Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание Введение

  • 1.Психодинамическое направление в теории личности.

  • 2.Бихевиоральное направление в теории личности.

  • 3. Социально-когнитивное и когнитивное направление

  • 4. Диспозиционные теории личности.

  • 5. Гуманистическое направление в теории личности

  • Структура личности Психологическая структура личности

  • Понятие «индивид» и понятие «индивидуальность»

  • Список использованных источников

  • Личность. кон. раб. по психологии Личность. Понятие личности


    Скачать 41.13 Kb.
    НазваниеПонятие личности
    АнкорЛичность
    Дата11.05.2023
    Размер41.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакон. раб. по психологии Личность.docx
    ТипРеферат
    #1123338






    Введение

    2

    1.

    Понятие личности

    3

    2.

    Теории личности

    5

    3.

    Структура личности

    9

    4.

    Свойства личности

    11

    5.

    Развитие личности

    13

    6.

    Понятие «индивид» и понятие «индивидуальность»

    13




    Заключение

    15




    Список использованных источников

    16

    Содержание

    Введение

    Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.

    Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр. Лукач, «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.

    Понятие личности

    Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность?

    Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

    Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

    Каждое понятия индивид, личность и индивидуальность раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

    Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

    Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

    Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

    Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

    С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

    Теории личности

    Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. При характеристике личности используют три вида описаний:

    1. Теории черт. Для описания личности используются обобщенные характеристики поведения человека – черты.

    2. Теории типов. Конкретный человек описывается как принадлежащий к некоторому типу или как взвешенный набор идеальных типов. Если черта – это созвездие признаков, то тип – это совокупность людей, обладающих определенным набором признаков.

    3. Теории инстанций. Теории этого вида основываются на выделении подсистем или отдельных областей в структуре личности, которые получили название инстанций.

    Также в современной психологии выделяют следующие теории личности.

    1.Психодинамическое направление в теории личности.

    Психоаналитическое учение З.Фрейда. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода - она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют друг с другом за главенство в регуляции поведения человека.

    Индивидуальная психология А. Адлера. В отличие от Фрейда Адлер:

    1. Не признает абсолютного бессознательного, то есть такого, которое не осознается вообще.

    2. Останавливаясь на вопросе взаимоотношения между бессознательным и сознанием, Адлер не усматривает противоречивости, конфликтности и конкурентности между ними. Он указывает, что они находятся в состоянии взаимокомпенсации. То, что не может происходить сознательно, происходит бессознательно, и наоборот.

    3. Адлер считает, что существует целесообразность функционирования бессознательного. Это понятие не тождественно рациональности.

    Аналитическая психология К. Юнга. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг согласен со структурой психики по Фрейду, но по нему в структуре психике есть еще коллективное бессознательное.

    2.Бихевиоральное направление в теории личности.

    Классический бихевиоризм Уотсона. Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона – наблюдение за поведением человека с целью:

    а) в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет реакция;

    б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.

    Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера. Он полагает, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи – окружающей средой. Изучение личности по Скиннеру – это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии.

    3. Социально-когнитивное и когнитивное направление.

    Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры. Бандура исходит из того, что психологическое функционирование личности лучше понимать через непрерывное взаимодействие между тремя группами факторов:

    1. Поведенческими;

    2. Когнитивными;

    3. Средовыми.

    С точки зрения Бандуры индивиды обладают когнитивными способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. В отличие от Скиннера, который считал, что поведение регулируется подкреплением, Бандура полагает, что оно в значительной мере регулируется предвиденными последствиями.

    Теория социального научения Джулиана Роттера. В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

    Когнитивная теория личности Джорджа Келли. Данное направление исходит из того, что человек по существу – это исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним.

    4. Диспозиционные теории личности.

    Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности. В основе диспозиционных теорий личности лежат две основные идеи:

    1. Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в течение времени и в различных ситуациях.

    2. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.

    Рэймонд Кеттел: структурная теория личности. По Кеттелу личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.

    Ганс Айзенк: теория типов личности. Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт, которые он называл типами. Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности – по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций.

    5. Гуманистическое направление в теории личности.

    Теория самоактуализации А. Маслоу. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Гуманистическое направление уходит корнями в экзистенциальную философию - Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер. С её позиций человек рассматривается как уникальное существо с уникальным человеческим опытом, сам ответственный за придание своей жизни смысла и сам ответственный за свои действия.

    Гуманистическая психология К.Роджерса. По Роджерсу всё поведение человека направлено на повышение компетентности и актуализацию. Тенденция самоактуализации – процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Тенденция к самоактуализации – это тенденции к выражению и активизации всех возможностей организма или «Я» - необходимость распространяться, расширяться, развиваться.

    Структура личности

    Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

    Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека.

    В современной психологии существуют различные точки зрения на внутреннее строение личности, которые мы рассмотрим в таблице.

    Автор

    Компоненты структуры личности

    С.Л. Рубинштейн

    Направленность

    Знания, умения, навыки

    Индивидуально-типологические особенности

    В.Н. Мясищев

    Направленность

    Уровень развития и динамика

    Структурный аспект личности

    А.Г. Ковалев

    Направленность

    Характер

    Способности

    Темперамент

    Б.Г. Ананьев

    Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида

    Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей

    Статус и социальные функции-роли

    Мотивация поведения и ценностные ориентации

    Структура и динамика отношений

    К.К. Платонов

    Направленность

    Опыт

    Форма отражения – объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые можно развить через упражнения.

    Биопсихическая подструктура – свойства темперамента. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические изменения.


    Свойства личности

    Жизнь человека состоит из действий, т.е. активности ( переживания, мысли, чувства). Активность может быть непроизвольной (рефлекторная активность, сон, грезы и т.п.) и произвольной (действия, навыки и т.д.). В свою очередь произвольную активность можно подразделить на нормативную и индивидуальную. Нормативная произвольная активность не требует ответа на вопрос «зачем» человек осуществляет данное поведение. Она определяется традициями данного общества, нормами, субкультурой.

    Индивидуальная форма активности предполагает, что человек сам выбирает определенное поведение. Разумеется, это деление носит условный характер, и между выделенными формами активности нет жестких границ. Причины изменений в поведении могут носить как личностный, так и ситуативный характер. При этом личностные и ситуативные причины действуют не как сумма факторов, а как своеобразный сплав. Не смотря на то, что это положение кажется вполне очевидным, существовали попытки объяснения поведения только личностными или только ситуативными причинами. Актуальное поведение есть функция непрерывного, многонаправленного процесса взаимодействия между индивидом и ситуацией. Индивид активен, преследует свои цели, и мотивационные факторы оказывают существенное влияние на поведение. Со стороны же ситуации решающим моментом становится ее значение для индивида.

    Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. В направленности выражаются цели личности, её мотивы, её субъективны отношения к различным сторонам действительности. Направленность личности формируется в процессе её развития в системе общественных отношений. От направленности личности зависит, как личность участвует в социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется). Направленность – это установки, ставшие свойством личности и проявляющиеся в таких различных формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеалы, мировоззрение, убеждение.

    Направленность является ведущим, системообразующим компонентом психологического склада личности, потому как всё другие, так или иначе, работают на неё. Личность же нуждается в постоянном притоки новой информации, в её анализе, перекодировки и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Одним из сложных элементов структуры личности, который служит этой цели, являются способности.

    Термин «мотив» употребляется не для обозначения переживания потребности, а для обозначения того объективного, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность. Мотивом деятельности А. Н. Леонтьев предлагает называть предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении. То значение, которое временно приобретают различные обстоятельства, выступающие в качестве промежуточных целей, получило название «смысл», а процесс, в результатекоторого мотивы как бы одалживают свое значение этим обстоятельствам, - процесса смыслообразования. Феномен приобретения свойств и функций мотива отдельными промежуточными средствами-целями получил название «сдвига мотива на цель». Автор отмечает, что объяснять онтогенетическое развитие мотивации процессом опредмечивания потребностей было характерно для советской психологии.
    Развитие личности

    Личностью человек не рождается, а становится. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется раз­витие личности, существуют различные точки зрения.

    Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жиз­ни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. 

    Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межлич­ностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

    В отечественной психологии принято считать, что развитие личности проис­ходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окру­жен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Пер­вый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

    Понятие «индивид» и понятие «индивидуальность»

    Эмоции – это психические состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и самого себя. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, меняясь в зависимости от возраста и внешних воздействий. Чувства – высшие культурно обусловленные переживания, связанные с потребностями человека, возникшими в ходе исторического развития человечества: общение, деятельность, а также со всеми духовными потребностями. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что эти проявления сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек. Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения.

    В свою очередь, интеллект определяется как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Интеллект не сводится к мышлению, хотя мыслительные способности составляют основу интеллекта. В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

    Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением и деятельностью, мобилизировать все силы на достижение поставленной цели и преодолевать препятствия. Воля проявляется в действиях или поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. В роли побудителей конкретных волевых действий выступают потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми разнообразными, но в любом случае заставляют активно работать мышление и заставляют человека ставить перед собой определенные цели. Представление и осмысление цели действия. На этом этапе возникает борьба мотивов (процесс выявления наиболее значимого стимула волевого действия). Эта борьба служит показателем способности человека отбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель, показывает способность человека напрягаться, заставляет задуматься об ответственности за совершенные действия и за их результаты, т. е. проявлять волю. Волевое усилие характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия, либо удержания от него. Это особое состояние нервно-психологического напряжения, которое мобилизует физические, интеллектуальные, моральные силы человека. Выполнение принятого решения – организация своей деятельности таким образом, чтобы цель воплотилась в поступках, в действиях, в вещах и т. д. Однако человек не только действует, проявляя волю, но одновременно контролирует свое поведение.
    Заключение

    Личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.

    Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

    Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить его среди других людей.


    Список использованных источников

    1. Аристова И.Л. Общая психология. Владивосток: ДГУ, 2003-104с.

    2. Лачугина Ю.Н. Психология / учебное пособие/ Ю. Н. Лачугина; Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2007.

    3. Мельник С.Н. Психология личности. Владивосток, ДВГУ, 2004.- 97с-С. 24.

    4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.:

    5. Сорокун П.А. Общая психология.: Псков: ПГПИ, 2003- 312с.-С.158.

    6. Столяренко Л.Д. Основы психологии.

    7. СтупницкийВ.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с.

    8. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: Гуман.изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 512с




    написать администратору сайта