид из могильной ямы, уложенный рядом с ямой составлял небольшой холмик. Над такими могилами не возводились настоящие насыпи. Таким образом, складывался обряд сооружения без курганных кладбищ над могилами умерших. По мере роста кладбища захоронения совершались в виде рядов, вытянутых в широтном направлении. На правобережье Дона, где обнажались горные породы, над неглубокими могильными ямами возводились ритуальные каменные площадки, на левобережье Дона, где их не было, они не сооружались. Сохранялся тот же принцип формирования кладбища, оно становилось вытянутым в широтном направлении. По-видимому, над этими неглубокими могилами насыпалась едва заметные «грунтовые площадки». Погребальный инвентарь был скудным, обычно ограничивался 1-2 горшками. Среди них более 50% составляли простые баночные сосуды. Изменения погребальной практики, вероятно, были обусловлены трансформацией идеологических основ культуры этих племен. Наряду с традиционным путем путешествия «в мир иной», альтернативным становится путь быстрого достижения «мира предков». Для этих целей, останки умершего сжигали на стороне, а затем кальцинированные остатки, помещали в «манекен», которому, очевидно, придавали антропоморфные очертания, и который оставляли на дне могильной ямы. В Нижнем Подонье погребения с трупосожжениями составляют около 1%. В позднем бронзовом веке происходит перерождение срубной культуры, распространеняются бескурганные кладбища, которые находились не только неподалеку от самих поселений. Иногда захоронения совершались в черте самих поселков, по-видимому, в заброшенных жилищах (Ливенцовское поселение I).

    Срубная, сабатиновская и белозерская культуры

    Достопримечательности срубной культуры выделены В. А. Городцовым одновременно с ямнимы и катакомбными на Северском Донце. Срубные поселения, могильники, клады, мастерские располагаются в степной и лесостепной зонах Восточной Европы от Волги до Дуная.
    Срубная культура датируется XVI-XII вв. до н. е. Ее поселений известно гораздо больше, чем катакомбных, что свидетельствует о высшей степени оседлости срубников, которые наряду со скотоводством активно занимались земледелием (выращивали в основном просо). На ранньозрубних поселениях Янохине, Шрамы в долине р. Оскол (приток Северского Донца) раскопаны полуземляночные жилья прямоугольной в плане формы (со следами открытых очагов посередине помещения).
    Основной тип погребальных сооружений — курганы. Умерших клали в скрюченном состоянии на боку, с кистями рук перед лицом, головой, как правило, на восток или с некоторым отклонением в сторону севера или юга. Подавляющее большинство могил в бассейне Северского Донца имела деревянные срубы, в других же районах проживания срубных племен таких захоронений обнаружено мало: здесь существовали или обычные фунтовые ямы, или каменные ящики. Покойников сопровождали сосуды, реже — наконечники копий, пряжки, украшения.
    Самый распространенный тип керамики — банкоподибний горшок. На ранних этапах существования срубной культуры использовались также гостроребристи приземистые горшки. Орнаментом украшалась обычно лишь верхняя часть сосуда; узор или видтискувався шнуром или прокреслювався. Среди сюжетных композиций — крестики, прямоугольники, свастики, схематизированные изображения животных и т.д. (считают, что в данном случае мы имеем дело с проявлениями простого пиктографического письма).
    Оснащение преимущественно бронзовые. Это, прежде всего, проушные топора или топоры-кельты, долота, шила, иглы, ножи своеобразной формы — с перехватом (что типично только для срубной культуры). Из кости изготавливали псалии, гарпуны, лощила т.п., из камня — литейные матрицы, молоты, терки, вкладыши к серпов.
    Удаленные недавно сабатиновская и белозерская культуры поздней бронзы (И. М. Шарафутдинова, И. Т. Черняков,
    В. В. Отрощенко) хронологически следуют за срубной и одна за другой. Сабатиновская датируется XIV-XII, белозерская — XI — IX вв. до н. е. Достопримечательности первой, в основном поселения (Сабатиновка, Ушкалка, Ташлык и др.), сосредоточиваются в степной части Правобережья, второй (Белозерка, Бабье, Змиевка, Ильичев и др.) — на Нижнем Днепре и в степях Левобережья. На поселениях обнаружены остатки наземных жилищ прямоугольной в плане формы, возведенных на каменном фундаменте. Вблизи сабатиновской поселений случаются зольники.
    В среде сабатиновской племен преобладали впускные захоронения, Белозерский — грунтовые бескурганные. В могильнике возле с. Широкое на Херсонщине исследовано несколько десятков захоронений, расположенных рядами. Похоронный обряд — скорченное на стороне трупоположением, кисти рук — перед лицом. Мужчин обычно клали на правый, а женщин — на левый бок. В составе многочисленного сопроводительного инвентаря — керамика, украшения и тому подобное.
    Важным элементом материальной культуры сабатинивцив и Белозерке есть сокровища бронзовых изделий и слитков. Только в Северном Причерноморье выявлено более 20 таких сокровищ, богатые — вблизи сел Рыбаковка Николаевской области Князь-Григорьевка (Херсон) и г.. Берислав (там же). К Рыбаковская сокровища входило 50 топоров-кельтов, а князь-Григорьевского — 7 серпов, топоры и слитки (общим весом 24 кг).
    О развитии бронзолитейного дела в освещаемый время в Причерноморье и Приднепровье, где складывается металлургический центр, свидетельствуют соответствующие мастерской. На одной из них — в Малых Копанях — найдено 10 половинок форм для отливки коротких мечей, кинжалов, кельтов, наконечников копий и дротиков, долот, ножей, различных бляшек, подвесок и т.
    Украшения изготавливались из бронзы. Среди них — проводные и литые браслеты, височные подвески, кольца, шпильки с кольцевой или цвяхоподибною головками, различные бляшки, так называемые шумящие и крестообразные «антропоморфные» подвески.
    Керамика сабатиновской и белозерской культур имеет много общих черт:
    она слабо орнаментирована, лискована, украшенная валиками. Сабатинивци широко использовали двовухи вазы, банкоподибни горшки, жаровни. Среди белозерского посуды преобладали округлотили кувшины и бокалы, нередко високогорли, украшенные зубчатым и перлиноподибним орнаментом.
    Достопримечательности Марьяновского и бондарихинськои культур известны на северо-востоке нашей страны. Первая датируется XVIII-XII, вторая — X-VIII вв. до н. е. Вместе они составляют отдельную линию исторического развития населения Украины в эпоху бронзы, хотя по составу материалов, особенно керамики, значительно отличаются друг от друга. Начало изучения этих памятников было положено еще в 20-е годы нынешнего века М. Я. Рудинский и М.В. Сибильовим, а в послевоенные годы продлен Д. Я. Телегин, В. А. Ильинской, С. С. Березанской Ю. В. Буйновым и другими исследователями.
    Основной район распространения Марьяновский поселений охватывает Десну, Сейм (Марьяновка, Волынцево), лесостепную часть Сулы (Малые Будки), Ворсклы, Северского Донца (Студенок). Население занималось скотоводством и земледелием, вело оседлый образ жизни. Судя по раскопкам поселения Студенок, полуземляночные жилья имели прямоугольную в плане форму; в центре помещения располагалось открытое, обложенный камнем костер. Жилья имели по два выхода — «летний» и «зимний».
    Орудия изготовлялись почти исключительно из кремня и кварцита. Это клиновидные топоры, скребки, ножи, наконечники стрел. На поздних этапах существования Марьяновский племен появляются уже бронзовые вещи. В одном из жилищ поселения Студенок найдены матрицы для отливки топоров-кельтов. Керамика представлена ​​главным образом горшками с широким горлом и плоским дном. Орнамент — ямки разнообразной формы, отпечатки гребенчатой ​​штампа, «гусенички»; как правило, декорировалась вся поверхность сосуда.
    15. Памятники раннего железного века новочеркасского типа.

    Особую группу представляют предметы новочеркасского типа, среди которых ведущими являются двукольчатые бронзовые удила, стержневидные трехпетельчатые псалии с раскованной в изогнутую лопасть верхней частью, длинновтульчатые двухлопастные наконечники стрел. Эти предметы, за исключением стрел, на территории Нижнего Дона были найдены или в «кладах» в полах курганов, или случайно, вне погребальных комплексов. Подавляющее большинство находок «новочеркасского» уздечного комплекта, в том числе и в погребениях, найдено на территории протомеотской и кобанской культур Северного Кавказа, с которыми и связано их производство. Стрелы же могли отливаться и в степной предскифской среде. Во всяком случае, «новочеркасские» предметы не являются признаками культуры, как и некоторые типы керамики. Они служат маркерами культурных и торговых связей. Черногоровская культура сменяется в VII в. до н.э. культурой или культурами раннескифского облика, включившими в себя и черногоровский субстрат.

    Памятники новочеркасского типа (конец VIII - 1-я половина VII века; название произошло от Но­во­чер­кас­ско­го кла­да) сформировались в VIII веке до нашей эры на основе протомеотской (смотри Меотская археологическая культура) и кобанской культуры в предгорных и горных районах Северного Кавказа. Новочеркасские комплексы характеризуются новациями в вооружении и конском снаряжении (бронзовые чешуйчатые панцири и шлемы «ассирийского типа», цельнолитые уздечные комплекты и детали тягловой упряжи колесниц, мечи и кинжалы цельножелезные и мало отличаются от черногоровских), конструктивные идеи которых заимствованы из Закавказья или Передней Азии, вероятно, в результате киммерийских походов.

    Значительные изменения в погребальном обряде. На ряду с не глубокими появляются очень глубокие захоронения.

    Умершие вытянуты на боку, головой на запад+ предметы вооружения, стрелы, топорики

    Хуже известны женские захоронения

    Украшений НЕТ ни в мужских ни в женских захоронениях

    Из посуды встречаются кубки
    1   2   3   4


    написать администратору сайта