Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. Материалистическое и идеалистическое в понимании истории.

  • 25.Общественный прогресс, его основные формы и критерии. Социально-исторический оптимизм и пессимизм в истории философии. Кризисные элементы современной западной цивилизации.

  • 26. Этика как философская наука о нравственности. Основные нравственно-этические категории (совесть, долг, счастье, добро, зло) и проблема смысла жизни человека в истории философии.

  • 27. Искусство как общественное явление. Эстетическое отношение человека к миру. Специфика художественного отражения действительности.

  • Особенности формирования,основные направления,школы и категории древнеиндийской Ф.:Упанишады,Джайзидизм,Буддизм.

  • )Основные школы и понятия древнекитайской философии:даосизм,конфуцианство

  • Школа инь-ян

  • Школа имен.

  • Фа-Цзя, или школа легистов

  • 3)Античная философия:общ. характер-ка, осн. этапы и школы, глав. Ф. Проблемы. С кон.7в-6в до нэПричины возникновения в Греции:1.

  • Основные черты античной Ф: 1.

  • 4)Ранняя антич. Ф.: милет. и элейск. Школы,Гераклит,Пифагор,Демокрит.Стихийный материал-м,идеализм,диалектика. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

  • Гераклит.Субстанция-огонь.

  • 5)Расцвет античной философии:софисты и Сократ,филос. системы Платона и Аристотеля Софисты .Протагор

  • Продик

  • Платон

  • Шпаргалка. Понятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы


    Скачать 413 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы
    АнкорШпаргалка.doc
    Дата11.03.2017
    Размер413 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка.doc
    ТипДокументы
    #3640
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    23. Философские проблемы общественного развития и основные вопросы философии истории.

    Развитие имеет 3 направления: 1.цикл; 2.регресс 3.прогресс. В эпоху мифологического сознания чел. решал вопрос направления развития общества. Госиод в своих поэмах утверждал, что развитие чел. совершается от лучшего к худшему, тогда господст. Представление круговорота. Если у Маркса основным объяснением является материальное произв. В целом, то западные фил. Счтали, что причиной основой прогрессивного развития является техника. В индустр. Обществе ведущая роль играется промышленностью. Характер индивида определяет СМИ. Постиндустр. – ещё только формируется.

    24. Материалистическое и идеалистическое в понимании истории.

    История человечества - это история множества народов и государств, стран ирегионов, культур и цивилизаций, история различных эпох.

    Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье, Спенсера. Гегель: единство истории придавал "мировой дух", который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая прийдет на смену существующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции. Материалистический подход к единству истории. Этот подход включает в себя признание единства мировой истории. Единство истории закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд-вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения ее внутреннего единства, старые формы накладываются на новые, и то, что история - единый процесс развития человечества, становится еще более очевидным. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве.

    25.Общественный прогресс, его основные формы и критерии. Социально-исторический оптимизм и пессимизм в истории философии. Кризисные элементы современной западной цивилизации.

    Прогресс – поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Говоря об общественном прогрессе – это увеличение в обществе счастья и добра. Прогресс и регресс – противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее либо поступательное развитие общества по восходящей линии, расцвет, либо возврат к старым, застой. Критерием служит степень развития производительных сил, экономического строя, науки, культуры и развития личности. Основой развития явл. развитие способа производства.

    С общей точки зрение мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации систем И криетериями ОП являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра. Современная критика технологического прогресса более изощренна. У нее есть несколько сторон. 1. Осознаны границы роста человеческой цивилизации, по крайней мере на Земле. 2. Приближение новой эпохи, происходит поиск возможности применить плоды самого технологического прогресса к его “изживанию”. В центре всех видов социального прогресса находится человек. Проблемы человека считаются центральными. Высшим и всеобщим объективным критерием прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

    26. Этика как философская наука о нравственности. Основные нравственно-этические категории (совесть, долг, счастье, добро, зло) и проблема смысла жизни человека в истории философии.

    Этика- философская наука, объектом изучения которой является нравственность(или мораль) Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Древнейшей этической нормой поведения человека является «золотое правило» нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Совесть— нравственный страх поведения личности. Совесть заставляет человека быть морально последовательным. Она — нравственный самосуд, которому человек подчиняет свой внутренний мир. Совесть — это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Долг — это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

    27. Искусство как общественное явление. Эстетическое отношение человека к миру. Специфика художественного отражения действительности.

    И – способ отображения людьми действительности, способ фиксации внешнего мира и происходящего в мире внутреннем. Это мощное средство воспитания и формирования людей.

    Искусство тесно переплетается с религией. Существуют 3 варианта появления искусства: 1. И. Родилось из практических потребностей воспитания подрастающего поколения. 2. Врожденные инстинктивные потребности 3. И. Боковой побег на стволе трудовой деятельности. Специфика искусства – это отражение мира с помощью худ. Образа. Если в религии представления и фантазии мыслятся, как реально-существующий, то в искусстве и творец и зритель знают, что образ искусства – вымысел. Видов искусств столько же сколько и органов чувств. Некоторые из них симбиозы. С ростом техники кол-во видов искусства увеличивается. Искусство возвышает человека, но она может и довести его до уровня животного. Специфическая черта И: отражение мира с помощью художественного образа (живой, конкретный, чувственный слепок мира, в котором чрезвычайно важна субъективная позиция творца И). Но «сказка – ложь, да в ней намек». Многие исследователи считают, что И. возникает из врожденной потребности в игре – одна из причин появления И. Эта потребность - способ усвоения знаний и снятия напряжения. Функции И.: 1. познавательная (гносеологическая) 2. трансляционная – передача знаний, навыков. 3. воспитательная 4. эстетическая 5. релаксационная 6. Особенно важно самопознание (Ч. сравнивает себя с другими людьми, познает себя, когда воспринимает И.)

    1)Особенности формирования,основные направления,школы и категории древнеиндийской Ф.:Упанишады,Джайзидизм,Буддизм.

    Зарожд. В 6в. До н.э. в таких цивил-х как Др.индия,др.китай,др,Греция.В Индии Ф. развив-ют 2 высшие касты:брахманы и кшатрии.Общим теорит-м источником Ф. на Вост. И на Зап. Выступ. Мифология.В Индиитакой источник-ВЕДЫ.Треть Вед впервые нач. решать фундамент-е Ф. вопросы. С самого начала Ф. ориентир-на на религию.Развитие индийской философии можно разделить примерно на 6 главных этапов.

    1. Доисторический и мифологический – эпоха первобытных верований.

    2. Эпоха вторжения дравидов (2000 г. до н.э.)

    3. Ведический период (1500 до 700 до н.э.), когда были составлены Веды.

    4. Эпический период (800 – 200г до н.э.),

    5. Эпоха сутр, 400 – 500 г. до н.э., Сутр – речения, которые легко заучивать.

    6. Эпоха толкований (400 – 1700), когда основные школы формируются на основе тщательных толкований различных сутр. Главной фигурой здесь становиться Санкара.?

    5 индуистских школ:

    1.Ньяя (основатель Гаутама) .Отстаивала строго логические правила суждения. (Ньяя – определение верного слова). В действителности они занимались в основном, самим познанием

    2.Вайшешика (Канада).Утверждала, что физическая реальность состоит из невидимых, неразрушимых атомов.

    3.Санкхья (Капила).Отстаивала дуалистическую концепцию Вселенной. Отделение истинного Я, от того, каким оно кажется. 4.Йога.Эта школа считает двигателем вселенной персонального бога. Разработанная йогой система медитации – это реальный практический путь к достижению Просветления.).

    5.Веданта. Означает “окончание Вед”, Адвайта – монизм, согласно которому реальность едина и неделима. Все, что существует есть Бог. Джайнизм. Эта школа была основана Вардхаманом Махавирой (599-527 до н.э.). В основе ее абсолютное уважение к жизни, а также отрицание насилия, или Ахинса. Все души равны и, следовательно, должны быть в равной мере защищеныБуддизм. Буддистское учение основано на том, что называют 3 Алмазами буддизма: Будда, Драхма и Сангха. Жизнь самого Будды – это первый алмаз, и история поисков им истины.

    Будда жил с 536 по 476 г до н.э. и в конце жизни достиг Просветления, сидя под деревом. Его пробуждение привело ко второму алмазу – Дхарме. Тритий алмаз, Сангха – это в сущности сама буддистская организация, монастырь. Это способ регуляции веры.

    2)Основные школы и понятия древнекитайской философии:даосизм,конфуцианство

    Нравст.-полит. социальн. Хар-р Ф.Источники-пятикнижье(книга перемен,кн.истории,кн.песен).Можно разд. историю Ф Китая на три главн. фазы:

    1. Древний период (до 200 г. до н.э.), большое количество школ соперничающих.

    2. Конфуцианство, даосизм и начало буддизма.

    3. Неконфуцианство (960 – 1912): реакция на буддизм, возрождение конфуцианства.

    Главн. Теч.–даосизм и конфуцианство. Они постоянно противореч. и взаимодейств. Даосизм – единство бытия и небытия.

    Главные школы:

    1.Школа ЖУ (конфуцианская) вела свое происхождение от книжников2.Инь-ян развивалась космологами3.Моизм- связан с войнами4.Представители даосизма произошли от отшельников5.Школа мин (школа имен)6.Школа легистов

    В дальнейш. уходят от природы,остается лишь школа даосизма,остальные 5 шк уходят в соц.-полит. сферу.

    Школа инь-ян, основ. на двух принципах, кот. Управ. Вселенной. Инь и янь. Они оба постоянно взаимодейств., чтобы создать все существующее.ЖУ – школа книжников. Конфуций (552-479 до н.э.)..Центр. принципы-Ли(ритуал) и Фа(система запретов)

    Для конфуцианцев существовало 3 главных принципа:

    1)жэнь, человеколюбие (доброта, праведная жизнь)2.Ли, этикет (правила)3.Чжи, праведность (надлежащее поведение)

    Школа имен. Эти философы интересовались значением имен. Поиск универсалий, или то, каким образом в языке обозначаются явления. Школа Моизма. Основанная на работах Мо-цзы. Мо критиковал Конфуция. Философия Мо была практичной, общедоступной формулой – “давайте возьмемся вместе”.

    Фа-Цзя, или школа легистов. Данная школа отстаивала права закона. Школа ДАО. Даосизм, или дао-цзя – школа пути и его силы. “ Слово “Дао” означает “путь”.Эта сила которая управляет Вселенной. Истинное знание есть знание основы вещей, путь Дао. Одна из главных тем даосизма – это идея у-вэй, или “недеяния”.

    3)Античная философия:общ. характер-ка, осн. этапы и школы, глав. Ф. Проблемы.

    С кон.7в-6в до нэ

    Причины возникновения в Греции:1.Греция конгламерат гос-в=> нет центр. Власти 2.Нет единой церкви (разные культы)

    3.сплетённость науки и философии

    периоды:

    греч натурф-фия (досократический п-од)-7-5в днэ

    классич. п-од (афинская школа) – 5-4вв днэ

    эллинистический п-од – 3в днэ-1в нэ

    Римская Ф. – 1-5 в нэ

    Основные черты античной Ф:

    1. Складывается в результате взаимодействия мифологии и научных способов мышления

    2. Для мифологии греческого мира характерен космоцентризм. Основная фигура мифов – космос (возникший из хаоса).

    3. Пантеизм – множественность Богов. 4 Ф и наука еще не разделились.

    5. Политический плюрализм => множество школ, подходов(сенсуализм,скептицизм итд)

    7. Постановка всех философских проблем.

    4)Ранняя антич. Ф.: милет. и элейск. Школы,Гераклит,Пифагор,Демокрит.Стихийный материал-м,идеализм,диалектика. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Фалес из Милета

    Ф выдв. идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все мн-образие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Фалес стоял на т.з. гилозоизма – воззрения, по кот. жизнь – имманентное свойство материи, сущее – само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное..По Ф. душа нечто спонтанно-активное, а бог есть разум мира.Приемник Фалеса Анаксимандр первым выдвинул идею бесконеч. миров. Первооснова-айперон – неопред. и бесконеч. субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконеч. начало недоступно чувст. восприятию, но постижимо разуму. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможн. Образов-я конкрет. реальностей. Анаксимен Первоначало-воздух,бесконеч.,легко изменяемое.

    Глав. вопрос “Из чего?”. положили начало вопросу происхождения сущего.

    Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

    Ксенофан, Парменид и Зенон обратили внимание на устойчивость, сохранение вещей.Центр. понятие их Ф.-бытие(вечно,остается тождеств.)К. это нач. наз. Богом.Бог-субстанция мира.Бог=Космос.П. мир сводит к 2м началам:1-эфирный огонь,чист. свет,2-густая тьма,ночь.Из смеш-я 1 и 2->многообраз. Видим-го мира.З. поставил проблему конеч. И бесконеч.,проблему бесконеч. Делимости конеч-х вещей.говорил,что множ-ное бытие не сущ-т.Опровергал движ-е(в апориях Стрела и Ахилесс).К.: Земля появилась из моря.Раздел. знания:“знания по мнению” и “знания по истине”. Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: “над всем царить мнение».

    Парменид - провозгл. главенст. роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разгранич. истину основ. на рац. познании, и мнении, основ. на чувств. Восприят., кот. знакомят нас с видимостью вещей, но не дают знания их истиной сущности..

    Пифагор (6 в. до н.э.)“Все есть число” - вот его исходная позиция.Пифагорейцы абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, матем. пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире повторяется через опред. периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.

    Демокрит .Все состоит из атомов.Атомы неделимы,вечны,неизменны.Облад. абсолютной плотностью, отсутствие в них пустых промежутков. Соединение атомов образует все многообразие природы.Идеальное мыслилось наравне с матер-м– с единой субстанцией. Вселенная Д. строго подчинена принципы причинности: все возникает на каком-нибудь основании и в силу причинностиД. колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в признании бытия Бога. Гераклит.Субстанция-огонь.Он всегда равен сам себе,неизмен.Г. утвержд.,что все есть обмен противополож-тей и что все происх.через борьбу.На основе борьбы устанав-ся гармония мира. Мир-упорядочен-й космос.Образ-е космоса происх.на основе всеобщ. Изменчивости явл-й,общей текучести вещей.Все течет,все измен-ся,нет ничего неподвиж.Движ-е свойственно всему существ-му.Вся природа изменяет свое сост-е.В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

    5)Расцвет античной философии:софисты и Сократ,филос. системы Платона и Аристотеля

    Софисты.Протагор “Человек есть мера всех вещей ”. Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение.

    Горгий в своем труде “О природе” доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. Пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Продик проявлял интерес к языку с т. з. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов.Сократ-его учение знаменует поворот от материальн. натурализма к идеализму.Строение мира, физ. природа вещей непознаваемы.Познать можно только себя самих, и через это - познать общество. С. поставил в центр своей Ф. человека и его сущность. Высшая задача знаний не теоретич., а практич. – искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. С. – основополож. диалектики (постижение истины в споре). Он впервые начал использ. индуктивные док-ва и давать общие определения понятий. По С., дурные поступки порождаются незнанием; никто не бывает злым по доброй воле. Знание – основа счастья и добродетели.Платон-Бытие-вечное, неизменное, недоступ-е чувств-му восприят-ю, постиг-е разумом. Бытие-множеств-но.П. наз. Мн-во бытий видами,идеями,сущностями.Раздел. действит-ть на 2 мира:мир идей(первич.) и мир чувст-х вещей(вторич.).Противопост-л идею(сущн-ть) вещам,явл-м.Ввел понятие материи-первич-й материал,то из чего дел. Все чувств-существ-е вещи.Материя бесформенна->может принять люб. форму. Объясн. единство мира идейс пом. понятия «Единого».Единое не есть бытие,оно бытие бытия и сост-ет усл-е возмож-ти бытия,т.е. идей.Истинное знание дает только мышление-независ-й от чувств. Воспирият.Процесс поним-я опред-ся П.как диал-ка,т.е. искусство вести усн. речь.Аристотель-ядром Ф.А. счит. онтологию – учение о сущем. Основа сущего – первая материя. Она принцип-но не опред., бесформен. и явл. лишь потенц. предпосылкой бытия. Она разлаг. на 4 элем.: огонь, воздух, воду и землю. Выдел. след. степени познания: ощущение, представ-я, опыт, искусство и наука. Предмет науки – общее, постиг-е умом. А. признавал 4 причины: 1. Материю или пассивную возможность становления, 2. Форму, действит того, что в материи дано лишь как возможность 3. Начало движения 4. Цель. Вся природа рассмат А. в виде последовательных переходов от «материи» к «форме» и обратно. Конеч источником всякого движения является бог – «неподвижный перводвигатель». Последняя цель науки по А. – определение предмета, а его условие –соединение дедукции с индукцией.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта