реферат правоведение. Понятие, признаки и виды социальных норм
Скачать 46.54 Kb.
|
Приднестровский Государственный Университет им. Т. Г. Шевченко Факультет педагогики и психологии Кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента Реферат На тему: «Понятие, признаки и виды социальных норм» По дисциплине: «Правоведение» Выполнила: Студентка III курса Группа: «ФП18ДР62СД1» Направление: 6.44.03.02. ППО Профиль: СДПП Форма обучения: очная Криворучко Татьяна Павловна Тирасполь 2020 Содержание Введение…………………………………………………………………………3 Понятие «социальная норма» …………………………………………4 Признаки социальных норм ……………………………………..……6 Виды социальных норм……………………………………..…………..8 3.1. Экономические нормы……………………………………..…………8 3.2. Политические нормы……………………………………..…………10 3.3. Религиозные нормы……………………………...………..…………12 3.4. Мораль……………………………………..……….…………………14 3.5. Право…………………………………………………………………..17 3.6. Обычай………………………………………………………………..21 3.7. Корпоративные нормы……………………………………………..23 Список литературы………………………………………………….………..24 Введение Основа порядка в любом обществе исторически строится на системе социальных регуляторов, которые отчасти задают направление в развитии, корректируя наиболее важные с точки зрения государственной власти стороны социальных отношений. Хотя социальное регулирование и задает курс, по которому движется социальный порядок, оно не предопределяет поведение человека в отдельности. Любой человек действует исходя из находящихся в наличии вариантов действий, и все что нужно для регулирования – лишь подтолкнуть в сторону необходимого решения, то есть, откорректировать его действия. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие. Стихийные регуляторы — непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения. К ним можно отнести увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей. Именно о социальных нормах, их определении в литературе, признаках и видах пойдет речь в данном реферате. Понятие «социальная норма» Принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для понимания природы действующих в обществе норм оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т. д.), конституируемое его природой, - естественная норма. Во-вторых, норма — это установленное или санкционированное правило поведения, которая относится как часть к целому1. В научной литературе бытует мнение, что формулировка определения социальной нормы носит лишь методологическое значение, и поэтому многие учебники по теории права не формулируют определение понятия социальной нормы2. Наука теории государства и права не выработала единого понятия термина «социальная норма», поэтому можно встретить различные трактовки данного понятия. Например, Попков В.Д. под социальной нормой понимает «правило социально значимого поведения членов общества». В рaботе «Нормы правa и правоотношения в социалистическом обществе» Е.В. Бурлай, сопоставляя существующие в обществоведении точки зрения по поводу понятия «социальная нормa», делает вывод о его противоречивом характере: «… с одной стороны, речь идет о моментах реального существования устойчивых форм поведения людей; с другой – о результатах их осмысления как необходимых и последующего целенаправленного внедрения в человеческую практику»3. Этим Е.В. Бурлaй делает акцент на наличии объективного и субъективного начал в понятии социальной нормы. Итак, учитывая все вышесказанное, под социальной нормой следует понимать обусловленное общественным бытием, общеобязательное, общественное установление (правило поведения) общего характера, направленное на регулирование общественно значимого поведения личности в её взаимоотношениях с другими людьми. II. Признаки социальных норм Социальным нормам присущи следующие признаки: 1. Они являются общими правилами. Под этим понимают, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, а также определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата). 2. Данная группа норм возникает в связи с сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности людей, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании. Можно обратить внимание, что несмотря на то, что социальные нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием, однако всегда возникают в связи с ними. 3. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества. Социальные нормы отражают процессы развития общества, влияют на их темпы и характер. Кроме того, они стабилизируют социум, следовательно, включены в процессы его функционирования. 4. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, а значит, направлены на регулирование поведения в обществе – общественных отношений. 5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. По мнению, М. Вебера, их задача - создать основу для суждения о взаимодействии людей4. Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. Анализируя вышесказанное, нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например африканской и европейской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции. Характер же организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах – мораль и право. III. Виды социальных норм Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация: По сферам действия - различают нормы экономические, политические, религиозные. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т.е. предмета регулирования. 2) По механизму (регулятивным особенностям) - принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. 3.1. Экономические нормы В сфере хозяйственной жизни общества, где действует система рыночных отношений, а также в определенной мере осуществляется государственное регулирование с целью наиболее эффективного развития отношений производства, обмена и потребления важная роли, принадлежит экономическим законам, нормам, нормативам. Эти нормы, законы регулируют отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические законы регулируют денежно-финансовую систему, деятельность банков, бирж, налоговой системы. Требования экономических законов находят выражение в государственно-правовых актах, которые разрабатываются и принимаются на основе выводов и положений экономической науки. В экономической науке под «нормой» понимают узаконенное установление, признанный обязательный порядок, установленная мера, средняя величина чего-нибудь5. В хозяйственной, финансовой сферах жизни общества действуют "норма выработки", "норма рентабельности", "норма прибыли на активы", "норма прибыли на инвестиции", "норма страхового обеспечения", "норма естественной убыли", множество других норм и нормативов. Под «нормативом» понимается экономический, технический показатель норм, это — поэлементарные составляющие норм. Рыночная экономика опирается прежде всего на саморегулирующуюся систему рыночных отношений. В то же время во всех высокоразвитых странах, таких как США, ФРГ, Япония, Англия, Франция и других, государство стимулирует развитие экономики, обеспечивает сохранение социально-политической стабильности общества, повышение жизненного уровня народа. Поэтому государство защищает установившиеся порядки свободного предпринимательства, принимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни, росту и укреплению экономики на основе достижений науки, техники, новейших технологий. Используются такие рычаги как налоги, кредит, инвестиции, другие средства экономического и государственно-правового характера. В условиях развития рыночной экономики утверждаются саморегулирующие начала хозяйственной деятельности общества, что означает повышение эффективности экономических законов и норм, но не устраняет воздействия государства и права на экономику. Политика приватизации, либерализации цен, бюджет, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы — все это свидетельствует об активной роли государства и права в устройстве новой хозяйственной жизни страны. 3.2. Политические нормы Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они регулируют отношения социальных групп, классов, граждан с государственной властью, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют участие народа, классов, социальных групп в государственной власти и жизни государства, его организации, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Конституция, другие законы закрепляют и регулируют политические права и свободы граждан. Политические нормы различны по объему содержания регулируемых политических отношений. Нормы, обладающие наибольшей широтой содержания, общественно-политической значимостью, называются политическими принципами. К политическим принципам относятся принцип народовластия, суверенитета народа, принцип равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип единства государственной власти и принцип разделения властей, принцип ненасильственного, мирного разрешения международных споров. Политические нормы находят выражение в различных формах: в политических декларациях, манифестах государств, в программных документах политических партий, движений, конституциях государств. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают значение правовых норм. Жизнь в государственно-организованном обществе свидетельствует о многообразных связях между правом и политикой, об определенной включенности права в политическую жизнь общества, о воздействии политики на развитие и действие права6. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте государства, но она может быть выражена в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применяется политический подход, критерий, она устанавливается компетентным государственным органом или органами. Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регулирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, получает еще на стадии разработки экономическое, социальное и политическое обоснование, а с опубликованием — соответствующую оценку общества. 3.3. Религиозные нормы Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. С данной точки зрения религию можно считать шкалой «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, Талмуде. Выступают в некоторых случаях в качестве источников права.7 В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран («арабский судебник») и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).8 В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.9 3.4. Мораль Мораль (нравственность) как вид социальных норм охватывает своими оценками почти все сферы общественной жизни. Моральные нормы имеют следующие признаки: Они устанавливаются в обществе на основе моральных взглядов и убеждений о том, что есть зло и добро, какое поведение в обществе принимается как надлежащее и желанное, а какое считается недопустимым с точки зрения большинства его членов, какие действия соответствуют интересам общества, а какие им противоречат. Моральные нормы не требуют какого-либо документального оформления, а находятся в сознании людей. Например, каждый член общества должен понимать, что недопустимо нарушать покой граждан, оскорблять их, распространять клеветнические измышления. И напротив, общепризнанным в обществе признается уважительное отношение к лицам поклонного возраста, инвалидам, детям, к своим родственникам и близким. Нормы морали регулируют те отношения, которые не поддаются регулированию нормами права. Например, невозможно достичь правового урегулирования отношений или чувства дружбы и презрения, уважения, чести, достоинства, бесстыдства, подлости. Эти отношения, как правило, не имеют общегосударственного значения, и они подлежат лишь моральной оценке со стороны общества.10 Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершевич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относится к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относится к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.11 Общечеловеческие нормы и принципы морали — это нравственные ценности, достигнутые человечеством и воплощенные в общественном сознании общепризнанные нравственные идеалы. Для осуществления таких идеалов общество должно предпринимать постоянные усилия, необходимость которых со стороны всех и каждого также входит в понятие нравственной ценности. Защита этих нравственных ценностей объединяет общество или по крайней мере его значительную часть. Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование действий и отношений осуществимо лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения. Выходя за эти пределы, право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже, однако мораль почти безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом. Таковы, в частности, формы объединения людей, структура и виды организационных отношений. В обществе, где существуют право и мораль, правом регулируются отношения, связанные с организацией государства (учреждение государственных органов, должностей, определение их соподчинения и соотношения, их задач и правомочий по отношению к обществу), с применением государственного принуждения (установление запретов и санкций за их нарушение, регламентация деятельности правоохранительных органов), с охраной и регулированием собственности (отношения производства, обмена, торговли, распределения, налоговые отношения и др.). Мораль тоже регулирует многие из этих отношений, но оценивает их с помощью иных категорий. Кроме того, мораль регулирует множество личных, бытовых и других отношений, подверженных лишь косвенному и отдаленному воздействию со стороны права. Мораль ближе всего связана с правом через правосознание (взгляды, идеи, оценки, выражающие отношение людей к правопорядку), но содержит и самостоятельные по отношению к нему оценки ряда правовых норм, а также ситуаций, в которых они реализуются. Такова, например, моральная оценка соотношения законодательства и практики его осуществления. Там, где право граничит с декларативностью, а закон при его применении искажается по произволу чиновников и судей, мораль содержит негативные оценки и права, и нарушающего его государства («закон что дышло, куда повернул, туда и вышло»).12 3.5. Право В марксистской теории права и этнографии преобладает мнение, что право развилось из социальных норм или обычаев, что значит из «опривыченных» правил поведения, эпохи классообразования, из числа которых формирующееся или сформировавшееся государство отобрало наиболее выгодные для господствующего класса и, придав им силу закона, сделало так называемыми юридическими обычаями. В отличие от моральных норм, юридические обычаи были с самого начала едины в своей классовой обусловленности, что также стало отличительной чертой. Так называемое обычное право— по большей части сохраняет следы своего позднепервобытного происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям сторон, слитности с религиозными предписаниями. Другие источники, или формы, например, судебная практика (казуальное право) и законодательство (статутное право) —также имели свои символы и сценарии, но они возникли позднее и поэтому были менее конкретными и красочными, а следовательно и менее этничными. Все три источника, или формы, право вошли в правовые системы мира, однако в разном соотношении, в силу чего степень их этничности различна. С постепенным вытеснением в правовых системах мира обычного и казуального права статутным связана постепенно уменьшающаяся в ходе истории этничность права.13 Признаки права: Нормативность. Именно этот признак роднит его с другими формами социального регулирования - нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что “в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения”. Нормы права следует рассматривать как “рабочий инструмент”, с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие. Формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая. На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций. Системность. Право представляет особо сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное, субъективное право. Из социально-правовых притязаний состоит естественное право, важнейшая часть которого – право или возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп составляют позитивное право. Индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя – это субъективное право. Отсутствие хотя бы одного элемента деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведение людей. Интеллектуально - волевой характер права. Интеллектуальная сторона состоит в том, что право – форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при “участии” сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о “санкционировании”, т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность “будущего”, которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.14 3.6. Обычай Правилами поведения особого вида являются обычаи, обыкновения, традиции. В отличие от правовых, моральных, корпоративных норм, близких к идеологии, обычаи и другие правила связаны с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной части развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, традиций, нравов. Общественная психология испытывает на себе воздействие права и оказывает на него определенное влияние. С одной стороны, именно в сфере общественной психологии складывается правовая культура, свойственная стабильному гражданскому обществу, с другой стороны, именно в общественной психологии сохраняются нравы и привычки, питающие правовой нигилизм, подменяющие право иными регуляторами поведения. Обычаем в узком, собственном смысле слова является правило поведения, соблюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, соблюдение которых стало привычным в результате их длительного существования. Они складываются на основе моральных норм (нравы — обычаи, имеющие моральное значение), норм быта (правила приличия, гигиены, поведения за столом и др.), некоторых норм права. Реализация обычаев осуществляется без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Если моральная норма регулирует поведение людей с помощью оценочных критериев, соответствующих идеологии членов общества, то та же норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью. В целом право в своем осуществлении опирается на привычное массовое подчинение правовым нормам уже по той причине, что неправомерное поведение выходит за рамки обычного поведения, не привлекающего внимания правоохранительных органов. Общая привычка законопослушного большинства любого стабильного общества к установленному порядку, подсознательная надежда на охрану жизни, здоровья, имущества от правонарушителей, на социальную помощь государства являются психологической основой любого правопорядка, если, разумеется, само право стабильно и не вступает в конфликты с массовым правосознанием. К обычаям относят также традиции, которые в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным существованием какой-либо нормы. Традиции выражают стремление людей сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения; они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. Традиция связана с нормами морали в том отношении, что традиционным становится какое-либо действие, одобряемое моралью, а также в том, что лица, пренебрегающие этой традицией, заслуживают морального порицания. От обычаев и традиций отличаются обыкновения, или деловые обыкновения, под которыми понимается устоявшаяся практика, сложившаяся в хозяйственной деятельности, а также в быту. О деловых обыкновениях говорится, в частности, в нормативных актах, когда речь идет о принятых в данном порту правилах очередности погрузки и разгрузки, об обычно предъявляемых требованиях, которым должно соответствовать качество проданной вещи, о ее нормальном использовании. По смыслу таких упоминаний можно говорить не о критериях, установленных какими-либо обычаями (привычками), а о заведенном порядке или среднестатистических нормах, соответствующих уровню развития производства.15 3.7. Корпоративные нормы Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы, установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных заведениях, предпринимательских союзах. Большая часть корпоративных норм — это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, организации, построения, функционирования общественных организаций (корпораций), а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций. Корпоративные нормы устанавливаются самими организациями, выражают прежде всего интересы граждан, которые создали или вошли в эти организации. Корпоративные нормы соблюдаются членами организации в силу целесообразности, справедливости этих предписаний. Нарушения корпоративных норм вызывают определенные организацией санкции, меры воздействия на нарушителя. Корпоративные нормы, содержащиеся в «Уставах», «Положениях», по своему характеру не противоречат праву и морали, бытующим в государственно-организованном обществе. Государственные органы, а также органы местного самоуправления играют определенную роль в обеспечении законности и легитимности корпоративных норм. Принципы морали, нормы нравственности, сознание и дисциплина членов корпоративных организаций определяют порядок в их жизнедеятельности. В то же время необходимо отметить, что всякого рода корпорации, объединения, учреждения, действующие на основе Устава, Положения, входять в единое правовое пространство государства, на их деятельность, деятельность членов, участников полностью распространяются требования соблюдения законности и правопорядка.16 Список литературы Анисимов А.П. Правоведение: учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Ю. Чикильдина. – М.: Издательство Юрайт, 2013. Большой экономический словарь. М., 2003. С. 253. Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. Киев, 1987. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. // Избр. произв. М., 1990. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. М., 1999. Глаголева, А. С. Понятие нормы права и ее значение в юридической науке / Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1997. Марченко М.Н. Общая теория государства и права/ - т.2. Нечитайленко А.А. Основы теории права. – Х. – 1998. Общая теория права. /под ред. Пиголкина. – М.. – 1996. Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии. Потапов И.К. Правоведение. Основы законодательства. Правовое обеспечение экономики. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. Право и политика в современной России. М., 1996. Румынина В.В. Основы права: Учебник для студентов сред. проф. образования. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. – т.2. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы права: учеб. пособие. – 11-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. 1 Глаголева, А. С. Понятие нормы права и ее значение в юридической науке / А. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 3-5. 2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. М., 1999. 3 Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. Киев, 1987. 4 Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. // Избр. произв. М., 1990., С. 379. 5 Большой экономический словарь. М., 2003. С. 253. 6 Право и политика в современной России. М., 1996. С- 5. 7 Марченко М. Н. Общая теория государства и права. – т.2. – с. 72-73 8 Общая теория права. /под ред. Пиголкина. – М.. – 1996. – с. 116-117 9 Общая теория права. /под ред. Пиголкина. – М.. – 1996. – с. 117-118 10 Нечитайленко А.А. Основы теории права. – Х. – 1998. – с. 16. 11 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 169 – 170. 12 Общая теория права. /под ред. Пиголкина. – М.. – 1996. – с. 106-107 13 Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии, с. 287-289. 14 Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М., 1997. 15 Общая теория права. /под ред. Пиголкина. – М.. – 1996. 16 Общая теория государства и права /Марченко М.Н./ - т.2. – с. 70-71 |