философия. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение
Скачать 113.39 Kb.
|
Человек как предмет философского анализа. Философская антропология - учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности. В чем сущность человека? Каково происхождение человека как социального существа? Под влиянием каких факторов человек формируется как личность? Как соотносятся между собой личность и общество? Какова степень свободы личности в обществе? В чем смысл человеческого существования? В античной философии В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса). Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм. Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела. В средневековой философии Человек рассматривается как творение Бога. Душа в человеке - более важная и значимая часть по сравнению с телом. Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение. В философии Возрождения Человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя. Идея свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию. В философии Нового времени Человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает господства над миром. Главная цель человеческой жизни – познание. В неклассической философии Натуралистический подход: Человек рассматривается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам функционирования и не имеющий в своих характеристиках ничего такого, что невозможно было бы в других природных образованиях. Сущность – сферой биологического, бессознательного. Социологический подход: Человек рассматривается как совокупность социальных отношений, которые создают его и обуславливают его сущность. Природа человека изменяется в связи с изменением общества («каково общество, таков и человек»). Экзистенциальный подход: Существование каждого отдельного человека уникально и неповторимо. Проблема антропогенеза и антропосоциогенеза Антропогенез - процесс происхождения и развития человека как особого биологического вида. Антропосоциогенез - процесс происхождения и развития человека как социального существа. Биологическое и социальное в природе человека. Понятие и структура личности. 3 подхода к решению проблемы: Биологизаторский: Абсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой. Социологизаторский:Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой. Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека. Взаимосвязь биологического и социального в человеке Существуют биологические основы социальности человека (большой период детства позволяющий человеку стать человеком, склонность к подражанию, любопытству, проявлению эмоций). Ущербность биологической природы человека является стимулом для развития соответствующего уровня социальности. Индивид, индивидуальность, личность Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется в неповторимых чертах темперамента, характера, в специфики интересов, потребностей, способностей. Личность – это человек в совокупности его социальных качеств. Личность рассматривается как человек, ставший продуктом общественного развития и в то же время как субъект, сознательно направляющий ход развития событий. Структура личности (психологический подход) -темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний); - характер(совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении); - способности(индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности); - направленность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.); - самосознание(система представлений индивида о самом себе, формируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, самоанализе, самоконтроле, в чувстве самоуважения, уровне притязаний). Познание как предмет философского анализа. Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. «Познаваем ли мир?» Гносеологический оптимизм: от абсолютной веры в безграничные способности человеческого разума до идеи принципиальной возможности познания. Гносеологический пессимизм: Скептицизм: мир скорее всего не познаваем, чем познаваем. Критицизм: познавательные возможности человека носят ограниченный характер. Агностицизм: мир, каким он является, на самом деле не познаваем. Познание можно определить как процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание не есть какой-то пассивный процесс отражения, поскольку с необходимостью предполагает взаимодействие человека с познаваемой реальностью, причём само взаимодействие, будучи ориентированным на удовлетворение жизненных потребностей, носит избирательный характер. Каждое новое знание предполагает критическое переосмысление уже имеющегося «старого» знания Познание в конечном итоге не даёт приращение информации Познание – это процесс избирательно-активного действования, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации. Высшая форма познания – творчество – это процесс человеческой деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей. Понятие познания. Структура познавательного процесса. Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Познание можно определить как процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание не есть какой-то пассивный процесс отражения, поскольку с необходимостью предполагает взаимодействие человека с познаваемой реальностью, причём само взаимодействие, будучи ориентированным на удовлетворение жизненных потребностей, носит избирательный характер. Каждое новое знание предполагает критическое переосмысление уже имеющегося «старого» знания Познание в конечном итоге не даёт приращение информации Познание – это процесс избирательно-активного действования, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации. Структура познавательного процесса: Субъект познания ↑ А. язык (система символов и правил их комбинирования) Б. система правил деятельности с определенным объектом В. правила обозначения (правила соотнесения языковых выражений с различными объектами или видами деятельности) Действия на объектами по правилам В ↓ Объект познания Проблема истины в теории познания. Философские концепции истины. Виды и критерии истины. Познание – это процесс избирательно-активного действования, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации. Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. В своей форме вопрос об истине по существу выделял проблему о соотношении мышления и бытия, сознания и объективного мира. Виды истины: 1) Относительная истина 2)Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. 3)Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое предмету свойство содержится в самом его понятии. 4)Синтетическая истина — когда приписывание этого свойства требует внесения дополнительной информации. Критерии истины: 1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам; 4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи; 6. практика. Три концепции истины: - соответствия (которые соответствуют действительности), - когерентности концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия, непротиворечивость) – прагматичности (надо на деле, в действии проверять суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя всего лишь теоретическими рассуждениями.). Специфика, структура и формы научного познания. Объект научной деятельности – совокупность особых сконструированных идеализированных объектов, которые не даны в повседневном опыте. Субъект научной деятельности – совокупность людей, обладающих особой профессиональной подготовкой; для этого создается особая система подготовки, которая предполагает освоение субъектом большого массива знаний, умений, навыков и методов. Классификация наук: По предмету и методу познания: 1) естественные – науки о природе; 2) гуманитарные – науки об обществе и человеке; 3) технические – науки об искусственных объектах. По «удаленности от практики»: -фундаментальные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов); -прикладные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, используемого непосредственно для решения практических задач). Специфика научного познания определяется прежде всего, непосредственно спецификой самого объекта. Наука способна изучать фрагменты реальности, которые или человеку не даны в опыте по причине их бесконечно малого или большого размера, или могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Наука предполагает использование специально языка. Научные исследования нуждаются в специальных орудиях. Занятие наукой требует особой специальной подготовки познающего субъекта. Три основных уровня: Эмпирический - исследование направлено в своей основе на изучение явлений и связей между ними. Теоретический - происходит выделение сущностных связей объекта в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект Метатеоретический - Все многообразие знаний объединено в целостность. Это обеспечивается не только взаимосвязью между метатеоретических оснований науки Методы научного исследования Метод – совокупность правил, приёмов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности. Метод не существует вне деятельности человека. Содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется характером объекта, законами его строения, функционирования и развития. Специфика научного познания определяется применением всего арсенала известных методов. Комплексность их применения является гарантом достоверности вырабатываемого наукой знания. Классификация методов: Общелогические: Анализ – расчленение объекты на элементы; Синтез – соединение элементов в объект; Абстрагирование – выделение интересующих свойств изучаемого объекта и отвлечение от других его свойств. Обобщение – выявление общих признаков предметов рассматриваемой области. Идеализация – мысленное конструирование понятий в действительности не существовавших, но реальных. Аналогия – перенос ранее полученного знания на изучаемых объект со сходными признаками. Индукция – от единичного к общему. Дедукция – от общего к единичному. Эмпирические: Наблюдение – не вмешательство в ход и движение развития. Эксперимент – исследование явлений в контролируемых и управляемых условиях. Описание – ответы на вопросы, какой объект, какими свойствам и обладает. Теоретические: Формализация – построение абстрактно-математических моделей (формул). Восхождение от абстрактного к конкретному – направленность научного познания в целом (движение от менее к более содержательному. Аксиоматический – из аксиом строятся выводные предположения. Гипотетико-дедуктивный – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез. Общество как объект философского анализа Социальная философия – это философское учение, изучающее специфику, структуру, механизмы возникновения, существования и развития общества Основные специфические черты познания социальных явлений: - общество – самый сложный объект научного познания (общество оставляют люди, деятельность которых носит осознанный и целенаправленный характер, и потому не всегда может быть объяснена при помощи определенных законов и закономерностей); - в социальном познании наблюдается в определенном смысле совпадение объекта и субъекта познания; - истина в рамках социального познания всегда носит в значительной степени субъективный характер. Основные проблемы социальной философии Проблема определения специфики социальных явлений Проблема определения специфики структуры общества как системы Проблема выявления общих закономерностей функционирования и развития общества Проблема соотношения факторов и источников социальной динамики Проблема выявления направленности изменений в обществе Проблема соотношения общих и уникальных черт в историческом развитии различных сообществ Философские представления об обществе в классической философии Античная философия: Общество рассматривается как существующая в неразрывной связи с природой совокупность людей, объединенных между собой некоторыми связями и отношениями, с целью создания более благоприятных условий для жизнедеятельности. Средневековая философия: Общество рассматривается как совокупность людей, организованная согласно божественной воле с целью упорядочивания межчеловеческих отношений. Философия Нового времени: Общество рассматривается как сложное объединение людей, основанное на их согласии, договоре друг с другом для организации совместной деятельности и безопасности (теория общественного договора). Философские представления об обществе в неклассической философии Основные подходы: Натуралистический Культуроцентристский Социологический Марксистский Психологический 29.Понятие общества. Основные сферы жизни общества. Понятие общества: Понятие общества употребляется в узком и широком смысле. Под обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для совместной деятельности, либо определенный этап человеческой истории (первобытное общество), либо историческая жизнь отдельного народа или страны (белорусское общество, французское общество). Общество в широком смысле - это исторически изменяющаяся система связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности. Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Каждая сфера включает в себя: определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере). Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни: социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.) экономическую (производительные силы, производственные отношения) политическую (государство, партии, общественно-политические движения) духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование). 30.Общество как динамическая саморазвивающаяся система. Основные признаки общества как системы: Общество представляет собой систему вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью с другими людьми любые изменения и события, происходящие в обществе, являются результатом сознательно-волевой активности людей; наличие специальных органов для обеспечения саморегуляции общества – социальных институтов;; наличие социальной структуры; динамичность и альтернативность развития общества. Основные подсистемы общества Экономическая (Включает в себя совокупность отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных и нематериальных благ) Социальная (Охватывает взаимоотношения и взаимодействия различных социальных слоев и групп, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга) Политическая (Включает в себя совокупность отношений между социальными группами и общностями по поводу установления и функционирования власти в интересах реализации их социально значимых интересов и потребностей) Духовная Факторы социальной динамики: Социальная динамика характеризует многообразные изменения, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе. Факторы социальной динамикибывают: Объективные: социально-экономические,природно-географические, демографические Субъективные: сознание людей, их духовный мир, социальный опыт, менталитет, традиции, обычаи, духовные ценности, цели, интересы. Субъекты социальной динамики Это все люди, поскольку они включены в процесс материального производства, политическую и духовную жизнь, но субъектами они становятся лишь в той мере, в которой осознают социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Движущие силы социального развития: Потребности, Интересы, Цели Формы социального развития: Социальная эволюция, Социальная революция Направленность социального развития: Социальный прогресс, Социальный регресс |