Главная страница
Навигация по странице:

  • Эпикур

  • Г. Гегель

  • Юрген Хабермас. Понятие диалектики, ее философский смысл. Роль диалектики в современной жизни, образовании, культуре Как уже отмечалось, диалектика

  • Согласно современным представлениям именно всеобщая связь и взаимодействие являются субстанциональной основой бытия, лежат в основе образования всего многообразия форм и проявлений мироздания.

  • Темы по философии. ФИЛОСОФИЯ. Понятие о предмете философии и ее основных проблемах


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеПонятие о предмете философии и ее основных проблемах
    АнкорТемы по философии
    Дата21.05.2020
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипДокументы
    #124265
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Высказывания мыслителей различных эпох о сути и предназначении философии


    "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым ни перезрелым для здоровья души", - наставлял древнегреческий философ Эпикур (IV-IIIв.в. до н.э.)

    Имея в виду философию, древнеримский мыслитель Сенека (I век  н.э.) советовал своему другу: "Отдай ей все мысли, не разлучайся с нею, чти ее - и ты сразу увеличишь разрыв между тобой и оста-льными. Намного обогнав всех смертных, ты ненамного отстанешь от богов".

    Выдающийся ученый XVII века Р. Декарт считал, что только философия "отличает нас от дикарей и варваров" и каждый народ "тем  более  гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют".

    "Философия есть...  эпоха, постигнутая в мысли", - утверждал Г. Гегель (ХIХ век).

    По мнению русского философа XIX века В. С. Соловьева "философия,  осуществляя... человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу... Она делает человека вполне человеком".

    "Я стал философом, - писал русский мыслитель XX века Н. Бердяев, - чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной "жизни"... Философия всегда была прорывом из бессмысленного... принуждающего и насилующего нас... мира к миру смысла".

     "Философ - диагност своего времени", - считал немецкий философ  ХХ века Юрген Хабермас.

    Понятие диалектики, ее философский смысл. Роль диалектики в современной жизни, образовании, культуре


     Как уже отмечалось, диалектика– это учение о наиболее фундаментальных, коренных качествах бытия и обусловленных этими качествами методах познания и деятельности. Понятие "диалектика" (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) ввел в обращение древнегреческий мыслитель Сократ. Сократ понимал диалектику как метод достижения истины в диалоге путем борьбы мнений, выявления противоречий в позициях спорящих сторон. Становление диалектики, как ядра философского мировоззрения и метода поиска истины, шло по пути углубляющегося осознания того фундаментального обстоятельства, что противоречивость, столкновение противоположных сторон имеют место не только в человеческой деятельности, спорах и дискуссиях, но являются всеобщим, коренным качеством бытия, присущим любому объекту. Добро и зло, истина и заблуждение, анализ и синтез, ассимиляция и диссимиляция, положительный и отрицательный полюса магнита, жизнь и смерть, материализм и идеализм – все это примеры полярных противоположностей, взаимодействие которых пронизывает все уровни бытия и в существенной степени определяет развитие объектов, формирование их качеств и тенденций движения. Понять мир без учета присущей ему полярности, противоречивости явлений невозможно. С другой стороны, по мере развития науки и философии накапливалось все больше свидетельств тому, что выявление противоречий в объектах действительности и исследование путей их разрешения – это универсальный и очень плодотворный путь поиска истины в познании. Спор, в котором, как известно, рождается истина - лишь частный случай движения мысли к сущности явлений через противоречие. Таким образом, изначальной коренной идеей, определявшей развитие диалектики на протяжении многих веков, является идея противоречивости бытия, познания, всего сущего, а также плодотворности познания явлений через исследование присущих им противоречий.

    Другой, столь же фундаментальной чертой диалектики является присущее ей рассмотрение объектов и явлений действительности в развитии. Эта сторона по мнению многих философов и мыслителей настолько значима для выражения сути диалектики, что может являться основой для ее определения как общей теории развития. Классическое определение диалектики как науки "о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления" дал Ф. Энгельс. Как "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде" понимал диалектику и крупнейший продолжатель марксизма В.И. Ленин. До настоящего времени многие философы, авторы учебных пособий по философии трактуют диалектику именно как учение о развитии, считая это понимание наиболее полным и фундаментальным.

    В действительности эта трактовка при своей несомненной ценности является все же односторонней и неполной. Развитие объектов невозможно понять и объяснить без учета их связности, взаимодействия. На это в свое время обратил внимание Ф. Энгельс, характеризовавший диалектику также и как науку "о всеобщей связи". Согласно современным представлениям именно всеобщая связь и взаимодействие являются субстанциональной основой бытия, лежат в основе образования всего многообразия форм и проявлений мироздания. Заметим кстати, что противоречивость явлений является особой формой их связности, взаимодействия. Поэтому третьим существенным, базисным аспектом диалектики является учение о всеобщей связи явлений действительности.     

    Рассмотренные идеи (аспекты) диалектики: противоречивость, развитие, всеобщая связь явлений – в течение многих десятилетий рассматривались как основные принципы этого учения, адекватно отражающие его суть. Однако результаты современной науки и состояние общественной практики дают множество свидетельств тому, что указанные принципы не только в отдельности, но даже и совместно недостаточны для познания многих сверхсложных явлений, для адекватного разрешения глобальных проблем современного мира. Весь опыт науки, в особенности опыт познания и проектирования сверхсложных объектов (в экономике, социальной сфере, в решении экологических, демографических, социокультурных, политических т.п. проблем) показывает, что для адекватного исследования и решения подобных проблем необходимо их системное видение.Ведь высшей ступенью познания сложного объекта является его познание как целостной, организованной, развивающейся системы. Как мы сможем далее показать, системность аккумулирует в себе развитие, связность, противоречивость как свои существенные стороны, грани, проявления.Поэтому, не умаляя значение принципов противоречия, связи, развития, которые являются необходимыми аспектами, ступенями восхождения к системному видению объекта, следует все же признать, что высшим и важнейшим принципом диалектики, обобщающим и объединяющим все другие ее принципы, является принцип системности. Соответственно наиболее развитой характеристикой современной диалектики является ее определение как учения о системности. Развитие диалектики как учения о системности отражает назревшую необходимость переориентации в системном духе основных сфер человеческой деятельности и интеллектуальной культуры. Идеи системности со второй половины XX века все более явно становятся маяком современной науки, основным вектором ее преобразований. Поэтому освоение системно-диалектической методологии является необходимым условием полноценного образования современного специалиста высшей квалификации.

    Характеризуя в целом роль диалектики в современной науке, культуре, общественных преобразованиях, необходимо отметить, что ее положения определяют основные ориентиры научного мировоззрения, действенного мышления, обусловливают формирование научной картины мира. Они задают эталоны продуктивных подходов в познании, проектировании, преобразовании сложных объектов, предохраняют от ложных путей, тупиков и ошибок. Овладение диалектикой позволяет более эффективно организовать имеющиеся знания, углубляет видение и понимание действительности, развивает строгость мышления, расширяет научный и культурный кругозор.

    Как уже отмечалось, диалектический метод не подменяет методы и понятия конкретных наук, а предлагает такие способы их взаимоувязки, координации и развития, которые обеспечивают целостность знания, наиболее естественные и надежные пути движения к истине. Особую значимость имеют идеи диалектики при решении нестандартных, творческих, прогностических проблем, где подходы частных наук недостаточны или вообще не работают. В качестве примеров можно указать следующие виды подобных проблем: как избрать наиболее прогрессивный тип создаваемой машины или технологии? Как наиболее эффективно произвести перестройку производства? Как осуществить выбор из нескольких конкурирующих теорий? Какие качества проводимых реформ обеспечивают их успешность? и т.п. Таким образом, диалектический метод – это философская стратегия истинного познания и эффективной деятельности. Знание его основ приобщает мыслящего человека к генеральным путям осмысления действительности, выработанным многовековым опытом философии. 
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта