философия. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение
Скачать 113.39 Kb.
|
Эмпиризм. Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк. Первичный источник всякого знания – чувственный опыт индивида. Основной методдостижения истинного научного знания – индукция (от единичного к общему). Рационализм. Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Первичный источник всякого знания – рационально-теоретическое мышление. Основной метод достижения – дедукция (от общего к единичному). Наукоцентризм и гносеологическая направленность новоевропейской философии XVII в. Философия Нового времени датируется XVII в. Эта эпоха в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии — проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в. Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. Очевидно, что метод такой науки также должен быть универсальным, гарантировать получение вечной, неизменной, полной истины. Одним из основных принципов философии Нового времени является наукоцентризм. Наукоцентризм: Провозглашение научных знаний главным фактором воплощения рациональных оснований в человеческой жизни, источником рационального господства человека над миром и осуществления его возможностей. Наука рассматривается как специфический вид деятельности, система знаний и общественный институт, направленный на решение социально значимых задач. Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеологическая направленность: Бурное развитие капиталистического способа производства: промышленность – базис. Науки как производительная сила: от прогресса науки зависит прогресс экономики Гносеологическая проблема истинности знания становится приоритетной: Натурфилософия трансформируется в естествознание. Онтология вытеснена на второй план. Ориентация на практический опыт и естественнонаучное знание стимулировала познание не единичных изолированных фактов, истинность которых чаще всего очевидна, а в целых систем, стремление к систематизации, к выявлению взаимосвязей и закономерностей. На этом фоне актуальна гносеологическая проблематика. Проблема познаваемости мира, сущности и характера самого познания, источников и методов получения истинного знания – круг проблем этого времени. Философские идеи эпохи Просвещения. Период в истории раннего Нового времени, относящийся к 18 в. Специфика эпохи Просвещения состоит в обострении противоречий в различных сферах социокультурной жизни между элементами нового индустриально-капиталистического общества и пережитками средневекового общества. Завершением эпохи Просвещения - Великая Французская революция конца 18 в., направленная на радикальную модернизацию социума. Культура Просвещения: Основная идея культуры Просвещения – переустройство всей жизни общества на основе абстрактно сконструированных принципов разума. Основанием данной идеи являлся принцип рационализма. Разумным провозглашалось все то, что соответствует новому индустриально-капиталистическому обществу. Просвещение предусматривало распространение рациональных научных знаний о мире, человеке и обществе путем образования и воспитания с целью научить людей правильно пользоваться разумом и избавиться от заблуждений, что должно стать залогом общественного процветания. Особенности: Философия Просвещения является прямым продолжением философии Нового времени. Отличительная особенность – большее внимание проблемам человека и общества, при исследовании которых практически применялись принципы рационализма и наукоцентризма. Отличительные черты: Антиклерикализм деизм – рационалистический религиозно-филоcофский принцип, согласно которому Бог рассматривается как причина и гарант разумного природного и морального порядка; при этом из религиозной системы исключаются все ирационалистические элементы; атеизм – мировоззренческий принцип, связанный с полным отрицанием существования сверхъестественного. Социальный оптимизм – вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. Придание решающей роли образованию и воспитанию в процессе рационального переустройства общества. Национальные направления: Английское Просвещение Французское Просвещение Немецкое Просвещение Французское Просвещение Главное внимание - проблемам антропологии и социальной философии Характерно наиболее радикальное критическое отношение к элементам средневекового прошлого, в особенности к традиционной религии, церкви, сословному делению общества, что провозглашается вредными предрассудками. Основные представители: Ш. Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро. Особенности и достижения немецкой классической философии. Под немецкой классической философией понимается оригинальное философское движение, которое сформировалось и развивалось в Германии в конце 18 – первой половине 19 вв. Социокультурные предпосылки: Великая Французская революция и последовавшие за ней события – их осмысление приводит к переоценке роли разума в социальной жизни и утверждению о неоднозначности общественного прогресса. Промышленная революция в странах Европы. – способствует сохранению представлений о рациональном и прогрессивном развитии общества. Развитие науки: выделение из естествознания отдельных дисциплин – химии, биологии, геологии, в рамках которых постепенно формируется идея качественного преобразования форм природной реальности – результатом становится переоценка принципов механицизма и метафизичности. Особенности германского общества: Германия представляла собой ряд мелких самостоятельных государств, в большинстве из которых господствовали феодальные порядки и абсолютистские монархические режимы. В экономическом отношении Германия отставала от наиболее развитых стран Европы того времени. В этих условиях интеллектуальная элита не имела возможности реализовать свою активность в социально-политической жизни; сферой приложения ее усилий становятся философия и литература, которые в рассматриваемый период достигают расцвета. Основная черта: Идеализм – мировоззренческая позиция, предусматривающая определяющее отношение мышления к бытию. Основные достижения: обоснование целостной концепции развития всей природной, социальной и духовной реальности; обоснование активной, творческой природы мышления; введение принципа историзма в исследование социально-культурной сферы. Основные представители: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах. Становление, основные черты и основные направления неклассической философии ХIХ в.: позитивизм, марксизм, иррационализм. Неклассическая философия - совокупность разнообразных философских школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. до наших дней. Социокультурные условия формирования неклассической философии: ускоренное развитие экономики, в особенности промышленности; быстрый научно-технический прогресс; урбанизация. Основные направления: Иррационалистическая. - критической отношение к классическому рационализму; Социально-критическая. – ориентация на объяснение и изменение общества; Аналитическая. – ориентация на философско-методологический анализ науки; Экзистенциально-антропологическая. – ориентация на осмысление специфики бытия человека и места человека в мире. Исторические формы позитивизма: Классический позитивизм: Основные представители: О. Конт, Г. Спенсер. - критика традиционных философских проблем (о сущности мира в целом); - провозглашение достоверными тех знаний, которые основаны на опыте и которые формируются в рамках науки; - задача философии – классификация знаний отдельных позитивных наук, выявление общих для всех наук законов. Эмпириокритицизм: Основные представители: Э. Мах, Р. Авенариус. Принцип координации субъекта и объекта познания. Принцип экономии мышления. Неопозитивизм: Основные представители: Б. Расел, Л. Витгенштейн. Философия рассматривается как средство анализа языка науки, отделения научных положений от ненаучных. Все научные знания имеют эмпирическое происхождение, кроме логики и матем. Постпозитивизм: Основные представители: К. Поппер, Т. Кун. Предмет философии – история науки. Принцип относительности, историчности всех научных знаний. Приоритет анализа динамики научного знания, а не его структуры. Рассмотрение науки в качестве сложной системы. Марксизм Основоположники: К. Маркс, Фридрих Энгельс. Основная направленность философии – ориентация на анализ социальной реальности и перспектив ее переустройства. Материалистическое понимание истории; Ведущая сфера жизни общества - материальное производство; История человеческого общества - процесс постепенного прохождения различными сообществами ряда этапов, специфика каждого из которых определяется тем или иным способом производства. Иррационализм Разуму отводит чисто вспомогательную роль, его место занимают эмоциональные переживания, воля и интуиция. Философия иррационализма явилась своего рода ответной реакцией на несостоятельность классической философии в объяснении целого ряда социальных коллизий. Разум и наука ограничивает человека, подавляют, навязывают шаблоны или стереотипы. Философия ХХ века: основные принципы и направления (экзистенциализм, неопозитивизм, постпозитивизм). Базисные ориентации философии ХХ века: отказ от метафизики — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового) Экзистенциализм Основные представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю. Основная философская проблема – определение специфики человеческого существования. Основные принципы: Главный предмет философии – бытие человека. Его постижение возможно лишь путем переживания человеческого существования, а не рационально-логического анализа. Существование человека включает в себя два слоя: Неподлинное существование (существование человека среди других, где человек воспринимает мировоззренческие ориентиры общества, подчиняется навязываемым стандартам, становится «как все», теряет свою индивидуальность). Экзистенция (подлинное существование) – специфически человеческий способ существования в мире: человек постоянно должен делать себя человеком. Неопозитивизм Основные представители: Б. Расел, Л. Витгенштейн. Основные идеи: Философия рассматривается как средство анализа языка науки, отделения научных положений от ненаучных. Все научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики, которые являются результатом условного соглашения ученых. Постпозитивизм Основные представители: К. Поппер, Т. Кун. Основные идеи: Предмет философии – история науки. Принцип относительности, историчности всех научных знаний. Приоритет анализа динамики научного знания, а не его структуры. Рассмотрение науки в качестве сложной системы, неразрывно связанной со всей совокупностью социокультурных факторов. Реабилитация философско-мировоззренческой проблематики в качестве важного элемента построения научной картины мира. Философская мысль Беларуси: периоды, основные проблемы. Средневековый период (11-15 вв.) : К. Смолятич, К. Туровский. Происходит формирование элементов философской мысли на территории Беларуси, путем усвоения в интеллектуальной культуре греко-византийской патристики в результате принятия христианства из Византии. Особенности: Сущностью философской мысли выступает идея «мудрости» в качестве гармонического единства знаний, приобретенных в различных сферах действительности и помогающих человеку в выработке собственной жизненной позиции. По форме - заимствование византийской философии и ее основных ориентаций. Центральной проблема: человек и его взаимоотношений с Богом. Период Возрождения и Реформации (16 в.) Ф. Скорина, М. Литвин; Реформации: А. Волан, С. Будны. Философская мысль развивается под влиянием идей западноевропейской философии. Определяющее влияние имели идеи Возрождения и Реформации (радикальную трансформацию традиционной церкви, в результате чего возник ряд протестантских конфессий). Особенности: Неотделимость философии от других форм интеллектуальной культуры; Тесная связь ренессансных и реформационных идей; Преобладание проблем антропологии и социальной философии; Утверждение идей гражд. и полит. свободы в рамках шляхетского государства; Период Контрреформации (17 – первая половина 18 вв.) М. Смиглецкий, Л. Залусский Влияние доминирующих позиций католической церкви в результате движения Контрреформации (общеевропейского религиозного движения, направленного на восстановление позиций католической церкви в общественной и культурной жизни). Ведущую роль сыграли иезуиты. Возникает сеть средних учебных заведений, а также высшее учебное заведение. Возникли униатские и православные учебные заведения аналогичного типа. Особенности: Формирование академической философии, определяющим направлением которой становится неосхоластика (философская система, сформировавшаяся на основе переосмысления средневековой схоластики в качестве интеллектуальной реакции на идеи Возрождения и Реформации.); Тесная связь с религиозно-конфессиональной идеологией. Период Просвещения (вторая половина 18 – начало 19 вв.) Центром развития философских идей остается Виленская академия. Создается Полоцкая иезуитская академия. Определяющее влияние - идеи Просвещения. Особенности: Характер заимствования основных тем и идей западноевропейского Просвещения; Компромиссность и умеренность в критике социальной действительности и традиционного религиозного мировоззрения; Выделение философского знания вопросов логики и теории познания, методологии естествознания, а также социальной философии; Обоснование в социальной философии идей физиократизма – все явления социальной и духовной реальности объясняются на основе неизменных естественных законов природы. Период романтизма (20-50-е гг. 19 в.) Ю. Голуховский, А. Мицкевич Были закрыты Полоцкая иезуитская академия и Виленский университет – не осталось высших учебных заведений, происходит разрыв традиции систематического исследования философских проблем. Влияние идеи романтизма, а также немецкой классической философии. Особенности: Романтизм - общеевропейское культурное течение, возникшее в качестве реакции на кризис идей Просвещения. Основание - антропологический поворот. Проблемы: сущность человеческой личности, смысл человеческой истории, предназначение отдельных народов в истории. Период формирования национально ориентированной белорусской философии (вторая половниа 19 – начало 20 вв.). Ф. Богушевич, В. Ластовский, И. Абдиралович. На территории Беларуси отсутствуют высшие учебные заведения и систематическое исследование философских проблем. Философские идеи отражаются общественно-политической мысли. Особенности: Данный процесс происходит в рамках идеологии белорусский национальных организаций, белорусской литературе, периодической печати («Наша нива» и др.). Обоснование самостоятельности белорусской нации, ее языка и культуры; Утверждение о необходимости формирования национальной интеллектуальной элиты, которая должна стать источником пробуждения в народе национального духа. Период господства марксистско-ленинской философии (1920-1980-я гг.) В данный период возникает сеть высших учебных заведений, а также Институт Философии Академии наук. Официальное направление - марксизм-ленинизм. Особенности: Условно можно выделить два периода: 1) 20-40-е гг.: Формирование марксизма-ленинизма в качестве официальной идеологической системы; 2) 50-80-е гг..: Марксизм-ленинизм окончательно получает статус абсолютно истинного учения. |