Главная страница
Навигация по странице:

  • 7)Средневековая Ф.:общ. Характер-ка, основные теч-я и проблемы.

  • 8)Ранняя средневековая Ф.Апологетика и ее осн. Представ-ли:К.Тертуллиан и Ориген.Неоплатонизм Псевдо-Дионисия Ареопагита.

  • апологетики

  • Дионисий (или Псевдо-Дионисий) Ареопагит

  • 9)Патристика и ее главный представитель Аврелий Августин:осн принципы и содержание его системы.

  • 10)Схоластика как основная форма богословия позднего средневековья.Система Фомы Аквинского и проблема доказательств бытия Бога.

  • 11)Проблема универсалий-как центральная проблема средневековой схоластики.Номинализм и реализм.

  • Суть спора об универсалиях

  • 12)Философия Возрождения:общая хар-ка,осн. Принципы,теоретич-е проблемы и их представители.

  • 13)Пантеизм и диалектика Н.Кузанского,натурфилос-я и космология Возрождения.

  • 14)Гуманизм и антропоцентризм,полит. социология Н.Макиавелли,-соц. Утопии Т.Мора и Т.Компанеллы.

  • 15. Философия Нового времени: общая характеристика, основные течения, теоретические проблемы и их представители.

  • Галлилей:”Нельзя войти в храм природы не зная математики”

  • Деизм – приходит на смену пантеизму

  • Шпаргалка. Понятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы


    Скачать 413 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения виды, уровни и содержание мировоззрения, его основные исторические типы
    АнкорШпаргалка.doc
    Дата11.03.2017
    Размер413 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка.doc
    ТипДокументы
    #3640
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    6)Общ. Характер-ка поздней античной Ф.:материалистич. Учение Эпикура, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.

    Эпикур развивал идеи атомизма. По Э., во Вселенной сущ. только тела, наход-ся в пространстве, воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следуют из того, что иначе было бы невозможно движение. атомам присуща “свобода воли”, которая и определяет “непременное отклонение”.атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Из этого Эпикур делает вывод: “В необходимости нет никакой необходимости!”. Т.о. Эпикур выдвинул идею об объективности случайности.По Эпикуру “Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет” Жизнь и есть наибольшее наслаждение.Бог – существо бессмертное и блаженное.

    СКеПТИЦИЗМ-возник в период кризиса античного об-ва(4в до н.э.) Своей вершины С. достиг в работах Пиррона, Аркесилая, Карнеада. Продолжая традиции софистов первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия. Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное содержание Н. сводится к разработке диалектики платоновской триады - "единое","ум","душа". Основатель Плотин.Стоицизм просуществовал с 3 в до н.э. до 3 в. Ранние стоики: Зенон Китионский, Хрисипп. Поздние стоики 1-2 вв. Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий.Согласно Хрисипу существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий..Стоики особое внимание уделяли феномену воли: учение было построено на волевом принципе, на терпении.Развитие природы трактовали как все предопределено. Бог не отделен от мира, он душа мира, благодетельное провидение. Все имеет свой смысл – принцип всеобщей целесообразности у них.Ранние стоики в своих идеях о бытие исходили, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира – это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось как разная степень напряжения божественно-материального первоогня. Этот огонь превращается во все прочие стихии.Логос мира у стоиков отждествляется с Судьбой. Судьба есть Логос космоса.

    7)Средневековая Ф.:общ. Характер-ка, основные теч-я и проблемы.

    Зарождение этого типа философии относится II-III вв. 2 основных этапа: патристика (со II-III по VIII в.) и схоластика (с IX по XV в.). В Ср. века назначение Ф. виделось в ее служении религии. Главн. предметами размышлений были Бог, душа, мир в их существенных взаимосвязях. Принципы этой Ф. выделим: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, ревеляционизм.Теоцентризм. В центре мировидения - Бог монотеистической религии - средоточие и исток всех ценностей: бытия, могущества, творческой силы, святости, добра, истины, красоты, любви. Все остальное бытие и благо - от него. Бог триедин. Креационизм. Бог - Творец, он создал мир из ничего, в начале творения были Божественная Воля и Божественное Слово - Логос. Провиденциализм. Бог управляет миром, история - исполнение Божественного предначертания.

    Персонализм. В соответствии с ним каждый человек - личность. Бог творит человека по своему образу и подобию, наделяет разумом, речью, свободой выбора, властью над природой. Дает каждому Душу и является ее Верховным Судьей.

    Ревеляционизм - принцип откровения. Бог открывает человеку свою волю, истины бытия; они запечатлены в Священном писании, авторитет которого основывается на Божественном. Спорные проблемы: «веры и разума», «доказательства бытия Бога», «универсалий».«Верую, чтобы понимать» - тезис Аврелия Августина .«Верую, ибо нелепо» - высказывание в духе Квинта Тертуллиана.Патристика- совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей I-VIII вв. 3 периода: ранняя патристика (Ориген, Тертуллиан), зрелая (Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит), поздняя.

    Схоластика – опред. тип фил-я, при кот. средствами чел. разума пыт. обосн. прин. на веру идеи и формулы. 3 этапа: 1)ранняя (11-12в.) – под влиян. идей неоплат. и Августина и представл. фил-ми Эриугена, Абеляр, Росцелин, Ансельм Кентерберийский. 2)классич. (12-13в.) – на смену плат. идеям пришел «хр-й аристотелизм». 3)поздняя (13-14в.).

    8)Ранняя средневековая Ф.Апологетика и ее осн. Представ-ли:К.Тертуллиан и Ориген.Неоплатонизм Псевдо-Дионисия Ареопагита.

    Ранее Средневековье, просуществовавшее с рубежа I-IIвв. по VIII в., характеризуется борьбой патристики и гностицизма. Патристика – теологические и социально-философские учения отцов церкви, в которых истины Библии принимаются на веру. Гностицизм – первая христианская ересь, сторонники которой истины Библии не отрицали, но хотели их познать в поисках ответа на вопросы: «Кто мы?» «Что мы?» «Как возрождается?» «Зачем мы?». Таким образом, в раннем средневековье закладывается основная сквозная проблема этой эпохи: соотношение веры и знания. Самый ранний этап патристики получил название апологетики, для которой характерна высшая степень абсолютизации христианских догматов. Своеобразное кредо апологетики было выражено Тертуллианом (II-III вв.): верую даже тому, что разуму представляется абсурдным.

    Как полагал Тертуллиан, интуитивное, дологическое знание Бога дано душе. Пытаясь отрефлексовать это дологическое, разум расчищает к нему путь до тех пор, пора не натыкается на нечто предельное, о чем уже ничего нельзя сказать, на что можно только указать: вот оно, и оно есть. Бог как первая реальность обнаруживает себя именно таким образом. Поэтому в него можно лишь уверовать, уверовав одновременно и то, что предел познания положен Богом, «не желавшим, чтобы ты верил во что-то иное, кроме установленного Им, а потому не желающим, чтобы ты еще что-то искал». В правильности поисков Бога необходимо верить: если нет веры, нет и правильности, т.е. правила.

    Ориген — выдающийся систематический ум не только ранней, но и всей патристики, создавший первую стройную теорию философской теологии, основанную на лучших достижениях эллинской мысли и во многом сходную с учениями неоплатоников. Основы теории изложены в сочинении «О началах» (сохранилось в латинском переводе). В книге I речь идет о Боге как вечном источнике всего сущего; в книге II — о мире и его творении; в книге III — о человеке и его назначении; наконец, книга IV трактует об откровении и способах его постижения. Таковы "начала", первые принципы всякого исследования мира, а весь трактат является первым образцом цельного христианского вероучения, открывающим эпоху универсальных догматических систем. Во введении (в книге I) Ориген разъясняет свою методику исследования "начал". Истины веры делятся на существенные (важнейшие догматы, сведенные в Символы веры) и менее существенные (о которых, к тому же, в Писании сказано недостаточно четко или вовсе не сказано). В существенных истинах свобода мнений недопустима, тогда как по частным вопросам (касающимся преимущественно тварного мира) теолог волен полагаться на собственный разум Бог Оригена — сверхсущая и непознаваемая "монада", превышающая все, что в принципе можно о ней сказать. Лишь отчасти Бога можно познать по Его творениям. Сын Божий, — вечносущий Логос, Премудрость Божья, — подобен лучу света, исходящему из первоистока, и в потенции содержит в себе все мироздание. Логос есть как бы образ первообраза, его отражение. Но по отношению к тварному миру Логос — первообраз, "идея идей", и все вещи суть отражения Логоса, но не Бога-Отца. Логос, таким образом, является посредником между Богом и миром, и в Нем первоначальная монада развертывается во множественность. Святой Дух стоит за Сыном-Логосом в иерархии Божественных Ипостасей и пронизывает все мироздание. Первая Ипостась существует субстанционально, две другие — акцидентально. Ориген возрождает пифагорейско-платоническую идею предсуществования душ (II 8). Душа представляет собой нечто среднее между плотью и духом. Она способна приближаться к Богу и тогда становится умом, чистым духом, но может и отклониться к материи, чистому небытию. Таково свойство свободы выбора, которой наделены все разумные существа, и свобода есть единственная причина зла в мире. Зло же есть отпадение от полноты бытия к небытию (II 8; III 1 сл.) — здесь Ориген предвосхищает важнейший тезис неоплатоников.

    Ориген в чисто платоническом духе дает этике онтологическое обоснование. Конечная задача человека — спасение, "восстановление" и возвращение к Богу, что, по мысли Оригена, неизбежно и для всего мира. Таковы истины, которые разум должен извлечь из Писания.

    Дионисий (или Псевдо-Дионисий) Ареопагит (VI в.) с его трактатами «О божественных именах» и «О таинственном богословии». Основная мысль его «Таинственного богословия» - странность Бога миру, предполагающая парадоксальные высказывания о Боге. Он – Мышление и Жизнь, безымянен и достоин любого имени, даже такого, которое передает представление о Боге через телесность. Последнее, по его мнению, есть одна из важнейших возможностей богопознания, в котором участвуют все человеческие способности – чувственно-эмоциональные, рациональные, духовно-мистические, составляющие единый онто-гносеологический акт. Важнейшими ступенями к богопознанию являются покаяние, молитва, исповедь, приятие искупления. Погружение в Бога, осуществляемое с помощью специальной подготовки души, Псевдо-Дионисий называет очищением. После него «при полном бездействии познавательных энергий» возможно соединение человека с Богом.

    9)Патристика и ее главный представитель Аврелий Августин:осн принципы и содержание его системы.

    Патристика- совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей I-VIII вв. 3 периода: ранняя патристика (Ориген, Тертуллиан), зрелая (Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит), поздняя. Главным делом патристики было создание и распространение христианского философского учения, утверждение его принципов Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и человеческое. Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; человеческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества.

    Августин Аврелий развил христианский платонизм. Центральная тема - человеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Основополагающая идея Августина: Бог - совершенная Личность и абсолютное бытие. «Верую, чтобы понимать!»

    10)Схоластика как основная форма богословия позднего средневековья.Система Фомы Аквинского и проблема доказательств бытия Бога.

    Схоластика - ранняя (Ансельм Кентерберийский ), зрелая (Фома Аквинский) и поздняя (Уильям Оккам).

    Фома Аквинский - уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утверждение ценности единичного, индивидуального существования с его особым местом в общем строе. Фома Аквинский возвеличивает человека, утверждая, что ради него создан мир.

    По проблеме универсалий Фома Аквинский, следуя Аристотелю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие понятия существуют трояко: 1) до вещей (как образцы в уме Бога); 2) в вещах (как их сущности); 3) после вещей (в уме человека как понятия).

    11)Проблема универсалий-как центральная проблема средневековой схоластики.Номинализм и реализм.

    Универсалии – общие понятия (краота, добро, зло, причина). Высшая универсалия – бог (в схоластике) а у Августина это – личность. Основу универсалий составляют философские категории Аристотеля. Такие как причина, цель, форма, содержание. Если патристика опирается на философию платона, телонизирует их, то схоластика в лице Фомы Аквинского опирается на Аристотеля, философия которого проникает в Европу через Испанию. Если арабские мыслители развивали естественно-научные труды Аристотеля – физику, психологию, то в схоластическом богословии на первом плане – логика и категории Аристотеля. В частности, в знаменитом комментарии к категории Аристотеля возникает спор об Универсалиях. Суть спора об универсалиях: Обладает ли общее (универсалии) объективным реальным существованием. Если да, то где. Существует ли общее или это иллюзия. Истоки проблемы – в критике идей Платона.(Лошадь я вижу а лошадность – нет). По вопросу о патологическом статусе общего существует два направления. Реализм и номенализм. Согласно первому, существует только общее. оно является мслями бога. Общие универсалии – мысли бога. Вещи – воплощение этих мыслей. Ансельм Кентерберийский. Второе течение – номинализм. Характерно для англичан. Вещи только единичный, фактически есть только имена этих вещей. Представители – Уильям Оккам, Дунс Скотт.

    Промежуточное время – концепутализм. общее существует в уме познающего человека ка результат его абстрагирующей способности – т.е. способности во многом единичном выделять общее. Это общее и будет составлять сущность данного класса предметов. Таким образом варианта решения споров об универсалиях три:

    1. Общее существует вне и до вещей.

    2. Общее существует в вещах как их сущность и извлекается человеком с помощью ума.

    3. Общее существует после вещей как некаяч иллюзия.

    Почему в средневековой схоластике стоит вопрос о бытие общего? Доказав сущность общего вне и до вещей, вы автоматическ доказываете что бог есть.
    12)Философия Возрождения:общая хар-ка,осн. Принципы,теоретич-е проблемы и их представители.

    Время:14 – 16 вв. Место: Итал., Голланд., Англ., Сев. Герм.. Философы: Дж. Манетти, К. Салютати, Л. Вала, П. Мирандола. ФВ – продукт городской культуры. 2 основы ФВ: антич. авторы; современное ей полнокровное искусство.

    Хар–ка ФВ: 1) полнота раскрытия философской проблематики; 2)равный интерес к природе, Ч. и обществ. 3)игнор-ие христ. вероучения, противопос-ие ему возрожденческих идеалов; 4) Глав. проблема – проблема Ч.Смысл жизни – в ней самой. Идеал человека – художник, творец, но человек должен быть доблестным и добродетельным.Судьба Ч.: 50% - фортуна, 50% - сам человек.Философы В изучают и осмысляют природу. Для них свойственны пантеизм и органицизм. Обожествление природы, растворение в ней Бога. «Природа есть Бог в вещах»,- Дж. Бруно. Все явления природы одушевлены т.к. в каждой вещи – частица Бога.Дж. Бруно : разв-ет гелиоцентрическую теорию Коперника. Утверждает, что сущ-ют другие звездные с-мы; бесконечность миров и возможность их обитаемости.

    13)Пантеизм и диалектика Н.Кузанского,натурфилос-я и космология Возрождения.

    Наибольшую роль в ф-ии эпохи возрождения сыграли натур-филос-е концепции (Бруно, Кордано), свидет. о крушении схоластических методов осмысле-ния природы. Направления в ф-ии были: 1) методы эксперимен. – математ. исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к кол-му отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический) и композитивный (синтетический). Плюс эксперимент= научная методология.. 2) детерминист-ское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естест-венная необходимость. 3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Опред. чертами натурф-ого направления в ф-ии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутст-вие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность,сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.Кузанский - растворение природы в боге. бог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. в боге совпадают все противоположности - абсолютный мин и абс макс, единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико-идеалистическую направленность, предвосхитил появление бесконечно малых, проблема бесконечности, методология математических понятий для познания природы. ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.

    14)Гуманизм и антропоцентризм,полит. социология Н.Макиавелли,-соц. Утопии Т.Мора и Т.Компанеллы.

    Гуманизм - центральное для Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождает-ся на кафедрах университетов. В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека.Ф. Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Гуманизм начинает-ся тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия.

    Особое место в Ф. Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: осн. на реалист-ких принципах политич. теории Никколо Макиавелли,Франческо Гвиччардини и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu) - воплощение человеческой энергии, умения, таланта. Исследуя деятельность Медичи, Сфорца, Чезаре Борджа, Макиавелли приходит к идее «нового государя» - абсолютного властелина. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необхо-димых случаях проявляя жестокость.Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и объясняется противоречиями социальной действительности.


    15. Философия Нового времени: общая характеристика, основные течения, теоретические проблемы и их представители.

    Конец 17 – начало 18 века. период упрочнения капиталистических отношений – утверждение новых социально-экономических отношений, происходит смена идеологических парадигм. На смену монополии церковной идеологии приходит светская – в форме знаний. Философия нового времени носит ярко - выраженный гносеологический характер. Гносеология - проблема истины и метода познания. Проблема методов познания и критериев истины становится центром самой гносеологии. Наряду с гносеологией нов. времени особенно в рамках рационализма активно исслед. и онтологические проблемы и в частности проблема субстанции. (Субстанция – единая всеобщая самодостаточная первооснова бытия.)

    Говоря о философии нов. времени сущ 2 момента, хар - е ее дальнейшее развитие:

    1. постепенно усиливается тенденция к субъективизму. У ее истоков Рене Декарт. «Я мыслю, следовательно существую.»

    Англ - ий сенсуализм Джона Локка и переходящий в объективный идеализм д. Беркли «Вещь есть комплекс моих ощущений». В системе Канта эта система достигает своего апогея: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек? Что я такое? Этот субъективизм фил - Ии связан с утверждением общемировоззренческого индивидуализма.

    2я тенденция - социально - политическая философия. Буржуазия, приходя к власти нуждается в новой теории, не связанной с церквью. Важным моментом фл-ии нового времени и просвящения выступает критическая традиция отрицания сомнений. Своего апогея эта критическая традиция достигает в философии Канта. 1. Критика чистого разума. 2. практического разума. 3. критика способности суждения.

    Родоначальником фил. нов. времени явл. Фр. Бекон.

    Лозунг эпохи Фр. Бэкона – знание-сила. Знание для пользы. Знание носит эмпирических характер – наблюдение и эксперимент с одной стороны и математика с другой.

    Галлилей:”Нельзя войти в храм природы не зная математики”. Основа научной картины мира этого периода – законы Ньютона. Механика – наука о наблюдаемом движении. В системе Ньютона присутствует исследование движения как процесса. Бог трактуется. Деизм – приходит на смену пантеизму. Задача науки – познать и понять механизм природы, овладеть им в своих интересах. Отсюда – центральная тема философии нового времени – проблема знания и способов его достижения. Знание не ради знаний, а ради пользы. Истина и метод: по этим двум течениям сформировалось два направления: Эмпиризм – сенсионализм. Рационализм.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта