возникновение и распад античного мира. Понятие материи. Учение о космосе
Скачать 22.13 Kb.
|
Понятие материи. Учение о космосе Анализ учения о бытии будет неполным, если не рассмотреть понятие материи, игравшее важную роль в представлениях Платона, Аристотеля и других философов. Впервые понятие материи (hyle) было введено Платоном, который хотел с его помощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через «единое», то материю он мыслит как «начало иного» — изменчивого, текучего, непостоянного. Именно в этом своем качестве она и служит для Платона принципом чувственного мира. Материя, по Платону, лишена определенности и потому непознаваема, вещи и явления мира «становления» не могут сделаться предметом научного знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в ранних диалогах Платона материя отождествляется с небытием. В более позднем диалоге «Тимей» Платон уподобляет материю лишенному качеств субстрату (материалу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний, подобно тому как самые разные формы могут быть отлиты из золота. Поэтому Платон именует здесь материю «восприемницей и кормилицей всего сущего». Платон полагает, что материя может принять любую форму именно потому, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна, есть как бы только возможность, а не действительность. Понятую таким образом материю Платон отождествляет с пространством, в котором заключена возможность любых геометрических фигур. В физике Аристотеля получило свое обоснование характерное для греков представление о космосе как об очень большом, но конечном теле. Учение о конечности космоса непосредственно вытекало из неприятия Платоном, Аристотелем и их последователями понятия актуальной бесконечности. Актуально бесконечное не признавала также и греческая математика. Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Перелом IV и III в. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в 146 г. до н. э. Эллины – греки, Эллинизм связан с походами Александра Македонского. Создание универсальной, божественной монархии: все равны в правах и классах– идея А. Македонского. После разрушения полисной системы эта идея укоренилась. Меняется общий духовный климат социальной жизни общества, возрастает скептический взгляд на жизнь. 147 год до н.э.– Греция попадает под влияние Рима, следовательно, греко-римский период – конец эллинизма. В Александрии возникают новые философские школы. Продолжали существовать и школы Платона и Аристотеля. ДЕМИУРГ (??????????, от ????? ???? - народные, общественные дела), в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса, в христианском богословии - один из эпитетов Бога-Творца. Первоначально демиургом называли всякого человека, работающего для людей, будь то ремесленник или должностное лицо, исполняющее определенные общественные обязанности (Thuc. V, 47, 9; 10). Поскольку для успешного выполнения работы требовалось наличие некоего мастерства или искусства (?????), со временем демиургом стали называть мастера, знатока в своем деле, противопоставляя его ??????? - несведущему, неумелому человеку или просто частному лицу, не владеющему никакой профессией (Plat. Prot. 312b, 322с). В более широком смысле демиургом назывался любой создатель чего-либо, напр.: пчела есть демиург меда (Julian. Or. 8, 241а), гимнастика - демиург здоровья (Galen. Thrasyb. 813, 18 Kuhn), риторика - демиург убеждения (Plat. Gorg. 453а), философ - демиург добродетелей (Plat. Resp. 550d), и т. д. Причины гибели античного мира В настоящее время существует множество версий, объясняющих причину крушения античного мира, — величайшей трагедии мировой истории, опровергающей некогда модный тезис о поступательности экономического развития, обеспечивающей перманентный социально-политический прогресс. Все объяснения можно свести к пяти взаимодополняемым версиям. 1. Военно-историческая. Западная Римская Империя не смогла противостоять нашествиям варваров, которые, захватив города, уничтожили великую античную культуру, установили свои, привнесенные из Азии порядки и не смогли грамотно воспользоваться техническим наследием римлян. Действительно, распад империи был ускорен военными поражениями, но только ускорен. Начался он гораздо раньше. К тому же непонятно, почему во II веке до н. э. Марий мог собрать в пятимиллионной Италии шестидесятитысячную боеспособную армию для противостояния двухсоттысячному войску германцев. А в V веке н. э. в двадцатипятимиллионной империи не удалось собрать необходимое войско для обороны от полумиллионной армии варваров. 2. Морально-религиозная. Экономический упадок в империи сопровождался падением нравственности и забвением гражданских доблестей: честности, скромности, ответственности, гордости, храбрости и т. д. Повсеместно, во всех слоях общества распространились пороки: праздность, лень, зависть, разврат, трусость, предательство. В годину суровых испытаний никто не желал рисковать жизнью или жертвовать имуществом ради защиты отечества. Странно только, что резкое падение нравственности совпало с широким распространением христианства, которое за сто лет до крушения империи на Западе стало господствующей, официальной религией. 3. Этно-генетическая. Версия, предложенная Львом Гумилевым, теория которого гласит, что каждый этнос в своем развитии проходит ряд стадий, аналогичных жизненному циклу человека. От формирования до распада этноса проходит порядка 1200—1500 лет. От основания Рима до его падения прошло как раз 1229 лет. На стадиях формирования и подъема в этногенезе в обществе относительно велика доля так называемых пассионариев — активных, волевых, сильных личностей, способных повести за собой соотечественников и добиться своих “высоких” целей, преодолевая сопротивление внешней среды и побеждая многократно превосходящего по численности соперника. На стадии перегрева пассионарии сталкиваются между собой и начинаются кровопролитные гражданские войны, в которых большинство из них погибает. На стадиях спада и гомеостаза возрастает доля субпассионариев — активных индивидуалистов, добивающихся своих “низких” целей за счет своих же, пассивных соотечественников, смирившихся с суровой судьбой и готовых безропотно подчиниться любому пришлому пассионарному войску. Субпассионарии на некоторое время могут захватить власть в обществе, и тогда будет создана так называемая антисистема — весьма неустойчивое социальное формирование, агрессия которого направлена прежде всего против собственных членов, которые с необыкновенной легкостью приносятся в жертву эфемерным целям. 4. Политэкономическая. Версия, предложенная Карлом Марксом, состоит в том, что движущей силой исторического развития является противоречие между экономическим “базисом” — технико-экономическими производительными силами и социально-политической “надстройкой” — производственными отношениями. Каждому базису какое-то время соответствует адекватная надстройка. В частности, в античном мире рабовладельческому способу производства (терминология Маркса) соответствовали институты патриархального брака, гражданского права, полисной и имперской политических систем. Но базис постоянно (линейно) развивается. Консервативные же социальные институты в какой-то момент перестают соответствовать изменившимся технико-экономическим условиям. Назревает кризис, который рано или поздно разрешается социальной революцией (феодальной, буржуазной, социалистической), и адекватность базиса и надстройки восстанавливается. В частности, экономическая неэффективность рабовладельческого хозяйства стала очевидной уже на рубеже тысячелетий. И к середине первого тысячелетия оно повсеместно сменилось колонатом. После чего были разрушены и сменены новыми социальные институты Античности. 5. Социально-демографическая. Версия выдвигает на первый план социально-семейные отношения, поскольку справедливо считает семью базовой ячейкой любого общества. К концу первого тысячелетия до нашей эры патриархальная семья и базирующиеся на ней социально-политические отношения вступили в полосу глубокого морально-экономического кризиса. Снизилась брачность, участились разводы, упала рождаемость, стала снижаться численность населения, Мероприятия по укреплению экономических и морально-нравственных основ патриархальной семьи, предпринятые первыми императорами, смягчили кризис, но не дали долгосрочных положительных результатов. Население империи, достигнув максимума около 250 г. н. э., начало стремительно сокращаться. Распространение христианства в его ранней версии существенно способствовало ослаблению патриархальной семьи, крах которой привел и к гибели общественно-политической системы, на ней базирующейся. |