Практическая Работа 13. Понятие субкультура, детская субкультура
Скачать 21.09 Kb.
|
Практика 13 Понятие «субкультура», «детская субкультура».... Методика организации воспитательной работы в детских творческих объединениях. Неформальные объединения детей и молодежи. Методика организации досуга учащихся и работы клубных объединений. 1.Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Понятие ≪детская субкультура≫ предполагает, что для каждого возраста характерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его развития как личности: позволяющим ему понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде. В каждый возрастной период она отличается своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме. Субкультура отражается в детских играх, фольклоре, художественном творчестве, традициях. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей у них наблюдаются своеобразные проявления субкультуры, выражающиеся в тайных языках и шифрах, шалостях, детской магии и т.д., например в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников и младших школьников; фольклорном репертуаре и детских традициях у детей 8— 13 лет; стремлениях к последней моде , к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков и пр Хиппи - это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнам У хиппи свои правила поведения и своя философия. Они объединяются в Систему. Это своего рода клуб, в который принимают не каждого. Система делится на группы (тусовки), где есть два слоя: "пионеры" и "олдовые" (мамонты). "Пионеры" - подростки, "олдовые" - старые члены Системы, серьезно вникающие в проблемы религии, мистики, художественного творчества. Детские объединения отличаются по своим целям, задачам, направлениям деятельности, по составу и количеству своих членов, характеру устанавливаемых связей, взаимоотношений, уровню развития и воздействия на детей и подростков. Субъектами детского движения могут быть: международные, межреспубликанские, всероссийские, республиканские, районные, городские детские объединения и организации. Основными направлениями деятельности детских объединений являются: естественнонаучное, художественно-творческое, физкультурно-спортивное, Досуговая деятельность как сфера свободного времени предполагает создание и организацию детских объединений. Подобные типы объединений работают на базе образовательных учреждений, центров творчества детей и юношества, домов культуры, библиотек, парков, музеев, зоопарков и т.д. Объединения предполагают совместную досуговую деятельность детско-юношеского коллектива и «разнонаправленность взаимодействия личности в художественно-творческой деятельности», способствующей выработке определенных личностных качеств, выстраивания взаимоотношений. И.Н. Вишнякова рассматривает детские творческие объединения как среду «взаимодействия сверстников, играющей, в силу своей совместности, роль в формировании коллективизма, гуманных отношений» [3, с.11]. Детским творческим объединениям присущи следующие функции: - аксиологическая (ориентация в системе духовно-нравственных ценностей); - социализирующая (формирование социального опыта через творческую деятельность и общение, освоение новых социальных ролей и моделей поведения, межличностных отношений, обеспечение условий для самовыражения и самоопределения); - культуротворческая (активное включение в творческую деятельность, связанную с созданием художественных (сценических) образов); - рекреационно-психологическая (восстановление творческой активности и психофизических сил, реализация культурно-досуговых потребностей); - профориентационная (создание условий для формирования интереса и выявления способностей к конкретным видам профессиональной деятельности) Деятельность детских творческих объединений реализуется в таких формах, как клуб, группа, ансамбль, кружок, секция, театр, студия, творческая мастерская и др. Организация детских творческих объединений в досуговой сфере имеет свою специфику. Особенности организации детских творческих объединений зависят от возможностей учреждений, в которых они функционируют. Представленные выше формы детских объединений осуществляют свою деятельность в различных социально-культурных и образовательных учреждениях, центрах детского и юношеского творчества, домах культуры, библиотеках, музеях, парках и др. В образовательных учреждениях детские объединения представляют собой организационные структуры двух типов: детские объединения по внеурочной деятельности и детские объединения дополнительного образования. В отличие от внеурочной деятельности, дополнительное образование не имеет федеральных государственных образовательных стандартов, не является уровнем образования, поэтому в работе педагогов используется типовая программа данного образовательного учреждения или авторская программа педагога дополнительного образования. Таким образом, детское творческое объединение в рамках нашего исследования – это объединение подростков на добровольной основе, реализующее свою деятельность во внеучебное время для удовлетворения досуговых потребностей и реализации творческого потенциала личности в процессе совместной музыкально-театральной деятельности. В настоящее время значительным, а иногда и приоритетным, определяющим фактором развития личности ребенка (подростка или юноши) становятся стихийные влияния в микросреде. Подростки и старшеклассники могут уйти в неформальные объединения молодежи, которые исповедуют ценности молодежной субкультуры, возникшей как оппозиция по отношению к классической культуре, носителями которой, в основном, являются школа, семья, средства массовых коммуникаций, а также учреждения культуры, где воспитание осуществляется как целенаправленный процесс. Механизм психологического характера, связанный с уходом детей и подростков в неформальные объединения, очень хорошо изучен. В его основе лежит потребность в общении со сверстниками. Человек в подростковом возрасте подразумевает себя как личность, задумывается над своим "Я": "Каков я? Отношусь ли я к таким, как все? Или я не такой как все? И как следствие, у подростка возникает потребность в том, чтобы можно было найти себя в социуме или подражать уже сформировавшемуся идеалу, реализовывая бурно проявляющееся чувство "взрослости". Желание подростка быть в неформальной группе может быть объяснено потребностью: - в информации, связанной с проблемами, ответ на которые нельзя получить ни в школе, ни в семье; - в общении и эмоциональном контакте (в большинстве своем это дети, у которых нет такого контакта общения ни в школе, ни дома. Причем, это дети не только из неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, где есть все материальные условия для жизни и развития, но нет душевного тепла и уюта); - в рамках реализации индивидуальных притязаний, к примеру, на лидерство или конформное подчинение, на занятие и самореализацию в определенных видах деятельности; - в устранении чувства тревожности, в котором подросток пребывает и которое может быть усугублено по мере взросления. Тревога выступает как "ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности". У тревоги нет определенного источника, как, например, у страха. Тревога охватывает подростка "со всех сторон". Такое же состояние подросток может испытывать и дома; - в принятии подростка таким, какой он есть, а также возможностью "быть как все": в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях субкультуры (или псевдокультуры), в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д. Говоря о неформальных молодежных объединениях, постоянно произносятся слова "молодежь" и "подросток" Почему? С нашей точки зрения все дело в возрасте, так как с самыми большими переживаниями, взлетами и падениями связан подростковый возраст. Он многим отличается от других возрастных периодов и является самым кризисным. Его возрастные границы все специалисты очерчивают по-разному. Специфическая особенность этого периода состоит в том, что, с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, имеющий во многом уже взрослые желания, мысли и собственные взгляды, направленность на новые действия. В связи с тем, что образование и воспитание тесно связаны в проведении досуга, необходимо учитывать методы обучения, которые могут быть непосредственно применены учителями к любому способу организации досуга ребенка. В современной образовательной системе, помимо признания личностно-ориентированной модели взаимодействия, согласно которой учитель и ребенок являются субъектом образовательного процесса, определенная роль отводится методам воспитательного воздействия. При проведении практической деятельности учитель занимает одно из важнейших мест. Основные методы сотворчества и сотрудничества с детьми – игровые, театрализованные, соревновательные, импровизационные, воспитывающие. Эти методы активно используются при организации досуговой деятельности детей. 1) методы массового воздействия. Их использование заключается во включении детей в программу массовых игр; 2) методы театрализации. Театрализованные мероприятия для детей включают бесконечное множество занятий и социальных ролей. Метод театрализации создает эффектную активную ситуацию, в которой каждый, кто участвует, является не просто пассивным зрителем, а активно реагирующим зрителем; 3) методы игры и игрового тренинга. Игровая деятельность занимает значительное место в жизни ребенка младшего школьного возраста; 4) метод наглядности и иллюстрирования. Данный метод способствует реализации дидактического принципа наглядности при обучении, развивает наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание». Все перечисленные методы в совокупности помогают эффективно организовать игровую деятельность детей и получить видимые результаты. Учителю необходимо в досуговой деятельности творчески моделировать различные методы воспитания и обучения детей. Выбор методов зависит от содержания досуговой деятельности, возраста учеников и характера занятий. Досуг строится на позиции сотрудничества. Она требует конфиденциального и доверительного общения. Это общение основано на межличностном общении, которое позволяет партнерам понимать и принимать позицию друг друга и отстаивать свои собственные суждения. На основе анализа современного опыта организации детского досуга, являющегося одной из наиболее распространенных и эффективных форм, выделяется педагогическая анимация, задача которой – объединить различные формы досуга, в том числе игры, театрализацию, а также массовые праздники и т.д. 2) Клубы. Все перечисленные методы в совокупности помогают эффективно организовать игровую деятельность детей и получить видимые результаты. Учителю необходимо в досуговой деятельности творчески моделировать различные методы воспитания и обучения детей. Выбор методов зависит от содержания досуговой деятельности, возраста учеников и характера занятий. Досуг строится на позиции сотрудничества. Она требует конфиденциального и доверительного общения. Это общение основано на межличностном общении, которое позволяет партнерам понимать и принимать позицию друг друга и отстаивать свои собственные суждения. На основе анализа современного опыта организации детского досуга, являющегося одной из наиболее распространенных и эффективных форм, выделяется педагогическая анимация, задача которой – объединить различные формы досуга, в том числе игры, театрализацию, а также массовые праздники и т.д |