Темы по философии. ФИЛОСОФИЯ. Понятие о предмете философии и ее основных проблемах
Скачать 0.92 Mb.
|
Диалектический принцип развитияСмысловую основу принципа развития составляют следующие положения: Всеобщим свойством объектов действительности является их развитие, т.е. направленное, закономерное и необратимое изменение их качества во времени.Свойства направленности, закономерности и необратимости являются атрибутами развития, отличающими его от других форм изменения объектов. Так направленность, т.е. наличие определенной линии (тенденции) взаимосвязанных качественных преобразований отличает развитие от таких качественных преобразований, при которых качественные эффекты не накапливаются (например, многократные взаимопревращения воды в лед или пар развитием не являются). Необратимость отличает процессы развития от функционирования, которому присущ обратимый характер. Закономерность отличает развитие от случайных качественных преобразований катастрофического типа и т.п. Для глубокого, всестороннего понимания механизма развития необходимо ответить на три главных вопроса: А). Почему происходит развитие? Б). Каков механизм перехода от старого качества к новому? В). Как связаны друг с другом этапы развития и какова его общаянаправленность? Ответ на эти вопросы дают основные законы развития: закон единства и противостояния (борьбы) противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания, которые будут рассмотрены далее. Необходимым условием глубокого, истинного познания объекта является рассмотрение его как изменяющегося, развивающегося.Необходимость исследования объекта в развитии обусловлена, во-первых, тем, что развитие является объективной реальностью его бытия, составляет временной ракурс его существования. Исследование объекта в этом ракурсе позволяет представить его бытие как закономерный процесс смены форм, состояний, эпох, возникновения и разрушения исторических целостностей. Игнорирование этого ракурса в познании, т.е. рассмотрение объектов как статичных, застывших, существующих в раз и навсегда заданных, неизменных формах, означало бы искажение действительности. Во-вторых, историческое прошлое объекта не исчезает как эфемерный мираж, а неизбежно запечатлевается в структурах, динамике, качествах настоящего и будущего. Рассмотрение объекта вразвитии позволяет понять и объяснить, в силу каких исторических причин и условий у него возникли характерные качества, структуры, тенденции, определяющие его природу и специфику, как эти качества могут повлиять на его настоящее и будущее. Поэтому без исторического подхода невозможно ни глубоко проникнуть в сущность объекта ("лицом к лицу – лица не увидать/ большое видится на расстояньи"), ни, тем более, обоснованно прогнозировать его будущее. В дальнейшем мы рассмотрим алгоритм познания объекта в развитии, детализирующий требования принципа развития (исторического подхода) в познании. Основные законы развития.Как уже отмечалось, эти законы характеризуют основные стороны (аспекты) процесса развития и совместно дают его комплексное отображение. Закон единства и противостояния (борьбы) противоположностейхарактеризует причинные источники, движущие силы развития. Суть этого закона выражают следующие положения: I. Фундаментальным качеством бытия является присущая объектам полярность, т.е. единство противоположных начал. Про-тивоположности– это противостоящие друг другу стороны, элементы, качества, тенденции объекта, сосуществующие и взаимодействующие в нем совместно, т.е. образующие определенную целостность. Примерами противоположностей, присущих различным объектам, являются положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны в атоме, северный и южный полюса магнита, процессы ассимиляции и диссимиляции в живом организме, анализ и синтез, истина и заблуждение в познании, противостоящие друг другу классы в обществе и др. II. Противоположности в объекте одновременно взаимополагают и взаимоотрицают друг друга,т.е. находятсяодновременно в состоянии единства и определенного противостояния (борьбы). Единство противоположностейозначает, во-первых, что диалектические противоположности противостоят друг другу не внешним, случайным образом, а являются взаимонеобходимыми сторонами (полюсами) единого целого, не могут существовать друг без друга в этом целом. Например в науке синтез (соединение разрозненных положений и фактов в целостную теорию) невозможен без предварительного анализа (изучения объекта по частям). Но и анализ лишен смысла, если он не завершается синтезом. Единство противоположностей означает также их взаимопроникновение, взаимодополнение, взаимопереходы. Взаимопроникновение противоположностей означает их соединение в процессе взаимодействия, многообразные обмены веществом, энергией, информацией, приобретение ряда сходных свойств, что и создает возможность их взаимовлияния друг на друга, изменения состояний и качеств друг друга. Взаимодополнение сторон, обладающих различными (противоположными) качествами, обеспечивает взаимоподдержку их существования в составе целого, содействует гармоничности и устойчивости этого целого ("Гармония есть … согласие разногласного" (Аристотель)). Противостояние (борьба) противоположностейозначает их взаимоотрицание, обусловленное противоположным характером их свойств и тенденций. Противостояние противоположностей происходит в различных формах от взаимоотталкивания в неживой природе до борьбы (внутривидовой и межвидовой) в живой природе и социальной борьбы между классами, социальными группами, отдельными людьми в обществе. Наиболее острой формой борьбы является антагонизм (острый конфликт) между сторонами, интересы (цели) которых протиположны друг другу (антагонизм рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, буржуазии и пролетариата в эпоху классического капитализма и т.п.) III. Единство и противостояние (борьба) противоположностей составляют противоречие объекта, являющееся главным (или одним из главных) источников, движущих сил его развития.Взаимодействие, столкновение противоположностей являются тем источником внутреннего напряжения, "брожения", столкновений, которые не дают объекту застыть, инициируют его изменение, развитие. Следует отметить, что марксизм в его советской версии абсолютизировал роль борьбы в развитии и недооценивал роль единства как фактора развития. Эта позиция придавала всей марксистской диалектике качества воинствующего революционаризма. С позиций современного опыта и системного мышления есть все основания утверждать, что такие моменты единства противоположностей как их взаимодополнительность, взаимоподдержка, интегрированное со-развитие являются самостоятельными продуктивными факторами развития, не менее значимыми чем борьба, конкуренция, соперничество и т.п. Обобщая это представление, можно сформулировать следующую закономерность: существенным условием устойчивого развития объекта является относительная сбалансированность моментов единства и борьбы во взаимоотношениях его противоположностей.Преобладание в системе единства, подавление противостояния, борьбы приводит к ее застою, загниванию, потере динамизма и творческого потенциала. Другая крайность, проявляющаяся в разрушении единства, борьбе "всех против всех", ведет систему к потере целостности, катастрофическому разрушению. И та и другая крайности делают устойчивое развитие невозможным. Таковы основные положения закона единства и противостояния противоположностей или более кратко - закона противоречия. Марксистская диалектика усматривала в этом законе универсальное объяснение источников и движущих сил развития. Однако с точки зрения современной науки, новейших представлений о самоорганизации (саморазвитии) материи в качестве движущих сил и условий развития выступает не только противоречивость объектов, но и ряд других причинных факторов. Общий комплекс основных причинных факторов и условий развития включает: * противоречивость объектов (единство и противостояние (борьба) противоположностей); * открытость, сложность, неравновесность, нелинейность, энергонасыщенность объектов; * активность объектов (в особенности живых), являющаяся имманентным качеством материи. Наличие комплекса многообразных источников и условий развития не умаляет, однако, роль противоречивости, которая в этом комплексе играет ведущую роль. Методологическое значение закона противоречия в познании и деятельности: Противоречивость объектов, являющуюся коренным, неотъемлемым качеством бытия, необходимо прежде всего учитывать при формировании личности современного человека, воспитании качеств жизнестойкости, способности к борьбе, социальной закаленности. С позиции принципа противоречивости весьма опрометчиво и даже опасно строить стратегию, планировать будущее в расчете на то, что удастся превратить свою жизнь в "тихий мирок безмятежности", "спокойную заводь", лишенную конфликтов и борьбы. Реальная жизнь полна противоречий и гораздо больше похожа на штормовой океан, чем на "тихую, безмятежную заводь". И тот, кто настроился жить "тихо", всегда избегая борьбы и конфликтов, рискует быть отброшенным на обочину жизни, а то и стать жертвой кипящих в природе и обществе противоречий, которых никому не удается избежать. Поэтому современному человеку, ответственно относящемуся к жизни, важно сознательно формировать в себе такие качества как закаленность и готовность к борьбе, умение "держать удар" в неизбежных конфликтах, способность придавать им конструктивный характер, избегать неконструктивных, разрушительных конфликтов и т.п. Противоречия, являясь инициирующим источником развития объекта, выступают тем самым как исходная точка развертывания процесса его познания. "Жизнь идет вперед противоречиями …", и поэтому для понимания происходящего необходимо прежде всего "… анализировать их, объяснить их происхождение … и тенденцию". Применительно к научному исследованию это означает, что его исходным этапом должен быть анализ проблемы, т.е. противоречия в исследуемом объекте или между субъектом и объектом. Именно выявление сути проблемы и процесс ее разрешения составляют основу и общую схему построения любой научной работы: статьи, научной монографии, диссертации и т.п. "Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками понять ее", - считал А. Эйнштейн. Представление объекта как сложного, противоречивого целого – необходимое условие глубокого, сущностного познания его природы. Попытка представить объект как лишенный противоречий, вне единства и борьбы противоположных сил может дать лишь поверхностное, искаженное представление о его сути, не позволяет понять глубинную основу его развития, источники самодвижения. Такое представление нередко инициирует антинаучные попытки искать источники развития в сфере сверхъестественного. Как афористично выразился Гегель "противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения". Закон взаимоперехода количественных и качественных измененийхарактеризует механизм перехода от старого качества к новому в процессе развития. Суть этого закона выражают следующие положения: I. Качество объекта неразрывно связано с определенными количественными характеристиками данного объекта.Понятие "количество" характеризует величину и интенсивность различных свойств. Качество – это устойчивая совокупность взаимосвязанных свойств объекта, обусловливающих его сущностную специфику, отличие от других объектов. Например, если человек характеризуется как "спортсмен", то в этой качественной характеристике устойчиво соединяются такие его свойства (проявления) как регулярность занятий спортом, относительно высокие спортивные результаты, интерес к событиям в сфере спорта, спортивный вид, стиль жизни. Уже один перечень свойств, создающих данное качество, показывает что оно не может возникнуть как результат случайного, одномоментного действия, а формируется в процессе длительных, систематических усилий. II. Качественные изменения объекта могут происходить лишь на основе накопления в нем количественных изменений.Существование любого качества объекта возможно лишь в определенных количественных границах. Переход через эти границы в результате накопления количественных изменений ведет к скачкообразному изменению качества. Граница, в пределах которой объект сохраняет свое качество и при переходе через которую скачкообразно изменяет это качество, носит название мера. Простейшими типами точек меры являются переходы воды из жидкого в твердое состояние при 0°С и в парообразное при 100°С, изменение температуры тела человека в пределах 35°- 42°С, выход за которые несовместим с жизнью. Характерным проявлением меры в историческом развитии человечества явилось так называемое "осевое время" (VIII – II век до н.э.), когда в результате многовекового накопления интеллектуальных достижений культур древности произошел эпохальный духовный скачок, выразившийся в зарождении идейных основ ряда современных религий, формировании глубоких философских учений, заложивших основы общечеловеческой нравственности, научного понимания мира и др. Понятие "скачок", характеризующее переход от старого качества к новому, отражает: а) перерыв постепенных количественных изменений; б) сжатую во времени (иногда "взрывную") качественную перестройку объекта. Сжатость (быстротечность) скачка во времени следует понимать не в обыденно-психологическом смысле, а в собственном масштабе рассматриваемого события. Так процесс перехода от обезьяноподобных предков к человеку длился примерно 3-5 миллионов лет. Но это именно "скачок" на фоне сотен миллионов лет эволюции животного мира. Особой формой качественных скачков являются бифуркации, т.е. разделение единой линии эволюции на две или более альтернативных (конкурирующих) линий. III. Качественные скачки могут быть двух типов: эволюционные и революционные. Революционный скачок означает всестороннюю, коренную ломку существующего качества объекта. Примерами революционных скачков являются научные революции, коренным образом меняющие картину мира и методы исследования, технические революции (переход от поршневых двигателей к реактивным в авиации), социальные революции и др. Эволюционные скачки в отличие от революционных носят не взрывообразный, а более плавный, поэтапный характер.Они изменяют старое качество объекта не сразу и не целиком, а постепенно, отдельными сторонами. В обществе эволюционный путь развития – это путь реформ. Реформистский тип развития общества предпочтительнее революционного так как носит менее разрушительный и более предсказуемый характер, позволяет лучше сохранять преемственность, традиции и целостность общества, его нравственные, социальные, организационные достижения. Революционный же путь развития ведет к ожесточенным столкновениям классов и социальных групп общества, гражданской войне, падению нравственности и цены человеческой жизни, тяжелым деформациям в последующем развитии. В отличие от социальных, научные и технические революции вполне приемлемы если общество нравственно зрелое, способное не допустить антигуманного использования их результатов. IV. Переход объекта в новое качество в результате скачка сопровождается изменением его количественных характеристик и возникновением новой меры количества и качества.Этот аспект данного закона широко используется в различных сферах человеческой деятельности. К примеру выведение новых пород скота и сортов растений в сельском хозяйстве имеет целью повышение таких количественных характеристик как продуктивность (урожайность), устойчивость к болезням, полеганию, вымерзанию и т.п. Создание качественно новых технологий подчинено задачам повышения производительности, надежности, экологической безопасности и других количественных характеристик. Таким образом "переход" количественных изменений в качественные сопровождается и обратным "переходом" качества в новое количество. Методологическое значение закона взаимоперехода количественных и качественных измененийможет быть выражено в следующих тезисах: Общая закономерность познания такова, что сначала исследуются качественные характеристики объектов и лишь затем количественные. Без обстоятельного изучения качественной природы объекта бессмысленно строить его математические модели. Поспешная математизация теории приводит к примитивизации картины реальности и засорению науки псевдоматематикой. Для целенаправленного осуществления качественных преобразований в любой сфере деятельности необходимо планомерно создавать количественные предпосылки перехода к новому качеству. Действия методами "шоковой терапии", "экспорта революции" приводят, как правило, не к успехам, а к новым катастрофам и трагедиям. В практической деятельности необходимо прогнозировать возможные формы качественных скачков, учитывать конкретные формы их осуществления, управлять протеканием скачков. Закон отрицания отрицанияхарактеризует взаимосвязь этапов развития, его направленность и ряд важных механизмов формирования нового качества. Основные положения данного закона могут быть сформулированы следующим образом: I. Отрицание старого качества объекта новым составляет закономерный, необходимый момент развития.Как писал К. Маркс "… ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм…" Под отрицаниемв диалектике понимается замена старого качества новым. Характерными примерами отрицания в историческом процессе являются, согласно марксистской (формационной) концепции истории, переходы от первобытного общества к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному, от феодального к буржуазному и т.п. II. Преемственность в развитии: диалектика понимает отрицание не как полное разрушение старого качества объекта, а лишь как частичное, с сохранением в новом качестве определенных элементов, структур и свойств старого.Преемственность, собственно, и означает удержание в новом качестве определенных элементов старого. Как неоднократно подчеркивал В.И. Ленин "… не голое отрицание … характерно и существенно в диалектике … а отрицание как момент связи, как момент развития с удержанием положительного …" Преемственность – один из главных факторов, обусловливающих поступательность, устойчивость развития. Нарушение преемственности приводит к тому, что развитие объекта вырождается в шатания из одной крайности в другую. К сожалению подобное характерно для исторического развития России, начавшей ХХ век с победы и утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершившей его переходом к диаметрально противоположной модели рыночного капитализма. С позиций требования преемственности заслуживают критического осмысления такие черты российского менталитета как неукорененность преемственного подходапри решении новых проблем, склонность к нигилистическим формулам жизни: ("отречемся от старого мира…"), стремление рушить старый мир непременно "до основанья" и маниловские ожидания, что на обломках старого мира "кто был ничем, тот станет всем". Этот комплекс "исторического нигилизма" является одной из причин того, что Россия, располагающая богатейшими ресурсами, территорией и человеческим потенциалом, вынуждена жить в тисках хронической бедности. Таким образом, развитие объекта невозможно как без отрицания старого, так и без преемственности.Следует отметить, что в гегелевской и марксистской диалектике преемственность обычно трактуется в смысле удержания в новом качестве положительных, жизнеспособных элементов старого качества. Такая точка зрения представляется односторонней. В реальности имеет место заимствование из прошлого не только прогрессивных черт, содействующих прогрессу объекта, но и части устаревших, препятствующих дальнейшему развитию. К примеру, кризисный характер развития России в последнее десятилетие объясняется в числе прочего и тем, что реализованная в начале 90-х годов ХХ века модель реформирования страны сочетала в себе ряд худших черт бюрократического советского социализма и олигархического капитализма латиноамериканского типа. Неудивительно, что соединение подобных форм оказалось не способным к нормальному развитию. Это пример преемственности негативного типа, тормозящей развитие системы. Прогрессивное развитие возможно лишь при условии доминирования позитивной преемственности. III. Цикличность развития объекта: возникновение нового качества в процессе развития происходит не путем линейного, механического преобразования старого, а поэтапно, циклически.Цикл развития образуется последовательностью обусловливающих друг друга этапных фаз, совместно составляющих процесс развертывания качественного своеобразия объекта. Характерными фазами цикла развития объекта являются зарождение, становление, зрелость, старение, разрушение (или переход к новому циклу развития). Подобные фазы характеризуют человеческую жизнь, жизненные циклы развития цивилизаций, циклы смены поколений техники и т.п. В развитии конкретных объектов возможны и иные формы циклов (например развитие художественного замысла литературного произведения может включать фазы экспозиции, завязки, кульминации, развязки). В дальнейшем изложении будем ориентироваться на наиболее сложный вариант цикличности, когда объект в своем развитии проходит не один цикл, а ряд следующих друг за другом циклов (например, циклы развития первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной, коммунистической формаций в эволюции общества). Таким последовательным, продолжающим друг друга циклам присущи важные закономерности. Одна из них заключается в том, чтонеобходимые условия развития каждого нового продолжающего цикла создаются в результате завершения генетически предшествующего цикла.Это означает, что в развитии сложных систем, например, социальных, весьма опасно форсировать инициацию новых циклов при незавершенности старых. Так Октябрьская революция 1917 года прервала исторический цикл развития капитализма в России в начальной фазе его становления. По этой причине в инициированный этой революцией новый, социалистический цикл Россия вступила неподготовленной в экономическом, социальном, духовном, организационном и др. отношениях, что придало развитию социализма в СССР деформированный, в ряде отношений насильственный характер и в конечном итоге роковым образом отразилось на его жизнеспособности. IV. Поступательность и необратимость развития.Поступательность развития является результатом направленной кумуляции (накопления) изменений, которые несет с собой каждый цикл. Исследование развития как поступательного процесса качественно-количественных преобразований требует выявления не только общей направленности этих преобразований, но и спектра различных тенденций, взаимодействие которых порождает эту направленность. В отличие от гегелевской концепции развития, носящей односторонне-прогрессистский характер, современная теория диалектики усматривает в развитии объектов множество возможных тенденций, которые могут присутствовать в различных комбинациях: прогресс, регресс, застойные и кризисные тенденции, случайные зигзаги развития. Прогресссистемы означает возрастание степени ее целостности, разнообразия и совершенства реализуемых функций, расширение сферы ее контроля и управления внутренними и внешними условиями своего развития. Регрессозначает деградацию системы и характеризуется тенденциями, противоположными прогрессу. Диалектика рассматривает прогресс и регресс как тенденции, носящие относительный и противоречивый характер.Прогресс объекта в одном направлении нередко сопровождается его регрессом в другом. К примеру, экономический прогресс общества нередко сопровождается его регрессом в экологической сфере. Сочетание цикличности и поступательности придает развитию объекта спиралевидный характер. Это означает, что развитие осуществляется в форме последовательности продолжающих друг друга разомкнутых циклов. Закономерным качеством развития является также его необратимость,т.е. невозможность вернуться к прошедшим этапам существования объекта. Причина необратимости развития в том, что на каждом новом этапе у объекта формируются новые структуры и качества, без которых он уже не может существовать в новых условиях. Поэтому возврат к прошлому, сопровождающийся разрушением этих новых структур и восстановлением старых, неизбежно приводит к деградации объекта, его нежизнеспособности и разрушению. По этим причинам никто и никакими силами не сможет восстановить Советский Союз в его прежних формах. Если о старом человеке говорят, что он "впал в детство", то под этим имеют в виду не возврат к здоровому, жизнерадостному детству, а деградацию высших интеллектуальных и других функций при сохранении ряда низших, свойственных детскому возрасту. V. Двойное отрицание (т.е. отрицание отрицания) образует завершенный суперцикл развития, которому присущи следующие закономерные свойства: а) чередование отрицаний внутри суперцикла происходит по триадной схеме: "тезис"→ "антитезис"→"синтез"; б) между завершающей и начальной, а также промежуточной фазами триадного суперцикла имеется определенное сходство, относительная повторяемость черт.Триадность структур и ритмов развития объектов была замечена еще в древности. Наиболее глубокий, осмысленный и закономерный вид идее триадности придал Гегель, вся философская система которого основана на принципе триадного ритма (наука логики→философия природы→философия духа; бытие→сущность →понятие; тождество→ различие→противоречие и др.). Суть идеи триадного ритма в развитии объекта заключается в том, что исходное качество (состояние) объекта (по Гегелю "тезис") в процессе развития отрицается и тем самым переходит в свою относительную противоположность ("антитезис"). Но поскольку процесс развития идет далее, то возникшее новое качество ("антитезис") в свою очередь отрицается, причем результат второго отрицания аккумулирует в себе главные особенности "тезиса" и "антитезиса" и поэтому носит название "синтез". Тем самым, этап синтеза носит интегративный характер и завершает суперцикл развития, образуемый двумя циклами противоположной направленности. Примером подобного суперцикла является развитие структуры научного знания, где исходным состоянием ("тезисом") выступает этап науки античного мира, на котором философия была единой, универсальной наукой и включала в себя не только собственно философские знания, но также и естественнонаучные, гуманитарные и другие. Второй этап ("антитезис") связан с выделением частных наук из философии (начиная с XVI века) и их прогрессирующей дифференциацией (дроблением) на все более узкие, частные направления. Третий этап ("синтез"), начавшийся во II половине XX века, состоит в возникновении интегративных тенденций в массиве конкретных наук, взаимопроникновением и тесным взаимодействием с философией, в особенности при решении сложных, междисциплинарных проблем. Этот пример позволяет понять причины и особенности этапа синтеза. Переход от "тезиса" к "анти-тезису" в результате первого отрицания создает новое состояние объекта, необходимое для его дальнейшего развития. Но состоянию "антитезиса" присуща дисгармоничная односторонность ибо при переходе в это состояние теряются важные качества исходного состояния ("тезиса"), которые не соответствуют новой фазе и поэтому не могут реализоваться. Дело в том, что преемственность "близорука": на новом этапе удерживаются не все ценные качества и структуры предыдущего этапа, а лишь те, которые соответствуют потребностям и условиям нового этапа. Восстановление гармоничной целостности объекта достигается на развитом, завершающем этапе суперцикла, где происходит удержание не только ценных качеств предыдущего состояния ("антитезиса"), но и "вычерпывание" нереализовавшихся ценных потенций, качеств, структур, исходного состояния ("тезиса"), т.е. "синтез". В приведенном выше примере отделение частных наук от философии дало с одной стороны мощный импульс развитию этих наук, но с другой стороны привело к потере многих ценных форм тесного взаимодействия философского и конкретного знания, характерных для начального этапа. В итоге интенсивная дифференция частных наук создала труднопроходимые барьеры между ними, препятствующие их развитию, затрудняющие возможность их использования в комплексе при решении многоаспектных проблем. На этапе синтеза формируется новая структура науки, соединяющая в себе достоинства дисциплинарной дифференцированности частных наук с их структурной интеграцией и организованным взаимодействием с философией при решении междисциплинарных проблем. Описанный механизм формирования завершенного суперцикла развития объекта позволяет понять и происхождение относительного сходства между его начальной и завершающей фазами. Главной причиной этого сходства являются следующие друг за другом два отрицания, т.е. перехода объекта в свою протиположность, что порождает в итоге состояние, имеющее черты сходства с первоначальным. Другой причиной сходства является отмеченное выше интенсивное "вычерпывание", аккумуляция в завершающей фазе главных качеств исходной фазы. Заметим однако, что третья фаза суперцикла имеет сходство не только с первой,исходной, но и со второй, чего многие десятилетия упорно не замечали авторы марксистских учебников и трактатов по диалектике. Так, например, иллюстрируя закон отрицания отрицания применительно к развитию форм собственности в истории общества, они подчеркивали сходство первобытного строя, которому была присуща общинная собственность на землю, и коммунизма, который Маркс определял как уничтожение частной собственности и, следовательно, переход к общественной. Но такое понимание коммунизма противоречит логике диалектического синтеза, который является главным звеном закона отрицания отрицания. Согласно логике синтеза высшая фаза общества, которую Маркс определял как коммунизм, явится отнюдь не торжеством "чисто" общественной собственности, а возникнет на основе определенных форм синтеза частной и общественной собственности. И такой синтез набирает силу в ряде стран, например в США, где в последние годы происходят масштабные изменения в формах собственности. Одним из главных направлений этой "тихой революции" является приватизация частной капиталистической и государственной собственности трудовыми коллективами и возникновение таким образом весьма эффективной частно-общественной собственности, для которой характерна более высокая производительность труда и отсутствие конфликтов между трудом и капиталом. При этом государство в США, оценив эти преимущества, оказывает содействие трудовым коллективам в выкупе предприятий у частных предпринимателей, что не мешало бы осмыслить и в России, где львиная доля собственности сосредоточена в руках олигархических финансовых групп, а наиболее активная и дееспособная часть общества не обладает собственностью, соответствующей ее созидательному потенциалу. С точки зрения закона отрицания отрицания переход от плановой экономики Советского Союза к рыночной экономике либерального типа, существовавшей на Западе в XIX веке, - это абсурдный нонсенс для России. С позиций диалектического синтеза дееспособный экономический механизм, способный вывести Россию из кризиса, может быть создан лишь путем органического соединения планового и рыночного механизмов. Методологическое значение закона отрицания отрицания: Данный закон раскрывает сущностную роль отрицания и преемственности в процессе развития, объясняет развитие каксущественно циклический процесс,выявляет закономерные формы и связи системных циклов,характеризует основные тенденции развития,определяет критерии направленности преобразованийв объектах. По сути этот закон обобщает и соединяет в себе основные черты законов противоречия и взаимоперехода количественных и качественных изменений, являясь их высшим диалектическим синтезом. Закон отрицания отрицания дает методологические ориентиры прогнозирования качеств новых циклов развития,выявляет формы отрицаний и преемственности, содействующие усилению прогрессивных тенденцийв развитии. Данный закон обращает внимание на опасность метафизических искажений,связанных с нарушением преемственности при переходе к новым этапам развития, деформациями и насильственным прерыванием системных цикловв природе и особенно в обществе. Особо акцентируется в нем разрушительность методов "прямого действия",связанных с противоестественным, механическим "распрямлением" циклов, т.е. насильственным изменением качества объекта, игнорирующим его специфику и последовательность этапов развития. Выразительный призыв пролетарского поэта В. Маяковского "…клячу историю загоним…" хорошо проясняет суть подобных подходов, которыми в прошлом грешили большевики, считавшие возможным ввести коммунизм немедленно с помощью декретов и революционного насилия, а в настоящем те из "реформаторов", которые, игнорируя особенности исторического пути России, стремятся навязать ей ценности и образ жизни Запада. Завершая рассмотрение основных законов развития, заметим, что они одновременно являются также законами связности(ибо характеризуют взаимосвязи противоположных начал в объектах, взаимосвязь их качественных состояний в процессе преобразований и др.), а также и законами системности,ибо развитие и связи – это существенные аспекты и формы проявления системности. Наглядное схематическое представление этих законов, акцентирующее их существенные черты, дано на схеме 2 (с. 56). Алгоритм познания объекта в развитии. Рассмотренные законы развития создают основу для разработки строгого методического алгоритма познания сложного объекта как развивающегося целого. Алгоритм познания объекта в развитии, обобщающий данные законы, соединяющий их в целенаправленный комплекс исследовательских действий по отображению развивающегося объекта, имеет следующий вид: Выяснить, как и когда данный объект исторически возник, какие причины и условия инициировали его появление. Исследование этапа зарождения объекта имеет особое значение для его познания, ибо именно на изначальном этапе закладываются базовые структуры, характерные способы действия объекта, определяющие во многом его дальнейшую эволюцию. Определить основные качественные этапы, пройденные объектом в его эволюции. К примеру, в исторической эволюции России можно выделить такие качественно различные последовательные этапы как Киевская Русь; Московское государство (Московия); Россия эпохи Петровских и послепетровских реформ; советская, социалистическая Россия (Советский Союз); постсоветская Россия. Исследовать основные противоречия (проблемы), разрешавшиеся объектом на каждом из исторических этапов. Анализ этих противоречий и способов их разрешения создает с одной стороны основу для всестороннего исследования внутренних и внешних условий, определивших своеобразие развития объекта на каждом из этапов, а с другой – позволяет понять причины завершения каждого данного этапа и перехода к последующему этапу. Выявить качественные характеристики и тенденцииразвития, сформировавшиеся у объекта в процессе разрешения им актуальных противоречий (проблем) в конкретных условиях каждого из этапов. Данная ступень алгоритма обусловлена тем, что противоречия являются не только движущей силой развития, но и формообразующим фактором: именно в процессе разрешения противоречий (проблем), объект обретает новые свойства, характерные для него структуры, способы действий, т.е. свое неповторимое индивидуальное качество. Исходя из анализа прошлых этапов развития, дать целостную картину состояния объекта в настоящем. Картина состояния объекта в настоящем должна представлять его как систему, разрешающую актуальные для нее современные противоречия с учетом преемственных отношений с прошлыми этапами развития. Как за метил в свое время Гегель "не результат есть действительно целое, а результат вместе со своим становлением …" . IV. Сформировать прогноз обозримого будущего, исходя из характера развития объекта в прошлом и его настоящего состояния. Как видно из представленного алгоритма, его реализация позволяет раскрыть основные грани, аспекты сложного процесса развития в их единстве и одновременно объяснить механизм формообразования объекта, выявить факторы, определяющие его природу, специфику, возможные типы проявлений и направления изменений. Идея необходимости исследования объекта в развитии для глубокого познания его сущности получает в этом алгоритме развернутую конкретизацию, четкую, логически строгую детализацию. Значимость предложенного алгоритма заключается также в том, что он связывает, соединяет рассмотренные ранее законы развития в единый исследовательский комплекс, позволяет последовательно развернуть и представить многомерный процесс развития в его целостности, причинной обусловленности, логической завершенности. Предлагаем Вам в качестве контрольного задания применить предложенный алгоритм, а заодно и Ваши знания истории для осуществления анализа исторического пути России, феномена Советского Союза (закономерности возникновения и причины крушения), характера реформ 90-х годов XX века в России и ее перспектив в XXI веке. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ |