Главная страница

Этнические стереотипы как источник информации о национальном хар. Понятие этнического стереотипа


Скачать 28.58 Kb.
НазваниеПонятие этнического стереотипа
Дата14.11.2021
Размер28.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭтнические стереотипы как источник информации о национальном хар.docx
ТипДокументы
#271733


Оглавление


Введение 3

1.Понятие этнического стереотипа 5

1.1.Термин «этнический стереотип» 5

1.2.Виды и структура этнического стереотипа 7

2.Национальный характер в этнических стереотипах 9

Заключение 12

Список использованной литературы 13


Введение


Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их «классифицируем». Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п.).

Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта, чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей , учителей, приятелей), а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем полными и точными сведениями.

В повседневной жизни человек, как правило, лишен возможности подвергать критическому анализу традиции, нормы, ценностные ориентации и правила общественного поведения. Он не всегда располагает также достаточной информацией о событиях, по которым ему приходится высказывать собственное мнение и оценку. Поэтому в обыденной действительности люди часто поступают шаблонно, в соответствии со сложившимся стереотипом.

Измеряемой формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, которые выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных ситуациях и влияя на его симпатии (антипатии) в ситуации межкультурных контактов.

Они способствуют формированию образов «хороших» и «плохих» народов, ориентируя нацию на поиск союзников и партнеров, а также соперников и врагов. Усваиваются этностереотипы в процессах инкультурации и социализации.

В этой связи представляется актуальным изучение стереотипизированных, коллективных форм восприятия одного этноса другим. Часто это касается смежных этносов, находящихся в состоянии налаживания новых отношений.

Целью данной работы является ознакомление с таким понятием, как «этнические стереотипы», рассмотреть национальный характер в этнических стереотипах.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие «этнические стереотипы»

  2. Рассмотреть виды и структуры этнического стереотипа;

  3. Рассмотреть национальный характер в этнических стереотипах.



  1. Понятие этнического стереотипа

    1. Термин «этнический стереотип»


В понятийно-терминологическом словаре «Экология человека» «этнические стереотипы» обозначаются как относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей, которые сложились на уровне обыденного сознания и передавались следующему поколению. Нередко они представлялись в виде однозначных суждений: «хитрые», «коварные», «хозяйственные».

В содержании стереотипов этнических, как правило, зафиксированы приоритетные оценочные мнения, суждения об указанных качествах. Помимо этого в содержании стереотипов этнических могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности.

Стереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств.

Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным, поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными. Этностереотипы строятся на основе представлений, сформированных фольклорно-мифологическим сознанием и бытующих в системе традиционной культуры. Это не просто оценочный образ «чужого», зафиксированный в языке (номинативные модели, паремии), но значимый концепт, составляющий непременный элемент картины мира.

Данная группа стереотипов, как подтверждают результаты современных этнолингвистических и социолингвистических исследований, играет структурообразующую и этнодифференцирующую роли, особо значимые для самосознания и самопознания этноса (представления о «своем» и «чужом» народе, «своей» и «чужой» религии, обрядности и системе ценностей).

По мнению исследователей, «национальные» стереотипы имеют особый общественный вес, поскольку в основе таких стереотипов лежит универсальная оппозиция «свой-чужой», в свою очередь составляющая базу для формирования народного (традиционного) мировоззрения. Восприятие представителей различных этнических групп связано также с актуальными отношениями и конфликтами между этими группами.
    1. Виды и структура этнического стереотипа


Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.

Этнические стереотипы существуют в форме стереотипов национального поведения и стереотипов восприятия.

Стереотипы национального (этнического) поведения — устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национально осмысленного опыта и свойственные всем представителям данной этнической общности. Они позволяют ускорить процесс познания окружающей действительности и принятия решений. С их помощью осуществляются типологизация ситуаций и выбор ответных реакций.

Национальные стереотипы восприятия — это устойчивые образы, сложившиеся у представителей тех или иных этнических общностей и проявляющиеся в тесной взаимосвязи своих когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов.

Психологической основой формирования негативных национальных стереотипов служат предубеждения, определяющей характеристикой которых является отрицательный эмоциональный фон. Преломление предубеждений сквозь призму этноцентризма приводит к усилению отрицательных аффективных моментов в структуре национальных стереотипов и превращает их в национальные предрассудки.

Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической общностью по отношению к другим группам и отличающиеся большой живучестью и консервативностью.

Их основное назначение заключается в формировании определенной предубежденности членов этнической общности в отношении соответствующих объектов.

Функционирование национальных предрассудков способствует сохранению социальной дистанции между этническими общностями. Формируются они под влиянием социально-экономических условий существования этноса, его культуры, образа жизни, поведения.

Этнический стереотип подразделяется на два вида: автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые кданной этнической общности ее представителями.Обычно автостереотипы содержат комплекс положительных оценок.

Гетеростереотипы — совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности. В отличие от автостереотипов, гетеростереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.

Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках. Другой частью этнического стереотипа, помимо ядра, является ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях.

Таким образом этнический стереотип — это отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов, особенно в таких сферах деятельности, как торговля,сельское хозяйство, то есть там, где ярче всего проявляются психические особенности межличностных отношений.
  1. Национальный характер в этнических стереотипах


В коммуникативном процессе значительное место занимают стереотипные представления различных культур. Возникновение стереотипов обусловлено наличием контактов между культурами разных этносов. Для той или иной народной группы характеры присущие черты, позволяющие отличить одну этническую культуру от другой. В ходе такой дифференциации прослеживается тенденция появления этнокультурных стереотипов.

Очень важную роль играют стереотипы в межкультурной коммуникации представителей разных этносов. Значение функционирования этнических стереотипов в межкультурной коммуникации даёт возможность выявлять их важность и значимость во взаимном понимании и взаимодействии культур.

Характер формируется в социуме под влиянием условий проживания человека, его мировоззрения, особенностей деятельности и в первую очередь от социальной группы, к которой он относится. Но всё же характер человека является индивидуальной чертой каждой отдельной личности. Любой человек имеет уникальный и индивидуальный характер, зависящий от генетической предрасположенности и от социальных условий жизни и становления личностного роста человека. Несмотря на это, выделяют общие черты, присущие какой-либо социальной группе, в данном случае речь идёт о национальном характере.

Большинство исследователей в работах рассматривают национальный характер как набор общих национальных черт. Особое внимание обращается на поведение, привычки, национальные обычаи и традиции, вкусы, этностереотипы, адресованные другим народам. В основном, устойчивость стереотипов определяется, исходя из черт национального характера.

Известно, что национальный характер является одновременно и основой, и элементом психологии нации. Национальный характер образует совокупность черт с той степенью взаимообусловленности, при которой становятся заметными особенности культуры, поведенческие стереотипы, мировосприятие каждой отдельно взятой нации.

Таким образом, понятие национальный характер и этностереотип практически отождествляются. Различие заметно лишь в том, что стереотип - это видовое понятие, а национальный характер - родовое, при этом стереотип подразумевается в составе национального характера.

Самым ярким примером стереотипов о характере нации являются анекдоты, в которых отмечается разная реакция представителей разных национальных черт, зачастую приписанных.

Понятие "чужой" возникает при расхождении, несовпадении явлений своей национальной культуры с другими, принятыми в неродной этнокультуре. При соприкосновении двух разных культур возникает множество новых ощущений, эмоций, чувств. Собственных знаний при этом бывает недостаточно. Целесообразнее понять чужую национальную культуру и внедрить новое в уже известное.

При изучении "чужих" культур возможны трудности в коммуникативной сфере, это становится причиной непонимания другого народа в культурном смысле. Подобное шоковое состояние переживают иммигранты, выбывающие из страны, оказывающиеся в чужих условиях. Это обычно преследуется внутренними неприятными ощущениями от неожиданности слияния или от негативного отношения к своей собственной культуре. В прошлом столетии американский ученый К. Оберг ввёл по этому поводу специальный речевое понятие под названием "культурный шок", связанный с напряжением из-за адаптации, тревогой, чувством потери прежних отношений, одиночеством. Таким образом, весьма важной проблемой современности является проблема принятия и адекватного восприятия чужих культур.

Прослеживается тенденция суждения о других культурах и людях под углом исключительно собственной культуры. При этом коммуниканты в процессе межкультурной коммуникации при оценке партнёров по культуре придерживаются ранее устоявшихся стереотипов. Свободных от стереотипов людей в обществе нет. Это очевидно. Уместно говорить о степени воздействия стереотипов на коммуникантов. Согласно исследованиям ученых степень стереотипизации зависит от опыта взаимодействия между культурами.

Этнические стереотипы плотно встроены в систему ценностей в любой культуре, являются её неотъемлемым компонентом, обеспечивающим некую защиту собственных интересов в обществе. В каждой межкультурной среде применяются и используются энтростереотипы, которые практикуются избирательно, исходя из норм своей родной национальной культуры. Без использования обобщённого оценивания культурных групп (своих и чужих) обойтись невозможно. Отличить представителя другой культурной группы возможно по следующим признакам: пол, речевые особенности, внешний вид, этническая принадлежность, обычаи и традиции, а также, согласно высказыванию Масловой В.А., установить, «какова национальная специфика культур разных народов, как «ведет себя» культура личности во взаимодействии с культурами других личностей» [20; с.18].

Связь между принадлежностью к той или иной этнической культуре и характерными чертам нередко является опосредована. Принадлежащие разным этническим культурам люди соответственно обладают различным пониманием реальной действительности и мира, что приводит к невозможности единения разных коммуникационных сред. Учитывая собственные ценности и культурные нормы, человек определяет особенности фактов, условия их оценки, что не может не влиять на характер нашего общения с представителями иных этнокультур.

Заключение


Под этническим стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической общности, распространяемый на всех её представителей. Нередко при определении этнического стереотипа подчеркивается, с одной стороны, его целостность, ярко выраженная ценностная окраска, а с другой – наличие так называемого ошибочного компонента, препятствующего более полному, адекватному взаимопониманию людей и искажающего видение особенностей поведения даже собственного этноса.

Большинство исследователей придерживаются точки зрения, что национальный характер - это совокупность черт характера, присущих той или иной нации.

Существует несколько источников информации о национальном характере: этнографическое наблюдение, анализ личного, биографического материала, национальное искусство и национальная классическая художественная литература, межнациональные и этнические анекдоты.

Наиболее популярным источником стереотипных представлений о национальных характерах являются международные анекдоты, то есть анекдоты, построенные на шаблонном сюжете: представители разных национальностей, попав в одну и ту же ситуацию, реагируют на нее по-разному, в соответствии с теми чертами их национального характера, которые приписывают им на родине анекдота.

В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи, следовательно, цель работы была достигнута.

Список использованной литературы


  1. Кашкин В. Б., Смоленцева Е. М. Табуированные темы и этностереотипы в межкультурной коммуникации // Культурные табу и их влияние на результат коммуникации: сборник. — 2005. — С. 246

  2. Моисеева Н. А. Национальный характер как проблема социально-философского анализа. Автореф. дисс. … доктора философских наук. М., 2012. С. 26-27.

  3. Бардукова, А. А. Особенности формирования и трансляции этнических стереотипов в молодежной среде / А. А. Бардукова, Л. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48829/ (дата обращения: 14.11.2021).

  4. Смыслов, В. В. Специфика русского национального характера и новая национальная идея / В. В. Смыслов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/7/534/ (дата обращения: 14.11.2021).

  5. Национальный характер или этнический стереотип [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyy-harakter-ili-etnicheskiy-stereotip-k-voprosu-o-terminah-i-mifologemah (дата обращения 14.11.2021).

  6. Баженова Е.В. Этнические стереотипы населения [Электронный ресурс] URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24684 (дата обращения 14.11.2021).

  7. Понятие национального характера [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-natsionalnogo-haraktera (дата обращения 14.11.2021).


написать администратору сайта