Главная страница

Документ Microsoft Word (4). Понятие и классификация исторических источников


Скачать 56.25 Kb.
НазваниеПонятие и классификация исторических источников
Дата25.02.2023
Размер56.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word (4).docx
ТипДокументы
#954583

Оглавление


Введение 1

Глава 1. Понятие и классификация исторических источников 2

1.1 Понятие исторического источника 3

1.2 Классификация исторических источников 4

2.Актовые материалы как исторические источники. Формуляр, классификация, достоверность и научная ценность 5

2.1Разновидности актового материала в IX- XVII вв. 6

 2.2 Особенности литературных памятников как исторических источников. Произведения древнерусской литературы XI- XVII вв 4

Заключение 5

Список использованной литературы 6

Введение

Главная предметная особенность исторической науки состоит в том, что историк изучает события и процессы, канувшие в Лету и унесенные Рекой Времени в уже несуществующую реальность. Следовательно, историк, в отличие от представителей точных наук, не в состоянии непосредственно наблюдать и описывать изученный объект. Поэтому единственным источником, содержащим какую-либо информацию об объекте изучения, является тот или иной памятник минувшей исторической реальности, или исторический предмет (реликт) истории и культуры прошлого. Осуществление научного исторического исследования невозможно без использования исторических памятников или исторических источников. Нет исторических источников – нет и исторической науки, такова аксиома в традиционной историографии. Прошлое доходит до нас в определенных формах, о нем напоминающих. Эти формы обычно и называют историческими источниками. Русло реки, текшей тысячу лет тому назад и определявшей жизнь осваивавшего прибрежные долины народа, его песни и предания, язык и пословицы, орудия труда и предметы быта, хроники и летописи, хартии и тексты договоров, своды законов и записи обычаев - все это является для историка исходным материалом, оперируя которым он познает прошлое. Все это обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования выступает исторический источник как историческая категория, на которой строится познание и изучении исторической науки.

Предметом исследования является роль исторического источника в изучении истории и его возможности его применения на уроках истории.

Цель курсовой работы – охарактеризовать особенности исторических источников как исторической категории и охарактеризовать возможность их применения в обучении истории.

Цель работы предопределила следующие задачи:

1) Определить понятие исторического источника;

2) Изучить классификацию исторических источников;

3) Охарактеризовать процесс внешней критики исторического источника;

4) Охарактеризовать процесс внутренней критики исторического источника.

Теоретической основой данной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших историков-источниковедов, статьи и обзоры исторических периодических изданий.

Вопросам изучения и классификации исторических источников уделяли в своих трудах многие отечественные и зарубежные ученые. У истоков европейской источниковедческой науки стояли французские ученые Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Наиболее ярким выражением интереса к источниковедению стала их книга «Введение в изучение истории», в которой была дана характеристика историческим источникам как категории изучения.

Многие авторы пытались обосновать свою систему классификации исторических источников. Среди зарубежных ученых стоит отметить немецкого методолога и историка И.Г. Дройзена, который в своей «Историке» в основу классификации источников положил принцип соотношения источника и факта.

Большой интерес к упорядочению исторических источников является характерной чертой другого классического методологического труда – «Учебника исторического метода» Э. Бернгейма. Наиболее детально и тщательно автором разработана классификация исторических источников. Классификация как деление множества изучаемых объектов на логические классы имеет огромное значение в науке не только для упорядочения знаний о фрагментах реальности, но прежде всего для выявления свойств и особенностей этих объектов.

Среди российских историков первым действительно научную, типологическую классификацию создал в начале ХХ в. А.С.Лаппо-Данилевский. В качестве основания для своей классификации А.С.Лаппо-Данилевский избрал степень близости источника к отраженному в нем событию.

Большое признание получили классификационные схемы Л.Н. Пушкарева, обнародованные им в 1975 году, которые несколько позже, в 1981 году усовершенствовал И.Д. Ковальченко.

Особый интерес вызывают труды современных ученых в области методологии расшифровки исторических источников, как одного из этапов источниковедческой критики. В частности, исследования В.А. Устинова, Э.В. Евреинова и Ю.Г. Косарева позволили расшифровать источники, написанные на неизвестных «мертвых» языках. В их трудах при помощи количественных методов и информационных технологий были проанализированы Дрезденская и Мадридская рукописи, а также книги «Чилам Балам», написанные на языке майя. В середине 1970-х гг. Л.В. Милов, Л.И. Бородкин при помощи формального анализа особенностей стиля устанавливали авторство анонимных произведений ХV–XVI вв.

О.М. Медушевской был собран и скомпонован весь теоретический историографический материал, который лег в основу ее научных трудов.

Вопросам теории и методика источниковедения в отечественной истории посвятил свою деятельность П.Ф. Никулин. В его работах дано развернутое описание процедур источниковедческой критики – как внутренней, так и внешней.

В ходе исторического исследования были применены следующие методы:

1) Историко-генетический метод, который позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события. Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов.

2) Историко-типологический метод, который позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

3) Историко-сравнительный метод, который позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

Во введении дана общая характеристика проблемы, определены цель, задачи, объект, предмет, хронологические рамки, источниковая база, методы исследования.

В первой главе раскрывается понятие исторического источника, а также приводится классификация исторических источников.

Во второй главе рассказывается о процессе характеристики исторических источников, в частности, подробно описываются процедуры внешней и внутренней критики исторических источников.

В заключении сделаны выводы по работе в целом.

Глава 1. Понятие и классификация исторических источников

    1. Понятие исторического источника

Источник – это то, что предоставляет информацию по изучаемой вами исторической теме.

 

Они могут быть как письменными (например, книги или веб-сайты), так и неписаными (например, фотографии или артефакты).

 

Независимо от того, что вы делаете в истории, вы будете использовать источники.

 

Это может быть просто изучение информации из учебника или веб-сайта или просмотр древних артефактов, сделанных в прошлом.

 

В любом случае, они предоставляют информацию о прошлом и считаются «источниками информации».

Существует два вида источников: первичные и вторичные. 

 

Основное различие между первичным и вторичным источником заключается в том, когда они были созданы.

 

Чтобы определить, является ли тот или иной источник первичным или вторичным, вам необходимо узнать время его создания .

Типы первоисточников

Примеры 

 Опубликованные документы

книги, журналы, газеты, правительственные документы, отчеты, рекламные объявления, карты, плакаты, юридические документы и другие виды литературы

Неопубликованные документы

личные письма, дневники, завещания, акты и школьные табели успеваемости

Визуальные документы

фотографии плакаты , мультфильмы , фильмы и картины

Реликвии или артефакты

керамика, мебель, одежда, здания и другие раскопанные физические предметы

Вторичные источники были сделаны после периода времени, который вы исследуете. По мере того, как вы будете изучать историю, вы обнаружите, что некоторые вторичные источники лучше других.

 

Как правило, цените вторичные источники, созданные учеными, поскольку они обычно более надежны .

 

Как и первичные источники, вторичные источники бывают разных  типов : 

Типы вторичных источников

Примеры 

Книги

популярные книги по истории, учебники, академические труды и печатные диссертации

Статьи академического журнала

научные исследования, проводимые университетскими учеными, публикуются в академических журналах, которые можно найти через JSTOR  или  Google Scholar 

Веб-сайты

Качество большинства веб-сайтов, которые появляются в результатах поиска Google, недостаточно для школьных или университетских эссе. Если вы решите использовать веб-сайты в качестве вторичных источников, убедитесь, что вы используете веб-сайты только уважаемых лиц или учреждений (университетов, музеев, государственных архивов и т. д.).


Однако, в то время как современные ученые стремятся создавать надежные и беспристрастные исторические отчеты, читайте их труды с таким же критическим взглядом , как и создатели первоисточников.

 


    1. Классификация исторических источников


Основные источники

Эти источники представляют собой записи событий или свидетельств в том виде, в каком они впервые описаны или действительно произошли, без какой-либо интерпретации или комментариев. Это информация, которая показывается впервые, или оригинальные материалы, на которых основываются другие исследования. Первичные источники отображают оригинальное мышление, сообщают о новых открытиях или делятся свежей информацией.

Примеры первоисточников:
диссертации, диссертации, статьи в научных журналах (на основе исследований), некоторые правительственные отчеты, материалы симпозиумов и конференций, оригинальные произведения искусства, стихи, фотографии, речи, письма, заметки, личные рассказы, дневники, интервью, автобиографии и переписка. .


Вторичные источники

Эти источники предлагают анализ или переформулировку первоисточников. Они часто пытаются описать или объяснить первоисточники. Как правило, это работы, которые обобщают, интерпретируют, реорганизуют или иным образом дополняют первоисточник.

Примеры вторичных источников:
учебники, отредактированные работы, книги и статьи, в которых интерпретируются или рецензируются исследовательские работы, истории, биографии, литературная критика и интерпретации, обзоры законов и законодательства, политические анализы и комментарии.


Третичные источники

Это источники, которые индексируют, абстрагируют, организуют, компилируют или переваривают другие источники. Некоторые справочные материалы и учебники считаются третичными источниками, когда их главная цель состоит в том, чтобы перечислить, обобщить или просто переупаковать идеи или другую информацию. Третичные источники обычно не приписываются конкретному автору.

Примеры третичных источников:
словари/энциклопедии (также могут быть вторичными), альманахи, сборники фактов, Википедия, библиографии (также могут быть вторичными), каталоги, путеводители, руководства, справочники и учебники (могут быть вторичными), индексирование и реферирование источников. .


2.Актовые материалы как исторические источники. Формуляр, классификация, достоверность и научная ценность

2.1Разновидности актового материала в IX- XVII вв.

Есть государственные и частные школы. Первый:

- Международные договоры - В области внешней политики: договоры России 911, 944 и 971 гг. с Византией. Отношения с Западом были договорными. Договор, касающийся торговли, политики и других вопросов.

- Договорная грамота между Великим Новгородом и великим князем - особой политической организацией Новгородской республики, предусматривавшая письменное изложение условий, на которых новгородцы должны были служить князю. Приглашенные князья приехали из Твери, Литвы и Москвы. В договоре с ними упоминались условия участия князя в управлении новгородскими землями и его права. Самое раннее взаимное соглашение с князем, приглашенным в Новгород, относится к 1960-м годам. Грамоту XVII века подписал Ярослав Ярославич, великий князь тверской.

- Последнее письмо - Договор между Вождем и Вождем и некоторыми королевствами. Один из старейших известных сегодня межзаводских уставов датируется 14 веком. Это был конец 1350/1351 года. Между гордым великим князем Семеном Ивановичем и его братьями князьями Иваном и Андреем Ивановичами. Со временем устанавливалось старшинство одного князя («старшего брата») и подчиненность другого («младшего брата»), что обеспечивало вассально-вассальские отношения князя.

- Рекомендуемый сертификат - Россия XII. Древнейшим сохранившимся подлинником, удостоверяющим личность, является пергаментная грамота между великим князем киевским Мстиславом Владимировичем и его сыном, князем новгородским Вишеволодом. Он зафиксировал пожалования игумену Изайе и братии Юрьевского монастыря в городе Буйце, а также право земельной неприкосновенности.

Дар XIV. в начале века Конечно освобождены только от дани.

Письмо, которое окончательно освобождает недвижимость от всех или некоторых налогов и сборов, в Тарке называется рекомендательным письмом. Вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины на срок, указанный в утвержденном приоритетном письме. В деле «Таркан» компенсация истца заменила обязательства, возложенные на феодальное поместье выходным пособием, уплаченным в определенный день. Судебный иммунитет предоставляется оправдательными, «освобождающими» и другими грамотами. Разрешение действовать без судьи сочеталось с узким иммунитетом от шантажа в отношении судебной привилегии эрцгерцога.

- Князь духовных букв. Первыми духовными письмами – пожеланиями князя – были две «рукописи» князя Владимиро-Волынского Владимира Васильковича, составленные около 1287 года и сохранившиеся в книгах Ипатьевской летописи. Последнее духовное письмо князя — завещание царя Ивана Грозного от 1572 года, содержание которого похоже на мемуары журналиста.

- Уставные письма - Они касались отношений между светскими властями и церковными властями и представляли земельные, финансовые и другие интересы государства и церкви. Десятина была закреплена только за Бородицкой церковью в первой грамоте князя Владимира Святославича в 995 или 996 году. Очередная грамота церковного суда князя Владимира, датированная до 1011 года, распространялась на все русские епархии. На основании двух уставов были составлены древнейшие книги устава Владимирской церкви, распространившие влияние этих положений на десятины, суды и церкви по всей территории России.

Частное поведение основано на развитии социально-экономических отношений. По мере своего развития он диверсифицировался в целях личных сделок (земля, деньги, люди и т. д.) и соглашений между контрагентами. Корпус частных документов отражает это разнообразие.

Переход земли от одного лица к другому и закрепление права собственности новых владельцев, регистрационные данные, купчие, купчие. Эти законы определяли различные способы передачи земли от одного владельца к другому и условия сделки.

Если земля выделена, то операция (залог) оформляется этим письмом. В данном случае жертвователями являются миряне, а получателями - храмы и монастыри. Депозиты были одним из основных средств поземельного учета для церквей и монастырей.

Когда земля продается, приобретение права собственности регистрируется в акте купли-продажи. И миряне, и духовенство могут участвовать в сделках «купли-продажи» с обеих сторон. Закон о купле-продаже земли действует со второго квартала этого года. Век

Крупные владельцы накопили свои активы за эти годы и (успешно) проводят другие юридические операции, включая ипотечные кредиты и сделки. Запасная книга, XV. Появился в начале века. В день разлуки фактически производился сбор кредитов и приобретение земли.

Книга взяла одну из прекрасных маркетинговых возможностей и сосредоточилась на людях. Фактические данные в столбце XV. Сегодня известны два подлинных документа: документ, созданный в Суздале в 1494 г., и документ 1511 г., написанный в Пскове. Название этих слов происходит от слова «full time», которое представляет собой переход на сербский full time («полный рабочий день»). В абсолютном рабстве человека продают (или продают) за определенную цену.

В этих отчетах говорится о том, что для заполнения бухгалтерских книг продаются штатные работники, от журналистов до менеджеров.

Оригинальные письма ярко описывают отношения между дворянами и крестьянами, когда им давали землю для работы. Эта практика появилась в конце пятнадцатого века. Описывается земля и сумма ренты, которую фермер должен платить королю с этой земли.

Serial Records - слово происходит от слова "заказ" (договор). Это соглашение между двумя сторонами по предмету спора. Это закончилось «тихо» без слушания или постановления суда. В этой конкретной книге также есть подробный список обязанностей фермеров из-за рубежа. В приказе указывается: 1) кто несет ответственность; 2) кем; 3) на какой странице; 4) когда и как долго; 5) помощь (материальная или финансовая помощь); 6) условия труда; 7) в пользу налога на труд и феодального налога; 8) контрактное правительство; 9) убытки, если они не разглашаются; 10) Оригинал части, имя свидетеля и документ о выдаче лицензии.

В конце 16 века появилось письмо о принятии (от слова даровать, что означает «освобождение»). Среди них помещик выдавал беглых крепостных другому феодалу, а крестьяне оставались «в бегах». К середине семнадцатого века безземельные крестьяне превратились в коммерческую проблему.

Любовные письма освобождают заключенных, рабов и крестьян от самонадеянности. Они существовали на протяжении веков. Покупка и продажа продолжались до тех пор, пока в 1861 году не было отменено рабство.

Блокнот является образцом трудового договора. В десятом случае правоотношений занятость носит подневольный характер. Записи о строительстве датируются началом 19 века, самые старые из них относятся к 1607 году. Строительная запись часто содержит информацию о сумме, уплаченной регистрантом, и о продолжительности времени, в течение которого владелец здания работал.

18. Знаки речи начала XVIII - XX 20 века. Сегодня источники истины многочисленны и разнообразны. Изменения в области обычного права, особенно расширение сферы управления имущественными отношениями и резкое развитие договорного права, повлияли на его развитие.

В начале 18 века структура благотворительных записей менялась сверху вниз. Правительство устанавливает управление своего сотрудничества. Наиболее распространенной формой является договор, который может быть заключен в письменной или устной форме. В гражданском праве это следующие виды договоров: дарения, передачи, купли-продажи, договоры аренды, договора и дарения, займа и ипотеки, займа, товарищества, страхового, личного, доверенности. К каждому из этих договоров прилагается соответствующая версия документа.

Появляются новые виды операций: XIX. Договор купли-продажи, в соответствии с которым продавец обязуется заключить договор купли-продажи жилой недвижимости; Соглашение, отчет. Также - Долги, Товарищества, Товары, Агенты и Векселя.

В первой части источник во второй части. Статьи о спасательных законах и правилах. Прежде всего это было связано с проведением аграрной реформы 1861 г. Лицензия и лицензия на выкуп имеют твердую форму и содержат информацию о землевладельце, деятельности фермера, имуществе и финансовых инструментах.

Основные категории законодательных актов ХIХ – начала ХХ вв. – манифесты, указы, уставы, положения, Высочайшие рескрипты, Высочайше одобренные мнения Государственного совета. Категории этих актов лучше различаются между собой по сравнению с ХVIII столетием.

В ХIХ – начале ХХ вв. большое внимание уделяется публикациям законодательства – как текущим, так и ретроспективным. Среди основных публикаций ретроспективного характера выделяется, прежде всего, Полное собрание законов Российской империи. На протяжении 1830-1917 гг. вышли три выпуска ПСЗ. Первый из них напрямую был связан с кодификацией законов страны.
 2.2 Особенности литературных памятников как исторических источников. Произведения древнерусской литературы XI- XVII вв
Древнерусские документы относятся к 10-17 векам. Эта или работа не находится в отдельной книге, а является частью другой группы. Еще одной характеристикой литературы является отсутствие авторского права. Мы знаем лишь нескольких авторов, чьи имена стоят в конце рукописей, авторов книг. Но чаще всего автор предпочитает оставаться анонимным. Как правило, слова автора до нас не дошли, но их будущий список сохранился. Часто писатели работают редакторами и писателями. Особенностью русской литературы является история. Его герои в основном историки, он почти не допускает вымысла и строго придерживается правды. Также много рассказов о «чудесах» — событиях, которые кажутся людям чудесными, не рассказы древнерусского писателя, а реальные записи рассказов очевидцев или людей, имевших «чудесные» события. Русская литература посвящена истории русской цивилизации, русского народа, героев и страны. Любая классика, будь то историческая, историческая или церковно-историческая, часто содержит публицистические элементы.

До своего крещения на Руси он пользовался особой переводной книгой, то есть переводил все книги с греческого на языки юга и запада славян. Изучение переводной литературы ставит важные вопросы. В первую очередь важно знать язык, на котором были написаны первые книги. Однако невозможно понять значение исходных слов, а значит, и переведенных слов. Все духовные книги принято делить на апокрифические (богодухновенные или богодухновенные) и апокрифические (тайные или письменные). Среди апокрифов есть некоторые (разрешено трогать и читать, но не в церкви) и фальшивые (запрещено читать) от руки. Канонические произведения находятся в разных категориях, которые соответствуют Древней Руси и иногда не поддаются различению.

Эти функции отличаются:

- священные писания (из «святых» латинских текстов), в том числе Ветхая Библия и Новый Завет;

- литургические (богослужебные), рабочие тетради, сборники, молитвенники, часословы, октоические, парменические, параклитические, ежедневники, триодис-тип и заем, минейные труды, канон, стихарии, месячники;

- обучение знамениями и словами веры, катехизисом, последними статьями и комментариями;

- сборники (подборки) проповедей, проповедей и других сочинений (Золотая цепь, Златоуст, Слатоструй, Маргарита, Исмарагд) и тридцать три книги (Пчела, Патерики);

- агиография (агиография), включающая в себя саму жизнь, восхваления святых; Как правило, его надевают на показы, ярмарки, фестивали, в церкви, часовни и выбирают гибкую смену.

Одним из самых ранних памятников древнерусской литературы является «О законе и благодати» первого митрополита Русского, митрополита Киевского Илариона (1051 г.). «Слово...» митрополита Илариона свидетельствует о проявлении духовного наследия раннего христианства на Руси в XI веке. Текст точно между 1037 и 1050 гг. (первая дата - освящение Софийского собора, вторая - смерть жены Ярослава Ирины - Ингигерд, что соответствует 1050 г.).

По-видимому, «Слова...» произнес Иларион 25 марта 1038 г. в нововесенской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы у Золотых ворот в Киеве. Упоминания о памятнике сохранились более чем в 50 документах с 1500-х по 1600-е годы и в разных регионах.

«Слово закона и благодати» можно разделить на три категории:

Первая часть представляет собой своеобразное введение в философию и историю. Речь идет об отношениях между Ветхим и Новым Заветами – законе и благодати. Последствий таких мыслей много. С одной стороны, это продолжение божественной борьбы между Западной Церковью, Римом и Восточной Православной Церковью. Хиллари поддерживает Восточную церковь в «Его Слове». Он утверждает, что следование ветхозаветным традициям само по себе не спасает душу, как не спасало древних евреев знание Торы («Тени»). Также любовь к Ветхому Завету может привести к иудаизму. Только Новый Завет («Истинный»), который принес людям Иисус Христос, есть благословение, потому что Иисус своей смертью открылся ко спасению для всех людей, чтобы искупить свои грехи и воскреснуть из мертвых. все люди

Глава 2 - Похвала великого князя Владимира (в крещении - Василия), крестившего Русь, просвещавшего русский народ светом правды Христовой. Великая привилегия для Владимира верить во Христа. Приняв в свою защиту суверенитет России, Яхве даровал ему свой суверенитет. И теперь не в «маленьком» и «неизвестном» мире, а в России, «известной и услышанной во всем мире». В то же время русские христиане могут рассчитывать на великое и благополучное будущее, предначертанное Божиим промыслом.

Кроме Владимира, Иларион чтит князя Ярослава Мудрого (в крещении — Георгий), некогда митрополита. Но интересно, что Иларион почитал и идолопоклонников Игоря и Святослава, заложивших основы будущего могущества России. Кроме того, Иларион в своих произведениях называет русских князей «каганами». Но в те дни звание равнялось титулу. Да и сам Владимир Иларион похож на императора Константина.

Третья часть «Слова…» — Молитвы о земле Российской. Он желал будущего своей страны. Митрополит Иларион советует правителям в первую очередь спасти страну от войны. В обязанности князя входит заботиться о мире и не вести кровопролитных войн, которые могут плохо кончиться для народа или создать проблемы для чужеземцев, так что Аллах недоволен завоевателем и его народом, потому что королевство для некоторых люди, не имеет права . Или не делайте инопланетян «беспокойными и голодными и праздными, огненными и тонущими». Божье руководство должно обеспечить мир, и принц должен сделать все возможное, чтобы предотвратить войну.

Действительно, есть песня, восхваляющая Лай Руса и его князей. И песнь чести и славы Руси и потомкам правившего ею Игоря противоречила политическим притязаниям Византии.

Епископ Иларион также нарисовал в «Словах…» подобающую картину великого правителя христианского народа, разработавшего определенные нравственные и правовые правила, рассматривавшие его характер и поступки. И у нее был хороший христианский князь Владимир.

К числу наиболее почитаемых реликвий в древнерусской печати относится «Совет» Владимира Мономаха (1053–1125), правившего Киевом с 1113 по 1125 годы. По сути, «совет» — это духовное свидетельство преемника. В произведении представлен идеальный образ князя – трудолюбивого и щедрого, заинтересованного в развитии своей страны и ее народа. Сохранился в серии Двенадцать апостолов. 1096 год по Лаврентьевской летописи. Характеристики этого документа позволяют сказать, каким человеком был сам Владимир: смелым, честным, справедливым и любящим.

«Учение Владимира Мономаха» состоит из трех произведений: «Правдивое учение», «Автобиография» и «Письмо князю Олегу Святославичу». Он содержит моральные и философские заповеди, а также практические советы по экономическим и военным вопросам.

«Совет» — это попытка Владимира Мономаха объяснить своим детям политику государства. Обеспокоенный растущим негодованием, связанным с потерей жизней, принц предлагает детям следовать консервативному плану, который увеличит власть принца.

Он призвал справедливое и достойное правительство уважать и выполнять решение Владимира Мономаха. Он спасает сына от тирании и несправедливости в судебных делах. Чтобы положить конец королевским раздорам, дети должны повиноваться словам и клятвам принца.

Война была важной частью той эпохи. Поэтому детей учат, как вести себя в боях и походах. Воспитание Владимира было мужественным, как в походе, так и в бою, и всех впечатляло. Нужно быть мудрым, потому что великие победы достигаются сердцем. Учение детей Владимира Мономука требовало знаний в ином смысле. Опираясь на свой богатый жизненный опыт, Владимир дает прекрасный пример князя, служащего своим интересам на земле. Отличительной особенностью преподавания является тесная связь педагогики с биографическими элементами. Руководство Мономаха подкрепляется не только «библейскими» правилами, но и главным образом практическими примерами из его собственной жизни.

Детское воспитание Владимира Мономаха заканчивается призывом к любви. Владимир писал своим сыновьям любить и уважать не только своих братьев и сестер, но и свой народ, своих жен и всех своих детей, своих родителей.

Особый раздел древнерусских литературных источников называется «Военные сказания». Он возник в рамках истории и постепенно выделился в самостоятельный вид. На его произведения сильно повлияла переведенная военная фантастика и западноевропейские вишневые романы. История войны — это не настоящее описание войны и битвы, а вымышленная история с уникальной аллегорией, требующая адекватной интерпретации. В отличие от историков, которые в первую очередь озабочены передачей смысла, военные романисты заинтересованы в создании образов происходящего. Большинство этих рассказов написано спустя годы после описываемых событий, что не может не сказаться на точности рассказанных подробностей, а иногда даже деталей общего хода. Безусловно, появление военных рассказов связано в первую очередь с теми событиями военной истории, которые оставили значительный след в сознании современников и их потомков. Важное место в таких произведениях занимала борьба за независимость и защита Родины.

Одним из древнейших самостоятельных произведений такого рассказа является рассказ о походе Игоря. Это называется А.И. был собран Кто был собирателем древнерусских рукописей. 80 это первое. В 90-х годах 18 века у настоятеля Спасо-Ярославского монастыря архимандрита Иоила была приобретена коллекция рукописей, которая по описаниям, составленным в 16 веке, была уничтожена Екатериной II. На северо-западе России (близ Пскова или Новгорода). В сборник вошли произведения светского характера, в том числе рассказы о полку Игореве.

Для работы над рукописью ученый Мусин-Пушкин А.А. Малиновский, Н .; Бантыш-Каменский и Н.М. Карамзин - проводник. Благодаря его работе статья Лая была опубликована в 1800 г. в современном русском переводе с вступительным текстом и примечаниями. Кроме того, А.И.Е. Мусин-Пушкин для Екатерины II. После этого экземпляр был утерян в архивах и обнаружен только в 1864 г. П.П. Пекарским.

В 1812 г. вместе с частью библиотеки А.И. гореть. Мусин-Пушкин во время пожара в Москве. В руках исследователей остаются лишь тексты и фрагменты, подготовленные первым издателем рукописи. Это вызвало сомнения в подлинности памятника. Однако убедительных доказательств того, что это утверждение ложно, до сих пор нет.

Размещение текста слова является спорным. Отсутствие уникальной особенности датировки позволяет исследователям иметь множество мнений по этому вопросу. Большинство ученых считают, что термин был введен в 1185 году, вскоре после описываемого похода на половцев. Но есть и другие даты. Вероятные даты написания этого стихотворения - 13, 16 и позже 18 века.

Рассказ о походе Игоря был написан между 1185 и Эти данные основаны на тексте самой работы.

Неизвестен и автор уникального памятника древнерусской литературы. Все попытки в этом направлении провалились. Даже самое тщательное исследование можно считать рабочей гипотезой или выводом. Среди предполагаемых авторов экспедиции Игоря — галицкий ученый Тимофей, устный певец Митус, Гаджар Рагиль, ходинский певец, ученый Петр Бориславич и даже сам князь Игорь, а также великий князь Святослав Всеволодович Киевский.

Сюжет «Слова о полку Игореве» основан на реальных исторических фактах. Он посвящен неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославича в 1185 году против половцев. последовательность событий. Шоу сочувствует участникам этой неудавшейся кампании.

В последней попытке мероприятия неизвестный автор создал собственное произведение. Задача автора - дать политико-художественную оценку события, показать современникам значение неудачи Игоревского похода для исторических судеб всей России.

Неудача Игоря глубоко отразилась на поэте, и главной мыслью широкой публики стал страстный призыв объединить русского монарха. Эта концепция четко заложена в художественной структуре произведения, а также в его организации и структуре.

Автор берет только самые важные эпизоды, позволяя яснее объяснить свое отношение к происходящему, донести важные мысли. Это концепция патриотизма, которая прочно связывает каждую часть работы в искусство.

«Задонщина» — поэтический рассказ о Куликовской битве, написанный в 80-х и 90-х годах. В 14 веке она достигла 6-го списка 70-х годов. Пятнадцатикон. Задонщина XVII века имеет много общего с кампанией «Слова о полку Игореве». Оттуда заимствованы некоторые литературные образы, стилистические приемы, обороты речи и даже целые эпизоды. Однако это не простая аллюзия, а скорее сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, что подчеркивает главную мысль автора: различие в поступках князя ведет к неудаче. В бою враг их объединяет. Победа гарантирована.

Другой замысел произведения заключался в том, чтобы отомстить за поражение 1185 года, так как авторы считали, что оно положило конец длительному периоду русского владычества и вернуло русской территории былую славу и могущество. И оно пришло.

Конечно, дискуссия вокруг размещения термина во многом крутится вокруг вопроса о том, какое прочтение — термины «Задонщины» или «Похода Игоря» — важнее. Используются и другие источники, помимо термина «задонщина», в частности, М.А. Салмина на ежегодный рассказ о Куликовской битве. 40 век

Автором «Садощины», как ее сделать, был боярин Зафанис из Брянска, впоследствии ставший священником в Рязани. Эти произведения написаны в античном стиле как былины или легенды. В «Ядонщине» не так много информации о Куликовской битве, а скорее радость освобождения, любовь к отечеству и путь к победе. Произведение имеет поразительное сходство с трауром Ярославны, но в уменьшенной форме, разделенной на несколько коротких траурных сеансов градоначальницей. Важно отметить, что христианские писатели писали о Боге, так сказать, сжалившемся над русской равниной и дающем ей победу. Авторы не пытались дать краткое и подробное описание явления. Его цель – прославить его организаторов и участников, одержав крупные победы над ненавистным врагом.

Произведение заканчивается возвращением князя, призывом погибшего солдата и восхвалением Бога.

Житийная литература - раздел христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова. В качестве синонима житийной литературы в современной отечественной науке используется термин «агиография». По своей сути, жития - это биографии духовных и светских лиц. Героями житий становились либо христианские подвижники, либо князья. Самым ранним оригинальным древнерусским житием является «Служба святым мученикам Борису и Глебу», приписываемая митрополиту Иоанну. Оно написано около 1021 г., а известно уже в списках ХII в.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Ярослав Мудрый после настойчивых попыток добился у Византии канонизации своих братьев. О жизни и смерти Бориса и Глеба рассказывают два жития - ”Чтение о Борисе и Глебе” и ”Сказание и страсть и похвала Бориса и Глеба” написанные в конце XI - начале XII вв

Борис и Глеб стали жертвами борьбы за киевский княжеский стол. Княжеские распри в борьбе за власть - явление обычное в истории любого раннефеодального государства

Важнейшая идея житий о Борисе и Глебе - идея единства Руси на основе соблюдения феодальных взаимоотношений между князьями : все князья-братья, но старшие должны защищать младших, а младшие - подчиняться старшим. Праведное поведение Бориса и Глеба заключалось в том, что они даже под угрозой смерти отказались выступить против старшего брата, поднять на него руку. Такое поведение должно было послужить примером другим князьям, способствовать прекращению междоусобиц, укреплению государства в целом. В ”Сказании о Борисе и Глебе” подчеркивается, что после решающей битвы между ”окаянным и треклятым ” Святополком и Ярославом на русской земле наступил мир и порядок: ”И с этого времени прекратилась крамола на русской земле”.

Святополк - этот второй Каин - наказан, а Борис и Глеб признаются святыми, помогающими русской земле, и за это особенно почитаемыми.

Жития строились по определенным канонам /правилам/ в соответствии с литературным этикетом. Начинаются они пространным введением так, в ”Чтении о Борисе и Глебе” рассказ ведется от сотворения Адама и Евы, распятия Христа и акцентируется внимание на крещении Руси. Затем излагается судьба героя, завершаются жития описание чудес, происходящих после смерти героя, затем следует молитва. Автор всякий раз подчеркивает, что Борис и Глеб знают о грозящей им опасности, но не оказывают сопротивления.

«Житие Аввакума» – наиболее яркий и показательный образец житийной литературы в ее пути к реализму. Протопоп Аввакум создает автобиографическое «Житие» во 2-й пол. XVII в. Оно было написано во время заточения автора в Пустозерске. Аввакум пишет свое "Житие" с 1669 по 1675 год.

Его открывает вступление, рассказ о юных годах Аввакума и о чудесах, которые должны свидетельствовать о божественном призвании автора. Не случайно, поэтому в начале жития Аввакум рассказывает о своем чудесном сновидении: по Волге плывут "стройно два корабля золотые". Это корабли Луки и Лаврентия. За ними плывет третий корабль — это корабль Аввакума. Это знамение явилось символом многотрудного "плавания Аввакума по волнам житейского моря" и предопределило его мученический путь. Житие Аввакума напоминает монолог. Автор непринужденно и доверительно беседует с читателем-единомышленником. В искренности и страстности, с которой протопоп ведет свое повествование, рассказывая о перенесенных тяготах, о своих победах, о видениях и чудесах, выражается его позиция.

Главным делом своей жизни Аввакум считал борьбу с реформами Никона, и большая часть жития посвящена именно этому. Рассказывая о своей жизни, он стремился воодушевить единомышленников на борьбу "за дело Божие". Поэтому он выделяет разного рода знамения и чудеса, которые должны подтвердить божественное освящение его борьбы за истинную веру. Это и затмение солнца в 1654 году, когда патриарх Никон собрал церковный собор, утвердивший новые реформы, и затмение, произошедшее тогда, когда Аввакума расстригли и бросили в темницу. Протопоп терпит страшные испытания: его избивают, ссылают, на долгие месяцы и годы заточают в тюрьму.

Т. о, произведение отличается искренностью и активным выражением авторского мнения.

Произведение Аввакума стало памятником социальной и политической жизни эпохи раскола. Это своеобразная биография-исповедь, сатира и публицистическая проповедь человека, посвятившего жизнь доказательству истинности своей веры.

Заключение
В ходе проделанной работы мной были сделаны следующие выводы:

Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Существует несколько способов классификации исторических источников, но в современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы:

1) Письменные источники (законодательные источники, актовый материал, делопроизводственные текущие документы, статистические документы, документы личного происхождения, периодическая печать, публицистика и литературные памятники);

2) Материальные памятники (архитектурные ансамбли, остатки жилищных комплексов, другие предметы ремесленного производства, произведения искусства, машинная и боевая техника);

3) Этнографические памятники (сведения о различных народах, их названиях, ареалах расселения, специфике их культурной жизни, а также об особенностях их религиозных верований, обрядов и обычаев).

Согласно современным представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя следующие процедуры и операции:

1.   Определение внешних особенностей источника;

2.   Установление происхождение источника:

а) установление подлинности памятника,

б) выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста,

в) определение времени и места возникновения текста, установление его автора (атрибуция),

г) выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом;

3. Интерпретация или истолкование текста: выяснение смыслов текста, правильное его понимание;

4. Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;

5. Источниковедческий синтез памятника.

В настоящей последовательности первые три процедуры, включая истолкование текста, по сути, составляют внешнюю критику источника. Заключительная фаза источниковедческой критики представляет критику внутреннюю.

Список использованной литературы

1. Балязин, Вольдемар Екатерина Великая и ее семейство / Вольдемар Балязин. - М.: Просвещение, 2008. - 545 c.

2. Беспятых, Ю. Н. Александр Данилович Меншиков: Мифы и реальность / Ю.Н. Беспятых. - М.: Историческая иллюстрация, 2008. - 248 c.

3. Биркин, Кондратий Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий (комплект из 2 книг) / Кондратий Биркин. - М.: Издательский Дом, 1992. - 832 c.

4. Буганов, В. И. Очерки истории классовой борьбы в России XI-XVIII вв. / В.И. Буганов. - М.: Просвещение, 1986. - 240 c.

5. Ватейшвили, Д. Л. Грузия и европейские страны. В 3 томах. Том 3. Грузия и Россия XVIII-XIX века. В 4 книгах. Книга 3 / Д.Л. Ватейшвили. - М.: Институт российской истории РАН, 2006. - 808 c.

6. Вернадский, Г. Русское масонство в царствование Екатерины II / Г. Вернадский. - М.: Ломоносовъ, 2014. - 403 c.

7. Водовозов, В. Очерки русской истории XVIII века. С приложением очерков из древнерусской жизни и из истории допетровского перходного времени / В. Водовозов. - М.: Типография В. С. Балашев и Ко, 2009. - 536 c.

8. Гейнце, Николай Дочь Великого Петра / Николай Гейнце. - М.: Кучково поле, Издательство Буковского, 1994. - 544 c.

9. Достопамятные сказания о жизни и делах Петра Великого. - М.: Типография Товарищества "Общественная польза", 1994. - 206 c.

10. Екатерина II и ее окружение. - М.: Пресса, 1996. - 464 c.

11. Записки императрицы Екатерины II. Записки княгини Е. Р. Дашковой, писанные ею самой. - М.: Амур, 1990. - 512 c.

12. История Государевой свиты. XVIII век. - М.: Кучково поле, Союз семей военнослужащих, 2011. - 640 c.

13. История России. С начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов и др. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2000. - 576 c.

14. Калязина, Н. В. Дворец Меншикова / Н.В. Калязина, Л.П. Дорофеева, Г.В. Михайлов. - М.: Советский художник, 1986. - 218 c.

15. Князьков, С. Из прошлого русской земли / С. Князьков. - М.: Типография И. Д. Сытина и Ко, 2016. - 692 c.

16. Крестьянская война 1773-1775 гг. в России. - М.: Наука, 1976. - 440 c.

17. Крючкова, Мария Александровна Триумф Мельпомены. Убийство Петра III в Ропше как политический спектакль / Крючкова Мария Александровна. - М.: Русский мир, 2013. - 271 c.

18. Лотарева, Р. М. Города-заводы России. XVIII - первая половина XIX века / Р.М. Лотарева. - М.: ИД "Сократ", 2011. - 304 c.

19. Лунинский, Е. Княжна Тараканова. Исследование по актам Государственного Архива / Е. Лунинский. - М.: Издание "Русской Были", 1992. - 304 c.

20. Любавский, Матвей Кузьмич Русская история от древности до конца XVIII в. / Любавский Матвей Кузьмич. - М.: Академический проект, 2015. - 320 c.

21. Макогоненко, Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века / Г. Макогоненко. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1990. - 544 c.

22. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М.: Издание Книжного Магазина П. В. Луковникова, 1980. - 650 c.

23. Павленко, Н. И. Петр Первый и его время / Н.И. Павленко. - М.: Просвещение, 1989. - 176 c.

24. Памятные записки А. В. Храповицкого, статс-секретаря Императрицы Екатерины Второй. - М.: Союзтеатр, 1990. - 300 c.

25. Письма и бумаги императора Петра Великого. Том 13. Выпуск 1. - М.: Наука, Российская академия наук, 1992. - 480 c.

26. Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв. Выпуски I - III (комплект из 2 книг). - М.: ТРИТЭ, Российский Архив, 1991. - 523 c.

27. Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век. В 4 частях. В 3 книгах (полный комплект). - М.: ЗАДРУГА, 2005. - 780 c.

28. Тальберг, Н. Д. Русская быль от Екатерины до Николая II / Н.Д. Тальберг. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2000. - 114 c.

29. Цареубийство 11 марта 1801 года. Записи участников и современников (Саблукова, графа Бенингсена, графа Ланжерона, Фонвизина, княгини Ливен, князя Чарторыйского, барона Гейкинга, Коцебу). - М.: Издание А. С. Суворина, 1977. - 380 c.

30. Шишов, А. В. Тайны эпохи Екатерины II / А.В. Шишов. - М.: Вече, 2006. - 779 c.



написать администратору сайта