Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Неолит. Общая характеристика эпохи. Понятие неолитизации.

  • Керамическое производство в первобытном обществе.

  • Неолити́ческая револю́ция

  • 6. Неолит Юга России и Нижнего Дона. Характеристика основных памятников. Неолит или «новый камень» (

  • 7. Эпоха палеометалла. Общая характеристика. Периодизация Вас.Александровича Городцова. Эпоха палеометалла Энеолит

  • 8. Энеолит и ранняя бронза Юга России. Майкопская, новосвободненская и дольменная культуры. Майкопская культура

  • Новосвободненская культура

  • 9. Энеолит и ранняя бронза Нижнего Дона. Характеристика константиновской культуры.

  • . (В.Я. Кияшко) 10. Эпоха средней бронзы Нижнего Дона. Характеристика позднеямной и катакомбной культуры. Левенцовская крепость.

  • . (А.В. Кияшко) 11. Эпоха поздней бронзы Юга России. Формирование Волго-Уральского очага культурогенеза. Синташтинская и покровская культуры.

  • шпаргалки по археологии. экзамен археология. Понятие археологии как науки. Археологическая периодизация и терминология


    Скачать 73.6 Kb.
    НазваниеПонятие археологии как науки. Археологическая периодизация и терминология
    Анкоршпаргалки по археологии
    Дата11.04.2022
    Размер73.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэкзамен археология.docx
    ТипЗакон
    #463854
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Мезолит (от др.-греч. μέσος — средний и λίθος — камень) – «средний камень», промежуточная эпоха между палеолитом (древний камень) и неолитом (новый камень). Хронологические рамки мезолита южнорусской степной зоны - 10-7 тыс. до н.э. В геологической периодизации это ранний голоцен, послеледниковое, когда в результате климатических изменений происходит масштабная перестройка ландшафтных зон и природные условия на юге России постепенно становятся близкими к современным. В составе степного фаунистического комплекса доминируют стадные копытные животные (бизон, лошадь, кулан), различные виды мелких зверей (грызуны, лисица, волк) и птиц. Изменениями среды обитания были обусловлены серьезные перемены в образе жизни древнего человека, характере его материальной и духовной культуры. Охота на стадных копытных, ареал миграций которых составляет сотни километров, приводит к уменьшению численности охотничьих общин, их измельчению. Достигает пика тенденция к микролитизации каменного инвентаря, широко распространяются вкладышевые орудия, для охоты повсеместно используется лук. Степень оседлости населения степной и лесостепной зон заметно ниже, чем в предшествующий период, почти не известны стоянки со следами долговременного пребывания. Исключением являются ландшафты долин крупных рек – Дона, С. Донца, Миуса – в мезолите здесь формируются самобытные культуры, носители которых ориентированы на эксплуатацию неисчерпаемых речных ресурсов. О духовном мире человека времени мезолита позволяют судить редкие произведения искусства, выполненные в условно-знаковой манере и свидетельства погребальной практики, ближайшие из которых известны на территории Украины. На Нижнем Дону археологические памятники этого периода редки – они представлены несколькими местонахождениями каменных изделий (Мезенцево, х. Семенкин, х. Курганный) и одной стоянкой - Жуковская 8. Об особенностях культуры населения речных долин можно получить представление по материалам переходных от мезолита к неолиту памятников, это стоянки у пос. Матвеев Курган, Раздорская 2
    5. Неолит. Общая характеристика эпохи. Понятие неолитизации.

    Неолит (5.5-3 тыс. до н.э.) охватывает теплый и влажный атлантический климатический период. На разных территориях он начался и кончился в разное время. Расселение населения происходило еще интенсивнее, чем в мезолите. На юге осваиваются производящие формы хоз-ва, на севере – остаются потребляющие. Проблема самого определения неолита. Поселения располагались по берегам рек, но также и вблизи запасов камня (кремень). Развивается обмен (г.о. кремнем), расширяются межплеменные связи. Использование пород яшмы и нефрита – одно из отличий неолита от других периодов. Старые техники обработки камня: двусторонняя оббивка, леваллуа, ретушь. Появляются и новые: шлифование, пиление и заточка камня (также одно из отличий неолита). Широкое использование костяных орудий. В южных областях получает развитие микролитическая техника, в северных – наконечники копий, кинжалы, снабженные кремневым вкладышем. Каменный топор был особенно важен для северных лесных районов. Делали плоты, лодки, сани, лыжи. Керамику считают основным признаком неолита (возникла во многих местах одновременно). Основной способ изготовления – ленточный или жгутовый. Горшки чаще всего были полуяйцевидными. Сосуды орнаментированы штампом, наколами или узором. Характерны случайные находки из металла, но металл – это редкость. Высокий уровень рыболовецкого хозяйства, сети. Новые формы экономики («неолитическая революция») раньше всего развивались в Средней Азии, немного отставали области Украины и Молдавии. На стоянках степной и лесостепной зоны нет признаков перехода. Мотыжное земледелие – по течению разливавшихся рек.

    Керамическое производство в первобытном обществе.

    Керамика возникает почти одновременно во многих культурных зонах (в неолите). Человеку становятся необходимы емкости. Три преимущества глины: легко добыть, пластичность во влажном состоянии, подвержена обжегу. Группы керамики: керамическая тара (емкости), обиходная посуда (кухонная, столовая), парадная и ритуальная. Элементы сосудов: устье, венчик, тулово, дно. Керамика делится на лепную и кружальную.

    Лепная часто имеет круглое или заостренное дно (его легче вылепить и оно теплоемкое). Стадии изготовления: изготовление керамического теста, формовка (лепка), сушка, обжиг, дополнительная обработка. Использовались минеральные и органические примеси. Способы лепки: жгутовый, ленточный, шматовый и по деревянным шаблонам. Сушка была длительной, должно высохнуть и изнутри и снаружи. Обжигали на открытом огне. Доп. обработка – покрытие или орнаментация (элемент, мотив, композиция).

    Кружальная керамика связана с изобретением гончарного круга (кон. 3 тыс. до н.э.), что позволило во много раз увеличить производительность. Изобрели также гончарный горн (печь). Керамическое мастерство становится товарным ремеслом. Керамика уплотняется, исчезает орнамент. Распространение получает керамическая тара. Амфоры – сосуды для перевозки жидких и сыпучих товаров, для хранения. Это самая прочная в природе форма. По типу амфоры можно определить возраст слоя до 25 лет. Амфоры не имеют орнамента, но иногда имеют надписи (значковые, именные, время и место выпуска и т.д.). Пифос – для хранения (типа бочки), по 200-300 л. и больше. Их делали частями, секциями, а потом скрепляли. На втором месте по значимости стоит парадная посуда (лаковая). Тоже хороший хронологический индикатор (блюда, чаши для вина и т.д.)

    Неолити́ческая револю́ция или неолитиза́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. По данным археологииодомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад[2].

    Понятие «неолитическая революция» впервые предложено британским археологом-марксистом Гордоном Чайлдом в 1923 году. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и посёлках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путём культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведённых зданиях и сооружениях.

    6. Неолит Юга России и Нижнего Дона. Характеристика основных памятников.

    Неолит или «новый камень» (от греч. νέος — «новый» и λίθος — «камень) - заключительный период каменного века. Хронологические рамки неолита степной зоны - 7–5 тыс. до н. э. В это время так резко ускоряются темпы социально-экономического развития, что для характеристики эпохи часто пользуются понятием «неолитическая революция», введенным в оборот английским археологом Г. Чайлдом. Изменения в экономической сфере были связаны, главным образом, с зарождением и развитием производящих форм хозяйства – земледелия и скотоводства. Археологическим индикатором неолитизации часто служит появление керамики – в это время широко распространяются навыки изготовления глиняной посуды. Появившись впервые на Ближнем Востоке, новые формы экономики довольно быстро воспринимаются населением других регионов Евразии, не является исключением и степная зона континента. На Нижнем Дону производящее хозяйство существовало, видимо, лишь в виде скотоводства, достоверных данных о земледелии в культурах южнорусского степного неолита нет. Конечно, еще длительное время сохраняют свое значение охота, рыболовство и собирательство. Скотоводство, как ведущая отрасль экономики, оформляется к концу неолитического периода у населения осваивающего открытые степные ландшафты (стоянки Кременная 2,3, памятники типа Рассыпной 6). На поселениях и стоянках известных в долине крупных рек (Ракушечный Яр, Раздорское 1, Раздорская 2 – бассейн Дона, Усть-Быстрая, Нижнесеребряковское – бассейн Северского Донца, Матвеево-Курганские поселения – бассейн Миуса) ведущая роль в экономике принадлежит рыболовству и собирательству, значение охоты и скотоводства относительно невелико. Таким образом, для неолита Нижнего Дона характерна определенная зональность, обусловленная природно-географическими факторами, в значительной степени определившими характер хозяйственной деятельности, что отразилось в облике материальной и духовной культуры древнего населения. Выделяются памятники открытых степных ландшафтов и поселения, расположенные в долинах крупных рек. Для первой группы свойственны такие черты как микролитоидность и пластинчатость кремневого инвентаря, почти нет изделий из мягких пород камня. Для «речных» памятников нормой являются микро-макролитические проявления, когда наряду с мелкими изделиями в комплексах широко представлены крупные рубящие орудия (тесла, топоры), много рыболовецких грузил. В качестве сырья активно используются сланцы, аргиллиты, песчаники. На поселениях долины Дона найдены замечательные образцы искусства, позволяющие прикоснуться к духовному миру первобытного человека

    7. Эпоха палеометалла. Общая характеристика. Периодизация Вас.Александровича Городцова.
    Эпоха палеометалла

    Энеолит

    Энеолит: (6-3 тыс. до н.э.) - первая эпоха металла. Появляются медные вещи, но преобладают каменные. Четыре стадии развития цветной металлургии: 1)самородная медь как разновидность камня; 2)плавление самородной меди и отливка форм; 3)выплавка меди из руд, т.е. металлургия; 4)сплавы на медной основе - бронза.

    Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добыче руды использовали каменные молоты. Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии.

    Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие, требующее использование тягловых животных.

    В разных областях появляется колесо. Получает развитие скотоводство, обособление скотоводческих племен.

    Энеолит - начало господства патриархально - родовых отношений, главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов. Изучение керамики показывает, что ее изготовление осуществлялось специалистами, мастерски овладевшие техникой гончарного производства. Обмен сырьем - кремнием.

    Появляются классовые общества в регионах Средиземноморья. Земледельческий энеолит на территории бывшего СССР имеет три центра - Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

    4.2 Бронзовый век

    Бронзовый век: 3-2 тыс до н.э.) Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв. Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов.

    Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия до н. э. Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3 тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой 4 тысячелетия до н. э. Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3 тысячелетия до н. э.

    С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай -- Памир и Тянь-шань -- Кавказ -- Карпаты -- Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.

    В среднем бронзовом веке (26/25--20/19 вв. до н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

    Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тысячелетий и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.

    Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн кмІ), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции. К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция. От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции. Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах. С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.

    В 13--12 вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий -- до 10--8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку. Дольше всего рецидивы бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).
               Первые попытки расчленения материалов эпохи бронзы, предпринятые Д.Я. Самоквасовым (1892; 1895;1908), А.А. Бобринским (1901), А.А. Спициным (1899), Н.Е. Бранденбургом (1899; 1908), оказались неудачными, поскольку за основу систематизации брались единичные, случайные признаки (например, окраска охрой).
               В.А. Городцов(учитель нескольких поколений русских археологов. Круг его научных интересов был настолько широк, а обильный запас прочных знаний настолько фундаментален, что археологи различных специальностей находили в лице Василия Алексеевича своего научного руководителя.) первым поставил на подлинно научную основу периодизационные разработки по материалам степной бронзы. Кроме применения стратиграфического метода, В.А. Городцовым была использована типология форм погребального обряда и инвентаря. Взаимная корреляция их результатов и дала схему, которая почти без изменений просуществовала без малого столетие.
               Долголетие городцовской периодизации эпохи бронзы, прежде всего, обусловило то, что все три составляющие (стратиграфия, погребальный обряд и инвентарь) не противоречили друг другу.

    В 1901 - 1903 гг. В.А.Городцов установил известную триаду бронзового века на юге России: ямная - катакомбная - срубная культуры:
    1)Ямная – захоронения безинвентарные или инвентарь других эпох. Скелет лежит на спине с подогнутыми коленями. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами мотыжного земледелия вблизи рек и на некоторых городищах. Мотыги при этом изготавливались из костей (рогов). Ямники создавали колесные повозки. Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепропетровска, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т. д.). Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными и зачастую производились в разное время.

    2) Катакомбная. Среди памятников больше всего могильников. Умерших хоронили не просто в грунтовых ямах, а в особых нишах – катакомбах, устраивавшихся в стенках могильных ям. Вход в катакомбу из ямы заваливали, дно покрывалось охрой, известью или выстилалось камышом. Скелеты в катакомбах обычно лежали скорченно, посыпанные красной краской, символизирующей огонь. Катакомбные поселения известны на Дону. Население катакомбной культуры вели оседлый образ жизни. Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения. Катакомбная глиняная посуда разнообразна и отличается от примитивной и однообразной по форме посуды. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых богато украшена орнаментом, нанесенным оттисками, крученой веревки, зубчиками гребенки или просто острым предметом. Племена этой культуры занимались земледелием и скотоводством. Основной характеристикой катакомбной культуры являлись катакомбное погребальное устройство, курильницы и орнамент в виде шнурового штампа, плоскодонный кубки и скорченное трупоположение на боку.

    3) Срубная. Скелет – сильная скорченность, руки у лица. Поза скачущий всадник. В могилах керамика более грубая, баночных форм.
    Тип хозяйства базировался преимущественно на стойловом и отгонном скотоводстве. В Днепро-Донецком междуречье обнаружены единичные зёрна культурных злаков, что свидетельствует о наличии пойменного земледелия в хозяйстве срубных племён. Тем не менее, основой хозяйства оседлого срубного населения эпохи поздней бронзы являлось стойловое и отгонное скотоводство. Приоритетным являлось разведение крупного рогатого скота, меньший процент в стаде составляли лошади. Важную роль в хозяйстве занимало горно-металлургическое производство. Базовое производство изделий из металла преимущественно располагалось в нескольких посёлках металлургов-литейщиков — Усово озеро, Мосоловка, и др.
    Орудия, необходимые для металлообработки, представлены топорами, молотами, молотками, рудотёрками, плоскими и желобчатыми тёслами и долотами, черенковыми ножами «срубного» типа и кинжалами. В позднесрубное время срубные кузнецы овладевают секретом получения кричного железа, из которого отковываются первые немногочисленные изделия, преимущественно небольших размеров и слабые по качеству изготовления. Встречаются украшения из золота.
    8. Энеолит и ранняя бронза Юга России. Майкопская, новосвободненская и дольменная культуры.

    Майкопская культураЭпоха бронзы на Северном Кавказе охватывает вторую половину IV – начало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век подразделяется на три периода: ранний (последние века IV – III тысячелетие до н.э.); средний (последние века III – II тысячелетие до н.э.); поздний (последние века II – первые века I тысячелетия до н.э.).

    В период ранней бронзы – в конце IV-III тысячелетии до н.э. на Северо-Западном и Центральном Кавказе существовала высокоразвитая скотоводческо-земледельческая Майкопская культура. Название Майкопская она получила от большого кургана, раскопанного в 1897 г. в Майкопе. Под курганом был погребен племенной вождь. При раскопках было обнаружено значительное количество орудий труда, предметов вооружения, быта и украшений: медные топоры, кинжал, золотые, серебряные, медные и глиняные сосуды, золотые кольца, бляшки, золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые бусы и др. (свыше 1523 предметов).

    По мнению археологов (Р.М. Мунчаев, Я.А. Федоров, Н.Г. Ловпаче, Р.Ж. Бетрозов, Б.М. Керефов), создателями Майкопской культуры были местные протоадыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Значительное влияние на ее развитие оказали переднеазиатские цивилизации и, прежде всего, родственные малоазийские племена-хатты и каски, язык которых относят к адыго-абхазской языковой группе. Хатты и каски проживали в северной и северо-восточной части Малой Азии. В III тысячелетии до н.э. у хаттов наблюдался подъем культуры. Во II тысячелетии до н.э. у хаттов шел процесс формирования ранней государственности. Они возводили укрепленные города. Хатты сыграли значительную роль в создании Хеттского государства.

    В развитии Майкопской культуры археологи выделяют два этапа: ранний (последние века IV – первая половина III тысячелетия до н.э.) и поздний (вторая половина III тысячелетия до н.э.). На позднем этапе развития Майкопская культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова (на западе) до Дагестана (на востоке).

    В хозяйстве племен Майкопской культуры преобладало скотоводство – разведение свиней, мелкого и крупного рогатого скота. Также разводили лошадей, которых использовали для верховой езды. Земледелие имело второстепенное значение. Важным достижением Майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Развивалось и производство изделий из драгоценных металлов, в основном из золота. Налажено также было производство шерстяных и холщовых тканей, а также гончарное дело.

    Майкопские племена жили в долговременных поселениях, расположенных на труднодоступных местах – плато, высоких речных террасах. Их жилища представляли собой легкие каркасные или турлучные постройки прямоугольной формы. Майкопские племена также возводили укрепления. Майкопские племена жили развитым патриархально-общинным строем. У них шел процесс распада родового строя и имущественного расслоения общества. У майкопских племен уже существовало домашнее рабство. Племена Майкопской культуры приблизились к созданию классового общества. У майкопских племен были сложные религиозные представления: культы небесных светил (культ луны), земледельческие культы плодородия, поклонение предкам, вера в загробную жизнь.

    Дольменная культураК юго-западу от Майкопской культуры сложилась Дольменная культура. Дольмены – монументальные погребальные сооружения в виде домов с плоской или двускатной крышей, сложенные из тесаных каменных плит. Их длина – до 4 м., высота – до 2,5 м. В передней стенке дольменов расположено круглое или прямоугольное входное отверстие размером до 40 см. Дольменная культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова до г. Очамчира в Абхазии. На этой территории обнаружено свыше 2300 дольменов. Большие группы дольменов образовывали родовые кладбища. Дольменная культура сложилась на Западном Кавказе в конце IV тысячелетия до н.э. и просуществовала приблизительно до 1300 г. до н.э.

    В дольменах было обнаружено значительное количество орудий труда, предметы вооружения, быта и украшения: бронзовые и каменные топоры, ножи, кинжалы, булавы, кольца, бусы, подвески, глиняная посуда и др. Носители Дольменной культуры занимались главным образом скотоводством и земледелием. Разводили в основном крупный рогатый скот и свиней. По мнению ученых (Л.Н. Соловьев, Л.И. Лавров, Ш.Д. Инал-Ипа, В.И. Марковин, Я.А. Федоров, Б.М. Керефов, Р.Ж. Бетрозов, Н.Г. Ловпаче), племена Дольменной культуры были древнейшими предками абхазов и адыгов.

    Новосвободненская культура

    Археологическая культура раннебронзового века предгорий Кавказа, в основном Прикубанья. В книге «Новосвободненская культура» А. Д. Резепкин по калиброваннной радиоуглеродной хронологии растягивает датировку культуры почти на всё IV тыс. до. н. э. (3900 – 3100), а некоторые исследователи распространяют ее и на первую половину III тыс. до н. э.,  но наиболее плотно даты ложатся в третью четверть IV тыс. (3600 – 3300). Первоначально мыслилась как поздний этап намеченной ранее майкопской культуры (см. здесь в словаре). Выделена как отдельная культура в середине ХХ века в ходе исследования поселения Мешоко, где два этапа майкопской культуры были осознаны как наслоения двух культур.

    Культура названа по погребениям в подкурганных дольменах возле станицы Царской (в советское время переименованной в Новосвободную). В конце XIX века их раскопал в урочище Клады В. И. Веселовский вскоре после Майкопского кургана. Почти век спустя, с 1982 г. А. Д. Резепкин возобновил раскопки курганного могильника в урочище Клады и открыл новые мегалитические гробницы. На стенах одной из гробниц обнаружена роспись и гравировка. Позже, в начале 90-х гг., под курганами им было обнаружено поселение той же культуры.

    Так же, как в майкопской культуре погребенные лежат скорченными на правом боку с руками перед лицом. От майкопских могил новосвободненские (не только в самой Новосвободной) отличаются прежде всего мегалитическими сооружениями. Подкурганные мегалитическиегробницы сооружали из поставленных на ребро плит. Это были то маленькие, детские каменные ящики, то крупные сооружения, в общем дольменной структуры. Двухкамерные гробницы (большие ящики, разделенные пополам) известны только в урочище Клады у станицы Новосвободной, где найдено пять таких гробниц. В поперечной плите-разделителе проделывалось прямоугольное или круглое отверстие, которое закрывалось подогнанной пробкой или просто каменной плитой. У двух гробниц — перекрытие «домиком».

    Остальные гробницы — однокамерные, а вторую камеру в них заменяет выделенный портал. Они напоминают дольмены, но отличаются от них более тонкими плитами и конструкцией без фундамента. Своей керамикой они сближаются с дольменной культурой Северо-Западного Кавказа.

    Нальчикская гробница выделяется тем, что сооружена из разбитых базальтовых антропоморфных стел, высоких, узких и ровных. Эти стелы могли происходить из более раннего святилища той же культуры или же они стояли над погребениями более раннего Нальчикского энеолитического могильника.

    Керамика тоже отличается от майкопской. Теперь она нередко снабжена ручками или ушками. Крупные сосуды часто приплюснуты, реповидной формы. Есть также кубкообразные сосудики и шаровидные сосуды с высоким горлом, близкие первобытным кубкам и амфорам Европы. Некоторые особенности майкопскиой керамики сохраняются, но обжиг более сильный. Орнамент прочерченный, накольчатый или штампованный, из налепных жемчужин. Миски орнаментированы и снаружи и внутри. Из типов керамики обращают на себя внимание также жаровни, сдвоенные сосудики и трубовидные сосуды с отверстиями (то ли цедилки, то ли дымокуры).

    Металл использовался для посуды, орудий и оружия, причем обильно отражая культовые представления. Любопытная особенность клинкового оружия: кончик клинка почти всегда закруглен – им старались не оцарапать. Бронзовые котлы и прочая посуда украшались пуансонным орнаментом — некая аналогия жемчужинам на керамике. Бронзовые стержни, согнутые в петлю, трактуют как псалии – детали упряжи, причем бычьей. Крюки, двурогие или однорогие, предназначались для извлечения мяса из котлов (в Библии они упоминаются как жреческая принадлежность – жрец извлекал на пирах свою долю). Один трёхрогий крюк ещё снабжен человеческими фигурками из репертуара культа близнецов-соперников. Бронзовое втульчатое кольцо с перекрестьем (из Кладов) – это не кольцо со спицами, поскольку водружено на шесте – явно как штандарт с символикой солнца. В одной из гробниц в Кладах обнаружены две маленькие фигурки собак, одна серебряная, а другая бронзовая.

    Каменный инвентарь представлен асимметричными флажковидными наконечниками стрел. Листовидные кремнёвые кинжалы покрыты тщательной струйчатой ретушью и имеют пильчатые края. Кремнёвых вкладыши серпов образуют мелкопильчатое лезвие. Назначение тщательно изготовленных каменных шариков диаметром около 3 см. неизвестно (скорее культовые вещи, чем снаряды для пращи).

    О связях с Ближним Востоком говорит музыкальный инструмент, похожий на арфы из захоронения царицы Шуб-ат (2800 г. до н. э.) в Уре.

    В 1970-е годы супруги Н. А. Николаева и В. А. Сафронов выдвинули предположение о происхождении новосвободненской культуры под воздействием центральноевропейской культуры шаровидных амфор. Основание – кроме формы амфоры и мегалитического обряда, также обилие свиньи в стаде. По их мнению, индоевропейцы двигались из Центральной Европы по черноморскому побережью, и на всем этом пути можно уловить группы памятников мегалитического облика.

    Индоевропейский характер новосвободненской культуры признает и А. Д. Резепкин, но производит ее от культурной общности воронковидных кубков, в частности от баальбергской культуры, с которой совпадают погребальный обряд и типы керамики, а также ее чернолощеная поверхность. Очень эффектно выглядит близко совпадающая аналогия изображению лука и колчана на могильной плите в Кладах, обнаруженная на могильной же плите в Германии, в Лейне-Гёлицш, правда более поздняя (времени шнуровой керамики), но в той же могильной традиции.

    Некоторые другие исследователи (в том числе В. А. Трифонов) продолжают полагать, что новосвободненская культура сформировалась под воздействием урукской культуры (второго и третьего этапов), отыскивая аналогии в Сирии и Анатолии.

    Л. С. Клейн обращает внимание на обилие в новосвободненской культуре элементов индоарийских традиций: игра в кости определенного типа, изображения двух заупокойных собак разного цвета, символическое колесо над ковчегом, изображение диких лошадей, творящих апасавью (обход) вокруг безголовой антропоморфной фигуры. Это может быть, как в случае с майкопской культурой, набором традиций, исходно не индоевропейских и лишь впоследствии переданных индоариям и ставших индоарийскими, а может оказаться накоплением этих традиций именно в праиндоевропейском пуле. Жаровни, цедилки и игра в кости имеют дериваты в катакомбных культурах, которые определено связываются с ранними индоариями.

    9. Энеолит и ранняя бронза Нижнего Дона. Характеристика константиновской культуры.

    В середине V тысячелетия до н.э. на Дону появляются первые изделия из самородной меди, начинается энеолит – медно-каменный век, переходный период между камнем и бронзой. Немногочисленные предметы из металла – лишь формальный признак этой эпохи, отмеченной глубокими переменами во всех сферах жизни древнего населения. Мощной базой для развития новой экономики – разведения рогатого скота – становится степь. Её активное освоение нарушает вековую изоляцию племен, что, с одной стороны, способствует росту населения, новым связям и обмену достижениями, с другой – размывает сложившийся уклад, ведет к столкновениям, к этническому и культурному переоформлению жизни. Перемены хорошо прослеживаются по пестроте археологических находок, разнообразию обрядовых норм, используемых материалов и технологий производств этого времени. Скромные прибрежные стоянки охотников и рыболовов с зачаточным развитием земледелия и скотоводства (Ракушечный Яр, Раздорское I, Бессергеневка) постепенно разрастаются в крупные поселения, появляются и новые пункты (Самсоновское, Ливенцовское). Одомашнивание лошади и распространение колесного транспорта помогают передвижению племен. В отличие от территорий Приднестровья и Приднепровья, где население традиционно было связано с земледельческими культурами Балкан, в быту обитающих на Дону подвижных племен нарастает влияние Кавказа. Теперь, к обычным еще в неолите поступлениям кристаллических пород и обсидиана, с юга сюда идет медь, существенно дополняя скудные поставки из далеких Карпат и проблематичные из района медистых песчаников Донбасса. В конце энеолита, в IV тысячелетии до н.э., из Прикубанья в донские степи проникает южное население Майкопской культуры с навыками турлучного строительства, разведением мелкого рогатого скота, со своеобразной керамикой и технологией литья из легкоплавкого металла. На базе взаимной ассимиляции пришельцев и энеолитических среднестоговских племен на нижнем Дону складывается своеобразная синкретическая Константиновская культура. Начинается ранний бронзовый век. В более северных, лесостепных районах Дона формируются племена репинской культуры Её характеризуют: грубоватая остро и круглодонная керамика с характерными расчесами поверхности, ракушечной примесью и орнаментом из жемчужин и оттисков крупновиткового шнура в верхней трети сосуда, бедность металлом и невыразительные орудия из кремня и кварцита. В значительной степени названные признаки присущи и древнеямной культуре, которую генетически связывают с репинской. Судя по памятникам (стратиграфия Раздорского поселения и Константиновки), репинские скотоводы интенсивно продвинулись к югу, прекратив существование Константиновской культуры и расчистив плацдарм донского правобережья для дальнейшего расселения ранних ямных племен. Подвижные пастухи крупного рогатого скота с унифицированным и достаточно скромным материальным комплексом заняли степь. Они стали предшественниками расцвета бронзового века в III-II тысячелетиях до н.э. В заключение следует отметить, что все экономические, политические и социальные перемены проходили на фоне кардинальных изменений духовной сферы, о которых мы судим, в основном, по погребальным памятникам. Путь от грунтовых коллективных могильников раннего энеолита с вытянутым положением погребенных, обилием охры, кремневых изделий и украшений из раковин и кости (Мариуполь, Каратаево) до скорченных, пышных индивидуальных захоронений майкопской знати в курганах отражает эту существенную разницу. Хотя, к началу бронзового века, к распространению, так называемых «курганных культур» на всем пространстве степи наметилось некое единство в подходе к погребальным обрядам, оно не исключило, их чрезвычайную культурную вариабельность. Дон в этом случае не был исключением. Более того, некоторые местные памятники ранней бронзы (скипетры-навершия, каменные стелы, наскальные изображения и др.) свидетельствуют о том, что территория нижнего Дона к этому времени была включена в единый процесс исторического развития Европы. (В.Я. Кияшко)

    10. Эпоха средней бронзы Нижнего Дона. Характеристика позднеямной и катакомбной культуры. Левенцовская крепость.

    Датируется последней четвертью IV – III тысячелетием до н.э. Характеризуется формированием донецко-северокавказского очага культурного развития. Низовья Дона и Северского Донца в составе этого очага, были связующим звеном между центрами медно-бронзовой металлургии на Северном Кавказе и в Донбассе. Население Нижнего Подонья представлено племенами ямной и катакомбной культур, названных так В.А.Городцовым по обычаю захоронений в глубоких грунтовых ямах и катакомбах. Картину жизни этих племен составить трудно из-за отсутствия следов их долговременных поселений в нижнедонском регионе. Более или менее насыщенные напластования этих культур встречены лишь на многослойных памятниках Ливенцовка и Раздорское I. Известны также бытовые памятники стойбищного типа, например, стоянка Лапушина балка в большой излучине Дона. Все это свидетельствует о скотоводческом укладе и кочевом быте в период средней бронзы. При этом количество погребальных памятников, по сравнению с эпохой энеолита-ранней бронзы вырастает, по крайней мере, на два порядка. Это связано не только с ростом населения нижнедонских степей, но и с укоренением возникшего еще в предшествующую эпоху курганного погребального обряда. Ямная культура традиционно, со времен В.А.Городцова, относилась к эпохе энеолитаранней бронзы. После исключения из ямной культуры материалов энеолита мариупольско-хвалынского облика, а также составляющих раннюю бронзу Нижнего Подонья константиновской и репинской культур, с нее следует открывать среднебронзовый период. Об этом свидетельствует новый, постмайкопский характер металлообработки ямных племен, а также очень короткий срок их бытования. Ямная культура в начале III тысячелетия до н.э. трансформируется в раннекатакомбную культуру Нижнего Дона и Северо-Восточного Приазовья. Ямные памятники представлены, в основном, многочисленными основными подкурганными погребениями в обширных материковых ямах с тщательно обработанными стенками. Умершие лежат на спине скорченно с разворотом на правый или, реже, на левый бок. Ориентированы в широтном направлении. В западных районах Нижнего Дона преобладает формальная ориентировка скелетов головой на запад, на востоке региона все чаще встречается свойственная для Нижнего Поволжья и Калмыкии восточная ориентировка. Погребения взрослых людей практически бескерамичны: ритуал не предусматривал обеспечения их пищей, заготовленной в глиняных горшках. В ряде случаев встречаются бронзовые ножи, каменные топоры – возможные символы власти умерших людей. Керамика известна в основном из подростковых и детских захоронений. Это лепные, слабообожженные круглодонные сосуды яйцевидной формы с выделенным венчиком. Украшены обычно поясом орнамента, выполненного отпечатками крупновиткового шнура или отпечатками гребенки. Встречаются наколы извне и изнутри, зоны зубчатых отпечатков в технике «отступающей лопаточки». Отмечено, что шнуровой орнамент, наколы и отступающая техника свойственны ямной керамике западных и центральных районов Нижнего Подонья, где была распространенна в раннем бронзовом веке константиновская и репинская керами ка. На востоке преобладает ямная керамика, украшенная зубчато-гребенчатыми оттисками, что прежде было свойственно племенам энеолита-ранней бронзы Нижнего Поволжья. В погребениях ямной культуры нередко находят наборы костяных и бронзовых предметов, наиболее характерными среди которых являются роговые молоточковидные «булавки». Они располагаются часто на запястье погребенного, выполняя роль культового амулета. Развитие ямных племен, как и предшествующего раннебронзового населения, происходило под влиянием соседних, более развитых в культурном отношении регионов. Появление на Северном Кавказе очередного, уже постмайкопского феномена: дольменов и катакомбсклепов Великента привело к трансформации ямной культуры Нижнего Подонья в яркую, самобытную катакомбную культуру эпохи средней бронзы. Катакомбная культура Нижнего Подонья и СевероВосточного Приазовья сформировалась на местной основе в результате существенных изменений в духовной жизни ямных племен, принявших обычай сооружения подземных склеповых гробниц – катакомб. Технические приемы сооружения ранних катакомб в приазовских районах Подонья дают основание предполагать, что в их строительстве принимали участия люди, знакомые с обработкой камня, очевидно, создатели дольменов Западного Кавказа. Универсальные культовые представления степных жителей и горцев привели к синтезу их материальной культуры: массовому воспроизводству у катакомбных племен северокавказских типов бронзового и каменного оружия и орудий труда, распространению в степи кавказской лощеной керамики и разнообразных бронзовых украшений. Некоторые элементы степной культуры, например, характерный еще с энеолита шнуровой орнамент, появляются и в культуре северокавказских племен. На раннем этапе катакомбной культуры отмечается сохранение или плавная эволюция многих стандартов ямной культуры: формы керамических изделий, молоточковидных булавок-амулетов, а также признаков ритуала – позы и семантически-значимых направлений ориентировки умерших, бескерамичность погребений взрослых людей и т.д. Новыми признаками являются сами катакомбы, культ огня в виде жаровен, сопровождение покойников чучелами мелкого рогатого скота, обычай посмертного смещения черепа погребенного, пышная – вертикально-зональная – орнаментация керамики в отличие от монотонно украшенной ямной посуды. Во второй четверти III тыс. до н.э. единообразие катакомбных погребений Нижнего Дона сменяется разномастными сочетаниями признаков обряда и инвентаря. В то же время, это разнообразие имеет системный характер: локальные различия в обряде (положение умерших на правом или левом боку, семантическая ориентировка на восток или на запад) структурируются по принципу бинарных оппозиций. Многие канонические формы развитой катакомбной керамики – кубки, реповидные сосуды, курильницы – имеют прототипы среди раннекатакомбной посуды. Тем не менее, различия между катакомбными погребениями становятся столь значимыми, что исследователи уже с середины XX века говорят о существовании локальных вариантов или культур катакомбной общности. В бассейне Нижнего Дона таковых насчитывается немало, это классическая по своим признакам донецкая культура, а также восточноманычская, нижнеманычская (западноманычская), среднедонская, волго-донская и бахмутская. В финале периода средней бронзы (конец III – начало II тыс. до н.э.) на Нижнем Дону существует посткатакомбная бабинская культура (культура многоваликовой керамики) и синхронные ей древности, представленные уникальной Ливенцовско-Каратаевской крепостью. В последние два десятилетия учёные пришли к выводу о самостоятельной роли памятников этого этапа, в ряду предшествующих культур катакомбного круга и последующих древностей периода поздней бронзы. Уникальное происхождение этого феномена, связанное с территорией Северо-Восточного Кавказа, не особо пышный, но характерный погребальный обряд, предполагающий устройство различных поминальных тризн, типичная, как правило, валиковая керамика и, конечно же, оригинальные костяные пряжки – все говорит о значимости культур финала периода средней бронзы. (А.В. Кияшко)

    11. Эпоха поздней бронзы Юга России. Формирование Волго-Уральского очага культурогенеза. Синташтинская и покровская культуры.

    Волго-уральский очаг культурогенеза эпохи поздней бронзы14 Начало эпохи поздней бронзы в волго-уральском регионе отмечено появлением таких ярких памятников как Синташта и Аркаим, Утевка и Потапово и т. д. В один ряд с ними следует также поставить могильники сейминско-турбинского типа и абашевскую культуру, хотя, очевидно, они совсем иного происхождения. В этой разнородной, но чрезвычайно насыщенной культурной среде, оставившей нам эти памятники, отчетливо проявились или же впервые оформились те черты, которые стали характерными для эпохи поздней бронзы значительной части северной половины Евразии. К их числу относятся распространение оловянистых бронз, каменных литейных форм, литья «слепой» втулки, а также становление и развитие комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства, которое оказалось оптимально приспособленным к условиям европейской степи и лесостепи. Благодаря этой новой хозяйственной системе, удалось колонизировать огромные степные пространства и заселить их так плотно, как это не наблюдалось ни до, ни после эпохи поздней бронзы. Это своего рода феномен эпохи. Наконец, следует иметь в виду, что на основе этой культурной среды сформировался срубно-андроновский блок культур, развитие которого (главным образом по линии дивергенции) наполнило конкретным содержанием всю эпоху поздней бронзы. Все сказанное позволяет мне рассматривать волго-уральский регион как крупнейший очаг культурогенеза, в котором, образно говоря, родилась эпоха поздней бронзы Восточной Европы и Казахстана. Это заключение позволяет, на мой взгляд, правильно расставить типологические и хронологические приоритеты и подойти к выработке целостной концепции эпохи поздней бронзы евразийской степи и лесостепи. Другое обстоятельство, которое мы должны принимать во внимание при рассмотрении процесса культурогенеза в Волго-Уралье, это его чрезвычайно интенсивный характер в начальный период эпохи поздней бронзы. При всей масштабности произошедших изменений продолжительность этого периода может быть определена максимум в 1,5–2 столетия (в пределах XVII–XVI вв. до н. э.). Стремительностью процесса я склонен объяснять появление так называемых синкретических памятников, в которых как бы механически скрещивались черты различных культурных образований, а также признаки отставания типологических изменений в металле от темпов развития других категорий культуры (например, керамики) (при нормальном ходе развития характерно обратное соотношение). Эти и ряд других явлений (например, феномен Сеймы-Турбино) достаточно необычны и не укладываются в традиционные нормы археологической, таксономии. Следующая черта, характеризующая волго-уральский культурогенез, состоит в том, что его главным творцом являлась военная знать, обладавшая властными функциями. Именно с ней следует связывать известную триаду — «княжеские» погребения (Синташта, Потапово и т. д.), укрепленные поселения (Аркаим, Устье и т. д.), дорогие изделия из металла и других материалов (например, Бородинский клад). Судя по этой триаде, мы здесь сталкиваемся с одной из разновидностей так называемых комплексных обществ (вождеств). Как и в любом подобном обществе, знать (в данном случае колесничья аристократия) выступала основным организатором и заказчиком ремесленных производств и в сильной степени, способствовала их развитию. Особенно это касалось металлургии и металлообработки, чему мы находим многочисленные археологические подтверждения в волго-уральских материалах. Благодаря хозяйственным ус пехам и достижениям ремесленных производств, этой знати удалось создать один из самых мощных для того времени военных потенциалов (боевые колесницы в конной упряжке). Опираясь на него, она стремилась расширить свое влияние, свои международные связи, приобщиться к достижениям и богатству высоких цивилизаций. Отчасти этим объясняются широкое распространение ряда изделий волго-уральского происхождения (особенно оружия), а также элементы «культурного космополитизма», заметные в богатых погребениях и на отдельных предметах (например, часть из них украшена микенским и карпато-микенским орнаментом). Около середины II тыс. до н. э. ситуация существенно изменилась. «Героическая эпоха» завершилась грандиозной миг рацией населения срубной культуры и заселением казахстанских степей «алакульскими» племенами. Вместе с ними повсеместно распространился «волгоуральский культурный комплекс», одним из проявлений которого стала так называемая евразийская металлургическая провинция. С этого времени наступает период относительной стабилизации, в течение которого исчезают все признаки колесничьей аристократии. Хотя и в дальнейшем Волго-Уралье остается одним из мощных генераторов новых культур (черкаскульская, межовская, хвалынская и т. д.), его вклад в общий прогресс Северной Евразии существенно снижается. Развитие обширной культурной общности, возникшей под его прямым воздействием, все больше идет по линии дивергенции, все большее значение приобретают региональные факторы. К началу эпохи железа она почти полностью распадается и сменяется новой общностью, порожденной уже совсем иным очагом культурогенеза. Завершая на этом краткую характеристику волго-уральского очага культурогенеза, еще раз подчеркну, что его развитие во времени и пространстве в конечном счете определило содержание и характер того явления, которое мы называем эпохой поздней бронзы значительной части Северной Евразии.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта