философия экзамен. Понятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы
Скачать 93.49 Kb.
|
1. Достаточно высокий уровень развития материи пр-ва, требующий накопления знаний и обществ навыков, такие как земледелие, стр-во больших обществ зданий, создание достат сложной военн техники. 2. Такое соц-эк развитие общества, кот привод к разделению труда на умств и физ. Эти предпосылки складываются лишь при переходе к цивилиз-му типу разв-я, но наука склад далеко не во всех цивил. регионах. Научный стиль и способ мышления смог сложиться лишь в относит свободе мыслителей от религ норм. Относит свобода мышления в Гр, где наука рождается в едином комплексе с Ф. Первонач научн знание – знание научной филос-и. Специф черты Н как формы дух культуры: 1. Н – рез-т совокуп деят-ти челов-ва, их творч-ва, как практич, так и теоретич-мыслит. 2. Н занята поиском повторного, общего, закономерного. Поиск законов совершается: путем наблюдения и путем обобщения связей и отношений конкретных объектов. 3. Следствием поиска общего и т. д. явл специфическая формы реализации научных знаний: категории, законны, теории, гипотезы и технологии. 4. Наблюдение и поиск общего возможно лишь в условиях относ свободы мышления. Характерная черта Н сомнение, пост. изменение знаний, невозможность остановиться на месте. 5. Научное знание нос всеобщ, обязательный характер, т.к. оно подтверждается практикой: научными или практическим экспериментами, доказательствами, соц практикой жизни чел-а. 6. Научное знание треб док-в => носит объектив хар-р. Результат объективен, т. к. доказан опытом. Научн знаниее, сложивш в Европ рег достат поздно, стало глобал силой лишь при переходе к индустриализму способу пр-ва Европ Н, на кот основана тех-ка, станов-ся достоянием др рег-в и централ, ведущим эл-том обществ сознания не только Европы, но и др рег-в планеты. 14. диалектика как учение о развитии, всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Становление диалектических представлений в истории ф-ии. Развитие – одна из категорий Ф. – изменение определенного рода. Ф. имеет дело с категориями и законами. Категория – наиболее абстрактное и ёмкое понятие, отражающее целую предметную область. Основные категории Ф.: ▪сознание, ▪материя, ▪пространство, ▪время, ▪отражение, ▪общество, ▪познание, ▪Ч. Есть, однако, ряд категорий, в которых отражаются не столько классы предметов, сколько связи между предметами. Это прежде всего категории диалектики: общее – единственное, причина – следствие, содержание – форма, необходимость – случайность, возможность – действительность, сущность – явление, целое – часть, система – элемент. В античной Ф. философы эллейской школы (Парменид, Зенон) пытаются абсолютизировать постоянство, неизменность, неподвижность, устойчивость. Бытие неподвижно. Их оппонент – Сократ – истина в споре. Но диалог с тех пор понимается не только как способ достижения истины. Со времён Сократа установился взгляд на мир как на нечто постоянно изменяющееся, текучее. Гераклит: «всё течёт, всё изменяется». Метафизическая Ф. – взгляд на мир как на неподвижный, попытка рассмотреть явление вне связи с его средой. С 19 в. диалектика – отдел Ф., который исследует связь и развитие явлений. Содержание диалектики – категории, законы и само понимание развития. Развитие имеет 2 характеристики: необратимость направленность (цикл/прогресс/регресс) Для понимания сущности развития нужны ответы на 3 вопроса: 1. В чем причина, источник развития? 2. Как совершается развитие? 3. Какая из 3-х направленностей ведущая?. Ответы на эти вопросы дают законны Диалектики! Закон - наиб существенное, повтор-ся, необх связь явлений, объектов, состояний. Законы бывают: З. Функционир, З. развития, З. конкрет областей бытия, статистич – в квант физике, динамич- в мех-ке макротел. Законы Д- универсальные, действ во всех сферах бытия. Если связь явлений реализ через категории Д, то развитие исслед-ся на основе законов Д. На ? «в чем источник развития отвеч I закон Д: «Закон единства и борьбы противоречий» (Гегель). Осн категории закона: различия, тождества, противополож-ти, противоречия. Любое явление содерж в себе противопол стороны. Источник развития нах в самом объекте. II закон Д:» Закон перехода колич изменений в качествен и обратно». Категории: качество (внутр опред-ть вещи, ее отличие от др), количество (простр врем хар-ка вещи, выр в их кол-ве, протяж-ти, величине) Единство кач-ва и кол-ва- мера. Когда же мера превзойдена происх переход в нов кач-во - скачок- перерыв постеп-ти, переход к нов кач-во. Скачки: 1. медлен- эволюц, 2. быстрые- революц. Хар-р скачка завис от природы объекта в жив природе. В чел жизни возможны только эволюц скачки. В нежив- и эволюц и революц. III закон Д: « Законотрицания отрицания» ( в общем виде сформулир Гегелем) Любое явление- тезис- нечто сущ-щее. Это явление прих к самоотриц-ю – смерти- антитезис, но все положит, что в нем накоплено не исчезает бесследно, а сохр и в снятом виде сохр в синтезе, поэтому развитие- есть спираль, разворач кверху. Этот закон показ, что повторение и регресс- необх моменты, без кот не сущ прогресс развития. Но это утв-е ф-фов оспарив естествоиспыт-ми, счит что в жив природе преоблад цикличность. Категории Д: 1. формы чел мышления, 2. формы логич выделения связи различ объектов и состояний,3. категории явл парными не случайны, разрывать их нельзя, прих-ся лавировать. Общие категори Д: «общее- единич», «причина- следствие», «необх-ть- случ-ть», «содержание- форма», «возм-ть- действит», «сущ-ть- явление». В них отраж не столько классы предметов, сколько связи м/у ними. 15. Основные принципы, законы и категории диалектики. 1 Закон Д: «Закон единства и борьбы противоречий» (Гегель). . В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Осн категории закона: различия, тождества, противополож-ти, противоречия. Любое явление содерж в себе противопол стороны. Сущ-ние любого объекта с 1 стор- есть единство противопол сторон, тоже время различ стороны эл-та взаимодейств м/у собой и в силу различия этих эл-тов в их сущ-нии дело дохоит до конфликта разл сторон, разреш-ся путем перехода в нов сост-е. Т.о. источник развития- не только различие раз сторон, но и их вздействие. Источник развития нах в самом объекте. II закон Д:» Закон перехода колич изменений в качествен и обратно». Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Категории: качество (внутр опред-ть вещи, ее отличие от др), количество (простр врем хар-ка вещи, выр в их кол-ве, протяж-ти, величине) Единство кач-ва и кол-ва- мера. Когда же мера превзойдена происх переход в нов кач-во- скачок- перерыв постеп-ти, переход к нов кач-во. Скачки: 1. медлен- эволюц, 2. быстрые- революц. III закон Д: « Закон отрицания отрицания» ( в общем виде сформулир Гегелем) определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую Категории Д: 1. формы чел мышления, 2. формы логич выделения связи различ объектов и состояний,3. категории явл парными не случайны, разрывать их нельзя, прих-ся лавировать. Общие категори Д: «общее- единич», «причина- следствие», «необх-ть- случ-ть», «содержание- форма», «возм-ть- действит», «сущ-ть- явление». В них отраж не столько классы предметов, сколько связи м/у ними. 16.Принцип детерминизма, его основные формы и категории: причинность, необходимость, случайность и свобода. Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуславливают друг друга Отрицая объективный характер случайностей, он ведет к фатализму. Детерминизм - методолог принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определ, так и вероятностную природу. Чел воля рассматривается детерминизмом как автономная сила, своб в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости . Необходимое и случайное. “Чему быть, того не миновать”,. В подобном утверждении отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность. Случайные явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся необходимыми. Не все, что возникает, возникает по необходимости. Если необходимость выражает лишь существенные связи, тенденции, то на жизнь каждого индивидуального влияют и существенные, и множество иных связей и тенденций. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах и отношениях объекта Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может и иначе. Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя .Необходимость – это такое развитие явления, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существующих свойств, взаимоотношений этих явлений. Причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени. 17.Особенности и роль основных законов диалектики в процессах развития. Развитие – одна из категорий Ф. – изменение определенного рода. Ф. имеет дело с категориями и законами. Категория – наиболее абстрактное и ёмкое понятие, отражающее целую предметную область. Есть, однако, ряд категорий, в которых отражаются не столько классы предметов, сколько связи между предметами. Это прежде всего категории диалектики: общее – единственное, причина – следствие, содержание – форма, необходимость – случайность, возможность – действительность, сущность – явление, целое – часть, система – элемент. В античной Ф. философы эллейской школы (Парменид, Зенон) пытаются абсолютизировать постоянство, неизменность, неподвижность, устойчивость. Бытие неподвижно. Их оппонент – Сократ – истина в споре. Но диалог с тех пор понимается не только как способ достижения истины. Со времён Сократа установился взгляд на мир как на нечто постоянно изменяющееся, текучее. Гераклит: «всё течёт, всё изменяется». С 19 в. диалектика – отдел Ф., который исследует связь и развитие явлений. Содержание диалектики – категории, законы и само понимание развития. Развитие имеет 2 характеристики: • необратимость • направленность (цикл/прогресс/регресс) Для понимания сущности развития нужны ответы на 3 вопроса: ●источник развития? ●как совершается развитие? ●какая из 3х направленностей ведущая? Ответ на эти вопросы дают законы диалектики. 18. Природа как предмет философского осмысления. Космизм, биологизм, органицизм и эколго- демографические проблемы современности. Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук. Понятие "природа" в значении сущего в целом, космоса сыграло важную роль в развитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждении философских проблем оно обрело после осознания важности таких противоположностей, как "природа - культура" и "природа - дух". ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1)Особенности формирования,основные направления,школы и категории древнеиндийской Ф.:Упанишады,Джайзидизм,Буддизм. Зарожд. В 6в. До н.э. в таких цивил-х как Др.индия,др.китай,др,Греция.В Индии Ф. развив-ют 2 высшие касты:брахманы и кшатрии.Общим теорит-м источником Ф. на Вост. И на Зап. Выступ. Мифология.В Индиитакой источник-ВЕДЫ.Треть Вед впервые нач. решать фундамент-е Ф. вопросы. С самого начала Ф. ориентир-на на религию.Развитие индийской философии можно разделить примерно на 6 главных этапов. Доисторический и мифологический – эпоха первобытных верований. Эпоха вторжения дравидов (2000 г. до н.э.) Ведический период (1500 до 700 до н.э.), когда были составлены Веды. Эпический период (800 – 200г до н.э.), Эпоха сутр, 400 – 500 г. до н.э., Сутр – речения, которые легко заучивать. Эпоха толкований (400 – 1700), когда основные школы формируются на основе тщательных толкований различных сутр. Главной фигурой здесь становиться Санкара.? 5 индуистских школ: 1.Ньяя (основатель Гаутама) .Отстаивала строго логические правила суждения. (Ньяя – определение верного слова). В действителности они занимались в основном, самим познанием 2.Вайшешика (Канада).Утверждала, что физическая реальность состоит из невидимых, неразрушимых атомов. 3.Санкхья (Капила).Отстаивала дуалистическую концепцию Вселенной. Отделение истинного Я, от того, каким оно кажется. 4.Йога.Эта школа считает двигателем вселенной персонального бога. Разработанная йогой система медитации – это реальный практический путь к достижению Просветления.). 5.Веданта. Означает “окончание Вед”, Адвайта – монизм, согласно которому реальность едина и неделима. Все, что существует есть Бог. Джайнизм. Эта школа была основана Вардхаманом Махавирой (599-527 до н.э.). В основе ее абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия, или Ахинса. Все души равны и, следовательно, должны быть в равной мере защищеныБуддизм. Буддистское учение основано на том, что называют 3 Алмазами буддизма: Будда, Драхма и Сангха. Жизнь самого Будды – это первый алмаз, и история поисков им истины. Будда жил с 536 по 476 г до н.э. и в конце жизни достиг Просветления, сидя под деревом. Его пробуждение привело ко второму алмазу – Дхарме. Тритий алмаз, Сангха – это в сущности сама буддистская организация, монастырь. Это способ регуляции веры. 2)Основные школы и понятия древнекитайской философии:даосизм,конфуцианство Нравст.-полит. социальн. Хар-р Ф.Источники-пятикнижье(книга перемен,кн.истории,кн.песен).Можно разд. историю Ф Китая на три главн. фазы: Древний период (до 200 г. до н.э.), большое количество школ соперничающих. Конфуцианство, даосизм и начало буддизма. Неконфуцианство (960 – 1912): реакция на буддизм, возрождение конфуцианства. Главн. Теч.–даосизм и конфуцианство. Они постоянно противореч. и взаимодейств. Даосизм – единство бытия и небытия. Главные школы: 1.Школа ЖУ (конфуцианская) вела свое происхождение от книжников2.Инь-ян развивалась космологами3.Моизм- связан с войнами4.Представители даосизма произошли от отшельников5.Школа мин (школа имен)6.Школа легистов В дальнейш. уходят от природы,остается лишь школа даосизма,остальные 5 шк уходят в соц.-полит. сферу. Школа инь-ян, основ. на двух принципах, кот. Управ. Вселенной. Инь и янь. Они оба постоянно взаимодейств., чтобы создать все существующее.ЖУ – школа книжников. Конфуций (552-479 до н.э.)..Центр. принципы-Ли(ритуал) и Фа(система запретов) Для конфуцианцев существовало 3 главных принципа: 1)жэнь, человеколюбие (доброта, праведная жизнь)2.Ли, этикет (правила)3.Чжи, праведность (надлежащее поведение) Школа имен. Эти философы интересовались значением имен. Поиск универсалий, или то, каким образом в языке обозначаются явления. Школа Моизма. Основанная на работах Мо-цзы. Мо критиковал Конфуция. Философия Мо была практичной, общедоступной формулой – “давайте возьмемся вместе”. Фа-Цзя, или школа легистов. Данная школа отстаивала права закона. Школа ДАО. Даосизм, или дао-цзя – школа пути и его силы. “ Слово “Дао” означает “путь”.Эта сила которая управляет Вселенной. Истинное знание есть знание основы вещей, путь Дао. Одна из главных тем даосизма – это идея у-вэй, или “недеяния”. 3)Античная философия:общ. характер-ка, осн. этапы и школы, глав. Ф. Проблемы. С кон.7в-6в до нэ Причины возникновения в Греции:1.Греция конгламерат гос-в=> нет центр. Власти 2.Нет единой церкви (разные культы) 3.сплетённость науки и философии периоды: греч натурф-фия (досократический п-од)-7-5в днэ классич. п-од (афинская школа) – 5-4вв днэ эллинистический п-од – 3в днэ-1в нэ Римская Ф. – 1-5 в нэ Основные черты античной Ф: 1. Складывается в результате взаимодействия мифологии и научных способов мышления 2. Для мифологии греческого мира характерен космоцентризм. Основная фигура мифов – космос (возникший из хаоса). 3. Пантеизм – множественность Богов. 4 Ф и наука еще не разделились. 5. Политический плюрализм => множество школ, подходов(сенсуализм,скептицизм итд) |