Главная страница

Творческая работа Портрет Философа Гегеля. Портрет философа. Георг Вильгельм Фридрих Гегель


Скачать 32.4 Kb.
НазваниеПортрет философа. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
АнкорТворческая работа Портрет Философа Гегеля
Дата30.05.2022
Размер32.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаGegel (1).docx
ТипТворческая работа
#556816

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФГБОУ ВО КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и философии


ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

по дисциплине философия

на тему: «Портрет философа. Георг Вильгельм Фридрих Гегель»

Выполнил: ст. гр. 1ИС02 Желтухина Д.С.

Проверил: доц., к.ф.н. Прохоров Г.С.


Казань

2022

Содержание


Краткие биографические данные 3

Круг философских интересов 4

Диалектика и логика в трактовке Гегеля 4

Философские размышления о природе и духе 5

Основные работы 7

Философ и эпоха 9

Творческое наследие мыслителя 10

Личное восприятие и понимание данного философа 11

Краткие биографические данные


Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel); 27 августа 1770 — 14 ноября 1831) — немецкий философ. Он считается одной из самых важных фигур в немецком идеализме и одним из основоположников западной философии, чьё влияние распространяется на весь спектр современных философских проблем, от эстетики до онтологии и политики.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника.

Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.

В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати.

Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.

Круг философских интересов


Философия Гегеля в своей основе опиралась на идею постепенного развития бытия. От бытия в себе (идея, разум) через бытие вне себя (природу) к бытию в себе и для себя (Духу).

В процессе саморазвития чистый разум – не реальная, а идеальная и логическая субстанция.

Абсолютная Идея – основа мироздания. Природа не способна стать основой всего сущего, потому что является пассивной субстанцией, а Абсолютная Идея меняет ее, производя те или иные действия.

Окружающий мир, согласно гегелевской философии, можно познать с помощью инструмента познания – чувственного и рассудочного опыта. Противоречия являются критериями истины, и заблуждением является их отсутствие. Эти два суждения противоречили идеям Канта, который оказал сильное влияние на формирование мировоззрения германского мыслителя.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

Законы диалектики:

  1. Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.

  2. Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития

  3. Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.

  • Учение о сущности. Объект изучения — явления, сущности и действительность.

  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Основные работы


Все труды Гегеля можно классифицировать следующим образом:

«Наука логики»

«Философия духа». Сюда входят «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия религии», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике».

«Философия природы»

Малые сочинения («Философская пропедевтика», «Отношение скептицизма к философии», «Дух христианства и его судьба» и другие).

«Феноменология духа».

Первым из крупных трудов Гегеля является сочинение «Феноменология духа», которая в то же время стала и самым первым выражением всей системы абсолютного идеализма Гегеля. Метод, который философ использовал в этом сочинении значительно повлиял на его современников, в том числе и противников. А Карл Маркс в своем сочинении «Экономическо-философские рукописи 1844 года» писал, что труд Гегеля является истинным истоком и тайной гегелевского учения.

«Наука логики»

Основанием выстраиваемой Гегелем философской системы является работа «Наука логики», которая представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли. «Наука логики» состоит из трех частей:

«Объективная логика», книга первая – «Учение о бытии» была опубликована в 1812 году

«Объективная логика», книга вторая – «Учение о сущности», опубликована в 1813 году

«Субъективная логика» - опубликована в 1816 году.

В истории философии вариант логики, изложенный в работе «Гегеля», получи название «Большая логика». Существует еще «Малая логика» - под ней понимается версия, которую Гегель изложил в «Энциклопедии философских наук». Наиболее популярным вариантом изложения труда Гегеля является раздел, который посвящен логике в «Философской пропедевтике». «Философская пропедевтика» была задумана философом в качестве пособия для старших классов гимназии.

«Энциклопедия философских наук»

Третьей крупной работой Гегеля является «Энциклопедия философских наук», в которой он излагает свою систему абсолютного идеализма. «Энциклопедия философских наук» была издана в качестве руководства для слушателей лекций. При жизни философа сочинение было издано трижды. Впоследствии работа выходила под названием «Система философии». Автор стремился изложить в рамках одной работы три части своего учения – философию духа, философию природы и логику. В 1820 году была опубликована «Философия права» Гегеля. Это сочинение является наиболее сформировавшимся утверждением взглядов Гегеля на социальную философию, философию права и философию политики, а также раскрывает понятия, которые были кратко сформулированы в Энциклопедии философских наук. Сам Гегель рассматривал это сочинение как конспект лекций по философии права, написанный специально для его слушателей.

Философ и эпоха


Гегель жил и творил в эпоху немецкой классической философии.

Немецкая философия — это влиятельное течение мыслей мыслителей Нового времени. Именно с неё началось замена мыслей об анализе природы на мысли об исследовании человека, его мира и истории. Именно в то время мыслители пришли к выводу, чтобы люди живут не в мире природы, а культуры.

Немецкая философия характеризуется следующими чертами:

  • подчеркнутая роль науки в работе над проблемами гуманизма, а также её попытки переосмыслить жизненный путь человека;

  • философы говорили, что данная наука должна быть голосом всей человеческой культуры;

  • философия играла большую роль в истории человечества и развития культуры всего мира.

Человеком, который стал основоположником немецкой философии, был Иммануил Кант. Он говорил, что изучение природы, вещей и человека не играет собой роли в теоретических знаниях. Вместо этого нужно уделить внимание исследованиям, что способно стать познавательной деятельностью личности человека, а также установить законы познания и его границ.

Творческое наследие мыслителя


После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».

Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Личное восприятие и понимание данного философа


Гегель – философ-идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат ее развития.

К его философии можно относиться по-разному. Многие критикуют труды великого философа, обвиняя его философию в тоталитаризме, ведь Гегель выступал за поддержку германского объединения с целью усиления немецкого государства. Но делать такой вывод было бы явным анахронизмом. Окунувшись в историю Германии того времени, можно с легкостью понять такой вектор развития философии Гегеля. В его время для политически сознательных немецких граждан было разумным стремиться к усилению государства, ввиду тяжелого кризиса в Германии.

Исследования показывают к тому же, что из-за цензуры изложенное в Философии права не совпадает полностью с собственными взглядами Гегеля. В узком кругу Гегель высказывал более либеральные взгляды.

В заключение я бы хотела привести высказывания Гегеля, которые нашли отражение и в моем мировоззрении:

«Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это.»

«Независимость от общественного мнения есть первое условие совершения чего-либо великого и разумного.»

«Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя…»

«Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя.»


написать администратору сайта