Главная страница
Навигация по странице:

  • 22 Эпоха Возрождения: идейно-эстетические основы и принципы искусства. Эстетические особенности эпохи Возрождения

  • 23 Культура Проторенессанса: поиски и открытия.

  • 24 Ранее возрождение : красота мира и человека в искусстве

  • 25 титаны высокого искусства : Микеланджело, Рафаэль, Леонардо

  • 26. Кризис ренессансной культуры позд. Возрождения. Маньеризм

  • Отличительные черты культуры и достижения Сев. Возрождения

  • Итальянская литература эпохи Возр.

  • Английская литература

  • Литература Сев. Возрождения

  • Ответы. топ. Понятие и сущность культуры, ее формы и виды. Функции культуры


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеПонятие и сущность культуры, ее формы и виды. Функции культуры
    АнкорОтветы
    Дата12.01.2022
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатоп.docx
    ТипДокументы
    #329547
    страница2 из 2
    1   2

    21 особенности средневековой русской культуры: дух ценности, идеология (мск - третий Рим), достижения искусства.

    Архитектура (1 период) :

    -десятинная церковь в Киеве (996г)

    -крестово-купольный тип храма

    -собор святой Софии в Киеве (XI в)

    -Софийский собор в Новгороде

    (2 период)

    -Угличанский стиль

    (3 период)

    -Шатровый стиль

    -Московское борокко

    Живопись:

    Иконопись на Руси пришла из Византии.

    -чистые незамутненные краски

    -добро побеждает зло

    -у ликов огромные глаза

    -у новгородцев главное сила, а красота выражается в красоте силы.

    Краски будто звенят.

    -Зелёный - превосходство над смертью

    -Оранта - "молящаяся"

    -Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий

    Москва - третий Рим

    Москва — третий Рим — теологическая и политическая концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской империи.
    22 Эпоха Возрождения: идейно-эстетические основы и принципы искусства.

    Эстетические особенности эпохи Возрождения:

    I. Основные принципы ренессансной эстетики.

    II. Основные школы живописи Ренессанса.

    III. Особенности Северного Возрождения.

    IV. Маньеризм как направление живописи Возрождения.
    1. Проторенессанс – конец XIII – XIV вв.

    2. Ранний РЕНЕССАНС –XV век

    3. Высокий Ренессанс - конец XV в. – 1530 г.

    4. Поздний РЕНЕССАНС – до конца XVI в.

    СЕВЕРНОЕ Возрождение - вторая половина XV в. – XVI в.
    23 Культура Проторенессанса: поиски и открытия.

    Для искусства проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).

    Социальными предпосылками в 1200-е годы (дученто) явились развитие ремёсел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах (особенно в Тоскане).

    Появление признаков проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре XI—XIII веков в Тоскане, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими членениями стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственную романскому стилю.

    Для архитектуры проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио.

    Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано.

    Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: Пьетро Каваллини (Рим); Джотто (Флоренция).
    24 Ранее возрождение : красота мира и человека в искусстве

    Искусство раннего итальянского Возрождения начало зарождаться во Флоренции в течение первого десятилетия 15 века. Опираясь на прото-ренессансное искусство, включая работы таких художников прото-ренессанса как Чимабуэ и Джотто (см фрески часовни Скровеньи, особенно предательтво Христа (1305) и Оплакивание Христа (1305) – а также пред-ренессансную живопись Дуччо ди Буонинсенья) – флорентийские и другие тосканские художники, такие как Филиппо Брунеллески, Донателло, Мазаччо и Андреа Мантенья инициировали серию открытий и улучшений во всех изобразительных искусствах (архитектура, скульптура, живопись), которые фактически революционизировали публику и частное искусство в Италии и за ее пределами. Это повлияло и на консервативную сиенскую школу живописи в Сиене. Хотя в конечном итоге оно распространилось по всей Италии, раннее Возрождение было сосредоточено во Флоренции и находилось под покровительством флорентийской семьи Медичи. К концу века движение достигло своего апогея в период известный как Высокое Возрождение (c.1490-1530): особенно в произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и Тициана.
    25 титаны высокого искусства : Микеланджело, Рафаэль, Леонардо

    Отличительные черты Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи – архитектор, художник, инженер, основоположник стиля Высокого Возрождения. Фрески и «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Микеланджело Буонаротти – скульптор, архитектор, живописец. Фрески Сикстинской капеллы. Сила и экспрессия скульптурных композиций. Искусство Высокого Ренессанса как воплощение «прекрасного реализма». Характеристика социокультурной ситуации позднего возрождения. Особенности Венецианской школы живописи (Джорджоне, Тициан).

    Леонардо да Винчи (1452—1519). Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчетливо демон стрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная оду хотворенность образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев).

    +Идеи монументального искусства Возрождения, в которых сли лись традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля (1483—1520). В его искус стве обрели зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гар монию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира. Рафаэль Санти родился в 1483 г. в городе Урбино. Ранний период творче ства Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения.

    +Третий величайший мастер Высокого Возрождения — Микел анджело — намного пережил Леонардо и Рафаэля. Первая полови на его творческого пути приходится на период расцвета искусства Высокого Ренессанса, а вторая — на время Контрреформации и начало формирования искусства барокко. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) родился в Капрезе, в семье градоправителя. В 1488 г. во Флоренции, куда переехала семья, он поступает в мастерскую к Гирландайо, через год — в скульптурную мастерскую при монастыре Сан Марко к одному из учеников Донателло. Молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета».
    26. Кризис ренессансной культуры позд. Возрождения. Маньеризм.

    Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы.

    Британская энциклопедия утверждает, что «Возрождение, как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году».

    Многим казалось, что ничто уже не остановит прогресс человечества, основанный на идеях гуманистов. Однако начавшиеся изменения в общественной жизни снова перевернули представление о мироздании и человеке. В начале 16 века у прежде всесильной Католической церкви появились мощные соперники – лютеране. Война между католиками и лютеранами была настолько жестокой и бесчеловечной, что гуманизм оказался в глубоком кризисе, а веры в «прекрасного» и разумного человека не стало. Особенно обострилась эта борьба, когда наёмники, среди которых было много лютеран, вошли в Рим и подвергли его страшному разграблению. Папа Римский укрылся в замке Святого Ангела, который находился в осаде. Только откупившись от нападающих гигантской суммой денег, Папе удалось остаться в живых, хотя многие иерархи церкви были убиты. Также пострадали и художники. Одни из них погибли, а другие оказались на чужбине. Искусство того времени ответило на ужас происходящего потерей ренессансной гармонии и порядка. В итальянской живописи возникло течение, называемое маньеризмом.

    Кризис культуры Возрождения был вызван несовместимостью нового отношения к жизни и человеку со старыми религиозными идеалами. Гуманизм не давал высшего оправдания земной активности человека. Необходимо было обновить религию.

    Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.

    Маньеризм - течение в западноевропейском искусстве 1520—1590-х годов. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком[1].

    Художники уже умели рисовать тело человека. Но в эпоху маньеризма фигуры начинают непропорционально удлиняться. Художники увеличивают количество позвонков в спинах изображаемых людей. Классический пример подобного причудливого подхода к натуре – картина «Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино. Также сильно и неправдоподобно искажается и пространство.

    В эпоху маньеризма жизненная философия стала меняться. Появилось мнение, что вселенная устроена хаотично, а жизнь человека зависит от случайности.

    1. Отличительные черты культуры и достижения Сев. Возрождения. Возрождение «раннего христианства»

    «Виттенбергские тезисы» (1517)

    Лютер против индульгенций

    под термином северное возрождение следует понимать художественную культуру европейских стран, расположенных к северу от Италии, главным образом это Нидерланды, Германия, Франция, Англия. Основные особенности:

    - развивалось под воздействием итальянской ренессансной культуры

    - но опиралось на традиции средневековья, то есть традиции готического искусства

    - господствовали идеи гуманизма, прославляющие духовную и физическую красоту человека

    - рост социальной значимости городов.

    Крупнейшим гуманистом всего Северного Возрождения стал Эразм ван Роттердамский (1469-1536). Он публиковал со своими комментариями античных классиков, труды "отцов церкви", очищенный от искажений текст Нового Завета.

    Недовольство католической церковью приняло форму протестантизма. Протестантизм стал новым вариантом христианского вероисповедания, возникшим в результате Реформации. В основе протестантизма лежало учение М. Лютера, согласно которому католическая церковь объявлялась отошедшей от идеалов раннего христианства. Библия была провозглашена единственным источником вероучения. В Реформации была заложена идея секуляризации - освобождение от церковного (то есть церкви как общественного института) влияния в повседневной жизни.

    28. Итальянская литература эпохи Возр.

    Эпоха Возражения берет свое начало в Италии. Начало этой эпохи связывают уже с творчеством известного итальянского поэта и мыслителя Данте Алигьери, который писал свои знаменитые произведения в начале 14-ого века. Одно из его самых значимых произведений – «Божественная комедия».

    Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции.

    Итальянская литература эпохи Возрождения представлена в основном тремя выдающимися личностями: Франческо Петрарка ( «Книга песен», «Триумфы»)

    Джованни Боккаччо ( «Декамерон»)

    Лодовико Ариосто (««Неистовый Роланд»)

    1. Английская литература / Шекспир (1564-1616)

    «Гамлет»

    «Отелло»

    Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

    Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения.

    В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия».

    1. Литература Сев. Возрождения Французское Возрождение было отмечено аристократизмом. Но следует отметить и глубокое влияние народных традиций во французском Возрождении. Это особенно наглядно проявилось в творчестве Ф. Рабле, великого французского гуманиста. С усилением Контрреформации в 30-х гг. XVI в. против гуманизма и протестантизма выступил Сорбоннский университет. Королевская власть из покровительницы превращается в гонительницу свободомыслия. Жертвами репрессий стали многие гуманисты и протестанты. Массовая резня в Варфоломеевскую ночь - апогей конфессиональной борьбы во Франции. Выдающимся синтезом интеллектуальных поисков французской гуманистической культуры стали "Опыты" Мишеля Монтеня. Это произведение - венец ренессансного индивидуализма. В философии Монтеня человек выступает центральным элементом всего процесса познания. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

    Идеалы Возрождения оказали большое влияние на развитие гуманистических воззрений в Испании.

    Особенно популярны в Испании были идеи Эразма Роттердамского. Однако в Испании победила Контрреформация. Иберийской культуре XVI в. были свойственны ярко выраженный национальный характер, глубокий интерес к устному народному творчеству. Многочисленными тиражами здесь издавались сборники лирической народной поэзии и романсеро.

    Мигель де Сервантес

    «Дон-Кихот»

    Лопе де Вега

    «Собака на сене»
    1   2


    написать администратору сайта