Понятие, виды и характеристика инстинктов по А.И. сообщение по зоопсихологии (Фет). Понятие, виды и характеристика инстинктов по А. И. Фету Понятие инстинкты
Скачать 18.9 Kb.
|
Понятие, виды и характеристика инстинктов по А.И. Фету Понятие: инстинкты — это врождённые способы поведения животного. Они вовсе не сводятся к реакциям на происходящее в окружающей среде. Животное часто проявляет инициативу, то есть начинает некоторую последовательность действий, приводящую к полезному для него результату. -Также Фет в своей книге использует для объяснения определённых закономерностей поведения компьютерную модель. Поэтому можно привести ещё одно понятие: инстинкты — это наследственные программы поведения, в случае высших животных и особенно человека — преимущественно открытые программы. Виды инстинктов: -В своей книге Фет рассматривает, так называемые «Большие инстинкты». Прежде всего это инстинкты, присущие всем без исключения животным. К ним относятся: инстинкт самосохранения, инстинкт питания инстинкт размножения. Целью этих инстинктов является, соответственно, спасение от смерти, спасение от голода и продолжение рода. - Также, к “большим инстинктам” Фет относит ещё два инстинкта, присущих в той или иной степени многим высшим животным, во всяком случае, приматам и человеку. социальный инстинкт -открыт Дарвином -особенно важен для общественных, или стадных животных, типичными примерами которых являются муравьи, сельди, гуси, волки и обезьяны. - Социальный инстинкт определяет для каждого вида возможный размер стада и правила поведения в нём, то есть реакции на собратьев по стаду. Для всех видов приматов типичная численность составляет несколько десятков. Так же обстояло дело, несомненно, у наших предков-гоминид; однако нынешние сообщества людей, гораздо более многочисленные и зависят не только от генетической наследственности. -На первый взгляд, есть совсем не общественные животные, проводящие почти всю жизнь в одиночестве, например тигры или медведи. Однако эти животные сходятся на время спаривания, поэтому также являются в некоторой мере общественными. - У человека социальный инстинкт принял особый характер, ненаблюдаемый у других животных. Фет называет его инстинктом внутривидовой солидарности. Специфичность этого инстинкта состоит в его способности распространяться с меньших групп на б´oльшие. По-видимому, произошла мутация первоначального социального инстинкта, которая создала возможность распространить сплочённость и взаимопомощь с первоначальных групп на б´oльшие сообщества. Также одно из важнейших его проявлений— это эмпатия, способность “сопереживания”. При этом важную роль играет восприятие выражений лица и телесных движений. Инстинкт внутривидовой агрессии -открыт Лоренцом - свойствен всем “территориальным” животным, то есть получающим питание с определённого участка и охраняющим этот участок от особей своего вида. Такими животными являются многие хищники. - Биологический смысл этого инстинкта состоит в изгнании со “своей” территории любой особи собственного вида, чем обеспечивается равномерное заселение его ареала. Если бы не этот инстинкт, животные одного вида стремились бы селиться только в самых благоприятных местах, что привело бы к перенаселению и бескормице. - Этот инстинкт побуждает животное нападать на любого представителя своего вида, оказавшегося на его участке; но такое нападение на “чужого” обычно завершается лишь его изгнанием со “своей” территории, а вовсе не убийством. - Убийство особей своего вида опасно для его сохранения; поэтому чтобы это предотвратить, изгнание чужого достигается только демонстративным “поединком”. -Более того, эволюция скорректировала инстинкт внутривидовой агрессии добавочным инстинктом — механизмом “подчинения”: более слабый из соперников даёт сигнал, автоматически останавливающий дальнейшее нападение. - У человека значительно ослаблены инстинкты, корректирующие агрессию. Функции этих инстинктов в значительной степени приняли на себя механизмы культурной наследственности, действие которых определяется традицией. У человека резко усилилось действие инстинкта внутривидовой агрессии по отношению к членам “чужих” групп, но осталось на прежнем уровне по отношению к собственной группе. Различение “своих” и “чужих” определяется культурной традицией. Причиной этих специфических для человека изменений был, по-видимому, групповой отбор. Взаимодействие инстинктов - внутривидовая агрессия вовсе не является “злом”: напротив, из взаимодействия этого инстинкта с половым инстинктом возникли все высшие эмоции животных и человека: узнавание индивида, Узнавание индивида было биологически необходимо, чтобы “владелец” участка мог узнавать своих “соседей”, не принимая их за опасных агрессоров и не затрачивая энергию на бессмысленные нападения. Узнавание индивида было первым шагом к формированию того, что мы, люди, называем “личностью”, и к развитию высших эмоций, которое привело к возникновению человека. дружба и любовь. -произведение и воспитание потомства требовало сотрудничества особей разного пола, и поскольку инстинкт внутривидовой агрессии действует в отношении всех особей собственного вида, необходимы были способы безопасного сближения партнёров. Это привело к возникновению сложных механизмов, в которых “притяжение” полового инстинкта взаимодействует с “отталкиванием” инстинкта внутривидовой агрессии и инстинкта самосохранения. Эти механизмы известны нам, людям, под названием “любви”. -Таким образом, эволюция выработала внутривидовую агрессию для равномерного расселения вида и создала у животных “высшие эмоции”, чтобы предотвратить вредные последствия этой агрессии. |