Главная страница
Навигация по странице:

  • Научное познание

  • Доказательность

  • Проверяемость

  • Подтверждаемость и реализуемость на практике

  • Обыденное познание

  • Художественное познание

  • Характерными особенностями художественного познания являются

  • Темы по философии. ФИЛОСОФИЯ. Понятие о предмете философии и ее основных проблемах


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеПонятие о предмете философии и ее основных проблемах
    АнкорТемы по философии
    Дата21.05.2020
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипДокументы
    #124265
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Разнообразие путей постижения мира


    Теория познания (или гносеология) занимает одно из центральных мест в философском осмыслении мира. Проблемы теории познания возникли в глубокой древности вместе с возникновением самой философии. К основным вопросам, исследуемым в теории познания, относятся следующие: познаваем ли мир? Каковы основные пути постижения мира человеком? Что есть истина и какие критерии позволяют отличить ее от заблуждений? В каких формах и какими методами осуществляется процесс познания? Какие закономерности присущи процессу познания? и др. Осмысление этих вопросов имеет для студентов не только философское, общекультурное, но и важное прикладное значение, проясняя трудные проблемы, возникающие при изучении многообразных вузовских дисциплин, подготовке курсовых и дипломных проектов, дальнейшей инженерной и научной деятельности

     Общественное сознание склонно ассоциировать понятие познания с наукой и научным исследованием. В действительности наука способна дать человеку лишь часть знаний, необходимых для решения многообразных духовных и практических проблем. Значительную (а нередко и главную) часть необходимых знаний человек черпает из вненаучных источников познания, к которым относятся обыденное, художественное, мифологическое, религиозное, мистическое и др. Дадим краткую характеристику основных путей постижения мира, обращая внимание на их различие и взаимодополнительность.

    Научное познание отличается такими качествами как рациональность, доказательность, проверяемость, системность, подтверждаемость на практике. Рациональность научного познания подразумевает: а) его целенаправленность на разрешение актуальных для общества проблем; б) осуществление на основе специально разрабатываемых исследовательских программ и признанных научным сообществом правил и технологий; в) представление основных результатов в форме смысловых конструкций, отвечающих законам логики и строящихся на основе строгих понятий, суждений и умозаключений. Доказательность означает, что положения, претендующие на статус научного знания, должны быть обоснованы либо фактами (результатами наблюдений и экспериментов), либо логически, исходя из других надежно обоснованных положений, либо в идеале одновременно и фактически и логически. Проверяемость означает, что результаты исследований должны представляться в форме, допускающей их независимую проверку другими исследователями. Системность познания означает, что несмотря на неизбежную односторонность и разделенность исследований на аналитических стадиях, наука стремится к представлению своих конечных результатов в форме целостных системных теорий и научных картин мира. Подтверждаемость и реализуемость на практике – требование, вытекающее из признания практики высшей инстанцией, удостоверяющей истинность и действенность знания. Несмотря на экспериментальные и логические обоснования научных положений они, тем не менее, не застрахованы от возможных погрешностей. Наиболее надежным обоснованием научных теорий является создание на их основе приборов, машин, технологий и т.п., адекватное функционирование которых является наиболее сильным аргументом в пользу истинности и плодотворности теории. Если теория сталкивается с трудностями в ее практической реализации, то это важный сигнал в пользу пересмотра форм ее построения, приближения их к структуре и логике практических проблем. Особой формой научного познания является философское познание, которое отличается глобальностью охвата проблем бытия, обращенностью к смысложизненным вопросам существования человека, диалогом не только с научными, но и вненаучными формами познания, в том числе религиозным, мифологическим, художественным и др., соединением научного познания с жизненной мудростью.

    Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его повседневной жизни в ходе взаимодействия с природой, социальным окружением, при решении бытовых проблем и т.п. Основу обыденного познания составляет "здравый смысл", а также практические знания, умения и навыки, позволяющие человеку ориентироваться в жизни и решать свои повседневные проблемы. В обыденном знании отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей: семейные отношения, быт, природное окружение, хозяйственные процессы и др. В то же время, формирование обыденных представлений происходит под влиянием научных знаний, произведений искусства, религиозных и других воздействий. Обыденное знание включает в себя приметы, традиции, обычаи, заветы предков, интуитивные убеждения, элементы народной медицины, хозяйственно-бытовые технологии и т.п. Особенностями обыденного познания являются: стихийный, несистематизированный характер; опора на собственный и народный опыт; отражение относительно простых связей и закономерностей действительности; выражение знаний средствами обычного языка. Обыденные знания и наблюдения составляют у многих людей преобладающий пласт знаний; они способны предвосхищать научные открытия и исторически явились основой возникновения науки.

    Художественное познание представляет собой отображение и освоение мира средствами искусства: художественной литературы, изобразительного искусства (живописи, графики), скульптуры, музыки, театра, устного народного творчества и др. Характерными особенностями художественного познания являются: а) отражение действительности в художественных образах; б) обращенность к чувственно-эмоциональной сфере человека; в) существенная роль в художественном процессе творческого вымысла, фантазии, интуитивного проникновения в суть явлений; г) особое внимание к духовному миру личности, многомерному осмыслению социальной действительности, постижению духовной ситуации времени (эпохи); д) отображение жизненных ситуаций в их образной целостности, многогранном единстве. Эти особенности художественного познания обусловливают его дополнительность к научному познанию, способность отразить такие стороны бытия, духовного мира человека, общества, истории, которые малодоступны или даже вовсе недоступны науке, но чрезвычайно важны для формирования личности, глубокого понимания происходящего, выработки жизненных идеалов и решимости их осуществлять в действительности. Особая роль среди видов искусства принадлежит художественной литературе. Произведения О. Бальзака, Э. Ремарка, Л. Толстого, Ф. Достоевского и других писателей являются несравненными по глубине, многогранности, тонкости проникновения в жизнь, по силе влияния на формирование духовного мира личности. Приобщение человека к искусству формирует у него духовно-эмоциональную проницательность, развитость чувственной сферы, целостность и многомерность видения явлений, эстетические качества и критерии, без которых немыслимо полноценное участие в управлении современным производством, осуществление социальных преобразований, проектирование новейшей техники, архитектурных сооружений и т.п.

    Таким образом, даже весьма неполное, беглое рассмотрение особенностей различных форм познания показывает, что они взаимонеобходимы друг для друга, взаимодополняют и стимулируют друг друга, создавая совместно несравненно более глубокое чем в отдельности видение и понимание действительности, которое правомерно назвать постижением. Многообразие форм и способов постижения мира свидетельствует об обширном потенциале  возможностей человечества, его интеллектуальной оснащенности для решения сложных проблем современности и будущего. 
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта