Проблема гендерного неравенства. реферат социология. Понятие и проблемы гендерной политики
Скачать 48.99 Kb.
|
3.2Конструкция гендерного равенства в Конституции РФПостроение гендерного равенства в Конституции Русской Федерации может быть исследовано по четырем характеристикам. Во-1-х, права человека как универсальный эталон политических, гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод мужчин и женщин. Эти нормы закреплены в Конституции Российской Федерации и интернациональных документах и подлежат бесспорному выполнению. Эталоны равенства практически являются обязательными для стран, ратифицировавших международные договоры и признающих права человека в качестве 1-го из основополагающих принципов политики. Во-2-х, права человека как права женщин. Это особенная группа прав человека, она содержит общую идею обеспечения прав человека как прав женщин. Признание этих прав связано с нарушением равенства, его идеологии и практики в ежедневной жизни. Источником нарушения принципа равенства, закрепленного в Конституции, является дискриминация. Это антиправовое явление, оно разрушает идеи справедливости, демократии, приводит к нарушению прав женщин. В-3-их - права, свободы, обязанности, ответственность-это главные элементы конституционно-правового осознания. Эти элементы очень показательны. Они являются мерой, мерой уровня равенства в Конституции и действующем законодательстве. В-4-ых - это равные способности, основной элемент гендерной (и не только лишь гендерного) равенства. Он отражает адекватность, степень воплощения и степень гарантии эталона равенства, что содержится в Конституции и законодательстве. Эти четыре параметра являются определенными и на предметном уровне могут посодействовать осознать конституционный принцип равенства в ее гендерном измерении. Строительство гендерного равенства раскрывается через категорию прав человека как универсальный эталон равенства. Права человека отражают универсальный и универсальный эталон, однообразный для обоих полов. Это достижение цивилизации и культуры общества, что проявилось в единых конституционных нормах, закрепляющих равенство политических, , социальных экономических и культурных прав и свобод мужчин и женщин. Глава II Конституции Российской Федерации "права и свободы человека и гражданина" закрепила признанные нормы - эталоны, соответствующие нормам международного права. Эти нормы отражают идеи либеральной доктрины прав человека, основанной на принципах свободы и равенства. Они заполнены в определенной степени индивидуальной свободы-мужчина-гражданин-гражданин-мужчина-женщина. Они напрямую связаны с мыслью правового государства, в котором права человека имеют главное значение. Права человека многогранны. Политические права выделяются среди всех прав. Одним из главных политических прав является право голоса и право быть избранным (избранным). Эти конституционные права воплощают демократический институт власти как основной институт страны. Политические права, закрепленные в Конституции 1993 года, не имеют гендерной асимметрии. Они правильно отражают доктрину политического равенства меж мужчинами и женщинами. Это уже Конституционный Стандарт-Норма. Это общепризнанно и не вызывает колебаний. Он неоспорим. Она полностью соответствует сложившемуся в обществе представлению о праве и возможности обоих полов избирать и быть избранными. Она полностью соответствует мировым стандартам в этой области. Статья 32 Конституции Российской Федерации соответствует статье 25 пакта о гражданских и политических правах: "каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой-либо дискриминации, указанной в статье 2 пакта, и без необоснованных ограничений: (а) учавствовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей; (б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на базе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; (с) быть принятым на государственную службу в собственной стране на общих критериях равенства." Что касается конституционного права голоса, то эта норма закреплена в главном законе страны, так и в действующем законодательстве. Это реализуется на практике и не имеет гендерной асимметрии. Что касается права быть избранным, то лишь на законодательном и нормативном уровне общество делит это право (и доказательством этого является принятие Конституции Российской Федерации всенародным голосованием). Но, во время выборов, общество ставит под сомнение это право. И доказательство этому-последние выборы: 7,8% голосов получили женщины, которые баллотировались в Государственную Думу Российской Федерации. Выборы являются показателем адаптивности конституционного принципа равенства и его делимости обществом. Право (Конституционное) быть избранным в реальной политической практике практически отказано. Она с трудом реализуется в реальных политических отношениях, отступая на выборах перед стереотипом принадлежности к власти только мужчин. Таким образом, нормы, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 года, на практике отвергаются обществом, которое в целом не опровергает идеологию равенства. Обобщая, можно сказать,что на уровне реализации конституционных норм, реальной практики, признак пола является значимым. Это почти во всем определяет выбор. Обычное, неправовое сознание часто опровергает принцип равенства мужчин и женщин во время избирательных кампаний, делая его нерабочим. К огорчению, она не стала правовым элементом сознания и частью правовой культуры общества. Не считая того, это алогично с точки зрения старой, ушедшей номенклатурной традиции, которая "прививается" в обществе. Оно не ушло в прошлое, а связано с реальной идеологией патриархального общества. Эта традиция делит тезис: мужчина-сила власти в обществе,а женщина подчиняется этой власти. Это патриархальный эталон. Правительство больше не поддерживает его как эталон старой модели, но не в состоянии его сломать. Государство как институт, которому общество делегировало власть, не вполне последовательно. Он провозглашает принцип равенства и в то же время игнорирует его, не обеспечивая его почтения в жизни. И это в то время, когда в обществе еще не сформировалась культура уважения принципа равенства, хотя и воспитывается на новых эталонах прав человека, одним из которых является эталон уважения человеческой личности в ее гендерном измерении. Экономические права и свободы являются универсальными для обоих полов, и это отражено в Конституции. Право на труд является более ярким выражением всех экономических прав. Таким образом, Конституция Российской Федерации, отражающие положения, находящиеся в статье 6 пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляет право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или соглашается. Эта статья содержит список мер, гарантирующих воплощение этого права. И эти мероприятия включают руководство программами профессионального образования и подготовки, способы заслуги устойчивого экономического, общественного и культурного развития и полной производительной занятости в критериях, гарантирующих главные политические и экономические свободы. Статья 7 пакта требует признания каждым государством права на справедливые и подходящие условия труда, включая вознаграждение, которое обеспечивает всем трудящимся: - справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без каких-либо различий, и, а именно, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; - удовлетворительное существование для них и их семей; - условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены ; - равные способности для всех в плане продвижения на надлежащие более высокие уровни только на основании трудового стажа и квалификации;; - отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, также вознаграждение за отпуск. Эти эталоны являются общими для всех без каких-то оговорок и имплицитно отражены в тексте Конституции Российской Федерации 1993 года. В российской Конституции список экономических прав не отличается по признаку пола. Это отражает равновесный с гендерной точки зрения подход к укреплению экономических прав. Право на труд как стандарт является универсальным. Это не связано, подчеркнем снова, с предпочтениями, в базе которых лежит признак секса. Ее поддерживает вся система гарантий, которая служит защите прав человека. На конституционном уровне право на труд определяет уровень (способности) доступа человека к труду как условие жизнеобеспечения. Анализ конституционной нормы и практики ее реализации указывает, что право на труд как основное право в ряде экономических прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является гендерно - симметричным, и только на уровне реализации этого права происходит срыв универсального стандарта-равенства, так как экономические интересы как страны, так и работодателя не всегда соответствуют требованиям равного доступа к труду для мужчин и женщин. Социальные права человека как стандарты уже интегрированы в Конституцию Российской Федерации с учетом положения женщин и их роли - роли матери и отца. Материнство-это особенная функция, которая закреплена в рамках прав человека. Права человека включают и учитывают право на материнство. Статья 38 Конституции Российской Федерации непосредственно предусматривает, что материнство охраняется государством, а статья 7 содержит полный перечень субъектов, подлежащих конституционной защите и поддержке: "семья, материнство, отцовство и детство." Консолидация функций материнства и отцовства является показателем развития доктрины прав человека. Она обогащена различиями и рассмотрением этих ролей и их закреплением в Конституции Российской Федерации. Права человека, закрепленные в Конституции РФ, отражают идею гендерной симметрии. Они призваны уважать принцип гендерного равенства. Это общие эталоны для обоих полов. Построение гендерного равенства можно также найти через категорию прав человека-женщин. Права человека-женщины-философия отрицания единства эталона без учета гендерных различий и, не считая того, отрицание стандарта мужчины как универсального. Права человека женщин-это шаг в направлении специфичности гендера как определяющего всего комплекса прав человека. Права женщин также признаются на уровне конституционной нормы, что определяет направленность гендерных различий. Этот шаг был сделан в сторону пола, так как это шаг к равенству. Гендерное равенство является принципом почтения человеческой личности в ее гендерном измерении. И если этот принцип будет поочередно реализовываться в действующем законодательстве, то мы получим реализацию принципа равенства полов с учетом различий между ними. Различия, гендерные особенности в положении мужчин и женщин не препятствуют равенства, а только должны учитываться и включаться в законодательство. Нужно выделить момент, связанный с особенностями положения женщин в Конституции Российской Федерации как мать. Этот статус связан с репродуктивной ролью женщины в обществе, ее репродуктивными правами. Они в особенности подчеркиваются Конституцией. (На международном уровне, концепция репродуктивных прав, закрепленных в программке действий, принятой интернациональной конференцией по народонаселению и развитию (Каир, 1994) и получила предстоящее развитие в докладе четвертой Всемирной конференции по положению женщин и платформы действий, принятой на конференции). Конституция не только лишь устанавливает единообразие эталонов в области прав человека, да и учитывает особенности гендерного статуса и различия между мужчинами и женщинами. Пол понимается как социальное качество и гендерные отношения как социальные отношения. В конструкции, которая отражена в Конституции, это определяется сначала через категорию "материнство". Исследователь репродуктивных прав женщин е. баллаева отмечает, что, вступая в правоотношения, физические лица не лишены собственной биологической определенности. Законодатель не может игнорировать социальные последствия биологической определенности индивидов. Очевидно, законодатель не занимается конкретно биологической определенностью индивидов. Но правовое регулирование призвано нивелировать разные социальные последствия этой определенности: таким образом, способность женщины забеременеть и родить не должна ущемлять права женщины как гражданина, определенные законом. Это разумеется. Но при всем этом государство "забывает" о статусе отца в действующем законодательстве, хотя и закреплено конституционно (статья 7 Конституции). И от этого, на наш взгляд, появляется перекос в правовом регулировании отношений репродуктивного поведения в сторону правового закрепления только 1-го из репродуктивных прав индивидов - права женщин на материнство - и правительство гарантирует это право предоставляет. На конституционном уровне отсутствует регулировка острой асимметрии в защите репродуктивных прав, но законодательная практика опровергает этот подход, как и реальные отношения. Об этом свидетельствуют многочисленные стандарты, направленные на защиту репродуктивных прав женщин и только вторичных репродуктивных прав мужчин. Это подтверждают бессчетные законодательные акты и постановления правительства. Реальные отношения подпитывают эту практику. Конституционное равенство полов, как принцип раскрывается через содержание прав, свобод, обязательств, ответственности как парней, так и дам. Конституция не содержит дискриминационных по признаку пола положений: права, свободы, обязанности, обязанности распределяются поровну. (С учетом вышеуказанных оговорок). Конституционное право как основная категория равенства определяется мерой свободы. И эта мера свободы схожа для 2-ух статей. Равенство в свободе-суть проблемы свободы выбора для женщины - в выборе профессии, деятельности, стиля жизни, ее перспектив, выбора в создании семьи. Равенство как независящая категория не будет иметь практического значения, если она не будет иметь точки соприкосновения со свободой-квинтэссенцией прав человека. Свобода его " я " независимо от пола. Старая доктрина права, которая царила сотни лет, не содержит идеи свободы. Право как мера свободы в течение веков ассоциировалось не со свободой, а с правом силы. Сейчас право с исторической точки зрения, как мера персональной свободы, потенциально и в дальнейшем связано с возможностями обоих полов. Равенство обязательств является неотъемлемой частью учения и жизни конституционного права. Обязательства определяется через (через) необходимость уважения прав человека, его роли в обществе. Обязанности не является самостоятельным предметом исследования в области гендерного права (кроме некоторых норм). Но это очень серьезная область, которая отражает рассредотачивание ролей мужчин и женщин в обществе. Что касается гендерного равенства, понятие "ответственность" не содержится в главе 2 Конституции РФ, которая посвящена правам человека и правам женщин. Конституционная доктрина равенства 2-ух статей раскрывается через категорию равных способностей. Доктрина равных способностей включена в Конституцию как средство защиты от нарушений при осуществлении принципа равноправия граждан. Равные способности является инструментом выравнивания положения женщины в общественных отношениях. И этот инструмент нередко связан с реализацией антидискриминационной политики, с установлением государством особых мер по защите равенства там, где имеет место нарушение. Эта сфера должна быть предметом особенного внимания со стороны государственных структур и общества. Демократические конфигурации не достигнут собственных целей без последовательной политики равных возможностей. "Равенство возможностей" - это не только лишь содержание конституционной нормы (часть 3 статьи 19), а и содержание конституционной доктрины, это политика, в которой есть место не только свободе выбора, но и свободе развития. Развитие общества и людей. Равные возможности - это не только лишь эталон для общества, это эталон для страны, котороя считает себя правовым. Равные возможности всегда являлись критериями, предпосылками, процессом и процедурами воплощения прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Равные возможности-это перспектива развития права как меры свободы. И данное мероприятие обозначен в свободе двух полов мужчины и женщины. Равенство возможностей в осуществлении прав, закрепленных на конституционном уровне, всегда является определенным. Снова обратимся например. Если идет речь о реализации конституционного права избирать, то все, полностью все граждане Российской Федерации согласно Конституции 1993 года смогут свободно воплотить свои права и возможности: к демократически избранных представителей власти, к примеру, в законодательные органы. Равенство прав и возможностей голосовать (активное право) не вызывает колебаний. Мужчины и женщины свободны в выборе согласно Конституции. Но это только один вопрос. Другой вопрос-это вопрос выбора. И в оценках не должно быть нейтралитета. Дискриминация по признаку пола не является, на 1-ый взгляд, элементом выбора в обществе. Но она существует. Такое осознание ведет к целенаправленной интеграции государством антидискриминационных мер в политику. Это требование правовой сущности страны, которому общество доверяет, чтобы защитить равенство не только лишь прав, но и возможностей, защищать права человека независимо от пола. Гендерное равенство не представлено в обществе исходя из убеждений свободы выбора. Выбор не только лишь власти, но и выбор тех, кто будет олицетворять власть. Дело не только лишь в мужчинах. Еще есть половина населения земли. Гендерный баланс власти является предпосылкой ее авторитета. И если избиратель готов голосовать "за выбор" он должен быть готов голосовать за гендерное равенство власти, разделение ответственности за будущее. Равные возможности - это не только лишь условие реализации права на равную власть. Идет речь об ответственности обоих полов в обществе. Либеральные взгляды не являются и не были препятствием на пути к свободе и равенству. И они должны быть аргументированы, внедрены в теорию и практику реализации Конституции с позиций гендерного равенства. Равенство возможностей-это система равенства прав. Дополнительное Примечание: Эта система связана не только с законом, но и с другими регуляторами. Эта система является нормативной и поэтому подлежит исследованию исходя из убеждений права. Но это также культурные нормы, обычаи, традиции общества, религиозные убеждения, политические стереотипы и реальные нормы, которые сложились в течение десятилетий, идеология и др. Является истинной громадских отношений. В то же время это система регуляторных регуляторов (не всегда и не только правовых) поведения компании. Она принимается им и живет благодаря поддержке общества. Возможность быть равными (равными) обеспечивается уровнем развития идеи уважения пола, идеи равенства в культуре общества. Если культура общества включает "гендерное мировоззрение", гендерное равенство, то она автоматом обеспечивает соблюдение конституционного принципа. Но культура поглотила в себя идею патриархата в течение сотен лет. Гендерное равенство не достижимо, если общество не готово приспособиться к принципу равенства. Это проблема, и она указывает, что принцип Конституции как основного закона общества не соблюдается, что в обществе есть механизмы дискриминации, что женщины не имеют равных возможностей с равными конституционными правами. На правовом уровне, как мы уже отмечали, Конституция не содержит дискриминационных по признаку пола норм, но они есть в обществе. Равенство возможностей при четком Конституционном стандарте должно обеспечиваться методом воплощения политики равных возможностей. Не стоит полагаться лишь на правовые меры, но их следует учесть. Правительство должно проводить антидискриминационную политику, правовую, направленную на устранение обстоятельств неравенства. Такая политика устранения обстоятельств гендерного неравенства в дальнейшем должна быть связана с воспитанием общества и формированием устойчивого представления о том, что половые отношения общества является элементом его развития. И дело не только в образовании. Это воспитание в семье и в обществе традиций уважения пола. Это непростая задача, и она не может быть решена только при помощи губернатора. Она должна быть встроена в процесс реформ всего общества. Что касается правовых мер, следует снова выделить, что они строго ограничены. Они могут стать только моментом в механизме, направленном на искоренение дискриминации, предрассудков и обыкновенной практики в "культуре" неровности. Они, правовые меры, являются специфическими, локальными, хотя и могут быть действенными. Правовые меры по обеспечению гендерного равенства должны носить процедурный характер. Это связано с тем, что конституционная норма, материал по собственной сущности - "мужчина и женщина имеют равные права" - не работает в обществе. Это связано с тем, что материальное право всегда нуждается в поддержке. Он не работает там, где появляется вопрос о двусмысленности в его осуществлении. Процессуальные нормы и процедуры являются не только лишь механизмом воплощения вещественного права в реальные публичные дела и практику, но и процессом обеспечения равенства прав, закрепленных в Конституции. Если положения Конституции содержит эталон равных прав, то им должны быть предоставлены равные возможности (т. е. процесс и процедуры), которые выступают в качестве норм, которые поддерживают равные права. Потому, когда речь заходит о разработке закона о равных правах и возможностях мужчин и женщин, ясно, что нрав этого закона должен быть строго процедурных. Она должна быть опорой материальной-конституционной нормы - мужчины и женщины имеют равные права. Процедурные (антидискриминационные меры должны носить временный характер, они по собственной сущности носят положительный характер. Они носят идейный характер и ставят обычаи и культуру под знак гендерного равенства. Давайте снова вернемся к праву быть избранными во власть и праву быть равными в осуществлении права на труд. Реализация этих прав свидетельствует о гендерной асимметрии. Что касается конституционного права быть избранным, то в обществе обширно обсуждаются механизмы, разрушающие неравенство, и мэры, открывают путь до фактического равенства. Предлагаемые положительные деяния правового характера. Существует два подхода. Согласно первому, правительство должно законодательно уничтожить механизмы неравенства. С этой целью в законодательство может быть включен механизм квотирования. Но есть сложность: не нарушать другие конституционные принципы-свободу выбора. Этого тяжело достигнуть, и это можно сделать исключительно в отношении антидискриминационной политики. И это должно уйти государству, исходя из государственной антидискриминационной политики. Правительство должно поддерживать квоту в качестве временной меры по борьбе с дискриминацией. Это путь страны, который по собственной сущности является правовым, где главное-соблюдение прав человека. Свобода выбора не ограничена, она навязывается только в определенных рамках, она обоснована одним условием: свобода выбора не должна служить основой и условием нарушения гендерного равенства. Еще есть один метод обеспечить равное право быть избранными: ввести квоты для женщин в политических, партийных документах - программных и уставных документах, с тем чтобы предоставить им равные возможности в реализации права быть избранными. Это достижение равенства политическими мерами. Это путь гражданского прорыва в идеологии равенства. А другой путь - быть рассмотренным обществом. Что касается воплощения права на труд статья 37 Конституции РФ устанавливает право каждого свободно распоряжаться своими возможностями к труду и выбор рода деятельности и профессии. Никакой дискриминации на конституционном уровне. Дискриминация в отношении женщин в этой сфере проходит через систему, разработанную в советское время , льгот и особых ограничений в выборе характера работы, вида работы. Прямо обратное решение-антидискриминационное по собственной сути-должно приниматься государством. Следует перейти к непопулярным мерам по отмене льгот и преимуществ работающих женщин (не считая регулирования прав, связанных с беременностью, родами и послеродовой реабилитацией). Реализация способностей быть равными с мужчинами на рынке труда для женщин сначала связана с этими непопулярными мерами, которые были сделаны социалистическим государством и сейчас поддерживаются постсоветским государством. Эти два примера демонстрируют, как тяжело воплотить конституционный принцип равенства прав и возможностей при демократии и новейшей экономики. Гендерная политика только начинает развиваться. И правительство, и общество несут за это ответственность. ЗаключениеОбобщая, можно сказать, что на пути к установлению гендерного равенства в нашем обществе стоять следующие факторы: - Стереотипы массового сознания, которые и до сих пор рассматривают женщину как слабое по сравнению с мужчиной существо, которая является второстепенной в общественной, политической и экономической жизни, мужская идеология является порождением тоталитарной системы, но воспитание способно изменить гендерную ментальность. - Кризисная экономическая ситуация (и особенно безработицы, которое часто подводит женщин на заработки, что нередко приводит то продажи женщин и дальнейшей сексуальной эксплуатации) и преобладающий на рынке труда спрос на работников-мужчин, а не женщин. - Слаборазвитое гражданское общество, в том числе пассивность женских организаций и отдельных женщин в отстаивании своих законных прав и свобод. - Отсутствие национального механизма по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни. Ситуация в сегодняшней России требует создания и реализации государственной программы преодоления гендерного неравенства, ведь изменения в положения женщин в России возможны только при условии последовательной государственной гендерной политики. Список литературыЖенщина и власть. Материалы круглого стола Второго Всероссийского конгресса политологов (Под ред. С. Г. Айвазовой, Л. Т. Шинелевой). – Москва, 2000. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов, 2004. Завадская Л.Н. Гендерная экспертиза российского законодательства, 2001. С. 272 Здравомыслова О. Гендерные исследования как опыт публичной социологии в России // Продолжая «Делать гендер»: национальные и транснациональные стратегии в дисциплине и их политические перспективы // Гендерные исследования № 19 2009. [Электронный документ] С. 123 – 128. Доклад Организации Объединённых Наций «О человеческом развитии», 2010. |