философия экзамен. Понятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы
Скачать 93.49 Kb.
|
7. Постановка всех философских проблем. 4)Ранняя антич. Ф.: милет. и элейск. Школы,Гераклит,Пифагор,Демокрит.Стихийный материал-м,идеализм,диалектика. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес из Милета Ф выдв. идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все мн-образие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Фалес стоял на т.з. гилозоизма – воззрения, по кот. жизнь – имманентное свойство материи, сущее – само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное..По Ф. душа нечто спонтанно-активное, а бог есть разум мира.Приемник Фалеса Анаксимандр первым выдвинул идею бесконеч. миров. Первооснова-айперон – неопред. и бесконеч. субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконеч. начало недоступно чувст. восприятию, но постижимо разуму. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможн. Образов-я конкрет. реальностей. Анаксимен Первоначало-воздух,бесконеч.,легко изменяемое. Глав. вопрос “Из чего?”. положили начало вопросу происхождения сущего. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Ксенофан, Парменид и Зенон обратили внимание на устойчивость, сохранение вещей.Центр. понятие их Ф.-бытие(вечно,остается тождеств.)К. это нач. наз. Богом.Бог-субстанция мира.Бог=Космос.П. мир сводит к 2м началам:1-эфирный огонь,чист. свет,2-густая тьма,ночь.Из смеш-я 1 и 2->многообраз. Видим-го мира.З. поставил проблему конеч. И бесконеч.,проблему бесконеч. Делимости конеч-х вещей.говорил,что множ-ное бытие не сущ-т.Опровергал движ-е(в апориях Стрела и Ахилесс).К.: Земля появилась из моря.Раздел. знания:“знания по мнению” и “знания по истине”. Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: “над всем царить мнение». Парменид - провозгл. главенст. роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разгранич. истину основ. на рац. познании, и мнении, основ. на чувств. Восприят., кот. знакомят нас с видимостью вещей, но не дают знания их истиной сущности.. Пифагор (6 в. до н.э.)“Все есть число” - вот его исходная позиция.Пифагорейцы абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, матем. пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире повторяется через опред. периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других. Демокрит .Все состоит из атомов.Атомы неделимы,вечны,неизменны.Облад. абсолютной плотностью, отсутствие в них пустых промежутков. Соединение атомов образует все многообразие природы.Идеальное мыслилось наравне с матер-м– с единой субстанцией. Вселенная Д. строго подчинена принципы причинности: все возникает на каком-нибудь основании и в силу причинностиД. колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. Гераклит.Субстанция-огонь.Он всегда равен сам себе,неизмен.Г. утвержд.,что все есть обмен противополож-тей и что все происх.через борьбу.На основе борьбы устанав-ся гармония мира. Мир-упорядочен-й космос.Образ-е космоса происх.на основе всеобщ. Изменчивости явл-й,общей текучести вещей.Все течет,все измен-ся,нет ничего неподвиж.Движ-е свойственно всему существ-му.Вся природа изменяет свое сост-е.В одну и ту же реку нельзя войти дважды. 5)Расцвет античной философии:софисты и Сократ,филос. системы Платона и Аристотеля Софисты.Протагор “Человек есть мера всех вещей ”. Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение. Горгий в своем труде “О природе” доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. Пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Продик проявлял интерес к языку с т. з. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов.Сократ-его учение знаменует поворот от материальн. натурализма к идеализму.Строение мира, физ. природа вещей непознаваемы.Познать можно только себя самих, и через это - познать общество. С. поставил в центр своей Ф. человека и его сущность. Высшая задача знаний не теоретич., а практич. – искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. С. – основополож. диалектики (постижение истины в споре). Он впервые начал использ. индуктивные док-ва и давать общие определения понятий. По С., дурные поступки порождаются незнанием; никто не бывает злым по доброй воле. Знание – основа счастья и добродетели.Платон-Бытие-вечное, неизменное, недоступ-е чувств-му восприят-ю, постиг-е разумом. Бытие-множеств-но.П. наз. Мн-во бытий видами,идеями,сущностями.Раздел. действит-ть на 2 мира:мир идей(первич.) и мир чувст-х вещей(вторич.).Противопост-л идею(сущн-ть) вещам,явл-м.Ввел понятие материи-первич-й материал,то из чего дел. Все чувств-существ-е вещи.Материя бесформенна->может принять люб. форму. Объясн. единство мира идейс пом. понятия «Единого».Единое не есть бытие,оно бытие бытия и сост-ет усл-е возмож-ти бытия,т.е. идей.Истинное знание дает только мышление-независ-й от чувств. Воспирият.Процесс поним-я опред-ся П.как диал-ка,т.е. искусство вести усн. речь.Аристотель-ядром Ф.А. счит. онтологию – учение о сущем. Основа сущего – первая материя. Она принцип-но не опред., бесформен. и явл. лишь потенц. предпосылкой бытия. Она разлаг. на 4 элем.: огонь, воздух, воду и землю. Выдел. след. степени познания: ощущение, представ-я, опыт, искусство и наука. Предмет науки – общее, постиг-е умом. А. признавал 4 причины: 1. Материю или пассивную возможность становления, 2. Форму, действит того, что в материи дано лишь как возможность 3. Начало движения 4. Цель. Вся природа рассмат А. в виде последовательных переходов от «материи» к «форме» и обратно. Конеч источником всякого движения является бог – «неподвижный перводвигатель». Последняя цель науки по А. – определение предмета, а его условие –соединение дедукции с индукцией. 6)Общ. Характер-ка поздней античной Ф.:материалистич. Учение Эпикура, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм. Эпикур развивал идеи атомизма. По Э., во Вселенной сущ. только тела, наход-ся в пространстве, воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следуют из того, что иначе было бы невозможно движение. атомам присуща “свобода воли”, которая и определяет “непременное отклонение”.атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Из этого Эпикур делает вывод: “В необходимости нет никакой необходимости!”. Т.о. Эпикур выдвинул идею об объективности случайности.По Эпикуру “Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет” Жизнь и есть наибольшее наслаждение.Бог – существо бессмертное и блаженное. СКеПТИЦИЗМ-возник в период кризиса античного об-ва(4в до н.э.) Своей вершины С. достиг в работах Пиррона, Аркесилая, Карнеада. Продолжая традиции софистов первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия. Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное содержание Н. сводится к разработке диалектики платоновской триады - "единое","ум","душа". Основатель Плотин.Стоицизм просуществовал с 3 в до н.э. до 3 в. Ранние стоики: Зенон Китионский, Хрисипп. Поздние стоики 1-2 вв. Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий.Согласно Хрисипу существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий..Стоики особое внимание уделяли феномену воли: учение было построено на волевом принципе, на терпении.Развитие природы трактовали как все предопределено. Бог не отделен от мира, он душа мира, благодетельное провидение. Все имеет свой смысл – принцип всеобщей целесообразности у них.Ранние стоики в своих идеях о бытие исходили, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира – это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось как разная степень напряжения божественно-материального первоогня. Этот огонь превращается во все прочие стихии.Логос мира у стоиков отждествляется с Судьбой. Судьба есть Логос космоса. 7)Средневековая Ф.:общ. Характер-ка, основные теч-я и проблемы. Зарождение этого типа философии относится II-III вв. 2 основных этапа: патристика (со II-III по VIII в.) и схоластика (с IX по XV в.). В Ср. века назначение Ф. виделось в ее служении религии. Главн. предметами размышлений были Бог, душа, мир в их существенных взаимосвязях. Принципы этой Ф. выделим: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, ревеляционизм.Теоцентризм. В центре мировидения - Бог монотеистической религии - средоточие и исток всех ценностей: бытия, могущества, творческой силы, святости, добра, истины, красоты, любви. Все остальное бытие и благо - от него. Бог триедин. Креационизм. Бог - Творец, он создал мир из ничего, в начале творения были Божественная Воля и Божественное Слово - Логос. Провиденциализм. Бог управляет миром, история - исполнение Божественного предначертания. Персонализм. В соответствии с ним каждый человек - личность. Бог творит человека по своему образу и подобию, наделяет разумом, речью, свободой выбора, властью над природой. Дает каждому Душу и является ее Верховным Судьей. Ревеляционизм - принцип откровения. Бог открывает человеку свою волю, истины бытия; они запечатлены в Священном писании, авторитет которого основывается на Божественном. Спорные проблемы: «веры и разума», «доказательства бытия Бога», «универсалий».«Верую, чтобы понимать» - тезис Аврелия Августина .«Верую, ибо нелепо» - высказывание в духе Квинта Тертуллиана.Патристика- совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей I-VIII вв. 3 периода: ранняя патристика (Ориген, Тертуллиан), зрелая (Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит), поздняя. Схоластика – опред. тип фил-я, при кот. средствами чел. разума пыт. обосн. прин. на веру идеи и формулы. 3 этапа: 1)ранняя (11-12в.) – под влиян. идей неоплат. и Августина и представл. фил-ми Эриугена, Абеляр, Росцелин, Ансельм Кентерберийский. 2)классич. (12-13в.) – на смену плат. идеям пришел «хр-й аристотелизм». 3)поздняя (13-14в.). 8)Ранняя средневековая Ф.Апологетика и ее осн. Представ-ли:К.Тертуллиан и Ориген.Неоплатонизм Псевдо-Дионисия Ареопагита. Ранее Средневековье, просуществовавшее с рубежа I-IIвв. по VIII в., характеризуется борьбой патристики и гностицизма. Патристика – теологические и социально-философские учения отцов церкви, в которых истины Библии принимаются на веру. Гностицизм – первая христианская ересь, сторонники которой истины Библии не отрицали, но хотели их познать в поисках ответа на вопросы: «Кто мы?» «Что мы?» «Как возрождается?» «Зачем мы?». Таким образом, в раннем средневековье закладывается основная сквозная проблема этой эпохи: соотношение веры и знания. Самый ранний этап патристики получил название апологетики, для которой характерна высшая степень абсолютизации христианских догматов. Своеобразное кредо апологетики было выражено Тертуллианом (II-III вв.): верую даже тому, что разуму представляется абсурдным. Как полагал Тертуллиан, интуитивное, дологическое знание Бога дано душе. Пытаясь отрефлексовать это дологическое, разум расчищает к нему путь до тех пор, пора не натыкается на нечто предельное, о чем уже ничего нельзя сказать, на что можно только указать: вот оно, и оно есть. Бог как первая реальность обнаруживает себя именно таким образом. Поэтому в него можно лишь уверовать, уверовав одновременно и то, что предел познания положен Богом, «не желавшим, чтобы ты верил во что-то иное, кроме установленного Им, а потому не желающим, чтобы ты еще что-то искал». В правильности поисков Бога необходимо верить: если нет веры, нет и правильности, т.е. правила. Ориген — выдающийся систематический ум не только ранней, но и всей патристики, создавший первую стройную теорию философской теологии, основанную на лучших достижениях эллинской мысли и во многом сходную с учениями неоплатоников. Основы теории изложены в сочинении «О началах» (сохранилось в латинском переводе). В книге I речь идет о Боге как вечном источнике всего сущего; в книге II — о мире и его творении; в книге III — о человеке и его назначении; наконец, книга IV трактует об откровении и способах его постижения. Таковы "начала", первые принципы всякого исследования мира, а весь трактат является первым образцом цельного христианского вероучения, открывающим эпоху универсальных догматических систем. Во введении (в книге I) Ориген разъясняет свою методику исследования "начал". Истины веры делятся на существенные (важнейшие догматы, сведенные в Символы веры) и менее существенные (о которых, к тому же, в Писании сказано недостаточно четко или вовсе не сказано). В существенных истинах свобода мнений недопустима, тогда как по частным вопросам (касающимся преимущественно тварного мира) теолог волен полагаться на собственный разум Бог Оригена — сверхсущая и непознаваемая "монада", превышающая все, что в принципе можно о ней сказать. Лишь отчасти Бога можно познать по Его творениям. Сын Божий, — вечносущий Логос, Премудрость Божья, — подобен лучу света, исходящему из первоистока, и в потенции содержит в себе все мироздание. Логос есть как бы образ первообраза, его отражение. Но по отношению к тварному миру Логос — первообраз, "идея идей", и все вещи суть отражения Логоса, но не Бога-Отца. Логос, таким образом, является посредником между Богом и миром, и в Нем первоначальная монада развертывается во множественность. Святой Дух стоит за Сыном-Логосом в иерархии Божественных Ипостасей и пронизывает все мироздание. Первая Ипостась существует субстанционально, две другие — акцидентально. Ориген возрождает пифагорейско-платоническую идею предсуществования душ (II 8). Душа представляет собой нечто среднее между плотью и духом. Она способна приближаться к Богу и тогда становится умом, чистым духом, но может и отклониться к материи, чистому небытию. Таково свойство свободы выбора, которой наделены все разумные существа, и свобода есть единственная причина зла в мире. Зло же есть отпадение от полноты бытия к небытию (II 8; III 1 сл.) — здесь Ориген предвосхищает важнейший тезис неоплатоников. Ориген в чисто платоническом духе дает этике онтологическое обоснование. Конечная задача человека — спасение, "восстановление" и возвращение к Богу, что, по мысли Оригена, неизбежно и для всего мира. Таковы истины, которые разум должен извлечь из Писания. Дионисий (или Псевдо-Дионисий) Ареопагит (VI в.) с его трактатами «О божественных именах» и «О таинственном богословии». Основная мысль его «Таинственного богословия» - странность Бога миру, предполагающая парадоксальные высказывания о Боге. Он – Мышление и Жизнь, безымянен и достоин любого имени, даже такого, которое передает представление о Боге через телесность. Последнее, по его мнению, есть одна из важнейших возможностей богопознания, в котором участвуют все человеческие способности – чувственно-эмоциональные, рациональные, духовно-мистические, составляющие единый онто-гносеологический акт. Важнейшими ступенями к богопознанию являются покаяние, молитва, исповедь, приятие искупления. Погружение в Бога, осуществляемое с помощью специальной подготовки души, Псевдо-Дионисий называет очищением. После него «при полном бездействии познавательных энергий» возможно соединение человека с Богом. 9)Патристика и ее главный представитель Аврелий Августин:осн принципы и содержание его системы. Патристика- совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей I-VIII вв. 3 периода: ранняя патристика (Ориген, Тертуллиан), зрелая (Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит), поздняя. Главным делом патристики было создание и распространение христианского философского учения, утверждение его принципов Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и человеческое. Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; человеческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества. Августин Аврелий развил христианский платонизм. Центральная тема - человеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Основополагающая идея Августина: Бог - совершенная Личность и абсолютное бытие. «Верую, чтобы понимать!» 10)Схоластика как основная форма богословия позднего средневековья.Система Фомы Аквинского и проблема доказательств бытия Бога. Схоластика - ранняя (Ансельм Кентерберийский ), зрелая (Фома Аквинский) и поздняя (Уильям Оккам). Фома Аквинский - уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утверждение ценности единичного, индивидуального существования с его особым местом в общем строе. Фома Аквинский возвеличивает человека, утверждая, что ради него создан мир. По проблеме универсалий Фома Аквинский, следуя Аристотелю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие понятия существуют трояко: 1) до вещей (как образцы в уме Бога); 2) в вещах (как их сущности); 3) после вещей (в уме человека как понятия). 11)Проблема универсалий-как центральная проблема средневековой схоластики.Номинализм и реализм. Универсалии – общие понятия (краота, добро, зло, причина). Высшая универсалия – бог (в схоластике) а у Августина это – личность. Основу универсалий составляют философские категории Аристотеля. Такие как причина, цель, форма, содержание. Если патристика опирается на философию платона, телонизирует их, то схоластика в лице Фомы Аквинского опирается на Аристотеля, философия которого проникает в Европу через Испанию. Если арабские мыслители развивали естественно-научные труды Аристотеля – физику, психологию, то в схоластическом богословии на первом плане – логика и категории Аристотеля. В частности, в знаменитом комментарии к категории Аристотеля возникает спор об Универсалиях. Суть спора об универсалиях: Обладает ли общее (универсалии) объективным реальным существованием. Если да, то где. Существует ли общее или это иллюзия. Истоки проблемы – в критике идей Платона.(Лошадь я вижу а лошадность – нет). По вопросу о патологическом статусе общего существует два направления. Реализм и номенализм. Согласно первому, существует только общее. оно является мслями бога. Общие универсалии – мысли бога. Вещи – воплощение этих мыслей. Ансельм Кентерберийский. Второе течение – номинализм. Характерно для англичан. Вещи только единичный, фактически есть только имена этих вещей. Представители – Уильям Оккам, Дунс Скотт. Промежуточное время – концепутализм. общее существует в уме познающего человека ка результат его абстрагирующей способности – т.е. способности во многом единичном выделять общее. Это общее и будет составлять сущность данного класса предметов. Таким образом варианта решения споров об универсалиях три: Общее существует вне и до вещей. Общее существует в вещах как их сущность и извлекается человеком с помощью ума. Общее существует после вещей как некаяч иллюзия. Почему в средневековой схоластике стоит вопрос о бытие общего? Доказав сущность общего вне и до вещей, вы автоматическ доказываете что бог есть. |