Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

  • Функциональные изменения.

  • Развитие.

  • качественно новых объектов.

  • Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных

  • Революции .Реформа

  • Социальные факторы изменений.

  • ЗС 1-19__Клач.А.Д__Контрольная работа_Тема_Понятия социальных из. Понятие социальных изменений. Концепции социальной эволюции и революции, теория циклических изменений


    Скачать 47.52 Kb.
    НазваниеПонятие социальных изменений. Концепции социальной эволюции и революции, теория циклических изменений
    Дата16.05.2022
    Размер47.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗС 1-19__Клач.А.Д__Контрольная работа_Тема_Понятия социальных из.docx
    ТипКонтрольная работа
    #532624
    страница1 из 3
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    По дисциплине: «Основы социологии»

    На тему: «Понятие социальных изменений.

    Концепции социальной эволюции и революции, теория циклических изменений.»

    Работу выполнил: студент заочного отделения, 2 курса,

    ЗС-1-19 группы

    Клач.А.Д

    Проверила

    Гарайшина.Э.И

    Казань 2021

    Введение………………………………………………………………………1

    1. Социальные изменения и их формы: эволюция, типология….……….2

      1. Эволюционные социальные изменения……………………………3

      2. Социальная эволюция……………………………………...………..8

    2 Типология социальных изменений…………………………………….11

    2.1 Основы типологии социальных изменений………………………… 16

    2.2 Типология трансформации социальных изменений………...……….19

    2.3 Подходы к изучению социальных изменений.

      Концепции социального прогресса…………………………..…….....22

    2.4 Модернизация……………………………………………….....…...….23

    Заключение…………………………………...……………………...…….24

    Введение

    Человечество существует на Земле около полумиллиона лет. Земледелие — необходимая основа существования оседлых поселений — лишь около двенадцати тысяч лет.

    История цивилизаций насчитывает не более шести тысячелетий. Если мысленно представить все время существования человечества как одни сутки, то окажется, что земледелие было изобретено в 23 часа 56 минут, цивилизации появились в 23 часа 57 минут, а современные общества в 23 часа 59 минут 30 секунд. Однако за эти тридцать секунд произошло, возможно, столько же изменений, сколько за весь “день человечества”.
    Скорость изменений, происходящих в современную эпоху, хорошо демонстрируют темпы технологического прогресса.

    Даже лучшая индийская пряха не смогла бы получить нить столь тонкую и ровную, как современная мюль-машина; в восемнадцатом веке все кузницы христианского мира даже объединенными усилиями не смогли бы производить листовую сталь в таком количестве и такого качества, как один современный прокатный стан. Но важнее всего, что современная технология создала вещи, которые ни один человек прошлого, пожалуй, не смог бы представить и понять: фотоаппарат, автомобиль, самолет, весь диапазон электронных устройств от радио до высокоскоростного компьютера, атомную электростанцию и так далее почти до бесконечности. Результатом явился колоссальный рост объемов и разнообразия товаров и услуг, и уже одно это изменило образ жизни людей больше, чем что-либо другое со времен открытия огня. Англичанин (да и англичанка) середины XVIII века в материальном отношении стояли ближе к легионерам Цезаря, чем к своим собственным правнукам.


    На протяжении последнего полувека темпы изменений не замедлились, но даже скорее возросли, и будущее нашего поколения является менее определенным, чем любого из предшествующих. Условия существования предыдущих поколений не были безопасными, людям всегда угрожали голод, болезни, стихийные бедствия. Сегодня в индустриальных странах мы практически полностью защищены от подобных 591 проблем; тревоги относительно нашего будущего другого рода. Они порождены теми социальными силами, которым мы сами дали волю.

     Социальные изменения и их формы: эволюция, типология.
    Социальные изменения -- представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем.

    В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:

    Содержательные изменения. Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.

    Структурные изменения. Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.

    Функциональные изменения. Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.

    Развитие. Особый тип изменения - развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов.Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности -- это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития.

      1. Эволюционные социальные изменения

    Это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные социальные изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть в общем виде охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т. е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате которого постепенно изменяется вся социальная система. Сам же кумулятивный процесс (процесс накопления), в свою очередь, может быть «расщеплен» на две составляющие: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация -- это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Посредством отбора в системе сохраняются элементы нового и как бы «отбраковываются» другие элементы.

    Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они приобретают, как правило, форму социальных реформ, которые осуществляются правительствами или правительственными органами (реформа 1861 г. в России об отмене крепостного права, реформа П. А. Столыпина в начале XX столетия, введение нэпа в Советской России в начале 1920-х гг., современные реформы российского правительства, в частности, в области систем образования, здравоохранения и др.). Но это может быть и стихийный процесс, который осуществляется как бы сам собой. В качестве такого процесса можно указать на повышение на протяжении нескольких последних столетий среднего уровня образования населения многих стран мира и общее уменьшение числа неграмотных, хотя это число в ряде стран и остается очень большим.

    Для обозначения направления некоторых процессов изменений, которые совершаются на протяжении нескольких поколений людей или даже нескольких столетий, в социологической литературе нередко используется понятие «тренд».

    Тренд - это направление движения событий, достаточно конкретная тенденция действий людей в определенном направлении. Так, трендами являются общий рост народонаселения планеты в целом и многих народов в частности на протяжении веков и тысячелетий; урбанизация, т. е. процесс развития городов и повышения их роли в обществе; модернизация, т. е. технические, политические, экономические и другие изменения, направленные на усовершенствования, отвечающие современным требованиям. Примерами трендов являются также такие процессы, как индустриализация, автомобилизация и т. д. Как видим, трендами могут быть и цепи непосредственно социальных изменений (урбанизация), и тенденции технического и иного порядка (электрификация, компьютеризация, информатизация), которые с необходимостью влекут за собой перемены социального порядка.

    Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

    Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.


      1. Социальная эволюция


    Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развитияобщества к более сложным. Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIII -- начала XIX в. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.

    О. Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят тристадиипримитивнуюпромежуточную и научную, которым соответствуют формы человеческого знания (теологического,метафизического и позитивного)Эволюция общества для него -- это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.

    Виднейший представитель эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера.

    Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более высоком уровне. В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы.

    Современный структурный функционализм, продолжая спенсеровскую традицию, отвергавшую непрерывность и однолинейность эволюции, дополнил ее идеей большей функциональной приспособленности, возникающей в ходе дифференциации структур. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.

    Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, т. е. внутренними причинами. Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.

    Другой подход -- экзогенный -- представлен теорией диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Так, Ральф Линтон (1937) обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и пр. стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В тех же США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.

    Социальные изменения - одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.

    Социальные изменения могут осуществляться двумя путями: первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества; второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов. В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили из необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями.

    Формы социальных изменений:
    Эволюция в широком смысле - это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции.
    Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией. Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

    Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

    От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.

    Социальная модернизация.
    Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития Западных стран, также предполагали модернизацию. «Модернизация» в этом смысле означает достижение определенных «мировых стандартов» или «современного» уровня развития.

    Глава II. Типология социальных изменений
    2.1 Основы типологии социальных изменений

    Почти все социологи-теоретики уделяют внимание проблемам социальной динамики. Тем не менее многие социальные кризисы оказались неожиданными и, более того, в рамках существующих теорий для происходящих перемен не удается найти разумные объяснения. Драматичные события последних лет вновь сделали необходимым пересмотр существующих концепций и категорий социальной динамики. Американский социолог М.Халлинен в послании к своим коллегам подчеркивала, что ускорение темпа перемен, глобализация, увеличение взаимосвязанности происходящих в современном мире процессов делают изучение социальной динамики наиболее актуальной проблемой социологической теории. По ее мнению, в истории социальной науки существуют своего рода циклы. Сначала формулируются глобальные теории социальной динамики, в которых социальные процессы анализируются на абстрактном уровне. Затем на базе глобальной теории создается ряд специфических, локальных теорий (моделей), предназначенных для более детального изучения конкретных процессов. И наконец, анализ и обобщение опыта практического использования локальных теорий приводят к необходимости создания новой глобальной теории. Указанная схема предполагает постепенное восхождение к все более совершенной теории социальной динамики, что, к сожалению, не в полной мере соответствует реалиям научной жизни.

    Но в любом случае моделирование конкретного социального процесса следует начинать не с чистого листа, а опираясь на накопленные знания. Лучшей работы, где можно почерпнуть необходимые знания, чем энциклопедический труд П.А.Сорокина "Социокультурная динамика", пока еще не написано .На западе фундаментальная работа Сорокина не особенно популярна. Читателя, видимо, отпугивает как объем труда (4 тома по 700 страниц), так и высочайший уровень (напомним, что в работе над четырехтомником участвовал цвет русской эмиграции, мало знакомый западному читателю). Казалось бы, по тем же причинам этот фундаментальный труд должен стать настольной книгой для каждого отечественного социолога, но, к сожалению, до сих пор нет его перевода на русский язык. Одним из самых значительных событий в отечественной социологии конца XX века стал выход в свет перевода однотомника П.Сорокина .

    Основываясь на результатах Сорокина, его ученик В. Мур опубликовал в 1963 г. один из лучших учебников по социальной динамике

    Учебник следующего поколения С.Ваго во многом является расширенной версией книги Мура (зато Сорокин почти не упоминается). Вышедший в 1996 г. на русском яныке учебник П.Штомпки "Социология социальных изменений" содержит достаточно полную инвентаризацию теоретических подходов, что избавляет автора данной книги от необходимости подробно описывать историю вопроса.

    Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.

    В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

    Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социо-культурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: "Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик" .

    В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мульти-казуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

    1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

    2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

    3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

    4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.

    5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

    Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: "После возникновения социокультур-ной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой..." . Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

    Таким образом, каждая социокультурная система имеет свой жизненный цикл, который может быть разбит на ряд этапов, стадий, фаз развития. Чередование фаз развития системы иногда называют системным временем. Ясно, что фаза является качественной единицей измерения времени. Количество фаз, их длительность зависят от избранной типологии и задач исследователя. Однако даже количественная переменная - календарное время - в социальных процессах приобретает качественные характеристики. Так называемое социальное время является формой организации социального опыта, оно может ускоряться и замедляться, зависеть от направления в будущее или в прошлое. Одно время эквивалентно деньгам, другое требуется убить.

    Малоизученной проблемой остается выбор необходимого темпа социальных изменений, темп перемен можно ускорить и замедлить, сделать неравномерным и сконцентрированным. С понятием темпа перемен связаны категории инертности социальных систем и социального трения.

    2.2 Типология трансформации социальных изменений
    Социальные факторы изменений.

    Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места.
      1   2   3


    написать администратору сайта