Главная страница

Шпаргалка. Понятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы


Скачать 413 Kb.
НазваниеПонятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы
АнкорШпаргалка.doc
Дата11.03.2017
Размер413 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпаргалка.doc
ТипДокументы
#3640
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

Манихейство – дуализм добра и зла. Манизм – зла нет, зло есть уменьшение добра. Волюнтаризм – воля первичной веры.

В трактате о троице 3 абсолютных истины: 1. Если я знаю, что существую, то знаю и то, что имею это сознание. 2. Если дух самого себя ищет, дабы познать себя и воспламеняется искажением, то следовательно любит себя. 3. Мы существуем, любим наше бытиё, самосознание этого бытия.

У Декарта мыслю, значит существую.

Агапе – люди делятся на 2 типа: любовь к себе до отрицания бога и наоборот.

16. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм и рационализм – проблема метода познания. Направление, называемое эмпиризмом, переводится как познание. Основоположник – Фр.Бэкон. Его лозунг – знание – сила. Кроме Бэкона эмпиристом был также Тома Гоббс. Бэкон считает, что знание должно приносить результат, пользу. Знание ради пользы. У Бэкона – утилитарная концепция истины: То, что в знании наиболее истино, в действии наиболее полезно и наоборот. Против схоластического разделения в теории двух истин. Главный объект познания – периода. Знание природы дает истину. Критерием истинности выступает опыт. При этом, знание человека Бэкон подразделяет на два уровня: 1.Опыты плодоносные – прикладное знание, имеющее быстрый практический эффект.2.Опыты светоносные – фундаментальные знания.

Задача философии и науки – открытие новых истин, усиливающих господство человека над природой. Задача великого восстановления наук. В основе восстановления – классификация наук по принципу трёх способностей человека.

  1. Память – она формирует историю.

  2. Воображение – формирует поэзию, пожтическое знание.

  3. Разум – формирует философию или науку – обобщенное знание.

Главным методом внутри эмпиризма Бэкон считает индуктивный метод, опытно-индуктивное исследование природы. Суть метода в постепенном обобщении и образовании новых понятий на основе истолкованных фактов. Анализируя различные методы познания, Бэкон метафорически обозначает их как три пути: муравья, паука, пчелы. По его мнению самый лучший синтетический метод – путь пчелы. Использованию нового метода мешают четыре вида препятствий, предрассудков, идолов, которые препятствуют достижению знания. Идолы:

1.Идол рода – предрассудки, человекообразность знаний.

2.Идол пещеры – индивидуальные особенности конкретного человека.

3.Идолы площади – разные формы.

Проблема языка – ключевая в развитии философии.

Номенализм – имя. Номенализм – источник эмпиризма. От частных, единичных предметов мы идем к общим именам. Реализм исзодит из реального бытия. Есть источник рационализма.

4.Идолы театра - вера в авторитеты.

Эти четыре идола затуманивают истину.

17. Проблема субстанции в ф-ии Нового времени: монизм и дуализм.

Субстанция - единая всеобщая самодостаточная первооснова бытия. 2 начала, субстанции: 1. Протяженная. 2. мыслящая. Природа - ни в чем не нуждается, т.к. бог ни в чем е нуждается. Бог = субстанция = Природа. Природа имеет причину внутри себя (саморазвитие).2 типа природы: творческая и сотворенная. Субстанция имеет атрибуты и модусы (вещественное проявление). Атрибуты субстанции - без них она не может. Атрибуты: протяженность, мышление. Проявляется и в природе и в человеке. При этом согласно Спинозе не сущ. свободы воли, т.к. воля и разум это одно и тоже. Постольку и субстанция, а следовательно и природа является причиной самой себя. Субстанция есть причина самой себя – Спиноза. Пантеизм Спинозы имманентно имеет материалистическую окраску. Бог выступает как некая аналогия. Согласно Спинозе существует два уровня природы – порождающая – производящая и порожденная – натуро натурато.

Наряду с перечисленными принципами панлогизма и пантеизма, Спиноза характеризуется как жёсткиё детерминист – определённость. Нет случайности, есть только противоположность или необходимость. Абсолютная свобода бога совпадает с его абсолютной необходимостью в силу его самоопределения. Отсюда и понимание свободы человека в мире как познанной необходимости. Таким образом, в системе онтологии Спинозы главное понятие – категория субстанции, она отождествляется им с богом и природой. Эта субстанция имеет атрибуты и модусы. Атрибуты субстанции – её неотъемлимые качества и свойства. По Спинозе их два:

1.Мышление.

2. Протяженность. Без них нет субстанции. Протяженность – материальная, порожденная сторона. Мышление – порождающая.

Модусы субстанции (модальность у Канта) - случайные несущественные проявления субстанции, трансформации субстанции, единичные вещи.Субстанция самоограничивает, самодетерминирует себя, порождая мир единичных вещей. Самоопределение, самоограничение есть отрицание. Сао определение – произвольное ограничение. Гносеология Спинозы рационалистична. Существует как он говорил три рода познания:

  1. Чувственное – смутные идеи, связанные с воображением.

  2. Абстрактное – интеллектуальные идеи. С их помощью достигается ясность, а, соответственно и понимание.

  3. Интуиция – синтез первых двух – наиболее общие идеи.

Достиается целостная картина мира.

Лозунг Спинозы:

1.Не смеяться, не плакать но понимать.

2.человек свободный ни о чем так много не размышляет как о смерти, и в этом заключается его свобода.

Абсолютной свободы не сущ. Она совпадает с разумом.

Наиболее ярким выражением Панлогизма Спинозы выступает его произведение Этика. Написано геометрическим способом – способом теорем и доказательств. Бэкон, Гоббс, Локк – эмпиризм, сенсуализм.

ИЛИ

Учение Декарта развил нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Монизм (один-единственный) – философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа.

Философов признающих существование двух самостоятельных субстанций называют дуалистами (от лат. Dualis – двойственный). Дуализм наиболее характерен для философии Канта и Декарта. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма. Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях – протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций – духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами – мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение – модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте. Т.о. духовный мир есть нечто врожденное.

Монизм (от греч. monos- один, единственный) – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Все разновидности материалистического и идеалистического являются различными разновидностями монизма. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм учение о всеединстве. Наивный монизм, первовещество вода Фалес. Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).

18. Политическая ф-ия Т. Гоббса и Д. Локка.

ТОМАС ГОББС.

Работы – О гражданстве (1642), Левиофанн (Чудовище-1652) В этом произведении государство – социальное чудовище. И другие работы.

Гоббс – последователь материалистической философии, считал что материя первична, неизменна. Единичные вещи – её временные конечные определения. Будучи материалистом, Гоббс является и крупнейшим математиком своего времени. Высшим критерием истинности и строгости является математика. Именно она открывает необходимость. Гоббс – родоначальник сенсуализма – есть только то что я ощущаю, также он – родоначальник теории истины. Истина как соглашения. Кроме того, Гоббс – основатель теории социального контракта. Он – родоначальник номеналистической модели языка. Слова, по его мнению, одно и то же с понятиями. Например – слово стол и понятие стол. Слова – имена вещей. Процесс познания – имена метки надо преобразовать в имена знаки. Дефиниция – высший критерий истинности. Аристотель: Истина есть свойство вещей. Гоббс – истина не столько свойство предмета, сколько свойство суждения о предмете. Чем точнее определение, тем мы ближе к истине. Противник и антипод Гоббса Декарт высшим критерием истинности считал интуицию.

Гоббс заменяет интуицию дефиницией. Гоббс – автор экономического и политического либерализма. Он продолжает линию Платона и макиавелли, согласно которой, граждане существуют для государства, и высшая цель индивидуумов – создание такого государства. Высшей ценностью обладает индивидуум, для которого формируется государство. Это линия Аристотеля.

  1. Догосударственное или естественное состояние. Состояние абсолютной свободы.

Побеждает сильнейший. Отсутствие нравственности, морали, собственности. Люди начинают договариваться чтобы выйти из состояния войны. Согласно Гоббсу, люди договариваются создать некий нейтраьный орган, институт, и договариваться с ним о степени своей свободы за личную безопасность. Таково представление этого философа о взаимоотношении людей с государством. У Локка, например, люди имеют право на частную собственность, инакомыслие, труд, личную жизнь, а у Гоббса государство монополизирует власть, и это есть источник последующей авторитарности, тоталитарности. У Локка – знаменитый принцип разделения властей с целью их взаимного контроля. Деление на исполнительную, судебную и законодательную власть.

Джон Локк 1632-1704 гг. Опыты о человеческом разуме. Локк – крупнейший мыслитель переходного периода нового времени. Джон Локк – Английский материализм. Деистический материализм Дж.Толланда и Энтони Коллина (первичные качества). Джон Локк – субъективный идеализм и солепсизм (единственный=солис) Дэвид Юм, Дж. Беркли. Согласно солепсизму, в мире существует только одна реальность – моя субъективная реальность. Можно добавить сюла и скептицизм Юма.

Локк – материалист и сенсуалист в философии. Формула сенсуализма: Ничего нет в уме, пока нету в чувствах. И онтология и гносеология Локка имеют внутренний двойственный характер. Согласно Локку, материальная природа первична. (Англичане – все номиналисты). И первичными в сознании выступают единичные вещи, которые обладают двумя уровнями качеств – первичными и вторичными. Первичные качества объективны, присущи самим вещам – величина, форма, объем, протяженность, движения частиц внутри вещи. Эти вещи существуют вне человека, но, наряду с ними, вещи обладают и вторичными качествами, которые становятся присущими вещи именно в процессе её восприятия человеком. Цвет, запах, вкус – наше субъективное восприятие данной вещи. Вторичные качества больше зависят от того, кто воспринимает вещь. Яблоко – комплекс наших ощущений. От яблока – переход к миру.

Сознание – высшая форма психического отражения.Это отражение внешнего мира. Сознание – это свойство высокоразвитой материи отражать мир с помощью чувственных восприятий.


19.Субъективно - идеалистические представления Дж.Беркли и Д. Юма.

Дж. Беркли (1683-1753) - англ.философ, продолжавший сенсуалистическую традицию в европейской философии, начатую Бэконом и продолженную Гоббсом и Локком. философская концепция Беркли была направлена на опровержение материализма. Беркли отрицал существование материи. Свою аргументацию строил исходя из отрицания предложенного Локком деления качеств на первичные и вторичные. По мнению Беркли м\у этими качествами нет особой разницы, т.к. они все даны нам как ощущения −> окружающие нас вещи есть не что иное, как комбинация этих ощущений. Высказав это суждение, Беркли фактически отрицал существование объективного мира, мира, существующего независимо от сознания и восприятия. С его точки зрения, чувственные ощущения явл. единственной доступной человеку действительностью. Обязательным условием сущ. воспринимаемого мира для Беркли было наличие воспринимаемого субъекта. Бог занимает в его концепции заметное место. Именно он оказывается гарантом сущ. - я мира, он обеспечивает, что разные люди имеют одинаковые чувства. По его мнению, даже в том случае, если все воспринимаемые объекты исчезнут, а все единичные вещи будут продолжать сущ. - ть, т.к. сохранятся в сознании бога и в качестве суммы идей −> будут продолжать восприниматься им.

близок к Беркли и англ. Философ Дэвид Юм (1711-1776). Основываясь на идее Беркли о том, что мир представлен человеку как ощущения. Он пришел к выводу, в соответствии с которым невозможно точно решить вопрос, сущ-ет ли мир в действительности. Восприятия, в конечном счете, не сближают нас с внешним миром, а отдаляют от него, а потому о реальном и внешнем мире мы ничего не можем сказать.

Юм предположил психологическое основание для фил-ии всех наук, кот. изучают продукты психической деятельности. Юм отрицал существование причинности. Из того, что одно следует за другим, нельзя вывести, будто одно явл. причиной другого.

20.Общая характеристика, национальные особенности и осн. принципы ф-ии. Просвещения.

Термин Пр. в1ые употребился во Франц. Вольтером и Гредером в Герм. Гегель: Пр.-рационалистическое движение 18го века в области культурной и духовной жизни, основанное на отриц. существующего способа правления, государственного. устройство и судопроизводства, религии, искусства и морали. Характерные черты: 1.культ разума -вера в чел. Разум, кот. призван признавать прогресс (вместо христианства ввод. куль разума). Защита научного познания, как орудия преображения мира и постепенного улучшения жизни; 2. отказ от догматических метафизических систем, не поддающихся фактической проверке. Сам разум понимается, ограничено просветителями; 3. борьба с суевериями позитивных религий. (Вольтер раздавить католич. церковь) Деизм -религ. -фил-ое направление, согласно которому Бог сотворив мир, не приним. в нема никакого участия (родоначальник Чербери); 4. Борьба против сословных привилегий и тирании (теория естественного права: на жизнь, свободу, част. собственность) а в сред. век.: божественное право. 5. неоклассицизм: архитектурара д.б. функцион-ой, без излишеств, согласовать красоту и функц-ть. В нек-х странах проявля.тся национ-ые особен-ти, что отражается в характере Пр. Родина Пр.-Англия. Основопол-к Локк. В Англ. События опереж. мысли, а во Франц. наоборот, поэтому там написано так много произведений. Англии характерен деистич-й материализм, берклиантсво, юмизм, фил-я здравого смысла. Во Франц. вольтерианство, руссоизм, материализм. В Англ. Толланд, Коллинз развивали деизм, критиковали существующую веру.

21.Французское просвещение: деизм, атеизм, натурфилософия и революционный радикализм.

Самое радикальное – французское. Именно французы были теоретиками французской буржуазной революции. Свобода, равенство, братство – лозунг этой революции. Лозунг просвещения – имей смелость пользоваться собственным разумом. Он нужен всем. Лозунг Знания – сила направлен не на природу, а на человека. Раннее просвещение рационалистично. Главные проблемы философии смещаются с человека на общество. Эпоха нового времени утверждала ярко выраженный либерализм, а просветители – утопический социализм. Свобода – необходимое условие, цель существования человека. Во Франции формируется прогресс. Прогресс – направленное развитие от простого к сложному. Заслуга просветителей – в констатации прогресса, но при этом они не могли объяснить причины и механизмы прогресса. Жак Тюрго, Жан Кондорсе, Клодт Анри де сен Симон.

Дезм – бог создает мир и уходит. Деистические взгляды во Франции переходят в воинствующий атеизм. Вольтер – раздавить гадину. Революция пожирает своих детей. Старшее и младшее поколение. Вольтер, Руссо. Умеренный деистический материализм. Монтескьер написал свой знаменитый трактат о духе законов и одним из перых сформулировал идею социально-географического детерминизма, согласно которому развитие общества связано с географией. Жан Жак Руссо сформулировал новую идею. Главный источник – частная собственность. Призывают к её уничтожению. Однако наиболее радикальным и воинствующим было направление энциклопедистов. Дени Дидро. Кондильер – знаменитый сенсуалист. Согласно Лапласу, если бы существовал такой ум, который изначально знал бы все исходные условия, то для такого ума не существовало бы ни прошлого, ни настоящего ни будущего.

Он недостижим. Французский материализм эпохи просвещения.

  1. Механицизм.

  2. Метафизичность – недиалектическое понимание – развитие.

Игнорирование вопроса об источнике. Немецкое просвещение.

Разум как критерий истинности – Декарт. Фидеизм – принцип религиозной веры.

22. Немецкая классическая философия: общая характеристика фил-х систем Канта и Гегеля.

Немецкое просвещение выступает за объединение, единого центр. гос-ва. Развивается на стыке эпох и завершает Ф. Нового времени. В Германии 18 в. – век феодализма; не везде отменено крепостное право. Но одновременно в духовной жизни Германия шла вровень с европейскими странами.

2/2 18 в. – «духовная революция», начало 19 в. – уничтожение остатков феодализма и переход к буржуазному образу жизни (благодаря завоеваниям Наполеона). Раздробленность Германии пошла на пользу ее народу: Самостоятельные властители малых государств уделяли большое внимание правовому воспитанию народа и его грамотности, Образованные слои впитывали французскую и английскую Ф. => Ф. Гердера, Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга и Фейербаха - классическая. Для НКФ характерен преимущественный интерес к проблеме Ч. Осмысление других проблем базируется на понимании Ч. НКФ развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной и художественной мысли. Существенную роль в ее развитии сыграли достижения естествознания и общественных наук. На первый план выдвигается идея развития как теория и метод познания действительности.

Кант: немецкий классический идеализм. Родоначальником немецкого просвещения и классической философии является Э.Кант. Жил 1724-1804 года. Основатель немецкой классики. Лозунг Канта: Имей смелость пользоваться собственным разумом. Кант – ученик и последователь Кристиано Вольфа – философа популяризатора Лейбница. В период жизни Канта формируется эстетический романтизм – альтернатива господствующему рационализму. Философия Канта – поворотный момент в развитии философствования. Он – родоначальник немецкого классического идеализма. Стоит у истоков диалектики. В философии Канта два периода: 1. Докритический – период механического материализма или догматизма. Дэвид Юм разбудил Канта от догматического сна. Кант совершает Коперниканский переворот, формулирует гипотезу Кнта-Лапласа о естественном происхождении нашей солнечной системы. (Вселенная состоит из облаков, в-во их неуничтожимо, а все вещи – сгустки этого вещества). Исходят из атомарной модели. Вещество лишь в разных формах. В первый период Кант – последователь Вольфа. 2. Второй период начинается с трёх знаменитых вопросов: 1.Что я могу знать – критика чистого разума (не отягощенного опытом). 2.Что я должен делать 3.На что я могу надеяться. На второй вопрос отвечается: нужно чтобы другой человек был целью и никогда следствием. +Критика способности суждения. Синтез этих трёх вопросов даёт главный вопрос Канта: Что такое человек и чем он может стать.

Гегель: Завершает развитие идеализма в нем. классической фил-ии. исходное понятие его ф-ии - абсолютная идея (это разум, мышление, но не отдельных людей). Философ-идеалист, заложивший основы философской диалектики нового времени. “Наука логики” исследует логич. понятия, категории и законы и дает первые образы филос-ой картины мира. Основа мира “абсолютная идея” или “мировой дух”. “Абсолютная идея” “отчуждает” себя в природу и создает все формы жизни. В природе нет раз-я, а есть повторение. Природа порождает Ч. Общ-во развивается постепенно. Все народы: исторические (вносят вклад в разв-е чел-ва) и неисторические (“удобрение истории”) Цель мир. духа = цель Ч. – самопознание. Ступени познания мирового духа: а)низшая – религия; б) средняя – мораль, ис-во, право; в)высшая – ф-я. Диалектический метод Гегеля исходит из того, что всё в мире развся от низшего к высшему.

Диалектика Гегеля

Диалектика – учение о связи и разв-е всех явлений и мира в целом. Особенности: Гегель развил диалектич. идеи Гераклита, Сократа и Лейбница и разработал их в форме законов и категорий диалектики.

Наполнил фил. формы и категории новым фил. содержанием; разработал категории: явление – сущность, возмож-ть и действ-ть. Сформулировал в общем виде и показал универсальность законов диалектики:

“Закон единства и борьбы противоположностей”, “Закон перехода колич изменений в качест-е”, “Закон отрицания отрицания” (развитие идет от простого к сложному). Диалект. разв-е – способность мир. разума , которая наиболее ярко проявляется в логике, мыслительной деятельности.

23. Основные идеи и принципы гносеологии и этики Канта.

Познание есть отношение между субъектом и объектом. Истина есть момент тождества субъекта и объекта. S≡O. ≡ Знание, а сама формула – истина. Истина – когда наше знание совпадает с объектом. Таким образом, истина есть тождество субъекта и объекта в форме знания. Центральной проблемой гносеологии до Канта выступала природа – объект. Беркли – Знание-Сила. (Имелось Ввиду знание природы). Кант же меняет ситуацию – теперь природа крутится вокруг субъекта. Главные вопросы второго периода работы и жизни Канта – выяснение границ познавательных способностей субъекта. Сам субъект имеет возможность с помощью априорных форм познания формировать объект из сырой материи – формировать объект своего познания. Априорные формы познания по Канту.

Диалектика – наука о развитии, всеобщей связи, взаимной обусловленности явлений природы, общества и мышления (познания). Развитие – это упрощение или усложнение, возникновение нового качества. Развитие – переход количественных изменений в качественные и наоборот. Количественные изменения не затрагивают сущности, а качественные затрагивают.

У Канта два уровня бытия: 1.Ноумена – окружающий внешний мир – уровень сущности.

2.Феноумена – сумма, набор наших ощущений. Кант в философии тяготеет к материализму – признает наличие внешнего мира. В целом философия Канта – попытка компромисса – попытка соединения сенсуализма и рационализма. Ноумена – вещь в себе, по мнению Канта, она непознаваема. Номенальное бытиё непознаваемо и представляет собой предмет веры.

Агностицизм как крайняя форма скептицизма.

Главная проблема по Канту – разграничение познаваемого мира и мира недоступного – мира разума и мира веры. По определению Канта вещи в себе только три: 1.Бытиё бога – теологическая. 2. Бессмертие души и свобода воли – психологическая. 3.Мир как целое – космологическое.

Эти же три вещи – идеи чистого разума или априорные формы. Представляют собой высшую цель, недостижимы. Они представляют высшую цель – вечный познавательный идеал. Они же – разграничительная линия, отделяющая познаваемое от непознаваемого.

ЧУВСТВЕННОСТЬ/РАССУДОК/РАЗУМ – три формы априорных форм познания.

Кант субъективирует как только говорит о пространстве и времени как о категориях, связанных с человеком. С точки зрения Канта субъект сам с помощью априорных форм формирует объект познания. Локализовав, сгруппировав аморфную сумму ощущений, мы получаем единичный, конкретный объект познания. Трансцедентальное (априорное) единство апперцепции – уровень рассудка и его априорных форм. Априорные формы рассудка – философские категории, наиболее общие понятия. Такие категории не складываются постепенно, они уже даны, с их помощью субъект познания переводит многообразие единичной конкретной чувственности в абстрактное единство, то есть формирует систему понятий, при этом использует знаменитое положение Декарта Cogito ergo sum. Я мыслю, следовательно единичное перевожу в общее.Любой предмет – отрицание всего остального. Категория отношения – субстанциональность, причинность взаимодействия. Категории модальности, возможности существования. Это порождает необходимость и сущность. С помощью априорных форм рассудка субъект познания, осуществляя трансцендентальное единство апперцепции или всеобщего и необходимого характера знания, он не хочет ограничиваться этим уровнем. Он пытается с помощью этих же категорий познать и вещи в себе. Здесь же он попадает в так называемое заблуждение. Антиномия Канта – Демаркация – граница. Линия, за которую переходить нельзя. Антиномия – противоречие, предел нашей познавательной деятельности. Четыре антиномии Канта в рамках Космологии: (математические и динамические)

Математические: 1.Мир конечен. 2. Всё в мире состоит из простого, неделимого, в мире нет частиц, а есть некая тотальность, всеобщность.

Динамические: 1.Существуют свободные причины – всё по необходимости. 2.Существует некое сверхъестественное начало, никакого бога.

Диалектическая истина – момент тождества мышления и бытия. Истина – не результат а процесс. Практическая философия Канта отвечает на вопрос что он должен делать. Категорические – безусловные, единственные требования, которые человек должен выполнять всегда и везде. Второе направление – Шелленг и Гегель, в основе – панлогизм, принцип тождества мышления и бытия. Формируются принципы, законы. Природа есть отрицание идеи. Природа – инобытиё идеи. Высшее проявление духа – Триада. Религия, философия, искусство. Философская идея распадается на учение о бытие, о сущности, о понятии. Механика, физика, органика.

24.Противоречия м\у методом и системой Гегеля.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".
В "Науке логики" (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена "абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея".
Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии "отрицательность", которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину.
Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.

25. Философия и социология марксизма 19-20вв.

Соц. учения имели широкую аудиторию, т.к. небуржуазные слои чувствовали себя некомфортно. Разновидности: утопическое, феодальное, мелкобурж-е, кооперативное, демократическое, пролетарское… Общие черты: неприятие сущ-его общественного устройства; проект более соверш-ого общества будущего; пути и способы осуществления проекта. Маркс и Энгельс не только теоретики, но и практические полит. деятели, стремившиеся реализовать свои идеи на практике путём создания полит. объединений рабочих. Преимущ. интерес - соц. жизнь человека; проблема природы вторична.

Сильные стороны марксизма: Попытка объяснить мир из самого себя(без опоры на мир. дух, Бога, объективную идею). Природа не зависит от Ч. и находится в пост. разв-ии, изменении, движении Общество и Ч. рассматриваются исторически. Такой подход – уже начало неклассич. фил-ния.

Выделили 2 вида связей людей в систему: по воспроизводству чел. рода: род (ячейка общ-ва) – род. община – племя – народ – семья – нация, деятельность людей по производству, необходимому для жизненных благ

Маркс пытается воспроизвести процесс исторического изменения общества.

Формация – истор. этап разв-я общ-ва, целостный соц. организм, в основе которого определённый способ матер. пр-ва. Всего 4 формации: первоб. общ-во, феодальное.

Матер. пр-во – первопричина соц. расслоения людей на группы, полит. и дух. жизнь общ-ва

Водит понятия общ. бытия (матер. сторона жизни) и общ сознания (дух, идеальная сторона жизни)

Ставит вопрос откуда растут идеи? (порождение не только сущ-его уровня общественного бытия, но и его потребности) Трудовая гипотеза антропосоциогенеза

Ч.- сущ-во деятельностное и исторически изменч.

Ч. становится Ч только в человеческом обществ.

Социум и Ч. - полюсы одного магнита.

Слабые стороны марксизма: Марксизм переносит формы и стадии Европ. развития на все регионы и ц-ции Соц-зм по Марксу в Зап. Европе не осуществился, а в России был далек от идеала Экстраполяция (max перенос) эк. реальностей 2/2 19в в будущее оказалась неверной, т.к. кап-зм оказался способен к изменению. Маркс не увидел на уровне разв-я наук и Ч. связи культур.-исторического, цив-онного хар-ра

26. Русская идея как главная проблема русской философии 19-20 вв.: борьба славянофилов и западников - история и современность. Проблема интелегенции.

Истоки: декабристы и московские кружки и салоны.

Периодизация: Славянофилы: Ранние С. (Хомяков, Алексеев, Киреевский) -> Почвенники -> Соловьев -> Консервативно-охранительная Ф. Западники: Чаадаев -> Революционные демократы (Белинский, Герцен) -> Чернышевский и революционные демократы -> Народники -> Либералы

Общее – проблема, которую решают и те, и другие: самопознание, самосознание общества. Кроме того, и З., и С. были одинаково недовольны существующим политическим режимом. Наконец, и те, и другие признавали своеобразие российской истории.

Первоосновы для С.: «волящий» разум Бога, религия, духовное начало божественного происхождения. Изменения мира трактуются на основании мифов Ветхого Завета: однажды земная жизнь прекратится  Страшный Суд  достойные праведники продолжат вечно существовать в царстве Божием. Эволюции нет.

Первоосновы для З.: в соответствии с западно-европейскими идеями прогресса считают, что человеческая история идет по пути усовершенствования. Будущее лучше прошлого и настоящего. Основа мира – царящая необходимость в форме закона. Для одних эта необходимость – в форме человеческого духа, разума, науки. Это русский позитивизм. Для других – в форме материальных элементов общественной жизни (у марксистов – материальное производство, у немарксистов – развитие техники и технологии).

Исключение в рядах западников – основоположник русского З. П. Я. Чаадаев, который дал многие константы З.:

  • Первооснова общественного развития – божественная воля; ведущая сила и источник общественного прогресс – религия

  • Считал, что Западная Европа добилась господствующего положения в мире и создала великую цивилизацию благодаря католицизму

  • Россия же, унаследовавшая неподвижность развития и православие, выпала из человеческой истории, и ей предстоит догнать Европу, совершив прививку католицизма

Именно благодаря Чаадаеву русские западники считают, что Россия просто отстала в своем развитии от Запада, и главная задача – выработка идейных предпосылок по ускорению развития страны.

Русские либералы 60-80х – Каверин, Чичерин – считают, что таким источником развития России может стать внедрение либеральных свобод и просвещение; +наука.

Западники же, которые стояли на более радикальных позициях (революционеры), не соглашались с тем, что только преобразования в политической и духовно-образовательной сфере могут ускорить развитие России. Большинство из них (разночинство - интеллигенция) были уверены, что развитие России возможно только по пути революционных преобразований.

В идеях народников сливаются тенденции и З., и С. Народники – наиболее влиятельная группа среди интеллигенции с 1870х до 1920х. считают, что Россия не должна идти по капиталистическому пути Запада. Существует особый путь, который может быть достигнут путем уничтожения самодержавно-полицейского режима (посредством революции) и создания в России на основе крестьянской общины аграрно-социального строя.

27. Рационализм и иррационализм западной философии 19 - 20 вв: экзистенциализм и фил - я жизни, позитивизм и прагматизм - их основные принципы, идейные установки и представители.

Понятие иррационализма объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, чувство и т.д. В рамках иррационализма принято различать течение интуитивизма, которое противопоставляет интуицию интеллекту и предполагает вчувствование в объект и непосредственное слияние субъекта с объектом; философию жизни, которая исходит из понятия “жизни” как некоей интуитивно постигаемой органической целостности, космической силы, создающей новые формы; а также персонализм, феноменологию, экзистенциализм. Иррационалист заявляет, что сущность предмета не постижима рационально: “рациональное знание возможно лишь относительно мира явлений, вещь сама по себе ему недоступна”. Для Шопенгауэра “разум жестко ограничен одной функцией - функцией абстрагирования”, и “является вторичным по отношению к организму”.Сознание, разум, интеллект человека, т.е. то, что существует для рационалиста, прекращают существовать со смертью человека. “Но в человеке есть подлинное, неразрушимое, вечное –воля. Разум, согласно Шопенгауэру, не способен познать сущность мира, так как мир непознаваем рационально. Как и другие иррационалисты, Ницше “отказывается видеть в науке орудие добывания истины, инструмент познания в собственном смысле слова”. Отвержение рационального метода познания (личности) и утверждение иррационального метода характерно и для философии Н.Бердяева. Личность “нельзя превратить в объект научного исследования, - вот тезис, роднящий экзистенциальную философию Бердяева с учениями о человеке Киркегора, Ясперса, Хайдеггера, Сартра”. Как и вышеуказанные философы, Бердяев выступает против всеобщности . “Он отвергает трактовку свободы как подчинение всеобщему нравственному закону: именно в подчинении вообще, ... а тем более в подчинении всеобщему началу русский философ видит рабство, несвободу”. Рационали́зм (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм XVII—XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинно-следственной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (то есть объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещения.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта