Главная страница
Навигация по странице:

  • 14. диалектика как учение о развитии, всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Становление диалектических представлений в истории ф-ии.

  • 15. Основные принципы, законы и категории диалектики.

  • 16.Принцип детерминизма, его основные формы и категории: причинность, необходимость, случайность и свобода.

  • 17.Особенности и роль основных законов диалектики в процессах развития.

  • 18. Природа как предмет философского осмысления. Космизм, биологизм, органицизм и эколго- демографические проблемы современности.

  • 19.Философская антропология: человек как центральная проблема философии.

  • 20.Проблема сознания в философии: возникновение сознания, соотношение различных форм психической деятельности: инстинкт, эмоции, чувства, воля, мышление. Мышление и язык.

  • 21.Логикак как философская наука о законах и формах мышления. Понятие, суждение и умозаключение, как основные формы бытия мысли.

  • Умозаключение

  • 22.Социальная философия: общество как предмет философского анализа.

  • Шпаргалка. Понятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы


    Скачать 413 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы
    АнкорШпаргалка.doc
    Дата11.03.2017
    Размер413 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка.doc
    ТипДокументы
    #3640
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    1. Достаточно высокий уровень развития материи пр-ва, требующий накопления знаний и обществ навыков, такие как земледелие, стр-во больших обществ зданий, создание достат сложной военн техники.

    2. Такое соц-эк развитие общества, кот привод к разделению труда на умств и физ.

    Эти предпосылки складываются лишь при переходе к цивилиз-му типу разв-я, но наука склад далеко не во всех цивил. регионах.

    Научный стиль и способ мышления смог сложиться лишь в относит свободе мыслителей от религ норм. Относит свобода мышления в Гр, где наука рождается в едином комплексе с Ф. Первонач научн знание – знание научной филос-и.

    Специф черты Н как формы дух культуры:

    1. Н – рез-т совокуп деят-ти челов-ва, их творч-ва, как практич, так и теоретич-мыслит.

    2. Н занята поиском повторного, общего, закономерного. Поиск законов совершается: путем наблюдения и путем обобщения связей и отношений конкретных объектов.

    3. Следствием поиска общего и т. д. явл специфическая формы реализации научных знаний: категории, законны, теории, гипотезы и технологии.

    4. Наблюдение и поиск общего возможно лишь в условиях относ свободы мышления. Характерная черта Н сомнение, пост. изменение знаний, невозможность остановиться на месте.

    5. Научное знание нос всеобщ, обязательный характер, т.к. оно подтверждается практикой: научными или практическим экспериментами, доказательствами, соц практикой жизни чел-а.

    6. Научное знание треб док-в => носит объектив хар-р. Результат объективен, т. к. доказан опытом.

    Научн знаниее, сложивш в Европ рег достат поздно, стало глобал силой лишь при переходе к индустриализму способу пр-ва Европ Н, на кот основана тех-ка, станов-ся достоянием др рег-в и централ, ведущим эл-том обществ сознания не только Европы, но и др рег-в планеты.

    14. диалектика как учение о развитии, всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Становление диалектических представлений в истории ф-ии.

    Развитие – одна из категорий Ф. – изменение определенного рода. Ф. имеет дело с категориями и законами. Категория – наиболее абстрактное и ёмкое понятие, отражающее целую предметную область.

    Основные категории Ф.: ▪сознание, ▪материя, ▪пространство, ▪время, ▪отражение, ▪общество, ▪познание, ▪Ч.

    Есть, однако, ряд категорий, в которых отражаются не столько классы предметов, сколько связи между предметами. Это прежде всего категории диалектики: общее – единственное, причина – следствие, содержание – форма, необходимость – случайность, возможность – действительность, сущность – явление, целое – часть, система – элемент. В античной Ф. философы эллейской школы (Парменид, Зенон) пытаются абсолютизировать постоянство, неизменность, неподвижность, устойчивость. Бытие неподвижно. Их оппонент – Сократ – истина в споре. Но диалог с тех пор понимается не только как способ достижения истины. Со времён Сократа установился взгляд на мир как на нечто постоянно изменяющееся, текучее. Гераклит: «всё течёт, всё изменяется».

    Метафизическая Ф. – взгляд на мир как на неподвижный, попытка рассмотреть явление вне связи с его средой. С 19 в. диалектика – отдел Ф., который исследует связь и развитие явлений.

    Содержание диалектики – категории, законы и само понимание развития.

    Развитие имеет 2 характеристики:

    • необратимость

    • направленность (цикл/прогресс/регресс)

    Для понимания сущности развития нужны ответы на 3 вопроса: 1. В чем причина, источник развития? 2. Как совершается развитие? 3. Какая из 3-х направленностей ведущая?. Ответы на эти вопросы дают законны Диалектики! Закон - наиб существенное, повтор-ся, необх связь явлений, объектов, состояний. Законы бывают: З. Функционир, З. развития, З. конкрет областей бытия, статистич – в квант физике, динамич- в мех-ке макротел. Законы Д- универсальные, действ во всех сферах бытия.

    Если связь явлений реализ через категории Д, то развитие исслед-ся на основе законов Д. На ? «в чем источник развития отвеч I закон Д: «Закон единства и борьбы противоречий» (Гегель). Осн категории закона: различия, тождества, противополож-ти, противоречия. Любое явление содерж в себе противопол стороны. Источник развития нах в самом объекте. II закон Д:» Закон перехода колич изменений в качествен и обратно». Категории: качество (внутр опред-ть вещи, ее отличие от др), количество (простр врем хар-ка вещи, выр в их кол-ве, протяж-ти, величине) Единство кач-ва и кол-ва- мера. Когда же мера превзойдена происх переход в нов кач-во - скачок- перерыв постеп-ти, переход к нов кач-во. Скачки: 1. медлен- эволюц, 2. быстрые- революц. Хар-р скачка завис от природы объекта в жив природе. В чел жизни возможны только эволюц скачки. В нежив- и эволюц и революц. III закон Д: « Законотрицания отрицания» ( в общем виде сформулир Гегелем) Любое явление- тезис- нечто сущ-щее. Это явление прих к самоотриц-ю – смерти- антитезис, но все положит, что в нем накоплено не исчезает бесследно, а сохр и в снятом виде сохр в синтезе, поэтому развитие- есть спираль, разворач кверху.

    Этот закон показ, что повторение и регресс- необх моменты, без кот не сущ прогресс развития. Но это утв-е ф-фов оспарив естествоиспыт-ми, счит что в жив природе преоблад цикличность. Категории Д: 1. формы чел мышления, 2. формы логич выделения связи различ объектов и состояний,3. категории явл парными не случайны, разрывать их нельзя, прих-ся лавировать. Общие категори Д: «общее- единич», «причина- следствие», «необх-ть- случ-ть», «содержание- форма», «возм-ть- действит», «сущ-ть- явление». В них отраж не столько классы предметов, сколько связи м/у ними.


    15. Основные принципы, законы и категории диалектики.

    1 Закон Д: «Закон единства и борьбы противоречий» (Гегель). . В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Осн категории закона: различия, тождества, противополож-ти, противоречия. Любое явление содерж в себе противопол стороны. Сущ-ние любого объекта с 1 стор- есть единство противопол сторон, тоже время различ стороны эл-та взаимодейств м/у собой и в силу различия этих эл-тов в их сущ-нии дело дохоит до конфликта разл сторон, разреш-ся путем перехода в нов сост-е. Т.о. источник развития- не только различие раз сторон, но и их вздействие. Источник развития нах в самом объекте.

    II закон Д:» Закон перехода колич изменений в качествен и обратно». Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Категории: качество (внутр опред-ть вещи, ее отличие от др), количество (простр врем хар-ка вещи, выр в их кол-ве, протяж-ти, величине)

    Единство кач-ва и кол-ва- мера. Когда же мера превзойдена происх переход в нов кач-во- скачок- перерыв постеп-ти, переход к нов кач-во. Скачки: 1. медлен- эволюц, 2. быстрые- революц.

    III закон Д: « Закон отрицания отрицания» ( в общем виде сформулир Гегелем) определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую

    Категории Д: 1. формы чел мышления, 2. формы логич выделения связи различ объектов и состояний,3. категории явл парными не случайны, разрывать их нельзя, прих-ся лавировать. Общие категори Д: «общее- единич», «причина- следствие», «необх-ть- случ-ть», «содержание- форма», «возм-ть- действит», «сущ-ть- явление». В них отраж не столько классы предметов, сколько связи м/у ними.

    16.Принцип детерминизма, его основные формы и категории: причинность, необходимость, случайность и свобода.

    Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обуславливают друг друга

    Отрицая объективный характер случайностей, он ведет к фатализму. Детерминизм - методолог принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определ, так и вероятностную природу. Чел воля рассматривается детерминизмом как автономная сила, своб в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости

    . Необходимое и случайное. “Чему быть, того не миновать”,. В подобном утверждении отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность. Случайные явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся необходимыми. Не все, что возникает, возникает по необходимости. Если необходимость выражает лишь существенные связи, тенденции, то на жизнь каждого индивидуального влияют и существенные, и множество иных связей и тенденций. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах и отношениях объекта Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может и иначе. Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя .Необходимость – это такое развитие явления, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существующих свойств, взаимоотношений этих явлений. Причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.


    17.Особенности и роль основных законов диалектики в процессах развития.

    Развитие – одна из категорий Ф. – изменение определенного рода. Ф. имеет дело с категориями и законами. Категория – наиболее абстрактное и ёмкое понятие, отражающее целую предметную область.

    Есть, однако, ряд категорий, в которых отражаются не столько классы предметов, сколько связи между предметами. Это прежде всего категории диалектики: общее – единственное, причина – следствие, содержание – форма, необходимость – случайность, возможность – действительность, сущность – явление, целое – часть, система – элемент. В античной Ф. философы эллейской школы (Парменид, Зенон) пытаются абсолютизировать постоянство, неизменность, неподвижность, устойчивость. Бытие неподвижно. Их оппонент – Сократ – истина в споре. Но диалог с тех пор понимается не только как способ достижения истины. Со времён Сократа установился взгляд на мир как на нечто постоянно изменяющееся, текучее. Гераклит: «всё течёт, всё изменяется».

    С 19 в. диалектика – отдел Ф., который исследует связь и развитие явлений.

    Содержание диалектики – категории, законы и само понимание развития.

    Развитие имеет 2 характеристики:

    • необратимость

    • направленность (цикл/прогресс/регресс)

    Для понимания сущности развития нужны ответы на 3 вопроса: ●источник развития? ●как совершается развитие? ●какая из 3х направленностей ведущая?

    Ответ на эти вопросы дают законы диалектики.

    18. Природа как предмет философского осмысления. Космизм, биологизм, органицизм и эколго- демографические проблемы современности.

    Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук. Понятие "природа" в значении сущего в целом, космоса сыграло важную роль в развитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждении философских проблем оно обрело после осознания важности таких противоположностей, как "природа - культура" и "природа - дух".

    19.Философская антропология: человек как центральная проблема философии.

    Традиции Платона и Аристотеля, понимание двойственности в современной Ф сохранились в религиозной Ф – 1-й подход

    2-й подход – биологически-натуралистич:

    3-й подход социологический:

    4 подход: антропологический, основопол Фейербах, Фромм + фил, кот рассматривает чел-ка как особое природ сущ-во, отличающееся качественно

    Ч – особое прир сущ-во, но в чем его особ-ть показ-ть не может.

    Суть антропологич подхода: Ч – особое нетипичное животное, у кот в процессе эволюции кач-но видоизменена инстинктивно основана и появление новых мех-м приспособления. В отличие от животных инстинктивная программа чел-ка сильно расшатана и проявляется в более ослабленном виде и не так целостно. Ч – это мутант.

    В силу биологической слабости, отсутствия ср-в защиты и нападения выработался новый мех-м приспособления к сущ-ю – разум.

    С другой стороны – разум – проклятие, источник терзаний и слабости. Разум дает Ч сознание его смертности, конечности,

    Свобода- возм-ть выбора, Ч в силу своей открытости может выбрать любую прогр повед-я . Открытость: 1) спос-ть жить в любой биологической нише 2) спос-ть питаться любым природ и произв им прод-том 3) спос-ть к любому виду труд деят-ти 4) спос-ть к социальной жизни

    Вывод: - Ч – сущ-во 1.природное- 2. социальное- 3.разумное и трудящееся- 4.обладающ языком, благ кот аккумулируются, сохр и передаются по наследству все достиж-я предков- 4. Ч – сущ-во культурное, живущее на основе норм и форм, стихийно формирующиеся для самосохранения и усовершенствования- 5. прав Демокрит, Ч- сущ-во космическое.


    20.Проблема сознания в философии: возникновение сознания, соотношение различных форм психической деятельности: инстинкт, эмоции, чувства, воля, мышление. Мышление и язык.

    Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжались споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетно. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически, и гносеологически. Вопрос отношения сознания к бытию - один из основных вопросов Ф. Для материалистического подхода также необходима чтобы Ч сознавал что он делает => сознание - свойство высокоорганизованной материи. Сознание - общественный продукт. Сознание конкретного Ч - зафиксированное отношение к действительности. 4 подхода:

    1. Демокрит: сознание – свойство Ч., результат, функция. 2. Платон: сознание – дар богов.3. Субъективно идеалистический: сознание творит мир. 4. Современный подход: сознание – свойство мозга Ч.:

    Ч. мыслит, имеет рассудок и разум потому, что он в процессе эволюции создал язык (который служит для общения и МЫШЛЕНИЯ) он обладает значением, т.е. указывает на объекты, их свойства, процессы и состояния,. Именно из-за создания и употребления языка возникло человеческое сознание. Кроме того, Ч. отличается от животных наличием воображения (фантазии), воли, памяти.

    Воля – чисто человеческое свойство, т.к. на ½ направляется и определяется разумом; Так же у человека образно-логическая память.
    21.Логикак как философская наука о законах и формах мышления. Понятие, суждение и умозаключение, как основные формы бытия мысли.

    Логику чаще всего определяют как философскую науку о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется. Мышление, с традиционной материалистической точки зрения, - это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений между предметами и явлениями,. Логическим законам придали абсолютный характер, т.е. распространили их сферу действия не только на мышление , но и на окружающий человека природный мир. Весомый вклад в развитие логики внесли французские исследователи, прежде всего Р. Декарт Немалая заслуга в развитии логики принадлежит представителям немецкой классической философии, особенно И. Канту и Г.В.Ф. Гегелю. Задача формальной логики - установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Но мышление - это сложный, многосторонний процесс, высшая форма познания мира, свойственная только человеку. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. .Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами(например, "дерево", "самолет") Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными. Умозаключение - это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение. Виды умозаключений и изучает логика

    22.Социальная философия: общество как предмет философского анализа. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых лежит труд

    Общество- самая сложная часть природы; исследовалась еще с античности, но настоящие успехи - лишь в 19-20 вв. .. Общество есть субъективно-объективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы погружены друг в друга: без энергии сознания общественное бытие статично. Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных иснтитутов. В обществе существуют различные по своему положению, интересам и стремлениям социальные классы. По Гегелю, классы покоятся преимущественно на неравенстве богатства, доходов, образования, а главное – на характере труда. Статус – это положение в обществе в соответствии с возрастом, профессией, происхождением и т.д. Престиж – оценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.В 20 в ф-фы разн направ-ий приходят к выводу: общ-во – надбиолог-ий орг-зм, кот. имеет иерар-хически организованную стр-ру, в кот. части опред-ся целым. Т.к. люди – сущ-ва природные, общ-во – часть природы, но выделившееся над ней и начиная с 19 в, благодаря технике пытается покорять природу
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта