Понятие педагогического мастерства и педагогической культуры. Роль личностных качеств педагога в формировании педагогического мастерства.
Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства. Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса. К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:1) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;2) мастерство убеждения;3) мастерство передачи своих познаний и опыта;4) мастерство владения педагогической техникой. Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.Ядром педагогического мастерства является совокупность знаний и установок личности. Педагогическая культура понимается как часть общечеловеческой культуры и часть национальной культуры. Ее содержанием является мировой педагогический опыт, как смена культурных эпох и соответствующих им педагогических цивилизаций, как история педагогической науки и образования, как смена образовательных парадигм. С точки зрения системного анализа и в связи с рассмотрением взаимовлияния системы образования и педагогики педагогическая культура исследуется как сущностная характеристика среды, уклада жизни, особенностей педагогической системы, как процесс ее перехода к новому качеству. При рассмотрении форм проявления педагогической культуры выделяют два ее аспекта: межпоколенное и педагогическое взаимодействие, основанное на межличностном взаимодействии. Межличностный аспект педагогической культуры - сущностный момент в ценностных функциях педагогической деятельности, который обусловлен национальной идентичностью педагогических систем.
Личность участвует в системе подготовки кадров в качестве потребителя и в качестве исполнителя образовательных функций. С этой точки зрения педагог должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей определёнными личностными качествами.
В начальную школу приходят дети 6-7 лет, а это особая группа детей со своим специфическим духовным миром, со своими интересами и возможностями.
Каким же человеком должен быть педагог, обучающий и воспитывающий младших школьников?
Во-первых, учитель должен воспринимать детей такими, какие они есть, со всеми их недостатками, а не выбирать лучших. Делать добро детям - это не желание, а назначением педагога нести людям добро и милосердие.
Во - вторых, учитель должен понимать детей.
В - третьих, он должен заботиться об их будущем.
Обучая и воспитывая детей, учитель должен заботиться о формировании у них уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Для младших школьников первый учитель является основным источником сведений об этих ценностях, через него дети познают окружающий мир и усваивают его ценности.
Учитель должен быть настоящим патриотом, так как только истинный патриот сможет воспитать в детях любовь к Родине.
Деятельность учителя-воспитателя требует от него большой социальной ответственности, идейной стойкости, сознательности, политической надёжности, духовной культуры и высокой нравственности. Эти и многие другие качества педагога должны быть ориентиром для учащихся, так как в младшем школьном возрасте одним из мощных средств воспитания является пример взрослых, в том числе - личность первого учителя.
Педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, его интересы и потребности, его способности и возможности. Осознание значимости национальных ценностей в нравственном становлении личности младшего школьника, его мировоззрении и духовности - неотъемлемая часть личности самого учителя и залог его успешной деятельности.
К основным личностным качествам педагога относятся также стойкая убеждённость, высокая мораль, гражданская ответственность, гуманизм - словом, он должен быть идеалом для своих учеников.
Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение - основа педагогической деятельности.
Поведение учителя, его общение с коллегами, учениками и их родителями должны быть подчинены не только национальным, но и общечеловеческим нормам морали. Свою деятельность он должен строить на основе норм (правил) педагогического такта и этики, подчиняя им своё поведение и мировоззрение. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе.
Можно выделить следующие особенности личности педагога:
1. Скромность - одно из важнейших качеств педагога, необходимых как руководителю, так и рядовому учителю. Это качество помогает ему сохранять свой авторитет, быть объективным при оценке каких - либо ситуаций и решении проблем.
2. Великодушие - традиционно всегда было присуще учителям, оно отражает, независимо от пола и возраста, гуманный характер педагогической деятельности.
3. Открытость - характеризует поведение и отношение педагога к людям на работе, дома, в общественных местах.
4. Личный положительный пример - для этого педагог должен стараться:
– быть естественным и современным;
– быть тактичным в поведении;
– в совершенстве владеть культурой межличностного общения;
– быть интеллектуальным, независимым и творчески мыслящим;
– быть убеждённым, обладать широким мировоззрением.
5. Терпимость - проявляется в следующих ситуациях:
– в отношениях с нарушителями дисциплины, неуспевающими;
– в выражении своего мнения по поводу различных конфликтных ситуаций;
– в процессе преодоления трудностей, связанных с внутренним распорядком учебного заведения.
6. Душевность - проявляется в следующих ситуациях:
– в формировании человеческих идеалов, потребностей;
– в культуре межличностного общения;
– в повседневном поведения;
– в доброжелательном отношении к людям.
7. Высокая нравственность педагога:
– позволяет строго придерживаться нравственных норм, независимо от эмоционального состояния, стресса;
– в реализации навыков поведения;
– в культуре речи, требующей избегать обидных слов, грубостей и нецензурных выражений, хвастовства и высокомерия.
Кроме того, молодые учителя должны стараться овладеть такими качествами, как высокая духовность, преданность профессии, общественная активность, предприимчивость, организованность и другими, поскольку они действительно помогают повысить эффективность педагогического труда.
| Выдающиеся педагоги (Я. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко) о педагогическом мастерстве.
Сущность понятия «педагогическое мастерство». Что же такое педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко.
Педагогическое мастерство, по его мнению, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
По глубокому убеждению А.С.Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство - это сплав личностных и профессиональных качеств.
Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.
Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Не случайно В.А.Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы» (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.
Педагогическая и гуманитарная культура учителя. В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.
Изучение биографий выдающихся педагогов (Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.) показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности и высоком чувстве долга и ответственности, служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающих замкнутый круг привычных педагогических представлений и поднимающих теорию педагогики на новый уровень развития.
| Педагогическое мастерство как высший уровень овладения педагогической технологией. Понятие педагогической технологии.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
- элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками; - органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999..
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.
|
|
|
| Педагогическое мастерство и творчество педагога. Опыт творческой деятельности студента – воспитателя. Проблема новаторства в дошкольном воспитании.
Творчество есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Вся духовная и физическая природа должна быть устремлена на творчество. К.С. Станиславский
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что многие ученые считают её «проблемой века», и решение её лежит в целом ряде областей, в том числе и в образовательной, т. е. в современной школе. В этой ситуации на первый план выдвигается личность педагога, ведущей профессиональной характеристикой которого является способность к творчеству. Именно педагогическое творчество учителя способно решать проблему функционирования любого общеобразовательного учреждения, удовлетворять потребность общества в высококвалифицированных специалистах, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи, нестандартно реагировать на изменения современного техногенного общества.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создаётся совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Процесс постоянного творчества - это педагогическая деятельность. В наборе педагогических способностей следует особо выделить «дар слова», который, по выражению методиста-словесника XIX в. В.П. Острогорского, состоит в способности говорить не только связно, плавно и ясно, но красиво и увлекательно. В специальной литературе рассматриваются обычно три самостоятельные сферы речевого искусства: сценическая речь, ораторское мастерство и речь как инструмент педагогического общения. В практике учебно-воспитательной работы эти виды речевой деятельности зачастую выступают в комплексе.
Кроме общепедагогических способностей и умений, работник образовательного учреждения должен владеть разнообразными приемами и средствами личного аудиовизуального воздействия на воспитанников, которые принято объединять термином «педагогическая техника». Предметом особой заботы учителя является главный инструмент общения - голос, который должен быть выразительным, звучным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Экспериментально доказано, что информация, переданная низким голосом, лучше запоминается.
Другим существенным элементом педагогической техники служит мимика - своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния движениями мускулов лица. Сочетание этих движений с выразительностью взгляда содействует установлению живого контакта с воспитанниками.
Академик В.А. Энгельгард писал: «…что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». И действительно, что человек в любой, даже самый, казалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества. Существует также несколько видов педагогического творчества:
Педагогическое творчество
Моральное- деятельность в сфере морально-этических отношений студентов и педагогов с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Наибольший эффект дает при проектировании педагогических ситуаций. Моральное творчество - это искусство создания высоконравственных, доброжелательных отношений педагога со студентами.
Дидактическое- деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения студентами. Оно безгранично -комбинирование действий студентами, изобретение новых приемов, использование взаимопереходов, дополнений, фоновой музыки, самооценки, справочных устройств в учебных целях, игровых автоматов, оценка знаний родителями.
Технологическое- деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляется поиск и создание новых педагогических систем, педагогических процессов и учебных педагогических ситуаций, способствующих повышению результативности обучения студентов. Это самый сложный вид педагогического творчества
Организаторское - творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействия студентов и педагогов и т. д. Оно обеспечивает рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономичным путем. Проблемы дошкольного образования волнуют сегодня всех, кто искренне верит в свою профессию воспитателя, кто хочет видеть в будущем нашей страны достойных граждан, культурных и образованных. Будущее нашей страны — это наши дети. От того, в чьи руки попадут малыши в первые годы своей жизни, зависит их будущее.
Мне кажется, что все проблемы дошкольного образования начинаются с неправильного отношения общества, правительства, Министерства образования, всех органов управления образованием на местах к дошкольному детству. Все как будто специально забыли, что Личность формируется до пяти лет и что, если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста в детском саду, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
Мы привыкли любую значимость расценивать с позиции финансов. Сколько же вкладывается в дошкольное детство? Воспитатель с высшим образованием, начинающий, т.е. не имеющий стажа работы, получает 360 руб. в месяц. Разве можно удержать молодого, талантливого, творческого и ищущего специалиста на таком заработке?! Конечно, нет. И коммерческие структуры переманивают их к себе. В детских садах в основном работают стажисты, дорабатывающие до педагогической пенсии или до пенсии по возрасту. Это хорошие воспитатели, но ведь любое дело требует вливания свежих сил, энергии, активности. Кадровая политика — это очень серьезная и больная проблема дошкольного образования.
Если посмотреть дальше на финансовое обеспечение дошкольного учреждения, то мы увидим, что уже давным-давно не выделяются средства на приобретение игрушек, дидактического и развивающего материала, обновление мебели, ремонт зданий, особенно кровли и санитарной техники. Самые новые здания ДОУ стоят уже минимум 10 лет, а остальные — еще более. На питание детей в ДОУ в день уходит сейчас минимум 8—10 руб., что не может обеспечить полноценного рациона, поэтому постоянно растет родительская плата за пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении. В последний раз она выросла в 2 раза. Это вызывает отток детей из дошкольных учреждений, сокращение групп и т.д. Ребенок остается дома, часто без присмотра, он не получает необходимого воспитательного воздействия, затормаживается в развитии. Так что, вторая серьезная проблема, на мой взгляд, — это недостаточное, во многом плачевное, финансирование дошкольных учреждений.
Если говорить о проблемах содержательного плана работы ДОУ, то здесь на первый план выходит вопрос приоритетности задач: воспитывать или обучать, подготавливая ребенка к школе? Сегодня многие детские сады под давлением родителей, которые хотят, чтобы их дети поступали в гимназии или лицеи, превратились в мини-школы. Сместились акценты: детям стали давать конкретные знания, а не воспитывать интерес к познанию. Это приводит к серьезным последствиям: ребенок не хочет учиться, идти в школу или учится, но за оценку, за похвалу или в угоду родителям. Дошкольное учреждение призвано воспитывать будущую личность, а оформленные знания ребенок получит в школе, а затем — на протяжении всей своей жизни, если мы воспитаем у него любознательность, интерес к окружающему миру, желание узнать, задавать вопросы.
В дошкольном возрасте развиваются не только все психические процессы, необходимые для обучения, но и складываются, формируются его эмоциональная и нравственная сферы. И это главная задача воспитателя — осуществить нравственное и прежде всего патриотическое воспитание дошкольника. Мы все реже слышим и произносим слово «Родина». Но чтобы говорить, надо это прочувствовать. Мы должны научить ребенка проявлять чувство гордости за свою Родину, за достижения страны, в которой живешь, сопереживать трудностям и испытаниям, которые выпали на долю нашей России, желание стать ее защитником и созидателем. Именно целям нравственного воспитания посвящена комплексная программа «Пою тебя, моя Россия», реализация которой началась еще в 1994 году в детском саду № 174 «Сказка» Дзержинского района г. Новосибирска. В 2000 году программа была удостоена Малой золотой медали Сибирской Ярмарки на выставке «Учсиб—2000». Идея программы достойна всяческой поддержки, и мне интересно работать с Мариной Константиновной Войтенко, заведующей ДОУ «Сказка», руководителем высшей категории, в качестве их научного консультанта. Работа по этой программе продолжается, и мы теперь отслеживаем результаты не только по нравственному воспитанию, но и по влиянию искусства на здоровье детей и на их интеллектуальное развитие.
К сожалению, не в полной мере используют наши ДОУ искусство в воспитании и развитии детей, а возможности здесь открываются неограниченные.
Очень интересной программой по воспитанию любви к родному краю является программа по краеведению, разработанная старшим воспитателем В.Е. Мичковой (г. Куйбышев Новосибирской области). Материал программы не сможет оставить равнодушным ни одного ребенка. Здесь идет разговор о красоте природы родных мест и выездах на природу, сборе целебных трав, рисовании пейзажа с натуры и т.д. В программе — рассказы о талантливых, известных людях Каинска-Куйбышева, встречи с местными поэтами и художниками, музыкантами и фольклорными коллективами. Автор программы заслуженно получила высшую квалификационную категорию. Можно сказать, что есть примеры прекрасно поставленной работы по воспитанию детей в наших дошкольных учреждениях. Но нам хотелось бы, чтобы эта работа продолжалась и закреплялась и в начальной школе.
Преемственность в воспитании от детского сада к школе — также одна из ведущих проблем в дошкольном образовании. Сегодня широкое распространение получили учреждения типа сад-школа, которые призваны осуществлять плавный переход дошкольника в первый класс начальной школы. Но всегда ли этот переход связан с передачей основ воспитания, которые школа обязана проводить параллельно с обучением? Приходится констатировать, что не всегда. Школа должна занять четкую позицию по вопросам воспитания любви к Родине, к родному языку, чувства патриотизма. В решении проблемы преемственности специалисты по дошкольному и школьному образованию просто обязаны найти консенсус.
Хочется надеяться на лучшие времена для системы дошкольного образования, когда самые прекрасные мгновения детства дадут ростки человеку высокой культуры и образованности.
| 6. Понятие «педагогическая техника». Роль психофизического аппарата педагога в развитии профессионального мастерства.
Тело педагога — его профессиональный инструмент. И в сказанном нет ничего необычного либо обидного для педагога. Назовем ряд профессий, в которых психофизический аппарат играет столь же большую роль: актеры, танцовщики, музыканты, политики, телекомментаторы, менеджеры, продавцы, чиновники...
Телодвижения сообщают окружающим о нашем состоянии, о наших намерениях, даже о нашем характере. Тело, как сосуд, наполненный драгоценным содержанием, создает образ личностностного проживания этого драгоценного наполнения.
Педагог-профессионал владеет своим психофизическим аппаратом и сознательно выстраивает внешние характеристики своих телодвижений, воплощая проживаемые отношения для восприятия этих отношений детьми.
Педагогическая техника — профессиональное владение педагогом собственным психофизическим аппаратом в процессе профессиональной деятельности как средством осознанного педагогического воздействия и, следовательно, как одним из факторов, определяющих характер взаимодействия педагога с детьми.
Педагогическая техника сродни актерской, поэтому часто говорят о сходстве работы педагога и актера: и тот и другой «лепят» образ воздействия, благодаря средствам пластики, мимики, голоса, темпо-ритма движений. Принципиальная разница данного сходства заключается в том, что актер, перевоплощаясь, создает образ «другого», в то время как педагог выражает образ своего «Я». А если точнее, то следовало бы сказать так: педагог конструирует образ собственного отношения, проживаемого «здесь и сейчас», и предъявляет детям данный образ, вовлекая их в поле личностного влияния.
От того, как звучит голос, какова линия движений, позы, походки, а также что выражает мимика педагога, зависит восприятие детьми ситуации текущей жизни. Профессионал всегда, зная это, осознанно пользуется психофизическим инструментом. Подчеркнем: не притворяется, не лицемерит, но вполне свободно выражает выпукло и ярко протекающее в его душе отношение, чтобы дети видели, как происшедшее расценивается педагогом.
Профессиональный имиджпедагога как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на детей, действительно оказывает тормозящее либо ускоряющее влияние на взаимодействие педагога с детьми. Поэтому он подлежит профессиональному анализу.
Несомненно, педагоги обладают многообразной палитрой для создания внешнего портрета современного человека. Однако существуют границы этого многообразия. Они достаточно общие, и не ущемляют свободы индивидуальности: педагог не может переступить границы, за которыми располагается поведение, оскорбляющее достоинство человека.
Овладение педагогической технологией имеет свою вторую сторону. Педагог не только сам выражает пластически, мимически, интонационно и ритмически проживаемое отношение, но он еще обладает способностью за пластикой, мимикой, действиями, позой ребенка воспринимать проживаемое ребенком отношение.
Такую способность обозначают термином апперцептивной способности — то есть способности профессионально интерпретировать внешний образ поведения человека, обнаруживая за внешней формой внутреннее отношенческое содержание (см. гл. 14). Такое расширительное толкование педагогической техники уже намечается, и эта тенденция, вероятно, будет усиливаться.
Психологичекая и физическая свобода педагога. Возможность педагога как субъекта проявлять волю, быть непринужденным, не испытывать стеснения, а следовательно, наиболее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность, во многом зависит от умения педагога овладевать физической и психической свободой в. нужной момент профессиональной работы.
Физическая свобода обеспечивается снятием физической зажатости мышечной системы («расслабиться»), а психическая свобода предполагает отсутствие закрепощенности протекания психических процессов («релаксация»). Такая свобода нужна педагогу не только ради его личного самочувствия — хотя, конечно же, это немаловажно. Способность вводить себя в состояние физической и психологической свободы имеет профессионально-педагогическую значимость. И вот почему.
Психологическая и физическая закрепощенность лишают возможности двух субъектов (педагога и детей) выйти на свободное взаимодействие, в ходе которого индивидуальность полностью проявляет себя, обогащая своим присутствием каждый миг взаимодействия. Однако достаточно одному из субъектов обрести свободу, избавившись от физической закрепощенности и аннулировав психологическую закованность, как другой субъект, зеркально воспроизводя партнера по взаимодействию, тоже обретает некоторую способность свободно проявлять свое «Я» во взаимодействии с партнером.
Педагог определяет характер взаимодействия, поэтому ему как профессионалу надо уметь сохранять свободу личностного проявления и умение обретать в сложных ситуациях физическую и психологическую раскрепощенность.
В особой мере это касается субъекта застенчивого — а среди педагогов достаточное количество застенчивых людей, которым такое милое отличие их характера мешает свободно профессионально работать.
Скованное тело - это препятствие для восприятия окружающего мира (человек не видит, не слышит, не замечает, сковано лицо, скупы реакции, тяжелы движения) и выключенность из общения с другим человеком. Однако педагогам более, чем кому-либо из сферы другой профессии, свойственна привычная телесная и психологическая скованность.
Крепкая связь физического и психологического состояния выступают залогом решения поставленного вопроса. Иногда трудно сказать, что первично в закованности тела человека, его ли мышечная зажатость, его ли психическое состояние, заковавшее мышцы. Поэтому не следует рассматривать изолированно то и другое, а в желании обрести свободу своего психофизического аппарата направлять внимание можно на одну из этих сторон телесного аппарата: снимая физическую скованность, субъект уже тем самым частично освобождается от психологической зажатости. Как только педагог освободился от зажатых кулаков, окаменевшего лица, затвердевшей позы с втянутой в плечи головой, он уже обрел иное психическое состояние и сделал небольшой шаг вперед к психологической свободе.
Дополнительными средствами, которые мог бы использовать педагог, помимо собственных усилий, для обретения физической (а значит, частично и психологической) свободы являются тщательный уход за телом, свободная, не стесняющая движений и не отвлекающая внимания одежда, музыкальное звучание, ароматное дуновение, красивый интерьер. Очень важное средство — занятия физическими упражнениями, развивающими мелкие мышцы, работа которых и обеспечивает линию свободных движений.
Психологическая свобода не обретается без физической, но тем не менее может автономно развиваться с помощью аутотренинга, самооценки, самоприказа. Колоссальное значение имеет осознание педагогом своей уникальности, неповторимости («Я - единственный такой, каким являюсь, тем и замечателен»).
...Педагог, сказавший детям однажды: «Я такой, какой я есть. Другим быть не могу. Принимайте меня таким. Я же вас буду принимать такими, какими вы являетесь. Не возражаете?» - это педагог, создавший себе максимальные условия для обретения психологической свободы в процессе профессиональной деятельности.
| 7. Мастерство владения педагога вербальными средствами общения. Характеристика голоса (тембр, мелодичность, полётность, интонация, дикция) и общей культуры.
Голос педагога как инструмент воздействия Голосом называют то звучание, которое производит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Понятно, что характер звука влияет на восприятие речи. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное — в агент разлагающего воздействия.
Голос может быть звучным, красивым, сильным, гибким, мелодичным, мягким, Волнующим... Но столь же возможностей у голоса стать резким, отрывистым, слабым, тусклым, раздражающим...
Артикуляционная чистота, обеспечивающая внятность речи педагога, зависит от работы, органов речи (языка, губ, голосовых связок, мягкого нёба). Упражнения для развития данных органов обусловливают ясность и четкость, легкость и внятность произнесения звуков. Педагог не должен говорить громко — он должен уметь говорить так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не доставлял детям огромных усилий и сильного напряжения, чтобы каждое произнесенное слово звучало ясно и четко.
Артикуляционная чистота обеспечивает голосу педагога такую характеристику, как внятность. Для того, кто работает с группой, с аудиторией, это чрезвычайно важно, так как открывает возможность не говорить громко, но быть услышанным всеми; не напрягая органы речи, свободно и без микрофона
Ученица пришла домой и сообщила маме, что она теперь знает, как звучит по-английски слово «дети». И произнесла так, как услышала от учителя английского языка - «чалдоны».
Интонационная широкая палитра голоса, обусловленная интонационной насыщенностью, позволяет педагогу очень скупыми лексическими способами отреагировать на случившееся или произвести лаконичное воздействие, наполненное богатыми отношениями. Интонационное ударение, выделяющее определенные слова и фразы, понятия и суждения, термины и выводы, наделяет педагогическую речь ясностью и запоминаемостью.
...До сих пор помню правило постановки двоеточия в сложном предложении, - заявляет взрослый человек, - потому что до сих пор слышу голос учительницы, которая нам объясняла так: «...а именно!...- открываем ворота-двоеточие и описываем то, что скрывается за воротами»...
Умение ставить логическое ударение, выделять отдельные слова, значимые для содержания сказанного, обеспечивают выразительность педагогической речи, так как в ее строении очевидны связи между словами, значимость произносимых слов, а также выявленная суть описываемого явления.
Попробуем произнести одни и те же строчки при поочередной смене интонационного ударения. Например, стихотворение Р. Бернса:
- Где ты была сегодня, киска? - У королевы у английской. - Что ты видала при дворе? - Видала мышку на ковре.
Изменяя ударение, мы замечаем, как изменяется смысл одних и тех же строчек при сохранении лексического набора.
Интонационная палитра расширяет спектр педагогического влияния за счет ясной работы интеллекта детей, обеспеченной интонационным богатством речи педагога.
Мелодичность голоса придает ему индивидуальную окраску и решительным образом может влиять на эмоциональное самочувствие детей. Мелодика голоса способна устрашать, ласкать, воодушевлять, увлекать, успокаивать, возбуждать.
Данная характеристика порождается при опоре на гласные звуки. Именно гласные несут на себе мелодику, наполняя речь тонкими эмоциональными переливами. Мелодика голоса окрашивает высказанную мысль, вовлекая группу детей в проживание ценностного отношения к явлению. Мелодичный голос педагога наполняется экспрессией, сообщает всему Ходу деятельного взаимодействия с детьми разнообразную палитру эмоций и тем самым служит одним из самих сильных способов развития эмоциональной сферы личности ребенка.
Простым способом можно проверить влияние мелодики голоса на восприятие сказанного: надо лишь избрать какое-то слово и сначала произносить его, выделяя голосом согласные звуки, а потом, вторично произнося слово, — ставить опору на гласные звуки. Скажем, мы говорим «крокодил»: сначала «крокодил» — затем «крокодил». Не перестаешь удивляться, как меняется восприятие слова - одиозное преобразуется в положительное.
В качестве дополнительной характеристики отметим способность голоса педагога к разным регистрам. Низкий звук успокаивает, придает какую-то особую значимость речи. Высокие звуки (иногда говорят, что человек работает «на связках») вызывают раздражение, утомляют. Педагог должен уметь переводить голос из верхнего регистра в нижний, свободно владеть широким диапазоном звучания голоса. Вот педагог говорит таинственно: «Однажды...» - дети замерли в ожидании событий удивительных. Голос педагога звучит на нижнем регистре...
А теперь педагог произносит бытовую фразу о расположении учебных принадлежностей на столе учащихся... Голос звучит на верхних регистрах...
| |