Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат по дисциплине «Социальная психология» на тему: «Понятие моды и ее психические механизмы»

  • Психология. Психология РК 1. Понятие моды и ее психические механизмы


    Скачать 39.12 Kb.
    НазваниеПонятие моды и ее психические механизмы
    АнкорПсихология
    Дата14.05.2021
    Размер39.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПсихология РК 1.docx
    ТипРеферат
    #205012






    Российский государственный социальный университет





    Реферат

    по дисциплине «Социальная психология»

    на тему: «Понятие моды и ее психические механизмы»

    Выполнила: Кузина В.А

    Преподаватель: Дембицкая О.Ю


    Москва

    В психологии мода (от лат. modus — норма, правило, мера) — это форма стандартизированной массового поведения людей, которая возникает стихийно под влиянием настроений, вкусов, увлечений, которые доминируют в обществе.

    У известного философа XVII в. Б. Спинозы категорией «модус» охватывались все состояния субъекта, в которых, как оказывается, бесконечная множественность вещей и их меняющиеся качества. Позже этим термином стали определять проявление изменений главным образом в быту, поведении, одежде, прическе и тому подобное.

    По А. Гофману, мода — явление социальное и психологический механизм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения. Создавая теоретическую модель, то есть представляя ее в виде структуры, ученый выделяет следующие элементы моды.

    Современный человек живет в постоянно развивающемся мире. Все вокруг подвергается бурному развитию: техника, наука, природа и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные и материальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стиль межличностного общения. Однако неизменным составляющим процесса общения, было, есть и будет влияние людей друг на друга. В психологии влиянием называют процесс и результат изменения одним человеком поведения, намерений, взглядов, оценок другого человека, которое происходит в ходе взаимодействия с ним. Человек стремится повлиять на тех, с кем общается и сам подвергается внешнему влиянию. Конечно, меняется общество, меняются цели и формы и даже масштабы влияния - сегодня психологическое влияние вездесуще. Современные технологии позволяют одному человеку, или небольшой группе людей влиять на сознание, на психику, на ценности и установки огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними. Высокая значимость проблемы психологического воздействия привела к изучению различных ее аспектов.

    В психологии социально-психологические механизмы – механизмы, с помощью которых совершается действие закономерностей, и происходят переходы от причины к следствию. Когда речь идет о социально-психологических механизмах влияния (воздействия), то подразумеваются те социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга, которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной активности, глубину и полноту их психологического контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность их коммуникативного поведения. К таким явлениям относят психическое заражение, внушение и подражание.

    Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию, или «психического настроя». Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Толпа ускоряет склонность к заражению модными веяниями. Индивид при этом не испытывает организованного, преднамеренного давления, а лишь невольно подчиняется ему, бессознательно усваивая образцы поведения энтузиастов моды.

    Внушение. Внушение как метод социально-психологического влияния представляет собой навязывание определенных мыслей и состояний на фоне их некритического (часто неосознанного) восприятия. Внушающее воздействие моды основано на авторитете, доверии, эмоциональной привязанности к источнику информации. Поэтому дверь в мир моды широко распахнута: потребитель при желании может узнать почти все о дизайнере, его отношениях с производителем, о том, кто из авторитетных известных лиц пользуется его услугами, кто из манекенщиц участвует в его показах и т. д. Пример - Ив Сен Лоран. Почти каждому человеку интересующемуся модой известен не только путь восхождения кутюрье на Олимп моды, но и его пристрастия в живописи, имя его вечной музы - актрисы Катрин Денев и даже кличка любимой собаки - Cazadei.

    . Доступность информации, ее эмоционально-оценочная насыщенность создает эффект «эмоционального заражения», который становится причиной эффекта внушения.

    Реклама, модные показы и шоу, телевидение, радио, модные журналы используют различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека в целях создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям, которые способствуют распространению моды. Подобно всем одаренным фантазией людям, дизайнер тоже восприимчив к внушению, но чем он оригинальнее и гениальнее, тем самостоятельнее совершается его творчество.

    Модная продукция, созданная известной фирмой, будет оказывать большее внушающее воздействие на людей, малознакомых с ее маркой, чем на постоянных клиентов. Мода, прежде всего, приковывает внимание лиц, привыкших к покорности. Упрямым и непокорным натурам недостает нужной для внушений гибкости. Люди дисциплинированные более поддаются капризам моды, чем недисциплинированные.

    В целом поведение потребителей моды напоминает поведение актера, готовящегося к исполнению предписанной роли. И также, как почти все актеры, они восприимчивы ко второстепенным действиям внушения. Эрнст Тремнер считает: «Каждый актер играет уверенней, правдивей и создает большую иллюзию в костюме, ансамбле и в своей среде...» - и далее отмечает: «Есть актеры, которые даже репетируют в костюмах. Костюм внушает им роль, сосредоточивает их сознание на роль и устраняет мешающие побочные явления».

    В последнее время все чаще говорят о том, что мода, все больше превращается в специфический вид искусства и, следовательно, сильнее приковывает внимание масс. Это связано с тем, что внушения играют особенно большую роль в области наслаждения искусством и понимания его. «Каждый наслаждающийся искусством, - замечает Тремнер, - находится под влиянием воспринятых идей, которые владеют его чувством и суждением, подобно внушению. Воспринимающая искусство публика, чье эстетическое благоволение не основывается ни на врожденном чутье, ни на самостоятельном суждении, следует за внушением различных модных направлений», т. е. большей частью руководствуется прочитанными или услышанными хвалебными откликами или критическими замечаниями.

    Женская часть публики особенно охотно следует эстетическим внушениям. Анализируя подобные явления, Тремнер делает вывод: «Никто, конечно, не может быть совершенно самостоятельным в суждениях. Так называемые самостоятельные суждения чрезвычайно редки, остальные же люди судят в большей или меньшей степени в духе внушений, причем не всегда сознают это, так как внушения действуют в подсознании. Широкой публике, даже образованной, для оценки искусства внушения необходимы, как насущный хлеб».

    Массовость как одна из характеристик моды определяет силу внушения. Уже давно известно, что душевный строй человека меняется, когда он становится частью массы. И чем более человек чувствует внутреннее или внешнее сходство с другими по одежде (особенно, если это военная или спортивная одежда), возрасту со сверстниками, образованию с людьми одной профессии или взглядам и намерениями на политических или каких-либо других массовых собраниях, тем сильнее развивается взаимное духовное влияние. Невольно мысли и чувства принимают общее направление, внимание устремляется одинаковым образом, люди готовы к общим принципам восприятия, одинаковым взглядам, их начинают волновать одни и те же мысли.

    Также известно и то, что человек в толпе обладает меньшей способностью к критике, большей готовностью к действиям и равномернее воспринимает аффект. Толпа создает все условия для осуществления внушения. Поэтому «восприимчивость массы к внушению бесспорно больше, чем восприимчивость отдельного человека, духовно совершенно свободного. Поэтому тот, кто умеет пользоваться настроением толпы, возбуждая и направляя аффекты, может быть уверен в действии своего внушения, за тем толпа последует, как стадо за вожаком, как, например, во времена революции за искусными демагогами или в эпохи революционных движений за пророками», - приходит к заключению Тремнер. Многовековая история моды содержит много фактов, подтверждающих его выводы. Примером этому служит массовое увлечение джинсовой модой сначала в Америке, а затем и во всем мире.

    Подражание. Модная одежда разоблачает потайные мысли человека, - утверждают теоретики моды, которые пытаются разрешить противоречие между одеждой и модой, заключающееся, как они считают, в том, что одежда является наиболее индивидуальным творением человеческой культуры, и в то же время рядом с модой, шествует могущественный инстинкт подражания.

    Механизм подражания заключается в воспроизведении одним субъектом поведения другого. На языке моды это выражается в том, что человек стремится носить такую же модель одежды, какую носит другой.

    Георг Зиммель выдвинул «элитарную концепцию» моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп — эта концепция получила название «концепция эффекта просачивания». Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы. Таким образом, модные стандарты и образцы постепенно «просачиваются» сверху вниз, достигая низших слоев общества, распространяясь в обществе в целом — так возникает массовая мода. Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных, с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Массы вновь стараются овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому социальному статусу. И так бесконечно

    Индивид, потребляющий «просочившиеся» вниз статусные символические блага, добивается тем самым не реального, а иллюзорного по отношению к своему слою повышения статуса. Но с точки зрения его собственной биографии этот выбор в определенной мере вознаграждается, так как индивид видит, что обладает вещами, которыми несколько лет назад могли обладать только люди с более высоким статусом.

    Хотя движение модных стандартов по социальной лестнице «сверху вниз» весьма распространено, тем не менее, существует и обратная направленность этого движения. Далеко не всегда представителей господствующего класса следует рассматривать как инициаторов модных инноваций. Благодаря высокому социальному положению и значительному доходу высшие слои могут усваивать, выбирать модные стандарты в дорогих разновидностях и на ранних стадиях модного цикла, но и в этом случае зачастую происходит подключение и приспособление к уже сформировавшимся ранее «модам». Именно в низах родились и получили первоначальное распространение многие наиболее значительные «моды» нашего столетия: в рабочей и крестьянской одежде, сельском фольклоре и т. д. Яркий пример тому всемирная история моды на джинсы

    Подражание в моде имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, имитация одного и того же образца поведения приводит к унифицированию индивидов, а с другой, новые идеи, имеющие социальную ценность, эталонные социальные стандарты поведения или даже эталонный образ жизни могут быть распространены на широкую сферу имитации модного. Масса принимает их не потому, что видит в них ценность и полезность, а потому, что подражает им как модному веянию. Но вместе с тем модными могут становиться и весьма сомнительные ценности, которые благодаря подражанию в моде приобретают массовый характер.

    Специфика подражания в моде базируется на психической деятельности людей и выражается через пассивность и творчество в подражании, неосознанность, эмоциональный характер подражания, его относительную иррациональность и принудительность

    Образец подражания, его особенности связаны с социальной структурой. В основе моды лежат, в первую очередь, массовые стандартизированные образцы, принятые и закрепленные социальной группой как социально значимые, к которым осознанно или бессознательно приобщаются индивидуумы.

    Подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст. И поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существуют два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

    Если новая мода согласуется тем или иным образом с назревшими общественными потребностями индивидов, то она начинает входить в быт сначала наиболее чувствительных к этим потребностям индивидов, а затем и менее чувствительных, но более конформных.

    На этом этапе распространения новой моды вступает в действие закон конформизма, сущность которого состоит в тенденции людей изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало поведению и требованию других людей. «Лучше быть нескромной со всеми, чем отличаться от других своей скромностью»,- характеризуя эту черту моды, писал еще в XIX веке Дишер.

    Люди испытывают дискомфорт, когда слишком выделяются на фоне других. Но, по крайней мере, в западных культурах они испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности так же, как все. Доказано, что людям нравится ощущать себя неповторимыми. Более того, своим поведением люди отстаивают свою индивидуальность


    написать администратору сайта