основы педагогического мастерства (ответы). Понятие педагогического мастерства и педагогической культуры. Роль личностных качеств педагога в формировании педагогического мастерства
Скачать 127.44 Kb.
|
Мастерство публичного выступления педагога; приемы стимулирования интереса и внимания слушателей; недопустимые аргументы. Публичное выступление является одним из видов речевой деятельности. «Речевая деятельность» - научное психологическое понятие, обозначающее деятельность общения между людьми в форме говорения и письма, то есть посредством языка, речи. Говорение – это наиболее активная форма речевого взаимодействия, с помощью которого осуществляется общение в устной форме; выступает как самостоятельная деятельность при выступлении с лекцией, докладом, сообщением и т.д. Эту самостоятельную деятельность еще называют ораторской. Ораторская деятельность педагога– это завершенное развер нутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при оп ределенной цели и логическом обосновании. Умение хорошо, красноречиво и убедительно говорить, грамотно излагать свои мысли очень нужно всем тем, чья деятельность складывается из общения с людьми. Так как педагогу приходится по роду своей работы выступать перед группой детей, аудиторией коллег, слушателями лекционного зала, то он нуждается в умениях и навыках ораторской деятельности. Данное методическое пособие призвано помочь каждому желающему научиться говорить публично, чтобы убеждающе воздействовать речью на других людей, умело доказывать собственную правоту, какой бы ни была тема речи. Так что же такое владеть речью? В чем сущность воздействия устного слова на собеседников? Воздействовать на людей словом – значит: 1. Вызвать интерес к своему выступлению. 2. Обеспечить в речи: · доходчивость; · логичность; · эмоциональность; · лаконичность, живость, простоту; · грамотность; · выразительность. Это и есть основные элементы мастерства оратора. Чтобы овладеть этим мастерством, нужно постоянно следить за своей речью, заниматься самоанализом и самооценкой, анализировать собственную речь с точки зрения требований, которым должен отвечать истинный мастер устного слова. Ставя перед собой задачу овладения ораторским искусством и для этого следя за своей речью, следует замечать, в какой мере удается проявить те качества, которые присущи хорошему ритору: · безупречная грамотность словоупотребления и построения фразы; · всестороннее знание предмета разговора; · умение логически связать обсуждаемую проблему с реальными задачами и интересами людей; · умелая постановка вопросов, с помощью которых собеседников вовлекают в процесс обдумывания (обсуждения) проблемы и поиска способов ее решения; · дар увлечь своей страстностью аудиторию, овладеть ею, установить с ней необходимое взаимопонимание; · умение глубоко и вместе с тем просто разъяснить свои мысли; · доброжелательный тон в общении с аудиторией. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫСТУПЛЕНИИ 1. злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли; 2. наличие слов-паразитов: «вот», «значит», «так сказать» и т.п.; 3. чрезмерная громкость голоса: слушатели через 8-10 минут не воспринимают такую речь; 4. построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15: такие фразы не воспринимаются, смысл ускользает за сложностью грамматической конструкции; 5. монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах доклада и т.д. | Мастерство публичного выступления педагога; правила построения выступления (тезис – аргумент – иллюстрация). Конструирование содержания выступления базируется на древней античной формуле «тезис – аргумент – иллюстрация». Тезис — любого порядка суждениепо определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждениевсегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приведем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему — «Вода»: Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения. Вода - отличный помощник закаливания организма. Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент – это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания – именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора. Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления. Наглядный материал обладает многообразием своих видов: · натуральный предмет (например, живой заяц), · графическое изображение предмета (например, рисунок моста), · художественное описание предмета в произведениях искусства разных жанров (например, нежность в вальсах Шопена), · рассказ о реальном событии (например, что видел оратор на праздничных улицах), · факт персоналии выдающейся личности (например, путь юного Ломоносова в учебное заведение Москвы), · символы и условные знаки (например, функции современной семьи, представленные как лучи солнца), · а также апелляция к воспоминаниям присутствующих слушателей («Вспомним, как мы...»). Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда-как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана. Определение ключевого понятияследует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуждает неукоснительно исполнять данное требование к ораторскому выступлению. Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия. Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассматриваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на гласные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора. Пробуждению интереса и активизации мышления во время информативного воздействия способствует использование оратором вопросов: репродуктивных, риторических, проблемных. Риторический вопрос.Специалисты по ораторскому искусству используют риторический вопрос, чтобы украсить свою речь, заполнить паузу, вызвать доверие слушателей, получить от них позитивный отклик на выдвигаемый тезис. Умелое применение риторического вопроса позволяет управлять вниманием слушателей, повышать их уверенность в себе и своих знаниях, выстраивать более демократичный стиль общения. Проблемныйвопросиспользуется в целях создания интеллектуального и духовного затруднения у слушателя, когда он не может решить проблему известными ему способами, и это заставляет его искать новые варианты действий. Выстраивая свое обращение к слушателям, оратор должен иметь в виду, что слова, с которых начинается фраза, воспринимаются с наибольшим вниманием. Неслучайно в культуре человеческих взаимоотношений выработаны определенные нормы приветствия : прежде чем обратиться к кому-либо, следует назвать его по имени, произнести слова приветствия и извинения или использовать другие традиционные формы. Это позволяет уже с самого начала выступления выразить уважение к слушателям, расположить их к себе. В заключение разговора делается вывод , перечисляются рассмотренные вопросы, производится соотнесение результата с первоначальной целью. | Понятия " общение", " педагогическое общение"; функции и структура педагогического общения. Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции (А.А. Леонтьев). Синтез основных характеристик образует педагогическую систему, которая осуществляет организуемое педагогическим коллективом обучение и воспитание личности. Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью (на учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет изучения) и тройной ориентированностью его субъектов: (личностной, социальной и предметной) (Л. А. Хараева). Стадии педагогического общения: 1) моделирование предстоящего педагогического общения в процессе подготовки к уроку (прогностический этап); 2) процесс непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»; 3) управление общением в педагогическом процессе; 4) анализ произведенной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи. Выделяют также три функции педагогического общения. 1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском. 2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания. 3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию. Стили педагогического общения 1. Авторитарный. Педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков и др. 2. Демократический. Такой стиль характеризуется сотрудничеством участников педагогического взаимодействия. 3. Попустительский. Этот стиль общения характеризуется стремлением педагога практически не включаться в педагогическую деятельность. Такое поведение педагога объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Педагог ориентирован на привлечение каждого к решению общих дел. Особенностями этого стиля являются взаимоприятие и взаимоориентация. Наиболее продуктивным способом сотрудничества является именно демократический. |
Понятие педагогического общения. Этап моделирования общения, умения педагога по моделированию общения. Этапы педагогического общения включают: 1) Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности. 2) Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. 3) Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. 4) Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных творческих этапов общения. Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности, соответственно: а) педагогическим целям и задачам; б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории; в) творческой индивидуальности самого педагога; г) индивидуальным особенностям учащихся; д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания. Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создания атмосферы общения. "Учение — это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения", — отмечал В.А Сухомлинский. Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности. Важнейшими элементами этого этапа являются: а) конкретизация спланированной модели общения, б) уточнение условий и структуры предстоящего общения, в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения. Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью" избранных на предварительном этапе методов работы. Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать атмосферу притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения. Третий этап — управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения дол быть адекватны. Только тогда будет эффективна совмес работа преподавателя и учащихся. Таким образом, целесообразно организованное педагогическое общение выполняет не только функции устойчивой коммуникации, но и способствует формированию прогрессивной направленности и мировоззренческих позиций. Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу. С целью формирования собственного стиля, навыков и умений оптимального педагогического общения в процессе подготовки может быть использован коммуникативный тренинг, решающий две тесно связанные между собой задачи: — изучение, осмысление и освоение природы, структуры и закономерностей педагогического общения; — овладение процедурой и "технологией" педагогической коммуникации, развитие коммуникативных способностей, формирование умений и навыков профессионально-педагогического общения, развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации. Постановки и решения коммуникативных задач. В него входят многообразные задания на действие в типичных ситуациях (зачет, экзамен, семинар), включая специально инсценированные педагогические задания. | 5. Понятия " взаимодействие». " Педагогическое взаимодействие". Особенности взаимодействия педагога с дошкольниками. Воспитательный процесс есть процесс взаимодействия всех включенных в него субъектов. Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик - ученик", "ученик - коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения". Педагогическое осмысление понятие " педагогическое взаимодействие " получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. Это сложнейший процесс, обусловленный учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. Педагогическое взаимодействие - это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счёте, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребёнка наступает ответная реакция, он оказывает сопротивление воспитанию, открытое или скрытое, лицемерное. Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Начальный этап процесса воспитания -- осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медленно и не всегда достигнет положительного результата. Вот известный пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе - знания, не достигнув следующего - убеждения. Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность. К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость. Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия. Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке. Ведущим для нее является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа. При оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям. Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества. Таким образом, педагогическое взаимодействие как наиболее общая категория педагогики определена как "детерминированная образовательной ситуацией, опосредуемая социально-психологическими процессами связь субъектов (и объектов) образования, приводящая к их количественно-качественным изменениям" Ведущую роль в развитии саморазвитии ребенка, педагога, да и вообще во всей жизни человека, играет его собственная деятельность. Смена возрастных этапов становления психики происходит под влиянием появления новой ведущей деятельности. Именно в процессе ведущей для каждого возраста деятельности происходят важнейшие изменения познания, чувств, воли, характера, всей личности ребенка и педагога. Ребенок имеет в своем репертуаре игр все основные виды человеческой деятельности и каждый из них вносит свои вклад в его психическое развитие. Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. «Детская игра - это не забава». П.Ф. Лесгафт любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра - это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности». Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными, навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Игра - это работа детей, но без педагогического взаимодействия с ребенком, игра детей не состоится. Педагог ребенку друг, помощник, партнер. В возрасте 2-4 лет дети предпочитают игры, в которых можно поразмяться, поползать, полазить, потолкаться, пошуметь. 4-6 летние дети начинают играть в игры, требующие силу, быстроту и координацию движений: они любят прыгать, скакать, перепрыгивать, топать. То, чем играет ребенок, и участие взрослого в игре - два мощных фактора, оказывающие влияние на развитие ребенка. Немаловажное влияние на рост познавательной активности ребенка оказывает разнообразие и доступность предметов, которые он может время от времени исследовать: «доходить до их сути», экспериментировать с ними, смотреть на них, пробовать на вкус, нюхать, дотрагиваться до них, манипулировать ими, делать о них маленькие открытия, приводить их в движение и т. п. | 8. Мастерство владения педагога невербальными средствами общения (взгляд, мимика, пластика, жест, дистанция, организация пространства, запахи). Мимика педагога как инструмент воздействия Мимика — движение лицевых мышц, выражающее внутреннее состояние души, проживаемые отношения. Непроизвольная мимика выдает состояние человека, а тот, кто владеет лицевыми мышцами, может скрывать свои чувства. Владение же мимикой обычно называют мимическим искусством. Произвольная мимика необходима в ряде профессий - таких, которые своим содержанием имеют взаимоотношения либо взаимодействия людей. Мимика дипломата известна всему миру своей сдержанностью. Столь же сурова мимика работников правовой сферы. Психиатры вырабатывают особое мимическое искусство для плодотворного лечения больного. Бизнесмена нетрудно узнать по его мимике. Если он не следит за нею, она, закрепляясь, выдает со временем его внутренние корыстные ориентации. Определим объективно обусловленные характеристики мимики педагога, работающего с детьми. Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на бесконечное многообразие текущей действительности, на непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной деятельности. Язык мимики расширяет педагогический спектр влияний, дополняя речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых отношениях. Часто мимический язык бывает более выразительным, чем язык вербальный. Подвижность лицевых мышц обусловливает столь необходимую педагогу выразительность мимики, насыщающей взаимодействие с детьми эмоциональными отношениями, увеличивая языковой спектр во взаимодействии с детьми. Заметим: и уменьшая объем речевых воздействий. Говорят дети про учительницу: «Она нас любит». Спрашиваем: «Как вы узнали?» Они отвечают все хором: «Так видно же по лицу». Мимика педагога — зеркало его позитивных душевных движений. Поэтому мимический портрет педагога — это всегда положительность как такое свойство, которое свидетельствует о внутренних ценностных отношениях личности педагога. Здесь необходимо вспомнить известное положение еще со времен К.Д. Ушинского, заметившего, что воспитание ребенка должно базироваться на, положительном социальном материале и лишь на базе позитивного опыта можно выводить ребенка на познание и проживание негативных явлений социальной жизни. Когда дети характеризуют учителя словами «он добрый, мы к нему всегда можем обратиться», «он строгий, но добрый», «он такой красивый, но простой и добрый», - то имеется в виду именно такой портрет педагога. Пластика педагога как инструмент воздействия Пластический образ складывается из темпо-ритма движений, рисунка и методики жестов, походки и позы человека. Пластический образ точно так же, как язык мимики, обладает огромными возможностями раскрывать внутренний мир в его самых тонких и скрытых движениях. Телодвижение выдает иногда даже те отношения, которые мы хотим скрыть. Дети легко прочитывают по пластике телодвижений наши истинные чувства. Пластика — общий рисунок жестов и движений, производимых педагогом. Воспринимаемая детьми пластика оказывает столь же сильное влияние на детей, как звучание голоса и мимика. Выделим сначала профессионально значимые свойства позы педагога. Открытая пластическая поза свойственна любому современному культурному человеку, вступающему в общение с Другим. Но для педагога данная характеристика имеет свое чрезвычайно важное назначение: позволяет ребенку свободно и безбоязненно выходить на общение с педагогом. Педагог должен быть доступен для детей, между миром взрослых и миром детей должно быть некоторое связующее звено, чтобы ребенок мог обратиться к опыту, знаниям и мудрости взрослого мира и воспользоваться достижениями культуры,. Открытая пластическая поза есть внешняя форма доброжелательности по отношению к людям, а значит, и к детям. Поза, которую принимает педагог на глазах аудитории детей, всегда целесообразна. Дети вспринимают то, что происходит в душе педагога во время совместной работы с ними, и по этим внешним данным оценивают происходящее. Поэтому педагог «конструирует» позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе, вот он задумался, а вот тут он ошеломлен происшедшим... Поза педагога, таким образом, обретает содержательность, когда она сознательно выстраивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений. Для детей педагог становится интересен, как интересен вообще внутренний мир личностной структуры. Ритмичность движений влияет на состояние присутствующих детей, задает ритм деятельности, увлекает ходом работы, успокаивает, содействует оптимистическому настрою, снижает меру осознанности собственного напряжения физических и духовных сил. Часто дети говорят, что не заметили, как пролетело время занятий. Темпо-ритм создает поле эмоционального заражения, активизирует действия детей. Заразительность движений педагога становится невидимым и неосознанным фактором жизнедеятельности детей. Чаще всего, к сожалению, сам педагог не знает о влиянии данного свойства его пластики на работоспособность детей, он ссылается на то, что ему «повезло», что у него дети оказались «хорошими». Пластика педагога непременно должна быть гибкой в силу многочисленности и разнообразности действий, которые приходится производить ему в процессе взаимодействия с детьми. Он должен суметь приласкать, обнять или слегка ласково прикоснуться к ребенку, но педагогу приходится производить и строгие жесты и действия, а иногда темпо-ритм нарушается, сбивается, создавая рисунок волнения и острых переживаний. Данное свойство пластики вызывает доверительность к педагогу, к производимым его действиям, ибо они, эти действия, адекватны свершающимся событиям, а педагог в своем внешнем рисунке адекватен проживаемым отношениям. Дети потенциально расположены к доверчивому открытию своего «Я» такому педагогу. ...Вот педагог появился в группе. Весь- как воплощение радости и жажды общения с детьми. Но вдруг он увидел мусор в комнате и неготовность детей к работе. Пластический образ его преобразился, и, хотя педагог еще не произнес ни слова, дети поняли его реакцию и быстро изменили обстановку. Когда они вновь взглянули на педагога -он опять стоял перед ними как воплощение счастья ожидаемой совместной работы... Несмотря на то, что разумом дети понимают, что педагог в других группах ведет такое же занятие, как и в их классе, что среди множества его учеников они составляют лишь маленькую часть, что, вероятно, с другими группами у него сложились такие же хорошие отношения, — несмотря на это, дети, как правило, полагают, что хороший учитель — им принадлежащий учитель, что он для их группы и создан, чтобы любить их и чтобы они могли любить его. Такой детский эгоцентризм распространяется и на внешний портрет педагога: он «не смеет» приходить к детям нерадостным, несчастливым, нелюбящим работу. Но помимо этого существует и другая объективная природосообразная причина: дети — счастливый народ, они остро и сильно проживают сам факт существования и обретения физических и духовных сил. Они всегда счастливы в том смысле, что всегда проживают упоенно собственное существование на земле: и в дождь, и при морозе, и в момент, когда проголодались, и в те минуты, когда им предоставлена возможность полакомиться вкусными блюдами. Они не могут работать в миноре. Они не способны быть деятельными в состоянии трагедийности, печали. Педагог идет к детям для совместной деятельности со счастливыми людьми. Поэтому он должен быть счастлив: бодр, подтянут, энергичен, открыт, доброжелателен, радостен и даже весел: «Мы хорошо с вами сейчас поработаем! Ах, какое же это удовольствие - трудиться всей душой!» -примерно такое прочитывают дети в образе появившегося педагога. Появляется удовлетворенность уже от одного восприятия движений педагога. Наблюдая за легкими движениями педагога, дети воспринимают его работу с ними как работу не тяжелую для педагога, не вызывающую усталость от присутствия детей. Их волнует, когда педагог говорит, что он устает от них. Ученики начальной школы после нескольких занятий с новой учительницей спросили ее затаенно: «Вы от нас устаете?» И очень обрадовались, когда учительница рассмеялась и сказала: «Мне с вами хорошо!» Если соединить воедино профессиональные требования к педагогу, можно получить общую картину педагогической техники. В таком соединении свойств психофизического аппарата педагога и его внешних качеств как профессионала заключен большой смысл: нередко можно слышать, что педагогом якобы «надо родиться». Такое суждение склоняет на свою сторону многих простодушных студентов. Часть из них, не обученная технологически и не имеющая возможности развить свой психофизический аппарат, априорно, задолго до практической деятельности, производит низкую оценку своим способностям и, в полном соответствии с этой низкой оценкой, исключает свою личность из числа «родившихся быть педагогами». Качества педагога — результат его упорного труда, в том числе труда над своим телом, общим психофизическим аппаратом, который служит инструментом воздействия - и весьма влиятельным интрументом в системе отношений «человек — человек». Вглядимся же в связь свойств, которые подвластны специальному культивированию и формированию, и некоторых качеств педагога, столь важных во взаимодействии людей, и особенно важных во взаимодействии «педагог — дети». Напишем слева необходимые технические свойства психофизического аппарата педагога, а справа укажем последствия — соответствующие данным свойствам формирующиеся профессиональные качества педагога |