Контрольная работа по социалогии. кОНТРОЛЬНАЯ СОЦИАЛОГИЯ ГОТОВАЯ. Введение понятие и виды социальных общностей
Скачать 60.02 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………..…………………………………………...…..…3 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ...........….……...……4 2. КОНТАКТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ..………………..………......7 3. ГРУПОВЫЕ ОБЩНОСТИ……………………………………………………15 4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП………………………16 5. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА…..20 6. ЛИДЕРСТВО В ГРУППАХ………………………………………………......22 7.СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ТИП СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ……………………………………………………………………27 8. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………….30 Заключение…………………………………………………………………….…32 Список использованной литературы…………………………………………...33 Введение Общество складывается из множества элементов - индивидов, социальных общностей и социальных институтов, объединенных определенным образом в единую систему. Эти элементы закономерно взаимосвязаны, представляют собой целостное образование, единство. Общество как система имеет сложную динамичную структуру, которая проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и политиков, государственных деятелей. В этой связи изучение социальной структуры общества, процессов, происходящих в нем, представляется весьма актуальным. Основная цель заключается в изучении видов и структуры социальных общностей и групп. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ Социальная общность — это объединение людей, возникающее на почве единства интересов, близости условий жизнедеятельности, общности во взглядах, целях и методах достижения поставленных целей. Фундаментом социальной общности являются следующие элементы: наличие взаимосвязи и взаимодействия между членами объединения; общие интересы; идентичные условия жизнедеятельности; схожие взгляды и представления. Описываемое понятие входит в состав базовых социологических категорий. Любой человек представляет собой не просто отдельного индивида — на протяжении всей жизни он входит в те или иные общности, объединяющие в себе большие группы индивидов, значит, каждый из нас является еще и представителем конкретной общности, возникшей на основе какого-либо признака: профессионального, полового, возрастного, национального и т.д. Указанные группы характеризуются единством образа жизни и общностью социальных связей, а также схожими для всех членов группы ценностями, идеалами, целями, интересами и потребностями. Состоящие в такой общности индивиды оказывают взаимную поддержку друг другу, а ощущение принадлежности к группе единомышленников формируют у них своеобразное чувство «мы». Использование понятие и термина «социальная общность» началось еще в Древней Греции, к примеру, оно применялось Аристотелем для обозначения древнегреческого города (полиса), понимаемого им как общность общностей. В 19 веке данный термин начал использоваться первыми социалистами, называвшими общностью тип социума, организованный согласно потребностям людей. В дальнейшем общностями стали называть группы индивидов, созданные по их воле и основанные на коллективной собственности, к характерным признакам этих групп относили братство, родство и соседство. На протяжении своей жизни человек вступает в целый ряд разнообразных общностью, часто находясь одновременно в нескольких подобных группах, при этом, уровень внутреннего единства в них заметно отличается. Так, чувство национального единства между членами определенной группы может соседствовать с отсутствием у них чувства классового единства. Виды социальных общностей Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций. По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д. По размерам выделяют три основные группы: 1. Большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения). 2. Средние социальные общности, например, жители Архангельска или всей Архангельской области. 3. Малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д. По содержанию социальные общности можно разделить еще на 5 групп: 1. Социально-экономические (касты, сословия, классы); 2. Социально-этнические (роды, племена, народности, нации); 3. Социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.) 4. Социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, бухгалтера, финансисты, врачи и т.д.); 5. Социально-территориальные (жители отдельных краев, областей, районов, городов, сел, деревень и т.д.). КОНТАКТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ Представьте себе, что вас пригласили на вечеринку, где вы познакомились с приятными людьми, с которыми вам было весело, приятно общаться. Но со многими участниками этой компании вы уже никогда не встретитесь. Общность была хотя и приятной, но кратковременной, узконаправленной. Таковы контактные общности. В отличие от множеств здесь обязательно присутствуют «ориентация на другого», социальное действие, устанавливается социальная связь. Но эти связи носят контактный характер, т.е. они неустойчивы, узконаправленны, случайны, не являются самовозобновляемыми. Рассмотрим несколько видов контактных общностей; некоторые из них малоприметны, а другие невозможно не заметить. Аудитория — это одноразовое кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора (певца, актера и т.д.) и слушателей. Аудитория напоминает рассеянную массу слушателей радиопередачи, читателей той или иной газеты — и в том и в другом случае индивиды реагируют на внешний источник информации. Но в отличие от массы аудитория — это не изолированные, а находящиеся в прямом или мысленном контакте друг с другом индивиды. В аудитории возникает два вектора связей: от слушателя к исполнителю (лектору) и от слушателя к слушателю. Именно наличие последнего вектора создает общность всех слушателей, зрителей в зале, аудитории, на стадионе и т.д. Но общность эта контактна, ибо ориентация на другого слушателя носит кратковременный поверхностный характер, хотя обязательно имеет место. Так, находясь в кинотеатре или в концертном зале, мы видим, как люди реагируют на выступление исполнителя, и нам неудобно сохранять индифферентность. Любопытный факт: фильмы с участием Чарли Чаплина вызывают куда больший смех при просмотре их в кинотеатре, чем при просмотре их дома, в одиночестве. Но аудитория как общность принципиально отличается от учебной группы. Связи, которые возникают между лектором и аудиторией, между слушателями при публичной (но одноразовой) лекции, кардинально отличаются от связей, возникающих в учебном процессе. Последний, как мы отмечали, является видом взаимодействий, т.е. самовозобновляющихся социальных действий, и предъявляет совершенно другие требования к логике построения, точности и ясности изложения, организации и научному уровню лекций и др. Трудно, пожалуй, найти такой вид контактных общностей, который привлекал бы столь пристальное внимание политиков, ученых, простых смертных, как толпа. Сколько исторических событий связано с образом толпы разгневанных людей, готовых, как стихия, смести все на своем пути! Память об этих событиях заставляет нас быть осмотрительнее, осторожнее, политиков - быть благоразумными, вождей - задуматься, как овладеть силой толпы, подчинив ее своим задачам. Как и все формы контактных общностей, толпа — это спонтанная, временная общность людей, определяемая сиюминутным настоящим. Толпа, как и агрегация, всегда территориально локализована, и, как всем общностям, толпе присуще совпадение целей. Но в отличие от агрегации между участниками толпы возникают определенная «ориентация на другого», социальные связи: обмен мнениями, содействие, выработка общих планов действий, а также подражание и другие формы быстродействия и неосмысленной взаимной отзывчивости. Существует несколько разновидностей толпы: случайная толпа -- это, например, толпа «зевак», наблюдающих за тушением пожара, и т.д.; обусловленная толпа - это, например, очередь (толчея) за билетами на концерт популярного исполнителя (люди общаются, беспокоятся, хватит ли им билетов, организуют контроль за тем, чтобы никто не получил билеты без очереди, и т.д.); действующая толпа привлекает наибольшее внимание исследователей — это сборище, восставшая толпа, мятеж. Социологический анализ выделяет следующие особенности толпы как социальной общности. «Толпы суть ассоциации спонтанные и преходящие, которые не могут бесконечно оставаться в состоянии волнения. Им предначертано... распадаться, исчезать так же быстро, как и появляться, не оставляя следов»*. Здесь нет и не ожидается (пока толпа существует как спонтанное стихийное соединение людей) никакой организованности, делающей взаимоотношения людей в толпе упорядоченными, самовозобновляющимися; нет четких и устойчивых норм, культурных традиций -- ведь это спонтанное и временное сборище; правила игры если и устанавливаются, то кратковременно; нет устойчивого разделения труда, устойчивой иерархии и т.д. Итак, хотя социальные действия между участниками толпы осуществляются, но они плохо организованы, носят неукорененный, несамовозобновляющийся характер. Конечно, нельзя утверждать, что в толпе вообще нет никакого намека на упорядоченность взаимоотношений соучастников, скоординированность их действий. Наш опыт изучения толпы, исследования Р. Тернера и других показывают, что представлять толпу как некое однообразное месиво гнева, эмоций и т.д. примитивно и не совсем точно. В толпе возникает определенная координация, находится вожак, инициатор, который предлагает определенный план действий и отличается, как правило, эмоциональностью, импульсивностью, находчивостью. У такого импульсивного вожака сразу находятся несколько помощников (тоже эмоциональных), которые вместе с вожаком составляют некое ядро толпы, остальные более пассивны и послушно следуют установкам вожака и актива. Тот факт, что все находятся в замкнутом пространстве, имеют совпадающие цели (которые и объединили их в толпу), убыстряет процесс принятия целей и выработки плана действий. Однако все меры по координации, упорядочению взаимоотношений участников толпы носят спонтанный и преходящий характер. Поэтому разделение функций, иерархия не имеет последствий вне этой толпы, т.е. разделение функций, обретение каких-то обязанностей, прав (например, лидерства) в толпе не порождают социального статуса, признаваемого вне толпы в обществе в целом. И это очень важный, осязаемый критерий различения толпы и организованных устойчивых видов общностей. Полуорганизованные виды действующей толпы (митинг, демонстрация и т.д.) характеризуются большей организованностью. Нормы, разделение функций, иерархия в этих общностях носят более устойчивый характер, хотя они, как правило, возникают не на самом митинге, демонстрации, а до них и помимо них. Это вид специально организованной действующей толпы. Костяк ее участников хорошо организован; эта организованность закладывается вне данного митинга, продолжая действовать устойчиво. Можно сказать, что митинги, демонстрации, манифестации, шествия специально организуются, чтобы использовать эмоциональную энергию, силу, присущую действующей толпе, но в контролируемых рамках. Г. Лебон и другие классики социологии, психологии и социальной психологии отмечают, что в «толпе индивиды утрачивают свое собственное мнение, свои интеллектуальные способности»*. У индивидуального участника толпы происходит «потеря им самоконтроля и способности к критическому суждению, наплыв порывов и эмоций, многие из которых обычно подавлены»**. В результате в толпе «интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезает; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества». Первое. Поведение личности в толпе характеризуется повышенной эффективностью (эмоциональной возбудимостью). Проникаясь коллективным возбуждением, человек, как правило, перестает рационально-критически воспринимать ситуацию, теряет самоконтроль. Причины этого, в частности, в чрезвычайной насыщенности аффективных контактов, взаимных реакций на предельно малом замкнутом пространстве. В этих условиях человек, как правило, не способен анализировать поступки, высказывания других, прежде чем реагировать на них. Иными словами, человек отказывается от присущих ему в обычной обстановке процедур принятия решения. Второе. Это порождает чрезмерную внушаемость индивида. Ввиду повышенной эффективности он сразу откликается на предложения, порой самые сумасбродные, порывы, побуждения чаще всего получают немедленное воплощение. В толпе эффект внушения очень высок, что делает ее высокореферентной для индивида, вовлеченного в нее. В то же время внушаемость распространяется только на цель, которая объединила людей в действующую толпу, и только на участников толпы (посторонние люди зачастую иронизируют над участниками толпы). Третье. Потеря способности рационально-критически оценивать ситуацию и повышенная внушаемость деиндивидуализируют людей, превращая их в «стадо баранов» — ведь именно в рациональном обдумывании, взвешивании альтернатив сильнее всего проявляются особенности, склонности, способности, жизненный опыт личности. Повышенная эффективность и внушаемость смывает черты индивидуальности. Если индивидуальность проявляется, то только в эмоционально-импульсивном аспекте (один кричит громче, чем другой), но смысл социальных действий остается у всех одинаковым. Очень часто человек, попав в агрессивную толпу, меняется до неузнаваемости, порой сам себя не узнавая. Опасность толпы в том, что она «открыта» для агрессивных, низменных, бездумных действий. Социальные круги - круг профессионалов, друзей, знакомых, людей одного социального положения и т.д., собравшихся вместе, чтобы удовлетворить свои социальные потребности, потребности в общении, заботе о других, внимании к себе, признании, престиже. Социальные круги — это и блистательный аристократический бал, и салон мадам Шерер из «Войны и мира», и встречи приятелей, и конференция ученых, и студенческий поход и др. Для всех этих встреч характерно одно: в этих контактных общностях происходит довольно малообязывающий, поверхностный обмен эмоциональными ресурсами, общением, информацией. Круги могут быть достаточно устойчивыми или одноразовыми, но от этого социальная суть взаимоотношений существенно не меняется. Обмен информацией, симпатией, эмоциями не порождает серьезных взаимных обязательств людей по отношению друг к другу. Они не связаны глубинными взаимодействиями, которые вынуждают человека учесть мнение партнера, проникнуться его интересами и т.д. Это не соратники по работе, не члены семьи, с которыми человек связан институциональными связями — в отличие от них знакомые по компании не могут высказать серьезный упрек, являющийся видом контроля. Поэтому не следует переоценивать значение контактов в компании приятелей, искать в социальных кругах глубокое социальное содержание. Пригласили бы вы человека, с которым часто встречаетесь в компании, к себе на работу? Уверены ли вы, что ваши встречи в течение 5—10 лет на отдыхе, в гостях и т.д. дали вам возможность считать его надежным человеком? Тот уровень нравственных качеств человека, который достаточен для таких встреч, недостаточен для совместной работы*. Часто задается вопрос: где граница между дружбой и приятельскими отношениями? Попробуем провести эту границу на основе социологии. Друг — это человек, с которым вы находитесь в институализированном, эмоциональном, нравственном, интеллектуальном обмене, постоянных и взаимообязывающих взаимодействиях. Приятель же — это знакомый, контакты с которым (на вечеринках, на отдыхе) приятны, но не порождают серьезных обязательств друг к другу. Но не следует, и пренебрегать ролью социальных кругов в общественной жизни. Общности типа социальных кругов немало способствуют созданию сети таких контактных социальных связей, как знакомства, деловые связи, что существенно сказывается на утверждении авторитета личности, признании ее заслуг, особых дарований. Социальные круги дополняют каркас общественных связей, являются достаточно важным элементом социальной системы. Благодаря им личность с разной силой обязательств может стать участником различных видов коллективов. Например, ученый может быть членом экспертного совета и редколлегии, встречаться с коллегами на симпозиумах и конференциях, выезжать для чтения лекций, проведения научного семинара. Все перечисленные формы коллективов являются дополняющими общностями, носят малоукорененный и слабообязывающий характер, но вместе с тем они играют существенную роль в науке. Следует учесть также, что в социальных кругах зарождается, преобразуется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу. Кроме того, социальные круги — это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий...* Таким образом, социальные круги, являясь, как и все контактные общности, поверхностными, неукорененными социальными образованиями, в то же время могут стать ядром, точкой кристаллизации формирования групповых общностей, для чего у них существует много предпосылок. Именно в социальных кругах, как правило, возникают некоторое ощущение своей принадлежности к кругу людей (начинает складываться слабообязывающее «Мы»), чувство престижности принадлежать к определенному кругу, некоторые проблески лидерства, а также контроля («человеку нашего круга не пристало так себя вести»; «его не следует впускать в наш круг» и т.д.). Конечно, лидерство в компании не порождает серьезных социально-статусных последствий. Тамада, избранный за праздничным столом, только в этой компании найдет признание благодаря своему организаторскому и ораторскому таланту. Но если эти предпосылки разовьются и приобретут свойства регулярности, организованности, социальные круги начинают перерастать в социальные группы -- устойчивый комплекс солидарных взаимодействий. ГРУПОВЫЕ ОБЩНОСТИ Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов. Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни людей, из которых она образуется. Однако совокупность людей становится общностью только тогда, когда они могут осознать эту одинаковость, проявить свое отношение к ней. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями. Осознание данного единства присуще любой социальной общности. При этом существует прямая зависимость между характером основы общества и осознанием единства; чем больше общих условий лежит в основе их формирования, тем больше единство данной общности. Поэтому наиболее присуще осознание единства для этнических общностей: наций, народов, народностей. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности. Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы – тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию. Конкретная личность не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д. Группы бывают: Формальными (формализованными) и неформальными. В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции. Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера. В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы. Малыми, средними и большими. Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы – 2 человека. Существуют разные мнения о том, какую цифру считать верхним пределом для малой группы: 5-7 или примерно 20 человек; статистические исследования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Очевидно, что это вызвано следующей зависимостью: чем меньше группа, тем более тесные связи устанавливаются между ее членами, а следовательно, меньше вероятность, что она распадется. Выделяют также две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека). Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контакте. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта. Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д.). Первичными и вторичными. Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы – это обязательно малые группы. Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа – при условии усвоения групповых ценностей индивидом – может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы. Реальными и социальными. Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д. В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными: Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы; Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, классы; Территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне. Социальные группы (социальные категории) – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п. Интерактивными и номинальными. Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д. Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие. Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами. Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию, публику, а также толпу зевак. Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, точнее, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит – согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления [5. 16]. В приведенном определении наше внимание акцентируется на том, что для возникновения группы необходима внутренняя организация, цель, конкретные формы социального контроля, образцы деятельности. При этом организация группы может быть формальной или неформальной в зависимости от ее целей и задач. С этим, как правило, связаны и принципы обособления группы. Наряду с анализом уровня формализации групп рассматривается и их классификация. Например, по степени приближенности к человеку и влияния на него группы делятся на первичные и вторичные. Первичная - это, как правило, небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга или большинство из ее представителей. Такая группа оказывает весьма сильное влияние на человека, входящего в ее состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга. Вторичная группа более многочисленна и может иметь в своем составе одну или несколько первичных групп. Степень влияния такой группы на индивидов может различаться в зависимости от того, насколько сильно интериоризованы групповые ценности представителем группы. Примером первичной группы является семья, группа ваших друзей и т. д. К вторичным группам можно отнести коллектив курса студентов, политическую партию, к которой вы принадлежите, и др. Большинство первичных групп, по мнению социологов, являются неформальными, а вторичных - формальными. Однако однозначность оценок может послужить причиной ошибок в социальной диагностике групп. Например, друзья с вашего учебного курса, являясь первичной группой, в то же время будут группой формализованной. Разные исследователи выделяют различные характеристики групп. Но в этом многообразии есть и общие групповые черты, подчеркнутые Н. Смелзером [5. 17]. Какие же это черты? Во-первых, способ взаимодействия между ее членами: "члены группы не должны общаться с не входящими в группу в той же манере, что и со "своими", а том более это относится к представителям соперничающих групп". Во-вторых, членство в группе определяет чувство принадлежности к ней. Часто это усиливается и какими-либо внешними символами, например, у "металлистов" - огромным количеством металла на одежде в виде цепей, значков, бляшек и т. д. Эта символика может служить наряду с духовными факторами группового единства дополнительным признаком идентификации с точки зрения посторонних - "чужих". Следовательно, наряду с общими, характерными для всех социальных групп показателями, существуют и специфические, отражающие характеристики определенного класса групп. Групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум свой членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти многие другие образцы поведения и составляют динамику группы. В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах. ЛИДЕРСТВО В ГРУППАХ Успешное развертывание группового процесса требует немалых усилий по его организации, поддержанию целевой направленности, координации индивидуальных действий и т.д. — словом, нуждается в эффективном управлении. Существенное значение в социальной психологии и жизни групп имеют феномены лидерства и руководства, от которых зависит, кто берет на себя функции сплочения, развития и организации группы. Главные различия между лидером и руководителем: 1) лидер в основном осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель регулирует официальные отношения группы; 2) лидерство проявляется в условиях микросреды (малой группы), руководство — элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений (руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе); 3) лидерство возникает стихийно, руководитель же реальной социальной группы либо избирается, либо назначается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, является целенаправленным, 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет. Руководство - процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему. Лидер – член малой группы, который имеет наибольшее влияние на других членов группы в совместной деятельности и за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидер проявляет более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Он выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство и изъявляют готовность добровольно подчиняться лидеру. Лидерство - явление групповое, поскольку в одиночку лидер немыслим. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Выделяют две основные функции лидера: 1) организовать решение какой-то задачи, 2) устранить мешающие делу конфликты и напряжения, активизировать хорошее настроение. В объяснении процесса и механизмов возникновения лидерства есть три подхода. Первый подход представляет «теория черт» (иногда называется «харизматической теорией»). Представители этого подхода считают, что лидером может быть человек, обладающий от рождения определенным набором личностных качеств, психологических черт. Второй подход можно назвать «ситуационной теорией лидерства». Считается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В повседневной групповой жизни возникают ситуации, в которых должны проявиться определенные качества личности, способной стать лидером. Человек, обладающий качествами, необходимыми в данной ситуации и превосходящий в этом других людей, становится лидером. Третий подход представляет собой комплексный вариант и получил название «системной теории лидерства». Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. Такой подход к проблеме лидерства более адекватен реальной действительности и является ныне основным. В группе одновременно могут активно реализовывать свои функции несколько лидеров. Предлагаются различные классификации лидеров. По содержанию деятельности выделяют лидера-вдохновителя и лидера-исполнителя. По характеру деятельности: универсальный лидер (это лидер широкого спектра возможностей, сохраняющий свои статусные позиции в разных групповых ситуациях) и ситуационный лидер (это - «узконаправленный» лидер, выдвигаемый группой на эту роль в конкретный момент функционирования. Н-р, лидер - мастер в определенном виде труда). По направленности деятельности: Деловой (инструментальный) лидер преимущественно включает в себя действия, направленные на достижение стоящей перед группой цели, он организует работу группы. Эмоциональный (экспрессивный) лидер — поддерживает внутренний климат, занимается групповой интеграцией: сплачивает группу, улаживает конфликты и оказывает поддержку. Информационный лидер – «мозг» группы: к нему обращаются за советом, он все знает, может объяснить и помочь. Для руководителя наилучший вариант – совмещение всех трех параметров лидера: делового, эмоционального и информационного. Чаще всего в реально действующей группе присутствуют два лидера: деятельность одного из них ориентирована на управление деловой активностью, деятельность другого — на управление эмоциональной. В психологии изучались также различные стили руководства и лидерства. Под индивидуальным стилем руководителя понимают самобытный, свойственный только данной личности способ обращения с людьми для реализации поставленных целей и решения текущих задач. К. Левиным и его сотрудниками были выделены три стиля руководства (которые в зарубежной психологии именуются стилями лидерства): демократический, авторитарный, либеральный. Данные стили различаются порядком распределения обязанностей, методами разработки и выполнения решений, формами контактов руководителей с исполнителями, контроля за их деятельностью. В чем же конкретно проявляется специфика каждого из стилей руководства? 1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется чрезмерной концентрацией власти в одних руках. Руководитель сам принимает решения и волевым порядком проводит их в жизнь. Он сам подбирает себе помощников, но использует их не как советчиков, а только как исполнителей своей воли. Он держит всю власть в своих руках; требует дисциплины и идеального порядка; берет на себя всю ответственность за результаты деятельности; держится отчужденно от рядовых исполнителей. К подчиненным он требователен без снисхождения, насаждает суровый психологический климат в группе. Руководитель такого типа оптимален там, где необходимо принимать быстрые решения, где нет времени на совещания и обсуждения ситуации, где необходимо проявить волю и решительность, взять на себя всю ответственность за последствия принятых решений. 2. Демократический (коллегиальный) стиль руководства строится на двойной основе: делового и личного авторитета. Руководитель-демократ умеет использовать свою власть, не апеллируя к ней. Он предпочитает активное участие своих помощников (инициативной группы) в принятии решений, однако право окончательного выбора оставляет за собой. Такой руководитель заботится о развитии личной деловой инициативы подчиненных, контактен с ними, тактичен, терпелив, оптимистичен. 3. Либеральный стиль руководства строится на полном доверии к исполнителям. Руководитель-либерал допускает полную свободу действий своих подчиненных в пределах их функциональных обязанностей. Такой стиль допустим в творческих коллективах (артистов, сотрудников вузовских кафедр, в НИИ и т. п.), где он может выступать опытным консультантом, поощряя творчество подчиненных. Если руководитель-либерал лишен творческих способностей, то он стремится соблюдать только формальности, содержать в порядке бумаги, избегать конфликтов, действовать по указанию сверху, не проявлять инициативы. Такой стиль управления не эффективен в сложных экстремальных ситуациях. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ТИП СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ Социальная организация - это целевая социальная общность, члены которой взаимосвязаны на основе иерархии социальных статусов и ролей, целей и задач, административного управления. Социальная организация характеризуется наличием единой цели и плана деятельности; распределением функций, ролей и обязанностей между ее членами; выделением иерархии позиций и должностей, образованием системы руководства; управлением жизнедеятельностью социальной организации осуществляется специальным управленческим, административным персоналом; формированием позиционно-ролевой сети, в которой каждая личность занимает определенное место и положение, отвечает за выполнение заданных функций, ролей. Подобное объединение порождает особый организационный, или кооперативный, эффект, составляющими которого являются: одновременность усилий многих членов организации, дающая прирост энергии; включение индивидов в организацию, что специализирует их на выполнение определенной функции. Эта однонаправленность действий индивида также усиливает его энергию; синхронизация действий людей благодаря управляющей подсистеме служит мощным источником повышения общей энергии организации. В зарубежной и отечественной социологии широко применяется разделение социальных организаций на формальные и неформальные организационные структуры. В основе формальной лежит разделение труда, порождающее возникновение должностей с соответствующими функциями, придающими лицам, занимающим их, определенный статус. Социальная организация - это не только формализованная, обезличенная система, но и социальная общность. В основе ее межличностных отношений лежат социально-психологические факторы, которые вырабатывают особую структуру в социальной организации, способную к саморегулированию и самоорганизации. Ее действие направлено на удовлетворение социальных потребностей в признании, принадлежности, общении. Неформальная структура складывается под воздействием психологических механизмов регуляции коллективной деятельности: адаптации, коммуникации и идентификации. Социальная общность (англ. community - общность, сообщество, объединение, единство, неразрывность) - реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия. Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны лишь некоторые одинаковые черты, похожесть жизнедеятельности и сознания. Этимологически слово "общность" восходит к слову "общее". Философская категория "общее" - это не похожесть, не повторяемость и не одинаковость, а единство различий, связанных между собой в рамках единого целого, или единое во многом (единство многообразного). Социальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию "общество". Под обществом (в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе исторического развития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности - социальные общности. Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражает повседневную форму их коллективной жизнедеятельности - объединение. Социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Социализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе. Если поведение животных обусловлено инстинктами, то человеку для нормальной жизнедеятельности необходима социализация. Есть два базовых типа социализации: Первичная социализация. Это период социализации от рождения до формирования зрелой личности. Она имеет исключительную важность, т.к. является фундаментом для дельнейшей социализации личности. Главный источник первичной социализации – семья. Ребёнок перенимает паттерны поведения своих родителей, их мировоззренческие установки и т.д. Первое представление о поведении в обществе закладывается именно семьёй. Также важными источниками первичной социализации являются друзья и школа. Человек в любом возрасте зависит от влияния среды, а в детстве это проявляется особенно сильно. Индивид ещё долго может следовать тем правилам и нормам, которые он усвоил в детском возрасте. Вторичная социализация. Это некое перерождение в социальном плане. Человек избавляется от некоторых старых моделей поведения и мировоззренческих установок, формирует новые. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Также выделяют дополнительные типы социализации: Групповая – социализация внутри конкретной группы, например, в компании друзей. Гендерная – усвоение специфических социальных знаний и навыков мужского или женского пола. Досрочная – социализация, которая не соответствует текущему уровню развития индивида. Проще говоря, это «репетиция» будущих социальных ролей. Организационная – приобретение знаний и навыков, необходимых для исполнения своей организационной функции. Это, например, знакомство с корпоративными правилами и нормами взаимодействия между коллегами. Что же касается фаз, то основные фазы социализации личности таковы: Первая фаза – усвоение ценностей и норм социальной среды, в которой находится индивид. Человек стремится соответствовать обществу. На второй фазе проходит процесс самоактуализации и персонализации. Человек пытается каким-либо способом воздействовать на других людей. На третьей фазе человек интегрируется в определённую социальную группу, где он получает возможность раскрыть свои способности и проявить их. Заключение Общество складывается из множества элементов - индивидов, социальных общностей, социальных институтов, объединенных в единую систему. Сегодня в мировой социологии общности, группы являются одним из главных объектов научных исследований. Общепризнанно, что именно посредством общностей индивид включается в основные социальные процессы, институты, получая в них основные «человеческие» и «ролевые» уроки социализации. Именно общности, особенно высокоинтегрированные, являются основными созидателями, субъектами общественной жизни. Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты. Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445. Статьи 14, 28. Основная литература: 2. Волков Ю. Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с. Дополнительная литература: 3. Куликов М.В. Социология [Текст]: практикум / М. В. Куликов. - Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. - 112 с. Библиография: с. 104-106 . Глоссарий с.107-111. 4. Социология. Общий курс [Текст] : учебник для вузов / под ред. В. А. Кондаурова. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 332 с. 5. Социология. Основы общей теории [Текст] : учебное пособие / под общ. ред. А. Ю. Мягкова. - 7-е изд. - Москва : Флинта, 2015. - 256 с. 6. Юрьев Р.А. Социология [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. Р. А. Юрьев. - Новокузнецк : ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2016. - 80с. Периодические издания 7. Журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы». 8. Преступление и наказание: Пенитенциарный журнал ФСИН России. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)» 1. Официальный сайт Научно-исследовательского института ФСИН России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.niifsin.ru/ 2. Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.government.ru. 3. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. kremlin.ru. 4. Официальный сайт Федеральная служба исполнения наказаний [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fsin.su. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 1. Поисковая система нормативных правовых актов Консультант Плюс. – Режим доступа: www.consultant.ru 2. Портал методического обеспечения Кузбасского института ФСИН России. 3. Электронный учебно-методический кабинет кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин. |