Главная страница
Навигация по странице:

  • Категории культурологии

  • Культурные процессы

  • Культурные модальности

  • Субъекты культуры и их устойчивые коллективы

  • Процессы и результаты усвоения культуры индивидами

  • Культурообусловленное поведение и сознание людей

  • Культурные аспекты специализированных областей деятельности

  • Культурно-интеграционные и дифференциальные процессы и явления

  • Социальная типология культуры

  • Культурно-историческая типология

  • Межкультурные взаимодействия

  • Универсальная картина мира

  • Артефакт

  • Мировая культура

  • Суперкультура или доминирующая культура

  • Культурное наследование

  • Культурная ассимиляция

  • Народная культура

  • Сельская культура

  • Определение культурологии

  • Авторские определения культуры.

  • Новый документ в формате RTF. Понятие категории


    Скачать 85.3 Kb.
    НазваниеПонятие категории
    Дата12.01.2021
    Размер85.3 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаНовый документ в формате RTF.rtf
    ТипЗакон
    #167471

    Вопрос 1.

    Понятие категории.

    Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к-рых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания. В культурология, науках до сих пор не разработан и не систематизирован сколь-либо целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса К.к. происходит в основном стихийно, путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и др. областей познания, по мере небходимости модернизируемых в соответствии с аналитич. нуждами культурологии. Вместе с тем немалая часть базовых К.к. не имеет прямых аналогов в других науках (или такого рода аналоги не релевантны целям культурологич. познания; например: категории худож. формы и культурной формы отмечают весьма разнящиеся наборы признаков) и нуждается в самостоят, разработке и обосновании.

    Категории культурологии – наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах, связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных методологии и методы их познания.

    В числе наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии могут быть названы:

    1)Культурные объекты (культурные черты, артефакты, форы в их вещественном и символическом выражении, культурные композиции, конфигурации и системы);

    2)Культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, изменчивость, воспроизводство культуры и т.п.);

    3)Культурные свойства (функциональность, семантичность, утилитарность, коммуникативность, ценность, технологичность, универсальность, локальность, уникальность, типичность и пр.);

    4)Культурные функции (социокультурная организация и регуляция, познание окружающего мира, аккумуляция, селекция и трансляция социального опыта, обмен информацией и т.п.);

    5)Культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм и др.);

    6)Культурные значения (культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии, герменевтика культуры);

    7)Культурные обозначения (знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имидж, семантические конструкты, культурные тексты и коды, семиозис, культурная семантика в целом);

    8)Культурные ценности (витальные, материальные, мемориальные, художественные, идеологические, нравственные, религиозные, социальные блага, экзистенциальные ориентации и пр.);

    9)Культурные нормы (образцы, паттерны, правила, стандарты, каноны, традиции, мораль, этика, эстетика, стиль, мода, нормативность функциональных проявлений: культура труда и потребления, быта и досуга, общения и взаимодействия и т.п.);

    10)Культурная среда (искусственная предметно-пространственная среда жизнедеятельности: окультуренные территории, населенные пункты, постройки, сооружения, помещения, вещи и иные материальные продукты деятельности, а также социально-информационная среда взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей);

    11)Субъекты культуры и их устойчивые коллективы (личности, семьи, родственные кланы, социально-функциональные группы и коллективы, классы, касты, сословия, социумы, сообщества, социальные организмы, этносы, нации, человечество);

    12)Процессы и результаты усвоения культуры индивидами (социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, социокультурная адекватность и девиантность и пр.);

    13)Культурная мотивация (индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация, целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, самоидентификация и самомаркирование, социальные роли и функции личности, статус, престижность, «коллективное бессознательное и т.п.);

    14)Культурообусловленное поведение и сознание людей (технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, церемониальное поведение, обряды и ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни досуг, миропредставления, мифология и верования, архетипы и сознания и пр.);

    15)Культурные аспекты специализированных областей деятельности (культуры: хозяйственная, правовая, политическая, военная, философская, религиозная, художественная, научная, образовательная, информационная, природопользования, охраны здоровья, физическая, воспроизводства, развития и реабилитации людей и т.п., а также их эквиваленты в неспециализированной сфере обыденной жизни);

    16)Культурные институты (культурная политика, учреждщения культуры и досуга, образования и социального патронажа, творческие организации, учреждения охраны наследия и накопления информации, средства массовой информации и т.п.);

    17)Культурно-интеграционные и дифференциальные процессы и явления (кооперация, консолидация, солидарность, социальность, этничность, взаимопомощь, самобытность, локальность, разделение функций, повышение и понижение напряженности и пр.);

    18)Социальная типология культуры (культуры: специализированные и обыденная, элитарная и народная, популярная и массовая, социально стратифицированные субкультуры, образы жизни и т.п.);

    19)Культурно-историческая типология (культурная самобытность этнических и социальных обществ, конфессий и государств, региональных культурных общностей, цивилизаций, историко-стадиальных типов социокультурной организации – первобытного, архаического, доиндустриального, индустриального, постиндустриального);

    20)Межкультурные взаимодействия (культурная диффузия, заимствования, толерантность, комплиментарность, отторжение, конфликт ценностей, культурный синтез и пр.), а также ряд иных категорий культурологии более частного порядка.

    Миф – в научной литературе употребляется в нескольких значениях: миф как символическое представление людей о мире; миф как результат наивной веры, коллективного художественно-образного мышления на чувственно-эмоциональном уровне; миф как рассказа о богах и « культурных героях». Если обобщить все эти значения, то можно сказать, что миф – это специфический символический рассказ, который является результатом коллективного мышления и чаще всего представляет собой описание действий богов, или других сверхчеловеческих существ, которые оказались в необыкновенных и сверхъестественных обстоятельствах.

    Ритуал – совокупность предписаний и правил, которые определяют порядок действий в социальной жизни или при выполнении культовых обрядов. Ритуал тесно связан с мифом, потому что миф является обоснованием ритуала, а ритуал – его практической актуализацией. Миф для архаического человека был единой возможной реальностью. Именно в мифе содержалось первичное обоснование социальных отношений, норм поведения, общественных ценностей. В ритуале миф находил свое наиболее полное проявление.

    Знак – материальный объект, который воспринимается через чувство и используется для обозначения представления о другом объекте, что является значением данного знака. В определенной мере знак заменяет тот объект, который он обозначает. Совокупность знаков, которая подчинена определенным правилам, называется знаковой системой, примером которой является естественные языки, система знаков дорожного движения и др. Знаки и знаковые системы играют важную роль в любой культуре, поскольку способны кодировать, сохранять и транслировать информацию, в результате чего возможна передача культурного опыта и знаний. Внедрение знаков в социокультурную практику человека связано с развитием способности человеческого ума к абстрагированию, оперированию понятиями о предметах вместо самых предметов.

    Символ – предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи. А так же – это образ, который воплощает идею, которой определенная группа людей предает особый смысл. Символ представляет собой ту информацию, которую фиксируют чувства в человеческом сознании. Поскольку символ характеризуется условностью, то он в значительной мере является тайным (с определенным смыслом) для непосвященных. Символ способен передавать духовное содержание культуры через определенные материальные предметы, а также образ или действия. В отличие от знака символ является более многозначительным. Он связан с диалогической формой познания, поскольку его истинное содержание раскрывается лишь в процессе коммуникации. В том случае, когда символ не задействован в культурном и социальном диалоге, он теряет свое аутентичное (первичное) значение и вырождается в пустую форму.

    Архетип – прообраз, первоначальная структурная форма или образец. Архетип предусматривает сквозную символическую структуру, которая пронизывает всю плоскость культуры, и при изменениях конкретно-историчного наполнения сохраняет специфическую тематику. Например, представление о благе и прекрасном присуще каждой культуре на каждом этапе ее развития, но в каждом конкретном случае эти представления имеют свою специфику.

    Цивилизация (лат. гражданский) – уровень общественного развития материальной и духовной культуры. Современная мировая культура. В культурно-исторической периодизации принятой в науке 18-19 вв. – третья ступень общественного развития, которая следует за варварством (первая ступень – дикость). Такая периодизация введена в научный обиход Л. Морганом и Ф. Энгельсом. Философы О.Шпенглер и Н.Данилевский толковали цивилизацию как завершающую стадию развития культуры, период культурного упадка. Иногда в науке понятие цивилизации употребляется как синонимическое к понятию культуры и понимается как относительно самодовлеющее социально-историческое образование.

    Ценности – убеждения о том, что есть добро, истина, красота, справедливость и т.п., которые разделяет большинство членов общества. Ценности наиболее тесно связаны не с реальным состоянием вещей, а с желательным и должным. Большинство ценностей релятивные (относительные) и трансформируются в ходе культурного и общественного развития. Наличие общих ценностей играет важную роль в поддержке культурного единства.

    Нормы – предписания, образцы действий и поведения, мера суждения о вещах и мера оценки. В нормах формулируются критерии социального поведения и мышления. В пределах культурной практики часто нормы возникают из ценностей. Общность норм обеспечивает существование коммуникативных связей внутри культуры.

    Обычаи – традиционные формы культового и социального поведения, которые закреплены коллективной привычкой. Обычаи поддерживают стабильность общества и культуры. Для современного общества с его постоянным ускорением развития является характерным снижение роли обычаев, которые просто не успевают закрепляться в социокультурной реальности, которая постоянно трансформируется. Это имеет серьезные негативные последствия (дестабилизация социальных процессов, духовная дезориентация и т.п.).

    Законы – в узком понимании – нормативные акты, принятые вышестоящим органом государственной власти. В широком понимании это категории, которые позволяют фиксировать повторяемость, стабильность и регулярность разных аспектов природного и культурного бытия.

    Развитие – закономерное изменение материи и сознания, а также их универсальное свойство. Развитие бывает интенсивным (сопровождается возникновением качественно новых форм), а также экстенсивным (предусматривает проявление и увеличение уже имеющегося, т.е. количество, а не качество).

    Прогресс – постепенное движение, направленное на развитие людской культуры к лучшему и более совершенному состоянию. Возникновение представлений о прогрессе стало возможным лишь благодаря концепции линейного времени, характерное, в частности, для христианского мировоззрения. Для традиционных культур, наоборот, есть характерной циклическая модель времени. Именно прошлое в традиционных культурах представляло собой абсолютный авторитет и образец для наследования (например, концепция «золотого века» в древнегреческой культуре), будущее же воспринималось как постепенное ухудшение и деградация.

    Регресс – движение назад, в бесконечное. Регресс часто предусматривает движение от следствия к причине, от обусловленного к условию. Относительно социального и культурного развития регресс означает движение противоположное прогрессу, то есть потерю социокультурных достижений, возвращение к более раннему и более примитивному состоянию, деградацию.

    Картина мира - как высшая форма обобщения, систематизации и интеграции познавательного опыта человечества. В сообществах, которые существуют в похожих природно-климатических условиях или имеют общую историческую судьбу, формируются сравнительно тождественные культуры по образу жизни, технологией хозяйственной деятельности, системой ценностей. Этот культурный инвариант отображает характерные для определенного сообщества представления о мире, схемы его пониманию и объяснению, которые дают возможность выделять научные, ненаучные (религиозную, художественную) и универсальную картины мира.

    Универсальная картина мира раскрывает все стороны многогранных отношений человека и мира, поскольку ее предметом является культура как целостная, динамическая и качественно определенная система. Универсальная картина мира является высшей формой интегральности культурного опыта человечества, синтезом обобщенных представлений о природе и обществе в их значении для человека, результатом духовной активности человечества и познавательной основой мировоззрения личности. Понятие универсальной картины мира определенной мерой является тождественным понятиям «культурная система» и «культурная конфигурация».

    Ментальность рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает картину мира, которая закрепляет единство культурной традиции определенного сообщества. Ментальность является одной из форм адаптивного поведения, формируется в глубинах подсознания, доводится до автоматизма и реализуется человеком почти механически и не рефлексивно. Те или другие типы ментальности могут быть присущи определенной культурной эпохе или социальной группе как специфический тип эмоциональной реакции на окружающий мир. Картина мира, запечатленная в ментальности как стойкое образование, которое меняется очень медленно.

    Маргинализация – процесс развития «пограничних» культурных явлений, которые находятся на «краю» культурной системы. В науке распространенная мысль, которая была впервые провозглашенная Г.Вебером, о том, что толчком к разным культурным трансформациям служит именно процесс маргинализации.

    Артефакт – предмет или явление, которое возникло в результате целенаправленной деятельности человека.

    Культурные объекты – культурные феномены, артефакты в их субстанциональном и символическом выражении.

    Мировая культура – это совокупность лучших достижений всех национальных культур разных народов.

    Национальная культура – является продуктом труда одного народа. Она отражает мировоззрение, его национальное сознание, своеобразность мышления, понимание основных проблем общечеловеческого и собственного бытия как этнографически конкретной части человечества.

    Суперкультура или доминирующая культура – это культура, которой руководствуется большинство членов определенного общества. Каждое отдельное общество создает на протяжении своего развития собственную национальную культуру, основными ее признаками является общий язык, доминирующая религия, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение, народная культура и т.п.

    Контркультура – культура, которая находится в оппозиции к традиционной (доминирующей), то есть та субкультура, которая содержит социокультурные ценности и установки, которые противоречат фундаментальным принципам суперкультуры.

    Субкультура – это целостная культура соответствующей социальной группы внутри «большой национальной культуры», которая состоит из стойких норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка, художественного творчества, которые значительно отличаются от доминирующих в обществе.

    Актуальная культура – наиболее распространенная и популярнейшая в данное время. Актуальность культуры – это непосредственный и живой процесс, который объясняет наличие моды не только в одежде, но и относительно культуры (поведение, профессия).

    Культурное наследование – процесс передачи культурных ценностей и информации во времени.

    Культуртрегерство – распространение культуры, по которому стоят корыстные и захватнические интересы.

    Культурная ассимиляция – слияние одной культуры с другой, которое сопровождается потерей собственной культурной или национальной специфики.

    Локальные культуры – культуры, которые присущи данной местности или региону.

    Региональные культуры – это культурные сообщества, которые образовываются в соответствующем географическом ареале и на протяжении продолжительное исторического времени сохраняют свою специфику.

    Элитарная культура – создается и используется привилегированной частью общества – элитой (фр. лучшее, отборное, избранное) или на ее заказ профессиональными творцами. Определение элиты у разных авторов неоднозначное. Но наиболее распространенным является понимание элиты как особого слоя общества, одаренной специфическими духовными способностями. Элитарная культура опирается на высокие классические образцы и опережает уровень, доступный восприятию. Человека со средним образованием. Элитарная культура требует наличия специального образования, высоких моральных способностей, утонченности эстетичного вкуса. Она характеризуется оригинальностью, новизной, отходом от традиционного, тяготением к эксперименту, сложностью, неординарностью, эпатажем. Все эти черты, в определенный период, делают элитарную культуру понятной преимущественно избранным. Но проблема ее доступности – это проблема времени.

    Народная культура – включает в себя два вида – популярную и фольклорную (колядные праздники, народный театр и т.п.) культуры.

    Городская культура – культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура.

    Сельская культура – сельский тип культуры, культура села, культура крестьян.

    Глобальная культура – универсальная, всемирная культура, которая распространяется вне национальных и региональных границ. Понятие глобальной культуры в современном мире тесно связано с развитием информационных технологий, которые превращают мир в так называемую «глобальную сеть». Благодаря широким возможностям быстрой передачи информации (как это происходит, например, в сети Интернет), культурные расхождения и специфические культурные ценности постепенно стираются, уступая место универсальным ценностям и нормам. Вместе с тем, абсолютное доминирование глобальной культуры в будущем с точностью спрогнозировать невозможно, поскольку история знает целый ряд попыток формирования глобальной культуры (Римская империя, СССР и т.п.), ни одна из них не выдержала проверку временами.

    Массоваякультура – понятие, которые отражает состояние культуры середины ХХ – начала ХХІ ст. и связанное с развитием средств массовой коммуникации, расширением сферы массового производства и потребления, стандартизацией нужд.

    Вопрос 2

    Определение культурологии

    В Оксфордском словаре указывается на то, что слово Kulturologie впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913, а английский термин culturology независимо от него первым употребил в 1949 году американский антрополог Л. Уайт. После чего термин культурология встречался в литературе лишь несколько раз — в 1949,1956,1957. В том же словаре культурология трактуется как наука или учение о культуре . В словаре Вебстера фиксируется: «Culturology — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от не-культуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей)».

    Оствальд Вильгельм Фридрих (Wilhelm Ostwald)

    Оствальд Вильгельм Фридрих

    Итак, определение культурологии как науки звучит следующим образом:

    Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостный феномен.

    Имеет наверное смысл разобраться в этом определении детально. Первое, что оно декларирует – интегративный, междисциплинарный характер культурологии. Действительно, трудно разорвать связи культурологии с историей, искусствоведением, философией, социологией, археологией, еще целым рядом синтетических дисциплин, таких как социология культуры, философия истории или социальная психология. Тем более необходимо отличать культурологию от всех тех наук, которые существуют в сфере ее интересов, дополняют и углубляют. Отдельные науки о культуре выступают базисом для формирования культурологии. Наиболее часто встречающееся ныне заблуждение – подмена культурологии историей культуры, является одновременно и самым грубым недочетом многих преподавателей. История культуры – необходимый пласт знаний для культуролога, но это только материал, на основе которого строятся модели культуры, изучаются закономерности ее развития и механизмы трансформации. (См статью Г.П. Мельникова «История и культурология»).

    Вернемся к определению. Культурология формируется на стыке социального и гуманитарного знания. Добавим, что в последнее время в культурологии находят применение и естественнонаучные методы. В чем же различия гуманитарного и социального знания? Предметом первого является уникальное, неповторимое, что чаще всего связано с понятием личности , а для социальной науки главное – выяснение и анализ закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в общественной жизни. Таким образом, культурология объединяет в себе различные пласты и в этом истоки различных ее толкований и выражений. Если вернуться к тому, с чего мы начали, то культурологическая мысль как самосознание культуры зарождается в глубокой древности и долгое время существует в художественных формах – мифах, произведениях искусства и предметах быта. Именно поэтому мы относим к памятникам культурологической мысли и в полном смысле художественное произведение «Дон Кихот» Сервантеса, авторские концепции Шпенглера или Гумилева и собственно научные работы Уайта. Здесь важно отметить, что художественные произведения, мифы и произведения искусства обретают свои смыслы в процессе интерпретации субъектом, в связи с чем трактовки одного и того же феномена на протяжении различных эпох могут меняться.

    Следующая базисная установка, звучащая в определении культурологии – необходимость изучения культуры как некоего единого конструкта, целостного феномена. Это принципиальный момент. Читатели уже знакомы с многообразием трактовок слова «культура» и тем, что под ним понималось в разные исторические периоды приверженцами отличных научных подходов. Если под культурой подразумевается простая совокупность достижений человечества, продуктов его деятельности, то ни о какой науке, кроме описательной – истории культуры – речи быть не может. Однако культура не исчерпывается произведениями искусства или достижениями науки. Это организм, единая система, то есть такая целостность, при которой изменение параметров ее составляющих неизбежно ведет к тому или иному изменению параметров самой системы, изменению типа культуры, а, следовательно, и ее продуктов, результатов, т.е. верхушки айсберга.

    Авторские определения культуры.

    1)Чем выше культура, тем выше ценится труд. (Вильгельм Рошер)

    2)Высота культуры определяется отношением к женщине.

    (Максим Горький)

    3)Пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта. (Клод Леви-Строс)

    4)Культура - это мера человечности в человеке. Карл Маркс

    5)Культура - это совершенство в бытии. (Дина Дин)

    6)Культура - великий учитель того, как следует жить. (Дина Дин)

    7)Высочайшая возможная стадия нравственной культуры — когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли. (Чарльз Дарвин)

    8)Всякие правила насчет того, что следует и чего не следует читать, просто нелепы. Современная культура более чем наполовину зиждется на том, чего не следует читать. (Оскар Уайльд)

    9)Культура и внешний лоск — совершенно разные вещи. (Ральф Эмерсон)

    *****

    10)Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть… в высокой степени культурным человеком… (Карл Маркс)


    написать администратору сайта