Главная страница

философия. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение


Скачать 113.39 Kb.
НазваниеПонятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение
Анкорфилософия
Дата14.12.2020
Размер113.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_shpory.docx
ТипДокументы
#160329
страница1 из 4
  1   2   3   4

  1. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека. Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.

Особая роль вера. Она соединяет различные элементы мировоззрения в единую систему, придает ему личностно-субъективную окраску. Это не только вера в Бога, но и в человека, в разум, справедливость, науку.

Структура мировоззрения:

- общие знания о мире (например, как из бревна сделать табуретку);

- знания о природной сущности человека и его месте в этом мире

- основные жизненные принципы человека;

- основные жизненные идеалы человека.

Основные функции мировоззрения:

  • ориентационная - помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы.

  • познавательная

  • систематизирующая – философия упорядочивает знания, добытые из разных научных дисциплин.

  • эвристическая

  • аксиологическая

  • праксеологическая

Виды мировоззрения:

  1. По носителю:

А) индивидуальное

Б) общественное

2. В зависимости от качества знаний:

А) обыденное (складывается стихийно в повседневной жизни, знания несистемные, неупорядочены)

Б) теоретическое (знания приобретаются в результате определенного обучения, информация упорядоченная, системна).

Исторические типы мировоззрения

  1. Мифологическое.

Миф — наделение предметов природы и общественных явлений человеческим обликом и св-вами.

Характерно:

  • Образная картина мира сочетает в себе реальность и фантазию;

  • Представление о родственной связи природы и человека, одушевление природы;

  • Мифы воспринимались как реальность, не нуждались в проверке и обосновании.

  • Человек полностью находится во власти божественных сил.

  1. Религиозное.

Религия - форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера.

Характерно:

  • Вера в существование сверхъестественных сил;

  • Деление мира на реальный и сверхъестественный;

  • Объяснение существования мира и человека действием Бога;

  • Идея Бога – центральный объект религиозной веры.

  1. Философское.

Философия – элемент духовной культуры, который придает ей единство и целостность и делает присутствие в мире осознанным.

Характерно:

  • ориентация на свободный интеллектуальный поиск и рациональное доказательство своих выводов

  • язык философии – язык понятий

  • многовариативность подходов к решению проблем.

  1. Понятие философии. Предмет философии в исторической динамике.

Философия возникает в VI веке до н.э. в Индии, Китае, Греции.

В рамках софийского подхода философия определяется как любовь к мудрости. Смысл философии усматривается не в обладании истиной, а в ее искании, в пребывании в «бытии к истине».

В рамках эпистемного подхода философия наделяется статусом науки. Первым был Аристотель.

Техменный подход трактует философию как некую самоценную игру, как искусство мысли. Главная цель – умелость, сама техника достижения истины. Древняя Греция.

Два подхода к феномену философии:

  1. Философия – это объективно-научное познание (наука)

2) Философия – форма общественного сознания (идеология, мировоззрение)

Философия – это учение об общих принципах бытия и познаниях, об отношении человека к объективному миру и его место в этом мире.

Философия и другие науки

  • «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола – все прочие науки» (Декарт)

Предмет философии в его исторической динамике.

Объект философии – мир как единое целое.

Предмет философии – законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях знания и действительности.

Предмет претерпевает значительные изменения в процессе исторического развития философии и культуры.

Предмет:

Древняя философия – космоцентризм

Средневековая философия – теоцентризм

Философия эпохи Возрождения – гуманистический антропоцентризм

Новоевропейская философия – наукацентризм

Постклассическая философия – эклектична (смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п.).


  1. Структура и функции философии.

Философия – это учение об общих принципах бытия и познаниях, об отношении человека к объективному миру и его место в этом мире.

Основные разделы философии:

  1. Онтология – учение о бытии.

По вопросу, что первично – бытие материальное или идеальное? Все философы делятся на идеалистов и материалистов.

2. Гносеология – изучает границы, законы, и пути осуществления познавательной деятельности человека.

По вопросу, возможно ли познание мира? Все философы делятся на оптимистов и пессимистов.

3. Философская антропология – изучает сущность человека, формы его существования в мире.

4. Социальная философия - изучает закономерности развития общества.

Функции философии:

  1. Мировоззренческая

  2. Интегративная

  3. Методологическая

  4. Критическая

  5. Познавательная

  6. Аксиологическая

Мировоззренческая функция – философия формирует ориентиры, которые обеспечивают сознательное поведение человека в мире и помогают осмыслить свое место в нем и жизненное предназначение.

Интегративная функция – философия объединяет все отдельные области знаний в целостную систему.

Методологическая функция – философия разрабатывает и рекомендует науке фундаментальные принципы, формы и средства познавательной деятельности, на основе которых конкретные науки создают свои собственные дисциплинарные методы исследования.

Критическая функция проявляется в общественной ориентации философии, в том, что она выявляет и осмысливает законы общественной жизни и этим влияет на процесс ее организации, выбор стратегии социального развития.

Познавательная функция - открывает и исследует фундаментальные законы бытия мира и человека.



  1. Условия формирования, этапы развития и основные проблемы древнегреческой философии.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже в VII- VI веке до н.э. в Греции, когда прежние традиционно-мифологические представители античного общества обнаружили свою недостаточность.

Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции:

  1. Удобное географическое положение

  2. Переход от бронзы к железу усилил производство

  3. Экономические изменения: развитие ремесла, разделение труда, развитие мореходства  расширение географического горизонта греков

  4. Товарно-денежные отношения

  5. Оформление политической системы – античного полиса

  6. Отсутствие религиозного доминирования

Основные этапы:

  1. VII- 1 половина V вв. до н.э. – период зарождения и формирования или период досократический.

Представители: Фалес, Анаксимандр, Пифагор, Анаксимен, Гераклит, Парменид.

В центре внимания проблемы – проблема космоса, природы (натурфилософия), стихийная диалектика, поиск «архэ».

  1. 2 половина V- IV вв. до н.э. – классический период или период сократиков.

Представители: Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель.

Главная проблема – человек, его сущность и познавательные возможности, первая модель идеального общества.

  1. IV в.до н.э. – III в.н.э. – эллинистический период.

Школы: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Приоритет этических проблем, проблем жизни и смерти.


  1. Философские проблемы классического периода древнегреческой философии.

Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных философских систем, включающих анализ природы, человека и общества.

Основные представители:

  • Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий) - Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора.

  • Сократ

  • Аристотель

  • Платон (сторонники группируются в Академии)

Основные идеи:

  • Учение о принципиальной непознаваемости мира.

  • Учение об относительности истины;

  • Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми.

Главная проблема – человек, его сущность и познавательные возможности, первая модель идеального общества.

Философии Сократа – направлена на человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины.

Учение об идеях: Концепция объективного идеализма.

  • Всякий существующий предмет, явление или процесс имеет свою идею.

  • Совокупность идей образуют мир идей.

  • Идеи – источник существования всех вещей предметного мира.

  • Вторым источником существования вещей является материя, как бесформенная масса вещества.

  • В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи.

По Аристотелю!

Учение о познании

Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей.

Осуществляется в два этапа:

  • При восприятие вещей – формируется только мнение.

  • При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей.

Учение о человеке

Человек – единство души и тела. Душа – идея человека.

Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей: - разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира); - воля (ориентация на достижение поставленных целей); - чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).

Учение о государстве

  • Идеальное государство- это общество, состоящее из трех сословий: - правители (функция управления); - воины (функция обороны); - производители (функция производительного труда).

Главная добродетель – справедливость ( каждое сословие выполняет возложенную на него функцию).

Формы идеального государства: Монархия; Аристократия; Полития.



  1. Специфика и основные проблемы средневековой философии.

IXIV вв. н.э. Главный фактор возникновения и развития –Христианство.

  • 1 в. н.э. - движение протеста против господствующих социальных институтов и доминирующей культуры общества.

  • 4 в.н.э. - господствующая религия Римской империи, а затем в государствах Средневековья. Формирование единой христианской догматики и культа.

Источники: Священные тексты (Священное Писание и Священное Предание) и Идеи античной философии. Философия – служанка богословия.

Специфика: связь с религией во всем спектре взаимоотношений

Принципы:Монотеизм и Богооткровение.

Патристика (2-8 вв.) Период формирования христианского теоретического мировоззрения при использовании наследия античной философии. Термин «pater» - «отец». «Отцы церкви» - богословы и организаторы христианской церкви.

Основные представители патристики: А. Аврелий, С. Боэций, Г. Богослов.

Основные философские проблемы патристики

  • Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира:

  • Бог - высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи.

  • Творение мира - из ничего, на основе идей. Бог есть безусловное благо и красота.

  • Проблема специфики познания:

  • «Верю, чтобы понимать», «Вера вопрошает, разум обнаруживает»;

  • Вера - высший авторитет, путь к знанию.

  • Проблема человека и его сущности:

  • Человек – особое творение Бога. Человек = тело + душа + свободная воля.

  • Собственными усилиями добиться спасения не может. Бог дарует спасение.

  • Моральной добродетель и цель жизни - любовь к Богу.

  • Проблема сущности общества и исторического процесса:

Линейное понимание развития человеческого общества: История - стрела. История имеет свое начало - сотворение мира и свой конец – Страшный Суд.

  • История человечества – борьба двух градов. (Град Земной и Град Божий).

Схоластика (9-14 вв.) Период философского обоснования и комментирования теоретического мировоззрения, сформированного в период патристики. «schola» - «школа». Главной задачей - толкование авторитетных философских текстов. Схоластика – комментаторская философская культура.

Основные этапы развития схоластики:

1) ранняя схоластика: И. С. Эриугена, А. Кентерберийский.

2) классическая схоластика: Ф. Аквинский, П. Абеляр.

3) критическая схоластика: И. Д. Скотт, У. Оккам.

Основные философские проблемы схоластики:

  • Проблема соотношения веры и разума: 1) Вера выше разума;

  1. Принцип гармонии веры и разума: Вера и разум - созданные Богом способности познания. Направлены на постижение - Бога и созданного им мира.

  1. Принцип двойственной истины: Вера и разум – самостоятельные и равноправные.

  • Проблема происхождения универсалий (общих понятий): 3 основных подхода:

  • Реализм: Общие понятия – особые, самостоятельные сущности, обладающие реальностью.

  • Номинализм: Общие понятия - не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются единичные вещи.

  • Концептуализм: Общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей.

  • Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира:

  • Иррационализм: Сущность Бога недоступна для человеческого разума. Невозможно объяснить соотношение Бога и мира.

  • Рационализм: Сущность Бога составляет разум. Человек наделен разумом, он способен частично познать сущность Бога и его отношение к миру и рационально доказать существование Бога.



6


  1. Философия эпохи Возрождения.

Новое время – эпоха, охватывающая 16 – 19 вв.

Основные социокультурные черты эпохи Нового времени:

  • бурный рост капиталистической мануфактурной промышленности;

  • быстрое развитие товарно-денежных отношений и торгово-финансового капитала;

  • укрепление социальных позиций буржуазии; буржуазные революции;

  • постепенное ослабление влияния религиозных институтов на обществ. жизнь.

Переориентация науки: От абстрактных наук – к исследованию конкретных природных предметов.

Научная революция 17 в. Формируется Наука - научное естествознание. Главным достижением естествознания становится создание классической механики.

В 17-18 вв. сложилось представление о том, что наука должна отвечать ряду требований: - объективность; - ориентация на практическое использование научного знания; - проверка гипотез и теорий на практике; - ориентация на количественное постижение реальности.

Особенности философии: проблема научного познания.

Основные принципы:

  1. Наукоцентризм

  • Провозглашение научных знаний главным фактором воплощения рациональных оснований в человеческой жизни, источником рационального господства человека над миром и осуществления его возможностей.

  • Наука рассматривается как специфический вид деятельности, система знаний и общественный институт, направленный на решение социально значимых задач.

  1. Рационализм

  • Разум рассматривается в качестве основания мира, условия его единства и упорядоченности.

  • Основной характеристикой человека также является разум.

  1. Механицизм

  • Законы механики рассматриваются в качестве универсальных законов природы.

  • Все явления и процессы объясняются на основе механических законов.

  1. Метафизичность

  • Все объекты материальной реальности рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные внутренней связи и развития.

  • Изменения имеют преимущественно количественный характер.

  • Основания материального мира - атомы.

Основные направления философии Нового времени в решении проблемы научного познания
  1   2   3   4


написать администратору сайта