Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы антропогенеза и культурогенеза: основные теории происхождения человека и культуры

  • Основные периоды и черты культурны первобытного общества.

  • Характерные черты древневосточного типа культуры: традиционализм, консерватизм, коллективизм, иррационализм и тд.

  • Культура и литература древнего Египта

  • Культура и литература Месопотамии

  • Литература

  • Культура и литература Древней Индии

  • Индийская

  • книг

  • Культура и литература Древнего Китая

  • Культура Древней Греции (этапы развития, основные характеристики и достижения искусства)

  • Характеристика периодов

  • Культура Древнего Рима (этапы развития, основные характеристики и достижения искусства)

  • «Помпейские стили»

  • Вопрос 14

  • Вопрос 15

  • Ответы. топ. Понятие и сущность культуры, ее формы и виды. Функции культуры


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеПонятие и сущность культуры, ее формы и виды. Функции культуры
    АнкорОтветы
    Дата12.01.2022
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатоп.docx
    ТипДокументы
    #329547
    страница1 из 2
      1   2

    1. Понятие и сущность культуры, ее формы и виды. Функции культуры.

    Культура- возделывание, воспитание, уход, обработка земли.

    Культура – пайдея( от греч.) – воспитанность, образованность

    Культура – это вторая природа или мир человека, созданный им самим.

    Формы культуры: массовая, народная, элитарная

    Структура культуры – она бывает материальная и духовная

    Виды культуры: правовая, политическая, технологическая, художественная, коммуникативная, бытовая, профессиональная, нравственная, экономическая, экологическая

    Цицерон (45 г., до н. э.) Тускуланские беседы: «Культура ума есть философия».

    Функции культуры:

    • Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе.

    • Оценочная – определение системы ценностей.

    • Регулятивная – формирование системы норм и требований.

    • Информативная – передача опыта, ценностей.

    • Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение.

    • Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению.



    1. Проблемы антропогенеза и культурогенеза: основные теории происхождения человека и культуры

    Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека.

    Основные теории происхождения человека:  

    • Религиозная теория = божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке.

    • Теория палеовизита = создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

    • Эволюционная теория = человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. (Чарльз Дарвин)

    Культурогенез – процесс становления, происхождения культуры.

    Основные теории происхождения культуры:

    • Игровая теория (Гадамер, Финк)

    • Психоаналитическая (Фрейд)

    • Символическая (Кассер)

    • Орудийно- трудовая (Энгельс)




    1. Основные периоды и черты культурны первобытного общества.

    Первобытная культура разделяется на исторические эпохи по такому признаку, как материалы, из которых изготовлялись орудия труда и оружие: каменный век, в свою очередь подразделяющийся на древнекаменный (палеолит) – 12 тыс. лет назад, среднекаменный (мезолит)–9 тыс. лет назад, новокаменный (неолит)–6 тыс. лет назад; бронзовый век – 3 тыс. лет до н. э.; железный век – 1 тыс. лет до н. э.

    Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно:

    - медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;

    - ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;

    - приверженность существующим образцам поведения;

    - господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;

    - отсутствие письменности.

    Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы

    1. Характерные черты древневосточного типа культуры: традиционализм, консерватизм, коллективизм, иррационализм и тд.

    1. Речные цивилизации (одним из главнейших условий создания цивилизации было нахождение рядом с водоемом)

    2. Традиционализм (сокрализация (обожествленние) власти правителя, восточная деспотия, коллективизм)

    3. Консерватизм

    4. Коллективизм

    5. Иррационализм

    6. Мифологизм мышления (идеи гармонии, вечной жизни, цикличности)



    1. Культура и литература древнего Египта

    1. Древнее царство

    2. Среднее царство

    3. Новое царство

    4. Поздний и персидский

    5. Эллинистический

    Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми.

    Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости.

    Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. Поэтому создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.

    Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками.

    Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь.

    Литература Древнего Египта отличается многообразием форм и жанров: погребальные тексты, послания и письма, религиозные гимны и стихи, пророчества, памятные автобиографические тексты, поучения, сказки.

    Самыми популярными жанрами были сказки, поучения, биографии, религиозные тексты, пророчества.

    1. Культура и литература Месопотамии

    Середина двуречья (тигр и еврат)

    В 4 тыс. до н. э. появились шумеры, позже пришли более воинственные цивилизации: Ассирия и Вавилон.

    Шумеры изобрели колесо, гончарный круг, цветное стекло, медный сплав.

    Месопотамия наряду с Египтом считается одним из наиболее значимых центров мировой цивилизации. На протяжении всего периода существования искусства Месопотамии ей было характерно внутреннее единство, связь органических компонентов и преемственность традиций. Из-за особенностей строительного материала ,распространенного в регионе, архитектура представлена дворцами и всевозможными культовыми постройками. В связи с дефицитом природного камня, скульптура не получила особенного развития, но зато хорошо представлена мелкая пластика, которая применялась для декорирования предметов обихода. Высокого мастерства достигли в обработке металлов, в первую очередь, драгоценных. «Висячие сады Семирамиды», которые стали апогеем умения мастеров Месопотамии. Клинопись стала основой цивилизации, которая позволяла обеспечивать преемственность и сохранять традици

    Литература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров. К древнейшим текстам относятся списки богов, некоторые мифы и гимны, позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях, складывается жанр исторической литературы, появляется публицистика, записываются сказки, пословицы и поговорки и т.п. По-видимому, самым знаменитым произведением является «Эпос о Гильгамеше».

    1. Культура и литература Древней Индии

    Культура Древней Индии начала складываться в период разложения первобытно-общинного строя и становления классового общества. Культура Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными культурами Древнего мира. В изобразительных искусствах и архитектуре Индии (особенно в первые века н.э.) проявились черты связи с культурой Древней Греции, а также с культурой стран Средней Азии. Первые известные нам произведения индийской культуры относятся к периоду неолита. Большим мастерством исполнения отличаются предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусства, многочисленные печати с искусной резьбой указывают на сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии времени Шумера и Аккада, с которыми Древняя Индия была связана торговыми отношениями. Изображения, вырезанные на печатях, чрезвычайно напоминают шумерийского мифологического героя Гильгамеша, борющегося со зверями Изображения животных на печатях выполнены очень тонко и с большой наблюдательностью. В отличие от животных изображения людей на печатях условны. Характерны для древней художественной культуры и две статуэтки, изображающие: одна — по всей видимости, жреца и другая – танцовщицу. Большим разнообразием отличаются керамические изделия. Блестящие лощеныеЯ сосуды покрывались орнаментом, в котором сочетались животные и растительные мотивы: условно выполненные изображения птиц, рыб, змей, коз и антилоп среди растений. Обычно роспись наносилась черной краской по красному фону. Многоцветная керамика встречалась реже. Произведения изобразительного искусства от конца 2 до середины 1 тысячелетия до н.э. не сохранились. Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха — монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях.

    Индийская литература насчитывает более сорока веков и является одной из древнейших в мире. Ведическая литература, как полагают, была создана в конце 2 тыс. до н.э., к ней относятся:". Самхиты" - сборники гимнов и молитв. Наиболее древней из Самхит является "Ригведа", состоящей из 10 книг (мандал). Несколько более поздним произведением является "Атхарведа", состоящая из 731 гимна и подразделяемая на 20 книг





    1. Культура и литература Древнего Китая

    Традиционная китайская живопись существенно отличается от западной. Китайская живопись движется от сложного к простому. Если рисуется рыба, то чистое пространство вокруг обозначает воду, при рисовании горы чистое пространство может превратиться в облако. Традиционная живопись стремится к монохромному, одноцветному полотну, полагая, в духе даосских представлений, что "пять цветов слепят человека". Имеется в виду, что изобилие внешних красот может отвлечь от красоты внутренней, подлинной. Обычно картины пишутся как бы на одном дыхании, не отрываясь. Часто люди по нескольку дней не отходят от полотна. На китайских картинах, как правило, присутствуют иероглифы. Это название картины, имя автора и личная печать художника. Очень часто картина украшается стихами из традиционной китайской поэзии, подходящими по настроению или по мысли, а также философскими изречениями.

    Историческое развитие Дальнего Востока и цивилизаций Китая создал много значимых предметов. В Китае создали первые звёздные карты и лунный календарь, изобретён компас, сейсмограф, бумага, чернила, техника лака, шёлк, фарфор.

    Вся китайская цивилизация делится на периоды, названные именами правящих династий страны.

    2 тыс. до Р.Х. создаётся чёрная неорнаментальная керамика Начинает формироваться старейшая Китайская религия, основы которой толкуют в Янгшанской культуре.

    Литература – религиозные учения

    1. Культура Древней Греции (этапы развития, основные характеристики и достижения искусства)

    Этапы в развитии древнегреческой культуры:

    Крито-Микенское искусство (эгейское) II в до н.э.

    Геометрика IX-VIII вв до н.э.

    Архаика VII-VI вв до н.э.

    Классика V в до н.э.

    Эллинизм IV-I вв до н.э.

    Характеристика периодов

    Крито-микенское искусство:

    • Кносский дворец на о. Крит

    • Львиные ворота в микенах

    • Золотая маска из микен

    Эпоха геометрики Эпоха получила название по виду вазописи. Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича.

    Храм Аполлона Карнейского на о.Фера

    Храм Артемиды Орфии в Спарте.

    Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

    Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос. Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — треугольники, волны, сетки.

    Архаический период

    В искусстве греческой архаики можно найти черты преемственности и с крито-микенским и с геометрическим стилем. В период архаики возникают основные типы и формы греческого искусства. В архитектуре - система ордеров и тип храма-периптера, окруженного колоннадой; в скульптуре - статуи стройных обнаженных юношей и прекрасных девушек (куросы и коры), рельефы со сценами битв, игр, состязаний; в росписи сосудов - чернофигурная вазопись с очень разнообразными жизненными сюжетами, изящно и свободно скомпонованными.. Изобразительное искусство того времени создало обобщенный человеческий облик. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера. Искусство архаики во всем строго архитектонично, архитектурно: оно строит, мерит, соизмеряет и уравновешивает, веря, что в мире должен царить порядок.

    Классика

    Скульптуру и живопись Греции V в до н. э. развивали традиции предшествующего времени Основными оставались изображения богов и героев – покровителей полиса и «идеальных» граждан, однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» – подобия – как основной эстетической категории. Следующим шагом на пути к пластическому совершенству греческой скульптуры нужно назвать бронзовую статую Зевса с мыса Артемисион. Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол» – атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения – любимая тема Мирона. К следующему периоду истории античной скульптуры относятся горельефы в метопах со сценами борьбы кентавров с лапифами; изображение в углах фронтона бога солнца Гелиоса, сдерживающего своих коней, и богини луны Селены, спускающейся на колеснице и исчезающей за горизонтом. Скульптура поздней классики стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н.э. большее место, чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.

    Эллинизм

    Эллинизм был насильственным, достигнутым в результате ожесточенных войн. объединением древнегреческого и древневосточного мира. Эллинизм вырастал из двух корней: с одной стороны – из исторического развития древнегреческого общества, вступившего в фазу кризиса полисного строя, с другой — из древневосточных обществ, которые переживали разложение консервативной, малоподвижной общественной структуры

    Достижения:

    Древнегреческий театр возник в 6 веке до нашей эры, основными жанрами были трагедия ( муза – мельпомена), комедия (муза – Талия), драма

    Драматурги:

    Эсхим – трагедии «прометпй прикованный», «персы»

    Софокл – трагедии «эдип- царь», «антигона»

    Еврипид – трагедии «Медел»

    Аристофан – комедии «облака», «всадники»

    1. Культура Древнего Рима (этапы развития, основные характеристики и достижения искусства)



    1. Искусство эт-русков

    2. Искусство римской республики

    3. Искусство римской империи

    Римляне не боялись показать несовершенство внешности. С конца 1 в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь—этрусков, с греческим искусством. Ее отличительной особенностью являлось то, что римляне: - создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д.

    Достижения искусства;

    • Капиталийская волчица

    • Канопа

    • Бюст Гая Юлия Цезаря

    • Император тиберий ( скульптурный портрет)

    • Колизей (архитектор Флавиев)

    Искусство поздней империи:

    • Пантеон, кессоны (ячейки в куполе для акустики)

    • Форум и колонна Трояна

    • Арка Тита ( 1 в. н. э.)

    «Помпейские стили»

    «период республики»

    • Инкрустационный (дом Фавна)

    • Архитектурный (вилла Поппеа)

    «Период империи»

    • Канделябровый (орнаментальный) – вилла в Прима Порта

    • Декоративный – дом Веттиев

    Литература:

    Основные жанры:

    - эпос

    - лирика

    -переводы греческих произведений

    Поэзия:

    -историческая литература

    - овдий «метаморфозы»

    Театр:

    В 240 г. Н.э. грек Ливий Андроник поставил первую драму на латыни, трагедии по образцу греческих, но без хора, комедии –« комедия плаща» (греческая) и «комедия тоги» (греческая)

    Вопрос 11:

    Театр:

    Театр в Древней Греции Театральные представления в Древней Греции начинались рано утром и завершались с закатом солнца, и состояли из комедии, драмы и трагедии. Темы для постановок выбирались самые разнообразные: политика, вопросы воспитания, гражданского самопознания, этические и социальные темы. Еще с ранних времен в Греции были особо популярны обряды карнавального типа, которые устраивались в честь сельских богов. Огромную роль в развитии греческого театрального искусства сыграл культ бога Диониса. Появление этого тотального поклонения датируется 8 -6 веком до н. э. Сценические действия в честь этого божества отличались торжеством, красочностью и грандиозностью. Вскоре театральные представления стали рассказывать о других богах и героях. К примеру, об Эдипе, Геракле и Тесее. Вообще считается, что сценическое искусство Древней Греции берет свое начало в мифологии. В процессе развития основой театра стали рассказы о жизни разных героев древности. Актерами были исключительно мужчины, они играли в особых масках. Маски отражали характер и настроение изображаемого персонажа. Наиболее прославленными драматургами были трагики Эсхил, Софокл и Эврипид. Мастером комедии заслуженно считался Аристофан. Драматические произведения древних греков до сих пор остаются в репертуаре многих театров, они неоднократно экранизировались.

    Особенности древнегреческого театра:

    1. участниками представления были только мужчины;

    2. актёры использовали маски, обувь на толстой подошве;

    3. один человек играл несколько ролей в каждом спектакле.

    4. представления происходили несколько раз в год в особом здании под открытым небом

    Литература:

    Литература в Древней Греции В Древней Греции вся литература так или иначе связана с мифом. Наиболее ранний жанр древнегреческой литературы — эпос. Из героического эпоса до наших дней дошли только «Илиада» и «Одиссея» Гомера, но подобных поэм в Древней Греции существовало множество. В дальнейшем в Греции получила развитие лирическая поэзия. Известными стали имена поэтессы Сапфо (сапфическая строфа — особый стихотворный размер), Анакреонта (анакреонтика — лирика, воспевающая радость жизни и мирские наслаждения). Стихов в современном понимании греки не писали; они сочиняли песни — для сольного и хорового исполнения. Художественная проза в греческой словесности появилась довольно поздно. Для последующего развития литературы наиболее важны два жанра — диалог и роман.

    Характерные особенности древнегреческой литературы:

    -мифологическая тематика-это позволило символически воплощать высокие мировоззренческие обобщения;

    -традиционализм- это заставляло воспринимать каждый образ на фоне, предшествующего опыта, окружало образы ореолом литературных ассоциаций и тем самым очень обогащало их;

    -поэтическая форма – результат дописьменного отношения к стиху как единственному средству сохранить в памяти подлинную словесную форму устного предания.



    Вопрос 12:

    Римская литература, написанная на латинском языке, остается великим наследием культуры Древнего Рима. Некоторые из самых ранних дошедших до нас произведений представляют собой исторические эпосы, повествующие о ранней военной истории Рима, за которыми (по мере расширения Республики) следуют поэзия, комедии, истории и трагедии.

    Латинская литература в значительной степени опиралась на традиции других культур, особенно на более зрелую литературную традицию Греции, и сильное влияние более ранних греческих авторов вполне очевидно. Мало что осталось от ранней и старой латыни, хотя до нас дошло несколько пьес Плавта и Теренса.

    Обычно считается, что «Золотой век римской литературы» охватывает период примерно с начала 1 века до н. э. до середины 1 века н. э.

    Литература на латинском языке; Первые дошедшие до нас памятники относятся к III в. до н.э. Римская литература находилась под сильным влиянием культуры Древней Греции Большое влияние оказали лирики и греческие трагики /кто?/ Римляне возвышали эпос - самую удобную форму для прославления римских героев



    Вопрос 13:

    Ветхий Завет

    Та часть Библии, которая была создана до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом.

    Слово «завет» означает «договор», «союз»

    В Ветхом Завете древние христиане собрали предания о возникновении жизни на Земле, о первых людях, о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, о чудесной помощи Бога – отца. В Ветхом Завете много героев, воплощающих лучшие человеческие качества.

    Книги Ветхого Завета написали пророки.

    Ветхий Завет - не только Священное писание, это еще и литературный памятник, один из важнейших источников и компонентов общечеловеческой культуры, всечеловеческая книга, воистину памятник мировой культуры.

    Вопрос 14:

    Культура:

    Развитие культуры в стране связано с заимствованиями из Древнего Рима и восточных стран.

    Основа византийской культуры - феодализм

    Императора не обожествляли, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу – был подобием Отца Небесного

    Царская власть не передавалась по наследству, неугодных императоров смещали, часто трагически

    Обряд вступления на престол с X века - венчание на царство как Божьего избранника

    Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, император нарекался Василевсом и автократором (самодержцем)

    Императоры называли себя верными сынами церкви, но в действительности самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению

    Факторы формирования византийской культуры:

    1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий)



    1. Византии была характерна религиозная общность (основной религией был

    о христианство в форме православия)

    1. при всей многоэтничности, в Византии существовало этническое ядро, состоящее из греков



    1. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление, что в определенные периоды значительно способствовало быстрому восстановлению/скачку в развитии культуры





    Литература:





    Вопрос 15:

    Сакральная(церковь) архитектура:



    Концепция храмового зодчества рождалась постепенно, пока не утвердилась в виде строгого канона конструкции храмов, ибо, по словам патриарха константинопольского Германа: «Церковь – есть храм божий, место священное, дом молитвы, собрание народа, тело Христа, имя его, невеста Христа… Иначе: Церковь есть земное Небо, в котором живёт и пребывает Пренебесный Бог…».

    Согласно средневековому мышлению, собор должен был символически отражать божественное устройство мира, где каждая деталь мыслилась как некий символ, причём эта символика, зачастую, была многоуровневой.

    Символики:

    • Космологи́ческая символика – представление о храме, как христианской модели мироздания.



    • Временна́я символика – воплощение в конструкции здания церкви христианского представления о времени и вечности.



    • Топографи́ческая символика. Все части христианского храма и его детали символически рассматривались как конкретные места, связанные с земной жизнью и смертью Христа.

    Сама же Византийская архитектура прославилась созданием центри́чно-ку́польных соборов (иногда такую конструкцию называют купольная базилика), самым выдающимся, из которых, стал храм Святой Софии.

    Иконопись:

    Первые византийские иконы, которые дошли до наших дней, датированы VI веком. Несомненно, существовали и более ранние, но они, к сожалению, не сохранились. Первые христиане очень часто были преследуемы и гонимы, очень много рукописей и образов того времени просто уничтожалось. К тому же в то время это считалось идолопоклонством.

    О стиле написания можно судить по некоторым сохранившимся мозаикам. Все было довольно просто и аскетично. Каждая икона должна была показывать силу духа и глубину образа.

    На данный момент очень многие сохранившиеся византийские иконы хранятся на горе Синай в монастыре святой Екатерины. Самые известные из них:

    «Христос Пантократор».

    «Апостол Петр».

    «Богоматерь на троне».

    Их стиль написания — энкаустика — считался одним из самых популярных в то время. Его особенность в том, что образ пишется восковой краской, даже еще горячей. Этот способ написания позволял очень реалистично изображать формы на иконе. В дальнейшем техника была вытеснена темперой, так как считалось, что она более соответствует канонам написания.

    Также очень интересным моментом является то, что эти три иконы представляют собой важные образы, которые впоследствии сформировались в иконографии. В дальнейшем стиль написания постепенно сводился к символическому, где преобладала не человечность изображенного на иконе, а его одухотворенность. В комниновский период (1059-1204 годы) лик образов стал опять более человечным, но осталась и одухотворенность. Ярким примером является Владимирская икона. В восемнадцатом веке, несмотря на разгром Константинополя, появилось новое в иконописи. Это спокойствие и монументализм. В дальнейшем иконописцы Византии продолжали искать правильное написание лика и образа в целом. В XIV веке в иконах важной стала передача Божественного света. До самого взятия Константинополя не прекращались поиски и эксперименты в этом направлении. Также появлялись новые шедевры.

    Византийская иконопись в свое время оказала значительное влияние на все страны, где распространилось христианство.

    Вопрос 16:

    Основные принципы арабо-мусульманского искусства:

    • отсутствие реалистического изображения

    людей и животных;

    • использование орнамента и каллиграфии

    как основных декоративных форм;

    • «полезность», целесообразность красоты;

    • каноничность;

    • джамал – божественная красота,

    олицетворяемая куполом мечети;

    • джалал – божественное величие,

    подчеркивается высотой минарета,

    • сифат – божественное Имя,

    выражается каллиграфией.

    ъ

    Вопрос 17

    В Западной Европе с XII века началось развитие художественной литературы. Произведения писали на латинском и национальных языках. Стали популярными несколько жанров: рыцарские романы и поэзия; героический эпос; басни; стихотворения трубадуров; поэзия вагантов. Важной частью был героический эпос, который делился на исторический и фантастический. Первый основывался на реальных событиях, второй — на сказках и фольклоре. Рыцарская литература была представлена в романах и поэзии. На самом деле оба вида — это стихотворные произведения, написанные в романском стиле. При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры с любовной лирикой. Во Франции прославились труверы, а в Германии миннезингеры. Городская литература была антирелигиозной и антифеодальной. Это басни, сатиры, грубоватые шутки. Самые известные произведения Средневекового периода: «Песнь о Роланде»; «Повесть о Тристане и Изольде»; «Эрек и Энеида»; «Ланселот, или Рыцарь Телеги»; «Роман о Розе».

    Религия занимала большое место в художественной культуре европейского Средневековья. Мастера считали, что искусство должно приближать человека к Богу. Архитектура, картины, скульптура считались знаковыми, они отражали сверхъестественные, демонические и духовные образы. Все произведения искусства в Средневековье создавались таким образом, чтобы нести поучительный смысл. Они содержали мораль, отвлекали людей от повседневности. При этом был распространен образ скорбящего человека. Религиозные мастера часто изображали сюжеты мученичества. Это было присуще литературе, музыкальным произведениям, театральным спектаклям, живописи.

    В истории средневекового западноевропейского искусства принято различать несколько периодов:

    1.V в. - конец VIII в. - период «варварства».

    2.Конец VIII в. - первая половина IX в. н.э. - каролингское возрождение.

    3.X - XII вв. - романский период.

    4.XIII - XIV вв. - готический период.

    Образование европейских наций,

    государств, языков;

    Формирование историко-культурного

    единства Европы, а также расширение

    горизонтов европейской культуры;

    Создание самобытных произведений

    искусства, научных и технических

    достижений

    Вопрос 18:

    Средневековая европейская литература – это литература, возникшая в Европе, в период формирования христианства как государственной религии, изменения социально-политической системы – вместо рабовладения складывается система феодальных отношений. Феодальная система отношений складывается примерно к VIII–IX вв. Несколько столетий в Европе царят смута и неустойчивость. До падения Римской империи в V в. сохранялась основа для продолжения античной традиции – культурной и литературной, но с течением времени христианские религиозные представления начинают опосредовать все остальные формы культуры.

    К XI веку складываются литературы на национальных языках – романских и германских. Продолжает существование и латинская традиция – как наследие империи, появляются значительные произведения в жанре исповедальной прозы (например, Пьер Абеляр, «История моих бедствий» 1132-1136 гг.), экстатическая религиозная лирика, лирика вагантов, но с течением времени латинский язык перестает быть языком художественной литературы и окончательно закрепляется за научной традицией.

    Средневековая литература характеризуется широтой жанрово-тематических границ – к ней относят и философские трактаты, и исторические сочинения. Признаком литературного произведения является не его предмет, тема, а его форма, отделанность слога.

    Вопрос 19:

    Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира, возникшая как результат полной зависимости древнего человека от сил природы. Одни природные явления помогали ему в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили ее, уничтожали все то, что было создано человеческими руками. Каждому из природных явлений люди стремились дать собственное объяснение. В целом, религиозные взгляды славян, отражая мировоззрение наших предков, постепенно развивались и усложнялись.

    Славяне-язычники представляли свой мир похожим на большое яйцо. Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых, Ночная страна. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять разных небес. Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно - для Солнца и звезд, другое - для Месяца, еще одно - для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. На седьмом небе есть остров, на котором живут прародители всех птиц и зверей. Этот остров славяне называли «ирием» или «вирием». Некоторые ученые полагают, что от него происходит слово «рай», так прочно связанное в нашем понятии с христианством. Кроме того, ирий называли и островом Буяном. Этот остров известен по многочисленным сказкам и заговорам как своего рода «генератор жизни», обитель добра, света и красоты. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас, например, в сказках о чудесном горохе, выросшем до самой Луны. По мысли древних славян, Мировое Древо больше всего похоже на огромный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни желуди, но также семена всех других деревьев и трав.

    Вопрос 20:

    Письменность:

    Подъем Руси приводит в конце XIV в. к большему распространению письменности. Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену "уставу", когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав - более свободное и беглое письмо,

    В начале строчки ставили красиво написанную букву.

    В особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

    Но в это время стали использовать и бумагу.

    В Новгороде летописание не прерывалось даже в период монгопо-татарского нашествия и ига. В конце ХIII – начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо "говорить по летописцам вины новгородские", то есть доказать на основе летописи необходимость присоединения Новгорода к Москве.

    Литература:

    Разумеется, после принятия христианства и толчка в развитии письменности, в Древней Руси стала активно развиваться и литература. Особенностью литературы на Руси является огромная идейная насыщенность и великолепное художественное совершенство. Одним из ярчайших представителей был митрополит Иларион, который стал автором всемирно известного произведения «Слова о законе и благодати», которое датировалось XI веком. Особенность произведения заключается в том, что именно здесь была впервые высказана авторская мысль, касательно необходимости объединения Руси.
      1   2


    написать администратору сайта