Композиция. Понятие о хореографической композиции
Скачать 31.68 Kb.
|
Понятие о хореографической композиции. Танцевальное искусство, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела, существует с древнейших времен. Развернутые танцевальные представления существовали еще в древних государствах: Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме. При этом по мере своего развития и накопления человеческого опыта, оформляются научные представления, раскрывающие терминологию данного вида искусства. Так, около 1700 года появился термин «хореография», который обозначал систему стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом. Однако в современном хореографическом искусстве при описании процесса хореографических постановок и его канонов наиболее часто употребим термин композиция. Композиция – это процесс работы над созданием хореографического произведения, представляющего собой гармоническое единство формы и содержания и отличающегося специфичностью выразительных средств и особенностей. Именно об общих канонах постановки хореографических композиций пойдет речь в настоящем параграфе. Обращение к специальной литературе позволяет обнаружить, что любая танцевальная композиция состоит из ряда обязательных компонентов, к которым относят: драматургию (содержание), музыку, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все компоненты хореографической композиции тесно связаны между собой и позволяют решить главную задачу – выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Рассмотрим каждый компонент подробнее. Содержание.Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека. Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении пять частей: экспозиция, завязка развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией) также бывает нарастающим, сильным или растянутым, расхолаживающим, кульминация, развязка. Назначение экспозиции— это введение в действие. Здесь зрители знакомятся с действующими лицами: слушая музыку и наблюдая танцующих, понимают, что перед ними люди определенной национальности, живущие или жившие в определенную эпоху. Становиться понятным жанр танца – народно-характерный, фольклорный, классический, эстрадный. Жанры танцев могут быть разнообразны, и экспозиция настраивает зрителей на восприятие одного из них. Танцующие, разместившись в определенном рисунке, начинают непосредственно танец. В завязке они делают более сложные движения, и нам становиться интересно, что произойдет дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец. Развитие танца, как и его завязка, определяются замыслом и содержанием хореографического произведения. Оно не обязательно должно идти по ступеням вверх, чтобы каждая последующая комбинация непременно перекрывала предыдущую. Могут быть и умышленные спады, как бы возвращающие назад с целью накопления средств для последующего взлета на более высокую ступень. Кульминация– это вершина музыкально-хореографического действия, подготовленная экспозицией, завязкой и развитием действия. Текст – движения, позы в соответствующих ракурсах, жесты, мимика и рисунок – в своем логическом построении приводит к этой вершине. Следует отметить, что кульминация может быть построена как с использованием всех перечисленных компонентов, так и решена только с помощью текста или с помощью рисунка. Развязка должна логически вытекать из всего хода танцевального действия, быть подготовленной им. Она должна завершить мысль, поставить ясную точку. Если развязка не была подготовлена всем логическим развитием произведения от экспозиции до кульминации, то танцевальное сочинение невозможно считать завершенным. Умение пользоваться законами композиции и правильно применять их – один из самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Ведь ни один танец не может сравниться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою, особую форму воплощения. От таланта, изобретательности, опыта и мастерства хореографа, от его знания непреложных законов зависит создание яркой, неповторимой формы танцевального сочинения. Вторым, после драматургии, компонентом хореографического произведения является музыка. Музыка и танец живут они по одним, общим законам, но, если танец живет во времени и пространстве, то музыка только во времени. Хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонации человеческой речи, хореография - на выразительность движений человеческого тела. Ни тот, ни другой виды искусства при этом не воспроизводят конкретных бытовых интонаций и движений. Общность образной природы создает возможность органического соединения музыки и хореографии в едином художественном произведении. Музыка усиливает выразительность танцевальной пластики, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. При постановке танцевальных номеров возникает вопрос о соотношении хореографии и музыки. Их единство, соответствие, выражение одного в другом - один из общепризнанных критериев художественности танцевального искусства. Танец не воспроизводит музыку досконально. Он существует на ее основе, исполняется в синтезе с нею, выражает ее. Выражение музыки в танце заключается, прежде всего, в соответствии образного характера танца образному характеру музыки. Это относится не только к общему характеру настроения (веселое, грустное) и к выражению элементарных чувств, но и к сложным образам, которые в равной мере могут быть присущи и музыке, и танцу. В танце главным носителем образного содержания является хореография. Именно она создает зримое воплощение балетмейстерской мысли на основе музыки. Хореография и музыка родственны как искусства, развивающиеся во времени. Поэтому и в том, и в другом искусстве огромную роль в создании образов играет ритм. Совпадение танца и музыки по характеру их движения, рисунка, пластики, членениям разделов и фраз заключается в соответствии темпа, метра, ритма танца тем же элементам музыки. Темп музыки (скорость ее звучания) имеет для танца определяющее значение: он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорение, замедление). Тем не менее в современной хореографии используются приемы контрастного построения танцевального темпа по отношению к музыкальному (активное использование пауз-остановок в танцевальном действии). Ритм в музыке - организованная последовательность звуковых длительностей. Ритм в хореографии - это строго закономерное чередование движений человеческого тела. Балетмейстер, строя движения ритмически, отбирает для своего танца оттенки и краски, благодаря которым возникает своеобразная художественная энергия в ритмической организации, которая, в свою очередь, выражает ряд эстетических качеств (вялость, сухость, бодрость и так далее). Что касается ритма, то здесь соотношение музыки и танца наиболее свободно и вариантно. Опираясь на музыку, танец не является ее ритмической копией. Он воплощает не структуру, а содержание музыки. Всякую ли музыку можно «оттанцевать»? Можно ли поставить танец на любое симфоническое или камерно-инструментальное произведение? Этот вопрос аналогичен вопросу о том, все ли доступно танцу в сюжетно- тематическом смысле, ограничен ли танец в смысле возможностей отражения жизни. Формально «оттанцевать» можно все что угодно. По существу, же, вряд ли можно любую музыку воплотить в танце художественно полноценно, поэтому при выборе музыкального произведения необходимо учитывать это обстоятельство. В практике балетмейстеров-сочинителей встречаются два способа сочинения танца: на готовое музыкальное произведение и сочинение танца в соавторстве с композитором. Третьим компонентом хореографического произведения является хореографический текст- это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Язык танца называют «лексикой» (словарный состав того или иного языка), с ее помощью рассказывается содержание танца, образы и характеры действующих лиц. Четвертым компонентом хореографического произведения является рисунок танца - расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Потому при анализе рисунка следует сказать, что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны и дополняют друг друга. Особенность творческой работы состоит в том, что она протекает в атмосфере эмоционального подъема и воодушевления, когда мысли и чувства сливаются воедино ради создания хореографического произведения, однако, для создания хореографического произведения важно знатьи соблюдать этапыего создания, что, безусловно, является важнейшим условие и атрибутом любой хореографической постановки. Первый этап – возникновение замысла у балетмейстера, сочинителя будущего танца. Идея может возникнуть на основе литературного произведения, произведения живописи, на основе произошедшей жизненной ситуации и т.д. Иногда необходимость высказаться приходит к балетмейстеру после прослушивания музыкального произведения. Второй этап – является одним из основных этапов в подготовительном периоде. Балетмейстер изучает эпоху, быт, обычаи, обряды, костюм, музыку, движения, характер и манеру исполнения, и композицию бытующих в народе танцев или чей танец он задумал поставить. Это особенно важно при создании танца на фольклорной основе, или на основе исторических событий, т.к. должно быть отражено в манере исполнения движений и использовании выразительных средств хореографического искусства. Третий этап – работа с музыкальным материалом, с концертмейстером (идеально если есть композитор, но в любительском коллективе –это редкость). Но, как правило, большинство пользуется музыкальными фонограммами. Один из плюсов – многогранность звучания т.к. в основном это оркестровые записи. Четвертый этап – работа над созданием композиции танца и определение взаимодействия художественных средств, используемых в хореографическом произведении. На данном этапе выстраивается рисунок танца и хореографический текст. Только сам автор решает, какие выразительные средства хореографии он использует в своей постановке, какими постановочными приемами воплотит свой замысел. Пятый этап – работа с исполнителями. Балетмейстер-сочинитель выступает в роли балетмейстера-постановщика. Этот этап начинается с первой репетиции, на которой рассказывается о замысле танца, задачах каждого исполнителя, происходит знакомство с музыкой. Последующая работа – это проучивание основных танцевальных движений. На данном этапе работы отслеживается справляются ли исполнители с танцевальными движениями. Именно здесь происходит выбор исполнителей будущего танца с которыми и проводится постановочная работа. Далее предполагается последующее проведение регулярных репетиций. Шестой этап – сценическое оформление танца, которое предусматривает работу над костюмом, реквизитом, световым решение номера при последующем концертном выступлении. Сценический костюм позволяет представить создаваемый балетмейстером сценический образ исполнителя. Если в танце используется реквизит, то его наличие на репетициях должно быть с самого начала. (веточки, платочки, шали). Для создания определенной обстановки на сцене используются световые эффекты (затемнение, мелькание света, выделение световым лучом). Для решения творческого замысла балетмейстера используются и видеопроекторы. Седьмой заключительный этап – концертное выступление. Здесь подводится итог проделанной работе. При этом на данном этапе важное значение имеет сценическое оформление хореографического произведения. Важную роль при оформлении танца играет сценический костюм т.к. искусство танца воспринимается зрительно, именно он создает зрелищную сторону танца. Костюм может служить для характеристики героя, или быть дополнением в создании определенного образа. Костюм должен быть удобным, не затруднять движения исполнителя. Костюмы создаются на основе традиционной народной одежды. При создании костюма необходимо учитывать фактуру ткани, а также цветовые гаммы, соответствующие заложенной в танце идеи или традиции народа. Например, русский костюм традиционно делился на девичий и женский. Учитывать возрастные особенности исполнителей – важно в работе балетмейстера над созданием костюма. Создание сценического костюма происходит по трем направлениям: этнографическому (использование настоящих источников), обобщенному (использование в создаваемом новом костюме подлинной этнографической основы, однако не связанной с географической областью ношения) и стилизационному (костюм представляет собой современную стилизацию, далек от истинно народной основы). Костюм играет роль в создании сценического образа, не только своим обликом, но и как средство, помогающее исполнителю исполнить роль, донести до зрителя образ. К средствам оформления сценического образа относят также искусство грима. В сценическом оформлении используют декорации. Требования, предъявляемые к декорациям – прочность, легкость, простота в изготовлении, быстрота сборки и разборки, высокое художественное качество. Декорации используются для создания стиля эпохи или для создания эмоционального настроя. При оформлении хореографического произведения могут применяться элементы реквизита и бутафории. Бутафория – род материального оформления. Представляющий собой поддельные вещи, употребляемые взамен подлинных (сабли, гирлянды цветов, венки). Реквизит – отдельные вещи или совокупность предметов и вещей, подлинных или бутафорских, являющихся материальным оформлением хореографического произведения (скамейки, табуретки, гармошки, трещотки, ложки, рушники, зонтики). Световое оформление иногда способно заменить декорации, беря на себя смысловую нагрузку. Оно дает возможность выхватить отдельные персонажи, сделать световые акценты. Свет помогает создать атмосферу хореографического произведения. Таким образом, создание хореографической композиции – сложный процесс, представляющий собой гармоническое единство формы и содержания и отличающегося специфичностью выразительных средств и особенностей. |