Главная страница

Реферат. Понятие роль


Скачать 0.66 Mb.
НазваниеПонятие роль
Дата15.12.2022
Размер0.66 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаРеферат.rtf
ТипРеферат
#846709

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.

«Саратовская государственная юридическая академия»
Кафедра правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики


Реферат на тему:

«Понятие «роль», «статус» и «позиция» личности.

«Я-концепция», «Я-образ».

Студент 1 курса заочного отделения

Чуйкин Денис Игоревич

Руководитель: Лисовцева В.М.


Введение
В процессе познания окружающего мира человек пользуется системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о самом себе («Я-концепция» или «Я-образ») - о своих личностных чертах и качествах, способностях, мотивах. Представление о себе является продуктом самосознания. Но в то же время, оно способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий и установок. Таким образом, Я-концепция является и продуктом самосознания и, одновременно, существенным условием этого процесса.

Я-образ формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид в процессе жизни в обществе. Наиболее важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На начальных этапах жизни практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие, способствуют формированию Я-концепции. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция формируется под влиянием социальных контактов индивида, определяет восприятие этих контактов и всего опыта в целом, а также является источником ожиданий индивида.

Поэтому исследования в области самосознания имеют огромное значение для каждого индивида, т. к. позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики, и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.

На сегодняшний день существует немало исследований о зарождении Я-концепции, ее развитии и измерении. Разнообразие подходов, некоторые из которых являются достаточно противоречивыми. В книге Л. М. Веккера «Психика и реальность» Лев Маркович ассоциировал это понятие с понятием психического субъекта и производной по отношению к своему исходному физическому носителю. С другой стороны С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что Я это живой чувствующий индивид. Недостаточность сведений об этом феномене обосновывают актуальность заявленной темы. Ведь человек издавна хотел знать кто он, почему он именно такой. В настоящее время к традиционным философским вопросам добавился еще один: «Почему я воспринимаю себя таким?».

Объект исследования: Я-концепция личности

Предмет исследования: структура Я-концепции

Цель исследования: изучить структурные характеристики Я-концепции личности

Задачи исследования:

- изучить теоретические подходы к пониманию Я-концепции в психологической науке;

- выявить различные представления о структуре Я-концепции;

- провести эмпирическое исследование структуры Я-концепции;

В процессе исследования использовались следующие методы:

- теоретические (анализ психологической, педагогической, философской, социальной литературы в рамках избранной темы);

- эмпирические;

- методы обработки и интерпретации результатов исследования.

1. Теоретические подходы к изучению структуры Я-концепции в психологической науке


    1. Видение отечественных и зарубежных психологов сущности Я-концепции


Предмет Я-концепции интересует многих авторов и привлекает внимание множество научных деятелей. Впрочем, во всевозможных работах его определяют как «образ себя», «когнитивный компонент уверенности в себе», «самосознание», «самосохранение» и т. д.

Понятие «Я-концепция» в науке, появляется в 19-20м веке, в связи с рассмотрением двойственной сущности человека. Он рассматривается как познающий субъект и познаваемый объект.

Сначала нужно выяснить, что это такое - «Я концепция»? Рассмотрим версии, которые я нашла в разных психологических словарях. Так, в кратком психологическом словаре, редакторами которого выступили А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский: «Я концепция, относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе». У Зинченко и Б.Г. Мещерякова Я-концепция определяется как: «Динамическая система человеческих представлений о себе, включающая в себя: а) осознание их физических, интеллектуальных и других характеристик; б) оценивание самого себя в мире или самооценку; в) субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность». Если просмотреть литературу по самооценке, то можете найти два других открытых определения. Первое определение принадлежит К. Роджерсу: «Я-концепция основана на знании собственных качеств и способностей человека, представлениях о потенциале их взаимодействия с другими людьми и окружающем их мире, концепции ценностей, соответствующих объектам и действиям, а также представлениях о целях или идеи, которые могут иметь положительный или отрицательный курс». Я концепция формируется в самом детстве, и оно основывается на том, как окружающие оценивают ребенка. Это означает, что Я-концепция может рассматриваться как сложный организованный образ, который работает в сознании индивида и буквально в самом себе и, причем с детства. В отношениях, в которые он может вступать, а также в благоприятных и неблагоприятных ценностях в сочетании с воспринимаемыми качествами и отношениями личности и включает в себя прошлое(научение опытом), настоящее(то, то индивид делает сейчас) и будущее(как он анализирует свои поступки и выстраивает перспективы наперед). В другом определении, принадлежащем Дж. Стейнсу определение звучит так: «Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает: — оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя; — представления о том, как он выглядит в глазах других людей». Определение Дж. Стейнса порождает идеи о том, как индивид хочет видеть себя и как он должен вести себя в обществе. Близкое значение дает М. Розенберг. Я-концепция - это рефлексивное Я. Я, которое является видимым для себя. Эта сумма мыслей и чувств индивидуума о себе как об объекте.

Следовательно, эти на первый взгляд отличные друг от друга представления, могут свидетельствовать о том, что Я-концепция - это прочная или устойчивая, но в то же время колеблющаяся система, содержащая в себе представления человека о самом себе и самооценку, на основе которых он строит свое поведение в окружающем его обществе.

Часть Я-концепции, соединенную с описанием себя, представлениями о себе, часто называют образом Я или картинкой Я. А часть, связанную с позицией к себе или к отдельным своим качествам, - самооценкой или одобрением себя. Итак, Я-концепция определяет не только то, что показывает индивид, но и то, что он о себе думает, как реагирует на свои действия и возможности развития в будущем.

Р. Бернс, разделял в структуре Я-концепции содержательную и оценочную части, рассматривая ее как порядок установок человека, обращенных на себя самого. Относительно Я-концепции можно выделить три главных элемента установки:

1. Когнитивный элемент установки - образ Я - представление о самом себе. Как части суммарного образа индивида они передают, с одной стороны, устойчивые склонности в его поведении, а с другой - избирательность своего восприятия.

2. Эмоционально - оценочный элемент - самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может содержать разную интенсивность, ввиду конкретных черт образа «Я» могут вызывать слабые или сильные эмоции, связанные с их признанием или неодобрением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные шаги, которые могу быть определены образом Я и самооценкой. [Бернс, 2004].

Образ «Я» есть то, что определяет поведение. Данную точку зрения можно проследить в трудах разных исследователей. В частности, И.С. Кон, выражает свою точку зрения так: «От детства к юности и от юности к зрелости человек яснее сознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ «Я» становится одной из центральных, главных установок личности, с которой она соотносит все свое поведение» [Кон, 1979]. «Я» - это активно-творческий старт, который дает индивиду шанс не только видеть себя, свои качества, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность самостоятельно. Автор выделяет, что сознание самого себя охватывает в себе двоякое «Я»:

1) «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» - наступательное, действующее, субъектное «Я» или «Эго»;

2) «Я» как объект оценки и внутреннего чувства - объектное, непроизвольное, необычное, понятийное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я-концепция» [Кон, 1984].

И.С. Кон рассматривает возможность адекватного восприятия и оценки себя самого, в связи с проблемой соотношения главных функций уверенности в себе - регуляторно-организующей и Эго-защитной. Для успешного регулирования своей деятельности и направления своего поведения субъект должен иметь адекватную информацией, как об окружающей среде и обстоятельствах, а так же и об условиях и свойствах своей личности. Однако иногда функция защиты эго может искажать воспринимаемую информацию, чтобы поддерживать самооценку и стабильность самооценки. В результате такого искажения субъект может также иметь ложную самооценку в дополнение к соответствующим. [Кон, 1978].

Эта идея лежит в основе ряда других положений теории самопонимания Р. Бернса. Он отметил, что «другая функция Концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшиеся с одним и тем же событием, могут воспринимать его совершенно по-разному [Бернс, 1989]. Это означает, что образ «я» - это то, как мы интерпретируем события нашей жизни. Бернс представляет нам эту идею следующим образом: «Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет то, как люди воспринимают каждую ситуацию. Если вы пройдете через этот фильтр, ситуация будет понята и получит значение, соответствующее представлению о себе. "[Бернс, 1989]

Подводя итог, можно сказать, что образ «я» - это то, с чем человек понимает происходящее и, основываясь на результате такого понимания, ведет себя как-то и реагирует в соответствии со своим взглядом на ситуацию. В то же время поведение - это то, что сильно влияет на то, как мы видим себя. То есть существует определенный круг: образ «я», основанный на поведении, влияет на это поведение. В частности, на образ «я» влияет не само поведение, а то, что происходит в окружающем мире в результате нашего поведения или его сопровождения.

Также будет уместно обратить внимание на другую сторону формирования образа «Я». Образ человека в глазах других людей, обратная связь и их влияние на развитие образа «Я». Этот процесс является частью вышеупомянутого определения о взаимосвязи между поведением и изображением «Я».

Влияние оценки других на восприятие человека впервые было обнаружено К. Кули. Он придумал теорию «зеркала» I в 1912 году. Она основывалась на восприятие человеком самого себя. Как влияет мнение конкретного человека о том, как его воспринимают другие, и его основная позиция может быть «основным ориентиром для этого». Я-концепция - это «я» другого человека, то есть представление об индивидууме, о том, что о нем думают другие. «Я, как меня видят другие» и «я, как я вижу себя» очень похожи по содержанию. Другими словами, человек стремится оценивать себя так, как другие думают, что ты оцениваешь его »[Бернс, 1989]. «Дж. Мид утверждал: человек становится истинным человеком только тогда, когда он относится к себе как к объекту, то есть относится к себе так, как к нему относятся другие люди. Наши взгляды на все объекты (включая самый популярный объект наших мыслей»). - о себе) проистекают из нашей способности видеть мир глазами других людей, понимать влияние социальных символов и поддаваться им »[Аллахвердов, 2000].

Структура феноменального «Я» зависит от характера этих процессов самопознания, результатом которых оно является. Процессы самопознания, в свою очередь, содержатся в более широких процессах человеческого общения с другими людьми в процессах субъекта. Результаты анализа структуры его представлений о себе, его самооценке, его отношении к самому себе зависят от того, как эти процессы понимаются и как сам субъект, носитель уверенности в себе, появляется в исследовании. [Столин, 2006].

Развитое и дифференцированное позитивное самосохранение требует одновременного принятия себя в двух ценностно-смысловых позициях: активная самоэффективность, успешная самость и спонтанная, любящая, «теплая» самость. Частичное или фрагментарное самосохранение достигается путем отсечения одной из осей целостного самосохранения - самоуважения [Соколова, 1991].

Признание и принятие всех аспектов своего подлинного Я в отличие от «условного самопринятия» гарантирует интеграцию Я-концепции, которую я утверждаю как меру для себя и своего положения в жизненном пространстве. Внутренний диалог функционирует здесь как разъяснение и объяснение самоидентификации, а его конкретные формы, причины и мотивы показывают степень гармонии - несогласованность, зрелость уверенности в себе. Психологические конфликты становятся препятствием для личностного роста и самореализации, когда взаимодействие, диалог «самоизображений» «расколото» [Соколова, 1991].

Отношение человека к себе, являющееся результатом деятельности уверенности в себе, является в то же время одним из его фундаментальных свойств, которое существенно влияет на формирование структуры содержания и форму проявления целой системы других психических характеристик человека. Разумно осознанное и последовательное эмоциональное ценностное отношение человека к себе является центральным звеном его внутреннего ментального мира. Такое отношение создает их единство и целостность, гармонизирует и организует внутренние ценности личности, которые они приняли по отношению к себе [Чеснокова, 1977].

Эмоционально-ценностные отношения человека с самим собой возникают на основе опыта, который содержится в рациональных моментах уверенности в себе. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, которые прерываются в разное время, при разных обстоятельствах в связи с размышлениями о себе, пониманием себя и т. д. образуют эту эмоциональную «основу». Эта эмоциональная сфера самосознания на более или менее зрелой стадии развития, которая включена в самопознание, делает его более тонким, совершенным и детерминированным, когда оно вовлечено в саморегуляцию поведения, его важность, уместность и дифференциацию.

Большая часть опыта личностных отношений человека в извилистой форме переходит в сферу подсознания и существует там в форме внутренних способностей, эмоциональных резервов, потенций и обновлений при определенных условиях, которые вовлечены в эмоциональную жизнь человека в настоящем и создать своеобразное восприятие своей эмоциональной жизни в будущем.
1.2 Структура Я-концепции и ее формирование
При рассмотрении «Я-образа» мы можем выделить два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек узнает себя и собирает различные знания о себе, которые являются неотъемлемой частью его самооценки - его «Я концепции». Знание себя отнюдь не безразлично человеку. То, что человек знает о себе напрямую определяет эмоции человека и не всегда они являются положительными, а так же оценки. Содержание знаний о себе становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения [Бодалев, Столин, 2006].

Учитывая структуру Я концепции, Р. Бернс говорит, что представление о себе и самооценке может быть лишь условным основным различием, поскольку они психологически неразделимы. Имидж и самооценка предрасполагают человека к определенному поведению; Следовательно, глобальное самопонимание можно рассматривать как сумму взглядов индивида, направленных против себя (Бернс, 2004).

Автор отмечает такие модальности:

1. Реальное Я – установки о том, как индивид принимает информацию о своих настоящих способностях, роли, свой актуальный статус, то есть его представление о том, каков он на самом деле;

2. Зеркальное (социальное) Я – установки, о том как его видят окружающие индивиды;

3. Идеальное Я - установки, связанные с будущем. С тем каким индивид хотел бы стать [Бернс, 2004].

Столин отмечает, что анализ конечных продуктов уверенности в себе, которые выражаются в структуре представлений о себе, самооценке, либо как поиск типов и классификаций образов «я», либо как поиск согласно «размерам» (значимым параметрам) этой картины. Наиболее известным различием между изображениями «Я» является различие между «Я-Реальным» и «Я-Идеальным», которое уже есть в работах У. Джеймса, З. Фрейда, К. Левина, С. Роджерса и многих других авторов. Различие между «материальным я» и «социальным я», предложенное У. Джеймсом, также известно. Розенберг предложил более детальную классификацию изображений: «реальное я», «динамическое я», «актуальное я», «вероятное я», «идеализированный я» [Столин, 2006].

Идеальное я состоит из ряда идей, которые отражают заветные надежды и побуждения человека. Эти идеи, возможно, интерпретируются из настоящего (реальности). По словам Хорни, такое поведение с большим расхождением между реальным и идеальным я часто приводит к депрессии, потому что человек не может достичь идеала, что-то не всегда ему подходит, и он считает, что он не достигает этого совершенства в том или ином действии, может достигать. Олпорт считает, что идеальное я отражает цели, которые связывают людей с их будущим. Комбс и Соупер рассматривают идеальное «я» как образ человека, которым индивидуум хочет стать, т.е. как набор черт личности, которые, по его мнению, необходимы для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы сочетают идеальное «я» с усвоением культурных идеалов, идей и моделей поведения, которые становятся личными идеалами через механизмы социального подкрепления. Такие идеалы являются общими для каждого человека [Burns, 2004].

Идеальная картина, такая как «супер-я», рассматривается как стадия, которая выполняет регулирующую функцию, которая отвечает за выбор мер. «Супер-я» выполняет обязательные функции и является базой чувства вины, в то время как идеальная картина используется для относительной оценки различных действий; Возможно, что идеальная картина влияет на желания или намерения, а не на действия. Эта концепция идеального образа может быть соотнесена с тем, что Адлер называет целью или планом жизни [Фресс, Пиаже, 2008].

Истинное Я сильное и активное, что позволяет нам принимать решения и нести за них ответственность. Это приводит к реальной интеграции и здоровому чувству целостности и идентичности. [Хорни, 1998].

Хорни отделяет действительное или эмпирическое «Я» от идеализированного «Я» с одной стороны и от реального «Я» с другой. Фактическое «Я» - это общее понятие для всего, чем человек является в определенный момент времени: для его тела и души, для здоровья и невротизма. Подлинное «Я» - это то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет познать себя, то есть он хочет знать, кем он является. Идеализированное «Я» - это то, чем является субъект в своем воображении или что должно соответствовать давлению невротической гордости. Истинное Я - это «изначальная» сила, которая работает в направлении индивидуального роста и самореализации. Истинное «Я» - это то, к чему относится субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Для невротиков реальное «я» - это возможное «я», в отличие от идеализированного «я», которого невозможно достичь [Хорни, 1998].

Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» Я-концепции: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку. Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение [Столин, 2006].

Понятие «возможное- Я» было введено как целостная единица как часть анализа структуры Я-концепции. М. Розенберг и Г. Каплан дифференцируют, принимая во внимание идею многоуровневой организации самоизображений (структуру Я-концепции), различные «функциональные планы» от Я-концепций: план реальности, план воображения, план будущего и т. д. «Возможно- Я» - это представление человека о том, кем он может или хотел бы стать. Оно не является синонимом «идеального я», определяемого социальными нормами и требованиями, поскольку оно содержит отрицательные характеристики личности. Он отличается от «желаемого я», которое определяется непосредственно нашими мотивами, поскольку отражает моменты непроизвольного саморазвития [Белинская, 1999].

Более подробно и в отрыве от идеи структуры уровня концепция «возможного меня» была разработана в концепции Х. Маркус. Она ввела концепцию «работающей Я-концепции» - Я-концепцию в определенное время и в определенном социальном контексте взаимодействия, часть Я, определенную на микро и макро-социальном уровне. Некоторые рабочие самооценки обновляются чаще, другие реже. Стабильность и изменчивость самопонимания зависит от вероятности возникновения определенного частного самопонимания в ситуации определенного социального взаимодействия. Эта идея «вероятности», некоторой относительности само-проявлений, определила появление категории «возможное я» - по мнению Маркус и Нурия [Белинская, 1999], оно является продолжением нашей нынешней рабочей самооценки. Существует столько же «возможных эго», сколько существует действующих концепций эго. Они могут быть как негативными, так и позитивными. По мнению Маркус и Нурия, «возможное я» - это наша идея о том, кем мы станем в будущем, у которого есть мотивирующая функция - представление о себе как об успешном в будущем или представление о себе как о потенциальном неудачнике является предпосылкой для реальный успех или неудача. Кроме того, сильные различия между современной концепцией работающего я и «возможным я» являются источником тревоги или депрессии [Белинская, 1999].

И.С. Кон психологические процессы и механизмы уверенности в себе, которые способствуют формированию, поддержанию и изменению самооценки личности, называются «рефлексивным Я». Автор цитирует модель рефлексивного Я, предложенную Розенбергом [Кон, 1984]. Компоненты рефлексивного Я, части, из которых он состоит, элементы - это существительные (ответ на вопрос «Кто я?») И прилагательные (ответ на вопрос «Какой я?»).

Структура этих компонентов строится по следующим критериям:

1. По степени отчетливости осознания, наличии представлений того или иного из них (компонентов) в сознании;

2. По степени их важности, на сколько они важны или не важны данному индивиду;

3. По степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, логичность образа Я в целом [Кон, 1978].

У каждого есть принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. Д. В целом. Этот центр формирует ядро человеческой личности и упоминается в различных психологических теориях как «я», «самооценка», «уверенность в себе» и т. Д. Термин «концепция эго» является наиболее распространенным в зарубежной психологии.

Я концепция - это относительно стабильная, более или менее осознанная система представлений индивида о себе, на основе которой он обращается к себе и выстраивает свое взаимодействие с другими людьми.

Анализируя представления о структуре Я-концепции, можно выделить основные и более менее универсальные составляющие:

1) когнитивный компонент - изображение наших собственных качеств, способностей, внешности, социального значения, нашего собственного характера и т. д. (Я-реальный и Я-идеал);

2) эмоционально-оценочный компонент - переживание нами своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, эгоистичность или альтруистичность и т.д.

3) поведенческий компонент – то, как мы действуем на основе примеров других людей и социального отношения к ним и к самому себе.

Мы можем развивать представление о себе (Я-концепцию) благодаря тому что способны к рефлексии, то есть самонаблюдению, самоанализу.

2. Исследование содержательных характеристик Я-концепции и самооценки личности

2.1 Методы исследования
В ходе анализа «я-образа» можно отметить несколько аспектов, то что человек знает ос самом себе и его самоотношение к самому себе. С течением времени человек узнает себя и накапливает знания о себе, все это составляет основную часть его представлений о самом себе- его «я-концепции». Конечно, то что индивид знает о себе вызывает у него определенные эмоции, так же это способствует оценке себя и предмету его самоотношения. Не всё это осознается человеком. Это очень сложная тема для исследования, т.к. включает субъективность объекта.

Вывод:

Следуя таким размышлениям можно понять, что задачей моего эмпирического исследования состоит в диагностике самооценки и в выявлении частей его «я-концепции». Так же можно сразу определить, что цель диагностики- это уровень самооценки личности и нахождение наиболее часто встречающихся характеристик своего Я.
Список используемой литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. – М.: НОУ ВПС МПСИ, 2009.

3.Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: Питер, 2006.

4.Б.Д. Парыгин. Социальная психология Истоки и перспективы. – СПб.: СПбГУП, 2010.

5.Акопов Г.В. Социальная психология образования. - М.: Флинта, 2000.

6.Акопов Г.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса. - М.: Машиностроение - 1, 2003.

7.Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теорет. подходы: Учеб. пособие для вузов по специальности "Психология". - М.: Аспект Пресс, 2001.

8.Андреева Г.М. Социальная психология (аудиокнига МР3 на 2 CD). – М.: Студия АРДМС, 2008.

9.Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. - М.: Аспект Пресс,

2007.

10.Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие по специальностям "Соц. педагогика", "Педагогика и психология", "Соц. психология", "Педагогика". - М.: Academia, 2004.

11.Аронсон Э. Общественное животное или введение в социальную психологию. – СПб: Питер, 2007.

12.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМЕврознак, 2002.

13.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Большая психологическая энциклопедия. Психологические законы человеческого поведения. – СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2008.

14.Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. - СПб: Питер, 2003.

15.Бэрон Р., Керр М., Миллер Н. Социальная психология групп: процессы, решения, действия. - СПб: Питер, 2003.

16.Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. - М.:

Academia, 2005.

17.Гришина Н. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия.- СПб: Питер, 2003.

18.Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.:

Прор, 2001.
на Allbest.ru

Саратов, 2022 г.


написать администратору сайта